Научная статья на тему 'Проблемы производственного обучения ветеринарных врачей'

Проблемы производственного обучения ветеринарных врачей Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
484
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ / ПРОИЗВОДСТВО / ВЕТЕРИНАРНЫЕ ВРАЧИ / SKILLS / PRODUCTION / VETERINARY DOCTORS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Трошин Е. И.

Разработать Единую концепцию кадровой политики ветеринарной службы РФ от подготовки ветеринарного специалиста до закрепления на рабочих местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INDUSTRIAL TRAINING OF VETERINARY DOCTORS

It`s necessary to develop a unified concept of Russian Federation Veterinary Service personnel policy from the preparation of veterinary specialists to securing at the workplace.

Текст научной работы на тему «Проблемы производственного обучения ветеринарных врачей»

The experience of training students in the Kazan State Academy of Veterinary Medicine Bauman. Proposals for inclusion in the FSES and exemplary curriculum subjects: the organization of veterinary affairs, veterinary business, the organization of veterinary supervision, international and national veterinary legislation, the history of veterinary medicine and veterinary deontology.

УДК 619:614.23:373.6

ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ

Трошин Е.И. - д.б.н., профессор декан ФВМ Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Ключевые слова: навыки, производство, ветеринарные врачи. Key words: skills, production, veterinary doctors.

В соответствии с основными направлениями перестройки высшего образования в стране, перед сельскохозяйственной высшей школой поставлены задачи по улучшению качества подготовки специалистов, важнейшими критериями которых являются:

конкурентная способность, безупречный профессионализм, добросовестность,

соответствие требованиям

квалификационной характеристики,

адаптированной к условиям рыночных отношений. Формирование этих качеств возможно только при максимальной интенсификации методов учебного процесса, активизации самостоятельной работы и практического обучения на производстве.

Цель производственного обучения: закрепление теоретических знаний, полученных в академии; обучение профессиональным навыкам и

практическим приемам в конкретных производственных условиях; приобретение опыта организаторской работы по избранной специальности, планированию, материально техническому обеспечению, экономическому анализу ветеринарных мероприятий.

Организация учебных практик в ФГБОУ ВПО Ижевской ГСХА начинается с подготовки соответствующей базы и заключения договоров.

Студенты 1 курса проходят учебные практики на базе учебно-опытного хозяйства ОАО «Учхоз Июльское Ижевская ГСХА». Практики по кормопроизводству, технологическим приемам, отработке практических навыков по ветеринарии на 2

курсе - на базе учхоза и учебно-опытной конюшни ИжГСХА. Студенты 3 курса - на базе сельскохозяйственных предприятий, зооветснаба, ветеринарных аптек, Удмуртского ветеринарного

диагностического центра, в учебно-опытном хозяйстве ИжГСХА «Июльское» под руководством преподавателей и ветеринарных специалистов. Студенты 4-5 курса в передовых хозяйствах зоны распределения выпускников, в учхозе, студенческом отряде «Спасатели», имеют возможность стажировки в зарубежных странах.

Проблема производственного

обучения студентов начинается с момента подачи заявления при поступлении в ВУЗ, когда молодой человек не имеет твердого убеждения в получении будущей профессии, подает заявление в три ВУЗа на три и более разнопрофильных направления. Специальность ветеринарного врача не должна выбираться случайно, доверять заботу о здоровье наших пациентов такому специалисту дорогого стоит.

Вторая проблема это

продолжительность практик, которые с принятием каждого нового

государственного образовательного

стандарта необоснованно сокращается. Даже в тяжелые периоды военного времени и подготовки ветеринарных специалистов по сокращенной программе практическому обучению отводилось должное внимание. Компенсировать сокращение времени практик выездами в хозяйства на день-два не только не возможно, но и экономически не целесообразно.

Третья проблема - ограничение или

лишение возможности студентов аграрных ВУЗов, особенно по специальности «Ветеринария», проходить практическое обучение в учхозах приводит к некачественной практической подготовке ветеринарных специалистов. Лишение высших учебных заведений учхозов, это развал высшего сельскохозяйственного образования в стране, снижение престижа ветеринарной специальности, увеличение численности неблагополучных пунктов по инфекционным заболеваниям, гибели животных и в конечном итоге угрозе продовольственной зависимости

государства. В современных условиях, когда практически все с/х предприятия находятся в частных руках, выезд группы студентов в хозяйства для закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков весьма

проблематичен. На двух-трех животных проблему практического обучения не решить. Учебные хозяйства это - то место где студент познает ветеринарию с ее азов, то есть с ухода, кормления и содержания, проведения комплекса зооветеринарных мероприятий до получения продукции. Очень жаль, что росчерком пера в угоду сиюминутного решения чиновников это главное звено в практической подготовке ветеринарного специалиста выпадает. Дистанционно, на муляжах и плакатах, виртуально на компьютерах

квалифицированного ветеринарного врача не подготовить.

Одной из трудно решаемых проблем в ветеринарии является закрепляемость выпускников и почему-то ответственность за это возложена на ВУЗы. В настоящее время возникла необходимость разработки Единой концепции кадровой политики ветеринарной службы в стране, которая должна решаться комплексно, с учетом всех заинтересованных сторон и прежде всего сельскохозяйственных предприятий.

Предложения: ВУЗам шире использовать все методы

профориентационной работы, а

школьникам уже в школе определиться со своей будущей специальностью и уделять больше времени изучению необходимых специальности дисциплин. Преподавателям ВУЗов необходимо активнее формировать мышление студента, подготовить его теоретически и дать четкие ориентиры соответствующей направленности.

Оптимальным периодом практического обучения студентов по специальности «Ветеринария» считать 28 недель. Вернуть ВУЗам учебно-опытные хозяйства. Разработать Единую концепцию кадровой политики ветеринарной службы РФ от подготовки ветеринарного специалиста до закрепления на рабочих местах. Грамотная система трудоустройства позволит каждому выпускнику ВУЗа найти достойную и хорошо оплачиваемую работу, а работодатели будут удовлетворены уровнем знаний выпускников.

ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ

Трошин Е.И.

Резюме

Разработать Единую концепцию кадровой политики ветеринарной службы РФ от подготовки ветеринарного специалиста до закрепления на рабочих местах.

PROBLEMS OF INDUSTRIAL TRAINING OF VETERINARY DOCTORS

Troshin E.I. Summary

It's necessary to develop a unified concept of Russian Federation Veterinary Service personnel policy from the preparation of veterinary specialists to securing at the workplace.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.