ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ
Брагунова Р.М., Аванесов А.М.
Российский Университет Дружбы Народов. Кафедра общей стоматологии г. Москва
Профилактика стоматологических заболеваний является одним из важнейших направлений в развитии стоматологии в России и в Мире. Недостаточность развития и реализации данного направления в стоматологии в настоящее время является достаточно острой проблемой на территории нашей страны. На примере Дальневосточного региона можно рассмотреть динамику развития и распространения профилактических мероприятий в стоматологических учреждениях. Дальний восток является крупным регионом, в состав которого входят республика Саха-Якутия, Хабаровский край, Приморский край, Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. Благодаря своим климатическим и географическим особенностям Дальневосточный регион имеет как положительные стороны, так и ряд недостатков, которые оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья населения. Целью профилактических мероприятий является уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта. Развитие методов борьбы с различными стоматологическими заболеваниями необходимо, поскольку интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения достаточно высока. Существует несколько методов такой профилактики: стоматологическое информирование населения, правильное питание, гигиенический уход за полостью рта, эндогенное использование препаратов фтора, применение средств местной профилактики, санация полости рта.
Частота и тяжесть поражения зубочелюстной системы у населения Дальнего Востока в период с 1960 по 2008 гг. исследовалась различными специалистами региона, что в целом подтвердило общероссийские тенденции роста уровня пораженности и тяжести патологии. В данном регионе идет повсеместное закрытие стоматологических кабинетов в детских садах и школах, а детские стоматологические поликлиники, сворачивая стоматологическую помощь детям, часть своих производственных площадей используют для производства платных стоматологических услуг взрослым. К сожалению, в дальневосточном регионе уровень стоматологической помощи детям при заболеваниях пародонта достаточно низкий, это приводит к тому, что значительная часть населения в молодом возрасте теряет постоянные зубы и нуждается в протезировании. А анализ данных эпидемиологического исследования показывает, что распространенность кариеса достигает 97%. Отсутствие внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний на государственном уровне демонстрирует низкий уровень знаний у населения по гигиене полости рта, недостаточную мотивацию к проведению профилактических мероприятий. Поэтому для реализации таких программ, предусматривается проведение ряда этапов: планирование, финансирование, кадровое обеспечение, эпидемиологическое обследование, материальное обеспечение, реализация программы, мониторинг программы ее результатов на этапах, коррекция и дальнейшее выполнение. Реализация любых программ невозможна без достаточного финансирования и воли государства. Недопустимо также превращение профилактики из государственной и социальной проблемы в сугубо медицинскую. В целом стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания и их предупреждение. Непосредственно, именно врач-стоматолог на своем рабочем месте должен осуществлять меры по предупреждению развития патологий зубочелюстной системы, разрабатывая рекомендации индивидуализированной профилактики, его основная функция — лечение стоматологических заболеваний, надзор за качеством работы среднего медицинского персонала и акцентирование внимания, как медицинских работников, так и пациентов, на важность проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение массовой заболеваемости населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12._____
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва