Научная статья на тему 'Проблемы профориентации и выбора профессии в контексте учебно-познавательной деятельности учащихся школ и студентов вузов РСО-Алания'

Проблемы профориентации и выбора профессии в контексте учебно-познавательной деятельности учащихся школ и студентов вузов РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СТАРШЕКЛАССНИКИ / SENIOR PUPILS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созаев К.Г.

В статье анализируются основные механизмы целенаправленной профориентационной деятельности среди старшеклассников и студентов, которая должна базироваться на глубокие знания всей системы основных факторов, способствующих успешному формированию профессиональных намерений обучающихся, а также развитию сознательного отношения к труду, потребности и готовности к трудовой деятельности в условиях современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF VOCATIONAL GUIDANCE AND CHOICE OF PROFESSION IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS AND UNIVERSITY STUDENTS IN NORTH OSSETIA-ALANIA

The article analyzes the main mechanisms of purposeful career guidance among high school students and students, which should be based on deep knowledge of the whole system of the main factors that contribute to the successful formation of professional intentions of students, as well as the development of a conscious attitude to work, needs and willingness to work in a modern labor market.

Текст научной работы на тему «Проблемы профориентации и выбора профессии в контексте учебно-познавательной деятельности учащихся школ и студентов вузов РСО-Алания»

УДК 371.047+378.047](470.65):316.614 СОЗАЕВ К.Г.

кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова E-mail: sozaikonstant@mail.ru

UDC 371.047+378.047](470.65):316.614

SOZAYEV K.G.

Candidate of Historical Sciences, associate professor, Department of Sociology, North Ossetian state University

named after K.L. Khetagurov E-mail: sozaikonstant@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РСО-АЛАНИЯ

PROBLEMS OF VOCATIONAL GUIDANCE AND CHOICE OF PROFESSION IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS AND UNIVERSITY STUDENTS IN NORTH OSSETIA-ALANIA

В статье анализируются основные механизмы целенаправленной профориентационной деятельности среди старшеклассников и студентов, которая должна базироваться на глубокие знания всей системы основных факторов, способствующих успешному формированию профессиональных намерений обучающихся, а также развитию сознательного отношения к труду, потребности и готовности к трудовой деятельности в условиях современного рынка труда.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, учебно-воспитательный процесс, старшеклассники, студенты, социализация, адаптация, профессиональное самоопределение.

The article analyzes the main mechanisms of purposeful career guidance among high school students and students, which should be based on deep knowledge of the whole system of the main factors that contribute to the successful formation of professional intentions of students, as well as the development of a conscious attitude to work, needs and willingness to work in a modern labor market.

Keywords: professional orientation, educational process, senior pupils, students, socialization, adaptation, professional self-determination.

Актуальность проблемы профессиональной ориентации в школе и вузе обусловлена необходимостью разрешения противоречия, сложившегося между требованиями современного рынка труда к существующей системе российского образования и недостаточно сформированной у обучающихся компетентности в сфере самостоятельного управления процессами профессионального самоопределения. Разрешение указанного противоречия возможно лишь в том случае, если интенсифицировать содержание образовательного процесса, начиная с его начальных звеньев: семьи, детского сада, начальной и средней школы, техникумов и вузов. Процессы социального и профессионального самоопределения, объективные потребности личности в профессиональной ориентации, существующие теоретические знания и накопленный практический опыт определяют требования, предъявляемые современным рынком труда к специалисту, способного к саморазвитию, успешной реализации своих умений и навыков, адекватному решению возникающих перед ним жизненных вопросов и т. д.

В основе понятий профессиональная ориентация, выбор профессии лежат процессы осознания и самоактулизации. Данные факторы в своем органичном единстве входят в систему более широкого феномена «социализация», которая многими уче-

ными (К.А. Ререкин, А.П. Симоненкова, Ю.Г. Бузева, Н. Смелзер, Ж.Т. Тощенко и др.) рассматривается как процесс становление личности, усвоение индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Понятия профессиональная ориентация и выбора профессии, процессы самоопределения, самоактуализации личности направлены на реализацию профессиональной деятельности и составляют фундамент социализации. Поэтому эти факторы тесно связаны и дополняют друг друга. Вконечном итоге учебно-воспитательную работу по выбору профессии необходимо рассматривать как одну из составных частей содержания работы по социализации обучающихся. При этом под термином «социализация» мы понимаемпроцесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление к социальной действительности [11]. В этом плане, то есть в плане адаптации. социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным социологическим условиям и факторам. В результате такого рода взаимодействия у обучающихся, каку полноценных субъектов социальных отношений, формируются качества личности, благодаря которым они не просто усваивают социальный опыт, нои активно участвуют в общественных делах.

© Созаев К.Г. © Sozayev K.G.

Важность и необходимость профессиональной ориентации учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности постоянно подчеркивали классики социологии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Их идеи были развиты К. Мангеймом, Г.В. Гарфинкелем. В отечественной социологической литературе изучению профессиональной ориентации посвящен целый ряд научных трудов, среди которых работы М.А. Басова, А.И. Божовича, Л.П. Буевой, Ф.Р. Дунаевского, А.Н. Леонтьева, К. Платонова, С.Г. Струмилина, В. А. Ядова. Проблемы комплексного системного подхода, в соответствии с которым педагогическая система понимается как целостное единство всех факторов образования, деятельностный подход к формам воспитания и обучению личности и концепцию о поэтапном развитии умственных действий разрабатывали В.И. Андреев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев.

A.К. Марков. Психологические теории личности, предложенные Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, С.П. Рубинштейном и другими учеными легли в основу теории развития ценностных ориентаций учащихся, как одной из центральных проблем профессиональной ориентации. Показатели социальной направленности и мотивации поведения личности представлены в трудах Б.Г. Ананьева, Г.Н. Андреевой, И.С. Кон, В.А. Ядова и др. Содержание профессиональной деятельности раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец,

B.С. Мухина, Э.Ф. Зеера и др.

Проблемы развития и функционирования профессионального самоопределения, социализации и самоактуализации учащейся молодежи представляют сложные и многогранные социальные явления, поэтому достаточно давно стали изучаться в научной литературе - социологии, философии, психологии и педагогике. Перечисленные процессы и явления исследуются учеными как системные, целостные процессы путем междисциплинарного синтеза, соединения усилий представителей этих научных областей. Такое объединение различных научных сфер, по мнению Б.Г. Ананьева, выступает особенностью современного научного развития и характеризуется соединением различных аспектов и методов исследования построения синтетических характеристик человеческого развитиях [1, с. 6-7]. К примеру, в социологии к рассмотрению различных аспектов образования и воспитания применяются как теоретические, так и эмпирические подходы.

Кроме того, в последнее время получает все большее распространение точка зрения на социологию как на науку о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Исходя из этого подхода, социология изучает совокупность социальных явлений и процессов,. характер общественного сознания во всех его противоречивых проявлениях, развития, деятельности, действительного поведения людей, а также внешние условия, которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической социально-политической и духовной жизни общества. Это говорит о том, что в центре внимания социология

ставит сознание и поведение человека, его отношение и реакция на изменение своего статуса, своего места не просто как отдельного индивида, но и как члена социальной группы, представителя определенного общества. Одновременно с этим, социология анализирует сущность окружающей среды (макро-, мезо- и микроусловия), социальной жизни человека.

Таким образом, можно сказать, что базовыми понятиями профессионального самоопределения и становления в социологической науке являются система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии; длительный необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии, информация, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и другие эмпирические элементы [10]. Указанные возможности социологии, как науки, включающие анропо-центричность - постановка в центр внимания человека, его сознания и деятельности, органичное сочетание в себе субъективных факторов и объективных условий, учет взаимоотношений общества и человека предоставляют ей возможность объединять усилия представителей других социально-гуманитарных дисциплин в процессе системного изучения различных аспектов системы образования и воспитания людей.

Анализ работ, представляющих социологическую, психологическую, педагогическую науки, однозначно свидетельствует о возросшем интересе исследователей к проблеме профессиональной ориентации молодежи, обоснованию средств ее успешной реализации. Однако в указанных подходах и концепциях, к сожалению, еще недостаточно освещены проблемы и особенности форм работы по формированию профессионального самоопределения у учащихся средних общеобразовательных учреждений, средних профессиональных организаций, студентов вузов в контексте внедрения в практику образования требований и принципов компетентностного подхода к учебно-воспитательной деятельности молодежи. Отсюда вытекает и цель предлагаемой статьи рассмотрение, изучение и анализ состояния процессов реализации деятельности по организации профориен-тационной работы и выбору профессии, в ходе обучения, воспитания детей начиная с детских лет, учебы в школе и вузе, выявление трудностей и противоречий, имеющиеся в этом процессе в условиях реформирования образования, определение мер и средств по оптимизации на практике новых инновационных программ и методов обучения. Без подобного осознания индивидом своих способностей, задача формирования профессионального самоопределения не происходит, поэтому в современных условиях большинство из абитуриентов поступают в вузы не по призванию и интересу к профессии, а по мотиву поступить куда-то, чтобы по окончанию найти хорошо оплачиваемую работу, продвинуться в должности и сделать карьеру, безотносительно к полученной специальности. Как известно, личностное профессиональное развитие проявляется в таких компонентах как притязания личности, само-

актуализация и учебно-мотивационная структура ее. Поэтому особо значимым является определение того влияния, которое оказывает в процессе личностного роста на ее профессиональную направленность, семейные и условия, уровень активности самого социального индивида в саморегуляции, самореализации, саморазвитии. Основы стратегии развития российской системы образования, начиная с начальной, средней школы, профессиональных училищ, техникумов и высших учебных заведений в условиях рыночного хозяйства была определена в Законах об образовании в РФ (1992, 2012, 2017 гг., в Национальной доктрине образования до 2025 года, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, Федеральных программах развития образования и др. нормативно-правовых актах. Большое значение для развития образования имел намеченный в Федеральной целевой программе проект развития образования 2007-2010 гг. определяющий переход отечественной общеобразовательной школы на качественно новую образовательную модель образования - профильное обучение.

Для высшей школы поворотным стало присоединение России в 2003 году к Болонской Декларации, переход на двухуровневую систему образования -бакалавриата и магистратуры, призванных готовить специалистов, свободно владеющих своей профессией и ключевыми компетенциями, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурные и профессиональные коммуникации в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2013-2020 гг. Намечены главные направления дальнейшего развития и совершенствования российского образования - обеспечение непрерывного образования, усиление человеческого потенциала, модернизация образовательных программ в системе дошкольного, общего, и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей, стимулирование качества труда, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания технологической и материальной среды образования, в том числе, развитие информационных технологий и др. Наконец, новая Концепция развития образования Российской Федерации на 2016-2020 гг., определяя в качестве главных целей - обеспечение условий эффективности образования на всех уровнях, в контексте государственных требований к профориентационной работе, выбору профессий и профессионального самоопределения молодежи. В РСО-Алания эта деятельность, как показывает анализ различных исследований, осуществляются в тесной связи с общим образованием по следующим основным направлениям: создание профориентацион-ной системы, которая может вооружить школьников необходимыми знаниями по поиску для себя профессии; умениями по объективной оценке своих индивидуальных особенностей; разработка диагностических методик по изучению личности школьника с целью оказания

индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретическое и методологическое обоснование проводимых с молодежью профконсультаций; создание банка профессиональных карт; разработка системного подхода к профессиональной ориентации школьников; изучение познавательно и социально значимых мотивов, влияющих на выбор профессии; формирование моральных и культурных элементов в процессе подготовки школьников к успешному выбору профессии [4, с. 83]. Высокие результаты в области профориентационной работы в регионе определяются достигнутыми положительными результатами в системе общего образования. И, хотя определенные продвижения к улучшению качества образования здесь имеются. К примеру, успешное внедрение в школах государственных стандартов и образовательных программ [8]. Указанные стандарты позволяют вооружить учащегося не только определенной суммой знаний, но и сформировать в ней умения, навыки и потребности в их приобретении, а также возможности и стремления учиться в течение всей жизни и успешно адаптироваться в нее. Новый стандарт формирует и новые принципы учебного процесса, вносит много изменений в отношения «учитель-ученик», требует введения индивидуализированных форм учебной работы, обучения школьников индивидуальным и групповым проектно-исследовательским навыкам, оказания помощи учителей в выборе и самоопределении учащихся в отношении профилирующего направления своей будущей деятельности. Однако, наряду с положительными моментами в деятельности системы образования РСО-Алания, как и в целом в системе российского образования, немало проблем и недоработок в организации учебного процесса.

По результатам проведенного в РСО-Алания социологического исследования (опрошено 600 чел.), всего лишь треть из опрошенных (34,2%) устраивает организация учебного процесса в средней школе, количество уроков, дополнительных секций. Более половины опрошенных (69,8 %) ответили на вопрос о качестве организации учебного процесса отрицательно и, которые аргументировали свой ответ следующими суждениями: школьники перегружены, много уроков (29,1%),мало секций (19,0%), детям не нужна шестидневка (21,7%) [2, с. 29]. О снижении качества обучения в системе общего среднего образования страны с тревогой говорят многие неравнодушные люди. Сегодня в нашей стране и в республике РСО-Алания, в частности, дети либо не учатся, либо занимаются с репетиторами. Как правило, главная причина этого - отсутствие у учащихся мотивации, т.е. нет образа результата обучения - что конкретно ребенок получит, если будет хорошо учиться. У нас население страны 145 миллионов человек, из которых работают 52%, Каждый год вузы страны оканчивают около трех миллион человек. В итоге создается давление молодежи на тех, которые оканчивают вузы, на тех, кто уже работает. 11 летнее обучение ввели именно для того, чтобы уменьшит это давление. Из 75 миллионов россиян 65 занимаются куплей-продажей, для которой

получение высшего образования - необязательно. Это говорит о том, что стимулов для получения специализации и рабочих профессий нет - пишет профессор СОГУ З.К. Каргиева [6].

Одной из стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение профильного обучения в общеобразовательную школу, цель которого - организация условий и расширение возможностей профессионального выбора учащихся в соответствии с их интересами и намерениями продолжения образования, способствовать усилению преемственности между средним общим и профессиональным образованием, повышению эффективности подготовки учащихся-выпускников школ к вступительным экзаменам в колледжи, техникумы и вузы. Роль и значение внедрения профильного обучения в старшей ступени общего образования в РСО-Алания было исследовано нами в специальном исследовании: На вопрос анкеты «Считаете ли Вы полезным профильное обучение для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся?» 58,8% респондентов ответили, что это поможет учащимся в правильном выборе будущей специальности в вузе, 16,5% опрошенных родителей считают это может привести к сокращению знаний по многим предметам;12,8% ответили, что нужны не профильные классы, а специализированные школы; 2% опрошенных считают, что профильное обучение заставляет думать учащихся о будущем. Всего 16,5% из родителей не довольны профильным обучением своих детей.

Изучались и проблемы эффективности профо-риентационной работы, проводимой родителями, социальными педагогами, психологами школ и другими учителями по оказанию школьникам личностно-ориентированной помощи в выявлении и развития способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов, профессиональном самоопределении. Как свидетельствуют полученные данные в целом респонденты оценивают эффективность профориентации в старших классах на «хорошо» в 8-9 классах - 39,8%, в 10-11 классах 41,5% [2, с. 67-68]. Социологами были изучены и актуальные вопросы установок и мнений учащихся 11 классов о выборе будущей специальности. По данным проведенного опроса, наиболее популярной областью знаний современных учащихся-выпускников школ РСО-Алания выступает социально-гуманитарные науки. Так, 38,4 % из респондентов считают гуманитарные профессии как наиболее адекватные своим способностям. Причем доля сельских школьников - гуманитариев (36,5% немного меньше, чем городских (42,6%). Пятая часть школьников (20,3%) из них намерены связать свой род деятельности с медициной и для этого получить медицинское образование, 18,9% выпускников выбирают для себя технические специальности, менее остальных востребованы у выпускников творческие специальности (9,3%). Большинство опрошенных (66,8%)предполага-ют получить профессиональн6ое образование по призванию, остальные по настоянию родителей (10,7%) и

по принципу «хоть куда, лишь бы поступить». Более 80% школьников (городских - 88,5%,сельских - 76,3%) собираются поступить в государственные вузы и только 1,1% - в негосударственные).

Важной и достаточно сложной проблемой для выпускников школ и их родителей является выбор места получения профессии и престиж вуза, по окончанию которого возможно впоследствии устроится на хорошо оплачиваемую должность. В этой связи, при ответе на вопрос о том, где вы планируете получить профессиональное образование из опрошенных одиннадцатиклассников (55,6%) указали что хотят остаться в РСО-Алания [3, с. 13-18]. Профориентационная работа с учащимися осуществляется не только через учебно-воспитательный процесс, но и посредством внеурочной и внешкольной работы, системе дополнительного, довузовского образования, по общеобразовательным программам для учащихся 9 -х, 10-х, 11-х классов средних школ, студентов выпускных курсов лицеев, колледжей и других средних учебных заведений, организуемых для углубленного изучения абитуриентами профильных дисциплин, усвоение которых необходимо в процессе сдачи ОГЭ и ЕГЭ и вступительных испытаний в вузы, родительской общественности. В ходе этой деятельности, в отличие от учебных занятий как правило, значительное внимание уделяется познанию самого учащегося, изучение индивидуальных качеств обучающихся, особенностей характера, способностей, талантов, воспитанников, ориентируют их на самовоспитание, саморазвитие. Поскольку именно в школьные годы можно надеяться на пробуждение механизма взаимного укрепления интереса личности и ее способностей, о котором писал С.Л. Рубинштейн: «Наличие интереса к определенной области стимулирует развитие способностей, обусловливая плодотворную работу, интерес к ней» [7, с. 620]. Понятно, что преподаватели и родители, занимаясь подобной педагогикой сотрудничества, ориентируя школьников на самопознание и самоактуализацию должны знать тот комплекс наук, который от К.Д. Ушинского получил название «педагогической антропологии». Однако, как свидетельствуют исследования, показатели эффективности профориентационной работы в средних общеобразовательных школах республики, эксперты оценивают на «двойку», в лучшем случае - на «тройку» по той причине, что в этой работе нет определенной системы [2, с. 69].

На важность и актуальность проблемы активизации профориентационной работы и большего внимания к вопросам самоактуализации личности в процессе образования, говорит и анализ ранее проведенных данных социально-психологических исследований, проведенных нами в коллективах студентов и профессорско-преподавательского состава СОГУ им. К. Л. Хетагурова, Горского аграрного университета, СКГМИ, в том числе, студентов младших курсов. К сожалению, у них преобладает достаточно низкий уровень осмысленности своей жизни, и пока определенно высок процент, или характеризуется несформированностью таких качеств

личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя с реальных позиций, владение приемами и методами изучения механизмов и предпосылок саморазвития своей личности. Не у всех первокурсников имеются стимулы к получению профессии с целью состояться в жизни и преобладающими в студенческой среде являются дипломоцентристские установки - ни образование, ни будущая профессия не воспринимаются ими как самодостаточные ценности, а рассматриваются только с точки их возможности обеспечить успешную послевузовскую социальную интеграцию. Отсюда - серьезное снижение познавательной и профессиональной мотивации [11, с. 3].

Как это видно из сказанного, в наше время, к сожалению, работа по профессиональной ориентации, осуществляемая педагогами, школами в подростковом и юношеском возрасте, когда активизируется процесс формирования личностной и профессиональной идентичности, выражаемая, к примеру, в помощи учащимся в самопознании, в обоснованном выборе профессии, сформированного отношения к профессии как жизненной ценности, наличие у школьника обоснованного профессионального плана и т.д., пока недостаточна. В этой ситуации, основная нагрузка в работе по профессиональной ориентации и формированию профессиональной направленности ложится на плечи профессорско-преподавательского состава вузов, если выпускники школ становятся студентами. Сегодня главной задачей высшего профессионального образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВПО для соответствующих специальностей. При этом важно отметить, что весь образовательный процесс - начиная с дошкольных учреждений до вузов должен быть направлен не только на развитие когнитивной сферы индивида но и на

развитие его познавательной активности, самостоятельности, способствовать овладению методами самообразования, формирования и развития личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Сегодня, для решения задач, связанных с социализацией подрастающего поколения важно учитывать, как писал американский социолог Н. Смелзер, существование различий между социализацией взрослых и детей, знать о том, что социализация взрослых направлено на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, социализация же детей формирует мотивацию их поведения [9, с. 95-108]. Сегодня, в условиях осуществления в нашей стране непрерывного образования, как отмечают социологи, профориен-тационная работа, которая начинается, как правило, в старших классах, часто оказывается запоздалой, поэтому возможно начинать профессиональное самоопределение с 7 класса. Имеются и предложения и о том, что, поскольку имеются рекомендации в образовательных стандартах о ведении в начальной школе развивающего образования, наделяющего ребенка - первоклассника ролью исследователя как на уроках, так и во внеурочной работе, то было бы целесообразным распространить это преобразование и на дошкольное образование, сделав его исходным звеном образовательного процесса, что диктуется все возрастающими потребностями молодых людей в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессий. В этом случае важно было бы значительно активней, чем прежде, вести индивидуальную работу с учащимися, разработать новые эффективные методики по изучению их способностей, предусмотреть материальные стимулы труда воспитателей, учителей и родителей, которые активно участвуют в процессе формирования будущей личности в правильном направлении, в деле развития ее творческого потенциала в общеобразовательной школе и вузе.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Бекоева М.И. Формирование лидерских качеств у старшеклассников как педагогическая проблема //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-4. С. 77-83.

3. Дзуцев Х.В. Оценка эффективности системы среднего общего образования в Республике Северная Осетия-Алания в условиях модернизации». М. 2012. 8,5 п.л.

4. ДзуцевХ.В., Хугаева А.А. Отношение школьников 11-х классов средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия-Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации к Единому государственному экзамену: социологический анализ. Монография - М.: ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2014. 118 с.

5. Ильясов М.И. Выбор профессии и социализация личности учащихся//Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4, С.83.

6. Каргиева З. Газета «Северная Осетия». 2015, 3 декабря.

7. Ререкин К.А., Симоненкова А.П., Бузева Ю.Г. Механизм реализации профориентационной деятельности в вузе //Высшее образование в России. №2. 2016. С.97.

8. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2001. 720 с.

9. Смелзер Н. Социология. М. 1994, с. 95-108.

10. Социологический энциклопедический словарь. М.: Норма.2000. 328 с.

11. Созаев К.Г. Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда рсо-Алания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 357-361.

12. Созаев К. Г. Факторы повышения адаптационных процессов студентов первокурсников к образовательному процессу в вузе //Приднепровский научный вестник. 2016. Т. 1. С. 85-88.

13. ТахоховБ.А. Без духовности нет нравственности. Газета «Северная Осетия».2017 № 138, 2 августа. С.3.

References

1. Ananiev B.G. On the problems of modern humanism. 2 nd ed. St. Petersburg: Peter, 2001. 272 p.

2. Bekoyeva M.I. Formation of leadership qualities in high school students as a pedagogical problem // Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. №55-4. Pp. 77-83.

3. DzutsevH.V. Evaluation of the effectiveness of secondary general education in the Republic of North Ossetia-Alania in conditions of modernization. Moscow. 2012. 8,5 p.p.

4. Dzutsev Kh.V., Khugaeva A.A. Attitudes of schoolchildren of 11th grade of secondary schools in the Republic of North Ossetia-Alania of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation to the Unified State Exam: sociological analysis. Monograph Moscow: ISPI RAS; Vladikavkaz: SOGU CPI, 2014. 118 p.

5. IlyasovM.I. The choice of profession and the socialization of the personality of students // Vector of science TSU. Series: Pedagogy, psychology. 2013. No. 4, Pp. 83.

6. Kargieva Z. The newspaper «North Ossetia». 2015, December 3.

7. RerekinK.A., SimonenkovaA.P., BuzevaYu.G. The mechanism for implementing vocational guidance in higher education institutions // Higher education in Russia. №2. 2016. Pp. 97.

8. Rubinshtein S.A. Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg: Peter. 2001. 720 p.

9. Smelser N. Sociology. Moscow

10. Sociological encyclopedic dictionary. Moscow: Norm. 2000. 328 p.

11. Sozayev K.G. Problems of employment of graduates of higher educational institutions in the labor market of rso-alania // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. Vol. 5. № 3 (16). Pp. 357-361.

12. Sozayev K.G. Factors of increasing the adaptive processes of first-year students to the educational process in the university // Pridneprovsky Scientific Herald. 2016. Vol. 1. Pp. 85-88.

13. TakhohovB.A. Without spirituality there is no morality. The newspaper «North Ossetia». 2017 No. 138, August 2. P.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.