Научная статья на тему 'Проблемы прогнозирования развития внутреннего туризма России'

Проблемы прогнозирования развития внутреннего туризма России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Евгения Александровна, Самборская Татьяна Александровна, Сайранова Мария Владимировна

В статье рассмотрены проблемы прогнозирования развития внутреннего туризма Российской Федерации, а также предложены пути совершенствования развития данной отрасли экономикив современной экономической ситуации. Исследования поддержаны грантом РНФ 16-18-10017 "Комплекс программ прогнозирования экономического развития региона".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виноградова Евгения Александровна, Самборская Татьяна Александровна, Сайранова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы прогнозирования развития внутреннего туризма России»

Проблемы прогнозирования развития внутреннего туризма

России

Problems of forecasting of development of internal tourism of Russia

Виноградова Евгения Александровна Vinogradova Evgenia Alexandrovna

Доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Марийский Государственный университет»

e-mail: poiskj@mail.ru

Самборская Татьяна Александровна Samborskaya Tatiana Старший преподаватель кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Марийский Государственный университет»

Сайранова Мария Владимировна Sayranova Maria Vladimirovna

Доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Марийский Государственный университет»

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы прогнозирования развития внутреннего туризма Российской Федерации, а также предложены пути совершенствования развития данной отрасли экономики в современной экономической ситуации. Исследования поддержаны грантом РНФ 16-18-10017 "Комплекс программ прогнозирования экономического развития региона". Abstract

The article considers the problem of forecasting of development of domestic tourism of the Russian Federation, and also suggested ways to improve the development of the industry in the current economic situation. Research supported by a grant РНФ 16-18-10017 «Complex of programs for forecasting economic development region».

Ключевые слова

Туризм, мониторинг, прогноз развития.

Keywords

Tourism, monitoring, prognosis of development.

Прогнозирование показателей развития внутреннего туризма в России является важной частью прогнозирования развития экономики РФ.

Данные Всемирной Туристической организации свидетельствуют, что в мировой сфере туризма занято более 250 миллионов человек, иными словами, каждый десятый работающий. Согласно статистике экспертов ВТО, в среднем, каждый турист расходует в месте своего пребывания около 400-600 долларов. Туристический сектор экономики принимает на себя 11% мирового объёма потребительских расходов, треть мировой торговли в сфере услуг, 7% общего мирового объёма инвестиций, даёт более 5% совокупности налоговых поступлений. Посредством механизма мультипликации, порождённого в результате того, что средства, вложенные в туризм, имеют, в сравнении с другими отраслями экономики, более высокую скорость оборота, происходит более быстрый скачок в развитии других секторов экономики. Значимую роль туризм играет в развитии таких ключевых отраслей экономики, как связь, транспорт, производство народных потребительских товаров, сельское хозяйство, строительная отрасль, и прочих.

В ряде экономически развитых стран внутренний туризм играет значимую роль в создании ВВП, рабочих мест для работоспособной части населения, активизирует валютные вливания в экономику, и, как следствие, является катализатором социально-экономического роста государства.

Среди факторов, определяющих уровень развития туристической отрасли государства, можно отметить следующие:

• обеспечение безопасности туризма;

• политика государства - внешняя и внутренняя;

• стабильность региона - как в политическом, экономическом, так и в социальном плане;

• поддержка туристической отрасли на национальном и международном уровнях;

• конъюнктура рынков внутреннего и внешнего туризма;

• природно-географические факторы;

• религиозный и исторический факторы;

• эффективность методов ценообразования и зрелость ценовой политики;

• поддержание международных стандартов в обслуживании туристической отрасли;

• состояние инфраструктуры туристического рынка;

• инвестиционная привлекательность сектора для отечественных и

зарубежных инвесторов на всех уровнях развития отрасли;

• кадровый состав в туристической отрасли;

• структура и состав потенциальных туристов, демографическая ситуация;

В последние два года в России наблюдается ряд негативных политико-экономических событий, снижение реальных заработков, и как следствие, покупательной активности населения, что привело к сильному снижению спроса на международный туризм. Модель туристского спроса предполагает, что основное замещение международного туризма - туризм внутренний, а соответственно, показатели объемов внутренних турпотоков должны иметь тенденцию к быстрому росту, и повышать тем самым результативность работы всех видов фирм и предприятий в туристической отрасли России.

При прогнозировании необходимо учитывать все факторы, оказывающие на него значительное влияние. Тип и метод прогноза определяются в зависимости от выбора прогнозируемого показателя. Достоверное прогнозирование предполагает необходимость объективных статистических данных о развитии туристического сектора экономики, а соответственно, необходимость перехода на международную систему статистического учета

и создание системы социально- экономического мониторинга туризма, поскольку существующую «Стандартную международную классификацию видов деятельности в туризме» Россия, состоящая во Всемирной туристской организации, до сих пор не приняла, так же как до сих пор не перешла на международную систему статистического учета и отчетности в туризме, что сильно осложняет как статистику, так прогнозирование в данной сфере исследования.

В России наблюдается полное отсутствие статистики внутреннего туризма: компетентные органы не отслеживают показатели туристского спроса, основными их которых являются туристические затраты и количество ночевок, поэтому целесообразно использовать косвенные показатели -загрузку гостиниц, среднюю стоимость номера и средний доход от его продажи. Ряд консалтинговых агентств ведёт подобный учёт, на основании которого возможно провести анализ состояния внутреннего туризма России, а так же сделать прогноз его развития в ближайший период времени.

Туристический спрос понимает под собой количество продукта туристической отрасли, которое турист согласен приобрести в течении определенного срока при определенных условиях, подтверждённый его платёжеспособностью.

Данные ассоциации туроператоров России показали, что по итогам 2015 года, спрос на внутренний туризм увеличился всего на 10-15 %, а международный сократился на 40 %, что наглядно показывает, что граждане России не очень-то желают отдыхать внутри страны: неудовлетворенный спрос на выездной туризм попросту сублимировался в дачный отдых, а не увеличил спрос на посещение курортов России, как предполагал глава Рос-туризма. Озвучены планы о повышении тарифов в гостиничном фонде предприятий Черноморского побережья на 30 %, в то время, как по исследованиям экспертов, даже рост цен на 15 % вызовет стагнацию отрасли

внутреннего туризма России, в то время, как в противовес отечественным гостиницам, в ОАЭ, например, объявлено снижение тарифов на 30-40 % в зимнее время года. Девальвация рубля отрезала россиян от мира, и в условиях продолжения воздействия угнетающих экономических факторов, отрасль внутреннего туризма может оказаться так же малоэффективной.

За отсутствием публикации, а возможно, и сбора, прямых показателей туристического спроса в России, используем косвенные показатели спроса, а именно:

- коэффициент загрузки гостиничного фонда (отношение количества проданных за определённый период времени номеров к располагаемому количеству);

- средняя стоимость номера (отношение выручки от реализации номеров к объему проданных номеров за рассматриваемый период времени);

- средний доход от использования номера (отношение выручки от реализации номеров к общему количеству располагаемых номеров гостиничного фонда за исследуемый срок).

В анализе с применением статистического программного продукта Statgraphics Centurion рассмотрено 15 различных моделей: простого и экспоненциального сглаживания - по моделям Хольта, Брауна и Винтера, ARIMA, полиномиальные, наивные и ряд других моделей.

В результате прохождения статистических тестов, среднеквадратичной ошибке, а так же характеру автокорреляции остатков можно выявить наилучшие прогнозные модели.

Важным показателем сферы внутреннего туризма выступает сезонность, анализируемая на основании аддитивной модели с помощью сезонной декомпозиции.

В качестве исходных данных взята ежемесячная статистика агентства STR Global [8]: проанализированы временные ряды показателей загрузки гостиничного фонда предприятий сферы внутреннего туризма РФ, а так же средней стоимости номера и дохода от реализации (выбранный период основания прогноза - 6 лет, а период его упреждения - 2 года; выбранный метод прогнозирования : анализ временных рядов.

Таблица 1

Сравнительный анализ индексов сезонности косвенных показателей внутреннего туризма России

Месяц Индекс сезонности

Загрузка номеров гостиничного фонда, % Средняя стоимость номера, руб. Доход от реализации номера, руб.

январь - 17.4462 - 392.545 - 1058.16

февраль - 4.64203 310.617 - 102.004

март - 5.51536 44.3868 - 304.599

апрель - 0.662865 38.5422 - 57.3797

май 1.8638 273.339 198.569

июнь 9.74734 1007.95 1176.04

июль 5.67464 - 617.922 - 118.366

август 5.36797 - 874.229 - 115.452

сентябрь 10.0405 255.781 677.2

октябрь 3.81464 48.8187 204.869

ноябрь - 1.6287 - 46.4898 - 123.166

декабрь - 6.6137 - 48.2468 - 377.549

На основании анализа видны ощутимые колебания основных косвенных показателей спроса на потребление услуг внутреннего туризма России в зависимости от рассматриваемого сезона года.

Таким образом, мы видим следующие результаты анализа: наибольшая загрузка гостиничного фонда в России происходит в сентябре месяце - превышение среднегодового коэффициента загрузки, в то время, как самая низкая в январе, что идёт в разрез с продолжительностью рождественских каникул, а вот остальные показатели имеют иную цикличность - максимальные значения наблюдаются в июне, а минимальные - в августе (стоимость номера) и январе (доход от его реализации). Соответственно, тренд-цикл коэффициента загрузки гостиничного фонда (с изъятой сезонностью) на основании сезонной декомпозиции будет носить после практически линейной формы (до 2014 года) в последние два года ниспадающий характер, так же претерпевая перемены в характере проявления сезонности показателей средней стоимости номера и доходов от реализации номеров. Ввиду изменения динамики и характера тренда в 201-2014 годах необходимо использовать адаптивные методы прогнозирования.

Тесты моделей прогнозирования временных рядов проведены для загрузки номеров гостиничного фонда: ARIMA (2, 0, 1) x (2, 1, 2) 12 с константой, для средней стоимости номера: ARIMA (0, 0, 2) x (2, 1, 2) 12, а для дохода от реализации номеров: ARIMA (1, 0, 1) x (2, 1, 2) 12 - основанием выбора является прохождение моделями прогнозирования тестирования и отсутствие автокорреляции остатков (в случаях равных результатов этого тестирования брался показатель среднеквадратичного отклонения ошибки прогнозирования).

Таблица 2

Прогнозные значения показателей спроса на внутренний туризм в России

Загрузка номеров гости- Средняя стоимость но- Доход от реализации

ничного фонда, % мера, руб. номера, руб.

Период Прогнозное значение Нижний интервал 95,0 % Верхний интервал 95,0 % Прогнозное значение Нижний интервал 95,0 % Верхний интервал 95,0 % Прогнозное значение Нижний интервал 95,0 % Верхний интервал 95,0 %

декабрь 2015г. 41.68 34.41 48.95 4738 4225 5252 1685 1134 2235

январь 2016г. 37.46 29.73 45.18 4418 3898 4937 1927 1352 2502

фев-

раль 43.42 35.17 51.67 5072 4547 5597 2419 1821 3017

2016г.

март 2016г. 48.39 40.13 56.65 4827 4302 5352 2113 1494 2731

апрель 2016г. 49.86 41.49 58.22 4899 4374 5424 2148 1510 2786

май 2016г. 57.81 49.44 66.17 4893 4369 5418 2419 1764 3075

июнь 2016г. 58.00 49.61 66.39 5966 5442 6491 1013 341 1686

июль 2016г. 54.59 46.19 62.98 4324 3799 4848 815 127 1503

август 2016г. 52.48 44.07 60.88 4081 3557 4606 3439 2736 4141

сентябрь 2016г. 69.57 61.16 77.98 5594 5069 6119 3093 2376 3810

октябрь 2016г. 52.85 44.43 61.26 4795 4271 5320 1542 813 2272

ноябрь 2016г. 52.83 44.42 61.25 4800 4275 5325 1886 1144 2628

декабрь 46.37 37.73 55.01 4760 4223 5297 1366 444 2288

2016г.

январь 2017г. 32.68 24.03 41.34 4253 3715 4791 2333 1377 3289

февраль 2017г. 44.83 36.14 53.53 5251 4713 5788 2087 1099 3075

март 2017г. 46.99 38.29 55.68 4928 4390 5466 2104 1086 3121

апрель 2017г. 52.60 43.90 61.30 4777 4239 5314 2245 1200 3290

Май 2017г. 57.86 49.16 66.57 5305 4767 5843 2429 1358 3499

Июнь 2016г. 69.18 60.47 77.89 5702 5165 6240 - 148 -1243 945

Июль 2017г. 65.33 56.62 74.04 4108 3570 4646 93 -1023 1210

Август 2017г. 63.86 55.15 72.57 3851 3313 4389 4263 3125 5401

сентябрь 64.61 55.90 73.32 4594 4057 5132 4564 3406 5722

2017г.

Октябрь 2017г. 60.25 51.54 68.96 4795 4258 5333 913 - 263 2090

Ноябрь 2017г. 52.48 43.76 61.19 4470 3932 5008 2205 1011 3400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозирование косвенных показателей спроса на внутренний туризм в России показало, что загрузка номеров гостиничного фонда может вернуться к уровню 2010 года, а средняя стоимость номера продолжит небольшую тенденцию к снижению, иначе говоря, спрос на внутренний туризм, действительно, немного увеличивается в пределах, обозначенных российскими экспертами туристической отрасли, но этот процесс не носит оптимистичный характер, и должен в дальнейшем протекать на фоне грамотной политики ценообразования и коррекции стоимости услуг гостиничных комплексов в корреляции с изменением реальных доходов и покупательной способности отечественных туристов. Негативным моментом является то, что в случае возрастания стоимости курортных услуг, прочим предприятиям туристической индустрии необходимо будет провести существенное снижение уровня цен и тарифов на свои услуги в целях сохранения конкурентоспособности отечественного туризма, что значимо снизит доходность контрагентов в сфере внутреннего туризма в России. Смущают отрицательные уровни показателей доходности эксплуатации гостиничных номеров, поскольку результаты прогнозирования наглядно демонстрируют потребность в пересмотре ценообразования курортных предприятий на основании детальных расчётов и прогнозирования коэффициентов эластичности спроса по цене в условиях рецессии в экономике и сложной

экономико-политической внешней среды, и потребности в новых моделях управления доходами. Прогнозирование выявило сложный комплексный характер поведения рассматриваемых показателей и необходимость в новых стратегиях управления и мерах поддержания отечественного внутреннего туризма [2].

В итоге, несмотря на достаточность потенциала для развития индустрии внутреннего туризма в России, его привлекательность не конкурентоспособна перед международным туризмом, ввиду отсутствия инвестиционных вливаний в обновление и расширение турпродукта [3,4], а помимо этого, потенциально возможное улучшение свойств материально-технической базы отечественного туризма приведет к скачку цен, и соответственно, к снижению обратно коррелирующего с ним спроса на туристические услуги (в соответствии с проведённым анализом зависимости этих показателей).

Многие страны выделяют туризм в экономике своего государства как полноценную самостоятельную отрасль (ввиду весомости и динамичности поступлений от неё в общем объёме валового внутреннего продукта), и, тем не менее, возможность сравнивать и проводить аналитическую оценку доходов от туристической индустрии нашей страны с доходами от внутреннего туризма других стран отсутствует, так как имеются существенные отличия в системе показателей статистики туризма: отсутствие единства отечественных и международных принципов анализа и статистического учёта туризма сильно затрудняет социально-экономический анализ развития внутреннего туризма РФ, а из-за отсутствия унификации отечественных и международных систем учёта осложнён любой сравнительный анализ, и соответственно - прогнозирование развития российского внутреннего туризма, в частности, иностранного туризма в России. Ввиду всего вышесказанного представляется целесообразным поэтапное приведение системы учёта статистических данных российского внутреннего туризма к

стандартам Всемирной Туристической Организации при одновременном уточнении основных туристических категорий.

Планирование и прогнозирование любого рода и уровня связано с риском воздействия факторов непреодолимой силы, в связи, с чем выявляется необходимость при планировании развития индустрии отечественного внутреннего туризма в использовании не только метаматематико-статистических методов анализа и прогнозирования, моделирования и программирования, но и в использовании социально-экономического мониторинга отрасли. В нашей стране нет эффективной методологиии сбора, обработки и анализа статистических данных, дающих объективную картину степени развития туристической индустрии, а соответственно, проведение социально-экономического мониторинга в сфере российской туристической индустрии крайне актуально.

Социально-экономический мониторинг индустрии туризма представляет собой систему перманентного наблюдения за изменением социальных и экономических процессов в отрасли (чтобы своевременно выявлять, анализировать, прогнозировать и устранять любые негативные тенденции, вырабатывая меры для купирования потенциальных конфликтов), а также разработку своевременных управленческих программ корректирующих действий [6].

Социально-экономический мониторинг имеет следующие основные задачи:

-перманентное наблюдение за социальными и экономическими изменениями в индустрии;

-комплексный анализ всех объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на любые процессы в туристической сфере России;

-своевременное и полное выявление любых березитизаций и метаморфоз в индустрии;

-купирование проблем посредством выработки и реализации комплекса своевременных управленческих решений;

-планирование и прогнозирование развития туристической отрасли. Для полноты ясности картины состояния индустрии внутреннего туризма России социально-экономический мониторинг должен не только чётко отслеживать в качестве системы количественных индикаторов оценки состояния развития туристического рынка исследуемых регионов динамику изменения индикаторов уровня жизни населения, социально-экономического положения жителей государства (заимствуя данные у региональных органов статистики) и конъюнктуру рынка на основе макроэкономических показателей его развития (на муниципальном, региональном и федеральном уровнях), но и отслеживать эластичность их корреляции с желанием пользоваться гражданами нашей страны российскими рекреационными ресурсами. Так же социально-экономический мониторинг учитывает степень реализации программ экономического и социального развития исследуемых регионов [5,7].

Современная экономико-политическая ситуация складывается выгодным образом для развития российского внутреннего туризма, стимулирует отечественную туриндустрию к созданию и продвижению новых продуктов внутреннего туризма. Переориентирование туризма с выездного на внутренний позволило бы увеличить валовый внутренний продукт на 700 миллиардов рублей, но процесс создания чего-то нового не проистекает слишком быстро. Данные статистики свидетельствуют, что только те туроператоры, которые сами создают новые внутренние турпакеты, грамотно извлекают выгоду из возможности развития внутреннего туризма в сложившихся обстоятельствах, те же турагенства, что перепродают чужие туры, свидетельствуют об обратном.

В России сложились следующие виды внутреннего туризма: - экскурсионно-познавательный туризм; -пляжный и оздоровительный туризм; -круизы;

-паломнический туризм;

- приключенческий и экстремальный туризм; -экологический туризм; -деловой туризм.

Размеры выборки и усреднённые показатели статистических данных зачастую неполно и субъективно отражают картину развития российских отраслей, а соответственно, для сглаживания погрешностей такого рода помимо предоставляемых официальной статистикой данных, требуется применять и социологические методы исследования, то бишь различного рода анкетирования, интервьюирования, опросы. Результаты подобных процедур подтверждают или уточняют с оговорками прогнозные данные на основании мониторинга с применением математических методов анализа.

Что может сделать более привлекательным внутренний туризм для граждан нашей страны? Мы провели небольшое исследование на основе интервьюирования. Респонденты - 600 человек. Цель исследования поисковая - сбор предварительных данных и выработка рекомендаций по увеличению туристической привлекательности внутреннего туризма России. Исследуемая группа представляет собой выборку молодого активного трудоспособного населения обоих полов в возрасте от 20 до 40 лет со средним уровнем дохода (ниже среднего брать, по понятным причинам, в условиях рецессии экономики, было бы не целесообразно, как и с доходом выше среднего, поскольку данный слой активного населения предпочитает отдых на зарубежном морском побережье). Опрос ни в коей мере не претендует на полноценное изучение общественного мнения по причине нерепрезентативности группы ввиду малого объёма выборки и узкого возрастного диапазона, но помогает выработать ряд рекомендаций стимулирования и развития туристической отрасли.

Итак, 88% опрошенных подтвердили, что стоимость гостиничных номеров и проживания на съёмном жилье во многом определяет их желание путешествовать и отдыхать в России, что подтверждает наши прогноз-

ные значения. 44% опрошенных так же утверждает, что помимо ценовой политики гостиниц имеет определяющее значение уровень обновления материально-технической базы гостиничных комплексов и пакета услуг, предоставляемых ими. 1 2% опрошенных высказались, что никакие ценовые и иные изменения в обслуживании гостиничных комплексов России не изменят их желания отдыхать за рубежом, отказываясь от внутреннего туризма в пользу дачного на время заморозки возможности недорогого зарубежного отдыха в Турции и Египте. 46% опрошенных утверждает, что привлекательность посещения города или региона страны с целью экскур-сионно-познавательного туризма определяется для на них не только богатой историей и наличием культурно-исторических ценностей, но и современными музеями развлекательного характера. 37% опрошенных утверждает, что более привлекательны для посещения во время экскурсионно -познавательного туризма те города, в которых развиваются реконструкции исторических событий развлекательного действа. 27% опрошенных подтвердили свое желание путешествовать по России на машине при развитии кампусного обслуживания на западном уровне. 59% опрошенных утверждает, что на их желание участвовать в экологическом, приключенческо-познавательном туризме оказывают сильное давление тарифы на авиаперелёты в отдалённые регионы России.

Таким образом, привлекательность внутреннего туризма во многом определяется ценовой политикой стоимости проживания. Целесообразными мерами по увеличению его привлекательности являются не только изменение ценовой политики системы обслуживания гостиничных фондов России и скорейшее обновление материально-технической базы рекреационных ресурсов, но и развитие кампусного обслуживания туристов, а так же субсидирование из местных бюджетов развития музеев развлекательного характера и воссоздания реконструкций исторических событий [1]. Многие отдалённые регионы России, представляющие несомненный интерес для туристов, труднодоступны, коэффициент транспортной подвижно-

сти населения (значительный показатель удовлетворенности жителей государства транспортными услугами) многократно уступает показателям других стран, а соответственно, развитие внутреннего туризма невозможно без пересмотра ценовой политики обслуживающих авиакомпаний. Углублённый анализ проблем формирования цен на авиабилеты позволяет рекомендовать нам следующее: требуется тщательный контроль формирования авиатарифов в отдалённых регионах России Федеральной Антимонопольной Службой и прозрачность отчётности по их формированию со стороны авиакомпаний; жёсткий контроль соблюдения правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий в аэропортах; а также, если не минимизация, то хотя бы развитие пакетного регулирования аэропортных сборов, составляющих значительную часть себестоимости авиабилетов; увеличение парка воздушных судов малой вместимости, снижающих себестоимость авиаперелётов за счёт полной загрузки пассажи-ромест в разрез с авиасудами большей вместимости; хотя бы частичное обеспечение государственных поставок керосина на основании государственного частного партнерства, поскольку стоимость топлива определяет львиную долю затрат при формировании себестоимости авиаперелётов; развитие конкуренции: 90% внутренних маршрутов обслуживаются 1-2 авиакомпаниями, в то время как около двух третьих пассажирских авиаперелётов реализуется на десяти процентах конкурентных маршрутов, и появление на авиамаршруте только одной дополнительной компании в среднем сокращает авиатарифы на 28,5%, а уход одной конкурентой авиакомпании способен вызвать увеличение маршрутного тарифа до 40%.

Итак, подведём итоги. Для облегчения задач системы статистического учёта и прогнозирования развития внутреннего туризма России необходимо переходить на стандарты международного статистического учёта туристической деятельности, развивать кампусный бизнес, позволяющий вести хотя бы частичный статистический учёт туристов, предпочитающих

отдых «дикарём», а также развивать социально-экономический мониторинг и социологические методы исследования внутреннего туризма.

^исок литературы

1. Виноградова Е.А. Бюджетные инструменты реализации государственной региональной политики. Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 212-216.

2. Козлов Д.А. Прогноз развития внутреннего туризма российской федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2-4. - С. 521-525; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8630 (дата обращения: 15.06.2016).

3. Ржавина Ю.Б. Риски в предпринимательстве как объективная необходимость // Теория и практика экономических наук. Сборник статей Международной научно-практической конференции - Уфа: Научный Центр «Аэтерна», 2014. - С. 55-57.

4. Самборская Т.А. Совершенствование инвестиционного климата региона. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-1. С. 205-207.

5. Царегородцев Е.И., Сайранова М.В. Экономический потенциал развития социально-экономических систем региона - Йошкар-Ола: Мар-ГУ, 2015.

6. Шадская И.Г., Яковлева Н.А. Прогнозирование развития туристского рынка на основе социально-экономического мониторинга //Сервис в России и за рубежом - М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса», 2013. - №8. -С. 200-208.

7. Nikolaeva A.N., Antipova E.A., Belov G.L., Malova E.A., Tsarego-rodtsev E.I. Innovative development of region in the conditions of formation of knowledge economy. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. № 3. C. 297-306.

8. STR Global: https://www.strglobal.com/products/trend-reports

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.