эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере экономического развития в 20112015 годы продемонстрировал, что 22 муниципальных образования Архангельской области из 25 занимали как лидирующие позиции в рейтинге, так и последние места. Что говорит о переменчивом положении экономического развития муниципальных образований. [3]
Таким образом, с помощью результатов оценки можно определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных властей, сформировать перечень мероприятий по повышению эффективности и результативности деятельности региональных органов исполнительной власти, а также выявить внутренние ресурсы для улучшения жизни населения.
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства в муниципальных образованиях области органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области для улучшения значений показателей докладов глав рекомендуется продолжать реализацию муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Список использованной литературы:
1 Официальный портал административной реформы «Совершенствование государственного управления». URL: http://ar.gov.ru/ru/effect_org_vlasti_04_ocenka_effekt/index.html (дата обращения: 08.04.2017).
2 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/doc20130322_02 (дата обращения: 08.04.2017).
3 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Официальный сайт Правительства Архангельской области. URL: https://old.dvinaland.ru/region/mo/mo1.php (дата обращения: 08.04.2017).
© Филиппова В Н., 2017
УДК33
А.С. Хорев
Магистрант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В РОССИИ ИЛИ ДОГОНИТ ЛИ РОССИЯ СВОИХ ПАРТНЕРОВ?
Аннотация
Что предлагает Правительство для увеличения производительности труда? Производительность труда является одним из национальных приоритетов последние годы в нашей стране, но насколько это влияет на реальное положение дел. Данная статья содержит актуальную информацию по данному вопросу.
Ключевые слова
Труд, производительность труда, управление персоналом, сотрудники, эффективность, проблемы, Россия.
Что понимается под производительность труда? Почему она важна в современном обществе? Какие есть пути ее увеличения? Какие проблемы стоят перед современным управленцем?
В настоящее время вопрос повышения производительности труда стал частью государственной политики в России. Руководство страны поставило задачи повышения производительности труда приблизительно на 5% ежегодно. Минэкономразвития были подготовлены сценарные условия развития экономики России на период до 2030 года. По мнению создателей, в долгосрочной перспективе одной из основных тенденций развития экономики страны станет «интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда» [2].
Предполагается повышение эффективности экономики России производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза по отношению к 2010 году и в 2030 год, соответственно, в 2,3 раза.
Показатель производительности труда - это количество продукции, произведенное одним работником
за определенный период времени при определенном уровне затрат на производство. Рост данного показателя имеет огромное значение для экономики государства, поскольку непосредственно влияет на размер ВВП, а, следовательно, и на уровень жизни населения. К сожалению, по данным исследования, проведенного британской компанией Expert Market, Россия в рейтинге стран по производительности труда занимает только 32 место (из 36 стран, вошедших в рейтинг) [6].
85,0 80,0
105,0 -
100,0 -
95,0
*
90,0
«Г
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
• В целом по экономике — Гостиницы и рестораны
График 1 - Сравнение динамики индекса производительности труда
На графике 1 видно, что производительность труда в гостинично-ресторанной индустрии ниже, чем в целом по экономике. Также видна общая тенденция снижения производительности труда последние несколько лет.
Одной из основных проблем на пути повышения производительности труда можно назвать отсутствие единой методологии расчета для изучения данного вопроса более детально. На сайте Росстата можно найти индекс производительности труда по России и основным отраслям экономики РФ и все. Данные интересующей нас отрасли «гостиницы и рестораны» (Раздел Н по ОКВЭД) представлены на графике 2.
105,0
101,0 99,0 97,0 95,0 93,0 91,0
89,0 /
87,0
85,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
< -Динамика изменения наличия основных фондов, в % к предыдущему году
— Индекс производительности труда, в % к предыдущему году
График 2 - Взаимозависимость индекса производительности труда и динамики изменения наличия основных фондов
На графике 2 видна взаимозависимость производительности труда и наличия основных фондов. Наличие основных фондов оказывает непосредственное влияние на производительность труда. Как видно из
графика 2 производительность труда в данной отрасли (как и во многих) в последние несколько лет снижается. На это повлияли следующие факторы: общее ухудшение экономической ситуации, отрицательная динамика основных макроэкономических показателей, отрицательная динамика ВВП, снижение спроса, снижение промышленного производства, сокращение инвестиций и др.
Одной из причин низкой производительности труда и ее снижения является низкий уровень заработной платы по сравнению с другими странами. Низкооплачиваемый труд априори не может быть высокопроизводительным. В результате получается, что по количеству отработанных часов Россия занимает одно из ведущих мест, а по уровню часовой оплаты труда одно из последних, т.е россияне много работают, но мало зарабатывают.
120 115 110 105 100 95 90
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
• Вся экономика
Гостиницы и рестораны
График 3 - Сравнение динамики средней заработной платы
На графике 3 можно увидеть, что заработная плата в индустрии гостеприимства ниже средней по экономике (одна из самых низких), также можно заметить что последние несколько лет идет заметное снижение заработной платы, поэтому можно сказать, что нет ничего удивительного в снижении производительности труда, поскольку это является прямым следствием
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), представители любой из стран Большой семерки работают в 2,5 раза эффективнее россиян [7].
Другим аспектом, определяющим сущность производительности труда, является соотношение экономического результата деятельности экономического субъекта и затрат на привлечение и использование трудовых ресурсов.
Таким образом можно сказать о двойственной природе понимания производительности труда.
Также следует различать такие понятия как производительность труда и эффективность труда. Эффективным можно назвать только труд, который при определенной производительности соответствует благоприятным условиям труда.
Некоторые современные ученые предлагают рассматривать производительность труда не как способность производить максимальное количество продукции за единицу времени, а как способность быстрее конкурентов произвести более качественную продукцию.
На повышение производительности труда влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: законодательство, рыночная инфраструктура, природные факторы и другие факторы, которые отдельное предприятие не может контролировать. К внутренним факторам относятся: техническая оснащенность предприятия, система мотивации и стимулирования труда, политика предприятия,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
фондовооруженность и т.д.
Но нельзя повысить производительность труда с помощью старого оборудования. На графике 4 можно увидеть
130
85 -
80 -
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
> • Наличие основных фондов, в % к предыдущему году
— Средний возраст имеющихся на конец года машин и оборудования, в % к предыдущему году
График 4 - Связь наличия основных фондов и возраста основных фондов
Как можно видно из данного графика только в последние несколько лет возраст основных фондов начал сокращаться, а инвестиции в основные фонды гостиниц увеличивается.
Из графиков можно сделать выводы, что для решения проблемы увеличения производительности труда нужно увеличивать инвестиции в основные фонды, ускорять их обновление. Данные меры помогут улучшить ситуацию, но как привлечь больше инвестиций в основные фонды?
В марте 2017 года Минэкономразвития России предложило свой план повышения производительности труда. Производительность решено поднимать через написание «дорожных карт», создание федеральных центров компетенций и специальные налоговые стимулы. Чиновники уверяют, что повысить производительность можно без конкуренции, с помощью административных и бюрократических механизмов воздействия. По словам Президента РФ: "в 2015 году в России вклад одного работника в ВВП страны составляет 23,18 долл. в час, тогда как в странах ОЭСР 46,53 долл. в час".
МЭР назвало несколько причин низкой производительности труда, в том числе: низкий уровень управленческих и технологических компетенций; неразвитость механизмов проектного финансирования; барьеры в законодательстве и боязнь массовых сокращений. В качестве решения проблемы повышения производительности МЭР предложило следующие меры: создание федерального центра компетенций, который будет обеспечивать реализацию проекта по производительности труда (задача центра адаптация лучшего мирового опыта повышения производительности труда); введение налоговых послаблений для предприятий повышающих производительность труда. Насколько такие меры окажутся эффективными покажет только время, хотя законы рынка говорят нам, что без повышения конкуренции не может быть повышения производительности труда.
В сфере услуг занято почти 20% работающего населения, однако производительность труда в данной сфере одна из самых низких. Производительность труда гостиничной отрасли занимает последнее место среди отраслей по данным Росстата.
От производительности труда зависит непосредственное выживание организаций в жесткой конкурентной среде.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
Не стоит забывать одну из главных проблем - неэффективный менеджмент. Особенно данная проблема видна на примере несетевых гостиниц. В качестве решения данной проблемы в США получили распространение управленческие контракты, привязывающие вознаграждение менеджеров непосредственно к уровню рентабельности гостиниц, в России контракты управляющих (в особенности несетевых гостиниц) не достаточно стимулируют для совершенствования организации труда.
Для повышения производительности сотрудников среднего и низшего уровней в международных сетях также используется повышение квалификации через корпоративное обучение. Повышение лояльности сотрудников является одним из приоритетов международных гостиничных сетей, что приносит свои плоды в вопросе повышения производительности труда.
За последние годы отношение к сотрудникам изменилось, предприятия переходят от понятий "персонал" к понятию "человеческие ресурсы", которые нужно эффективно использовать для достижения поставленных целей. А следовательно возникает потребность эффективного управления для повышения конкурентоспособности[5].
Происходит постепенное переориентирование организаций на более качественное использование потенциала человеческих ресурсов с помощью повышения их качества, использования новых подходов к стимулированию производительности труда через обращение к социальным аспектам и качеству трудовой жизни.
В условиях современной рыночной экономики уровень образования влияет на производительность труда, особенно работников сферы услуг [4].
Одним из методов повышения производительности труда становятся самоуправляемые группы. Самоуправляемые группы сотрудников - это рабочие группы, внутри которых работники могут заменять друг друга при выполнении задания. С их помощью сотрудник может удовлетворить свою потребность в самореализации, а предприятие получит повышение производительности труда[3].
В качестве предложений для повышения производительности труда можно назвать следующие: повышение вовлеченности сотрудников в текущие процессы организации, улучшение системы мотивации сотрудников, увольнение сотрудников, не достигающих поставленных задач, улучшение условий труда и т.д.
Также в достижении желаемых целей помогут: хорошие межличностные коммуникации, эффективная работа в команде, понятная организационная структура, грамотное распределение ответственности.
Достичь долгосрочных результатов поможет переход к новой модели управления предприятием, в которой сотрудники начинают играть ключевую роль, а руководство выступает в качестве поддерживающего механизма.
Правительство в свою очередь предложило следующий план для повышения производительности труда: Повышение производительности труда в компаниях с государственным участием планируется обеспечить утверждением программ снижения издержек, включением положений о необходимости достижения целевых показателей в долгосрочные программы развития и трудовые договоры руководителей[1]. Также в последние несколько лет стали меняться методики по расчету производительности труда, организовано федеральное статистическое наблюдение показателей, характеризующих производительность труда. Список использованной литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2014 г. N 1250-р "О плане мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест".
2. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года.
3. Андросова А.А., Никольская Е.Ю. Рекомендации по повышению эффективности управления человеческими ресурсами на предприятиях индустрии гостеприимства. // East European Scientific Journal. -2016. - №7. С.58-61.
4. Никольская Е. Ю. Повышение профессионального мастерства работников гостиничного бизнеса . // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 1(14). С.188-191.
5. Павлова М., Никольская Е.Ю. Особенности системы управления персоналом в индустрии гостеприимства. // Инновационная наука. - 2016. - № 3-1. С.174-182.
6. [Электронный ресурс] http://www.expertmarket.co.uk/ (Дата обращения 25.03.2017)
7. [Электронный ресурс] обращения 25.03.2017)
http://www.rbc.ru/economics/27/03/2013/570405959a7947fcbd447244 (Дата
© Хорев А.С., 2017
УДК33
В.А. Шалагинов
Студент 4 курса НГУЭУ Г. Новосибирск РФ E-mail: [email protected] научный руководитель: И.М. Карицкая к. социол. н., доцент
СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА
Международный маркетинг является специфическим феноменом, органичной подсистемой общей сферы маркетинговых отношений. Это такая система организации деятельности субъектов производственной сферы, которая содействует оптимизации функционального соединения производственных целей и текущих потребностей иностранных потребителей. Благодаря ей возможно достижение оптимальных показателей предпринимательской деятельности - прибыли, рентабельности, технического и ресурсного обеспечения, заработной платы и др. То есть, международный маркетинг - важное условие установления действенной обратной связи между спросом и предложением в международном масштабе; это гарант того, что изготовленная продукция найдет свой путь к конечному потребителю за рубежом. [4]
Субъекты международного маркетинга: компании, осуществляющие международную деятельность; транснациональные компании; компании, являющиеся частью организации, или компании, работающей и за рубежом (если это ее филиал или дочерняя фирма и т.д.); компании, испытывающие влияние и/или контроль за своей деятельностью из-за рубежа [2]
Международный маркетинг занимает все более важную роль в деятельности организаций, а на международные рынки выходят не только крупные игроки, но и представители среднего бизнеса. Это объясняется рядом причин - экономических, технологических и социальных.
Внутренний рынок может быть перенасыщен, появляются конкуренты, выпускающие похожие товары. Кроме того, из-за экономических потрясений в стране может снизиться покупательская способность местной аудитории. Современные технические средства позволяют без особых проблем наладить бизнес за пределами собственной страны, что в некоторых случаях может даже привести к снижению себестоимости продукции за счет удешевления рабочей силы или сокращению затрат на транспортировку сырья. [2]
Классификация видов международного маркетинга обширна. Наиболее адекватной классификацией видов международного маркетинга является следующее разделение [4]: импортный/экспортный; внешнеэкономический; транснациональный; мультирегиональный; глобальный.
Выходя на конкретный внешний рынок, фирма должна по возможности учитывать все факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное влияние на эффективность ее предпринимательской деятельности. Действие всех таких факторов и определяет среду международного маркетинга.
Обычно среда международного маркетинга подразделяется на микро- и макросреду. Существует также и другой подход, при котором выделяют микро-, мезо- и макросреду. [1]
Международная макросреда предприятия состоит исключительно из неконтролируемых факторов, которые оказывают существенное влияние на микросреду предприятия.
Мезосреда более тесно связана с деятельностью компании, факторы мезосреды намного проще контролировать и оказывать на них можно воздействие. Мезосреда как элемент международного маркетинга