Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной деятельности психолога в здравоохранении'

Проблемы профессиональной деятельности психолога в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4062
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Русина Н. А.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы деятельности медицинского психолога в здравоохранении: статус, подготовка, нормативная база, социальная ситуация, уровень профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Русина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной деятельности психолога в здравоохранении»

УДК 159.99/61 © Русина Н.А., 2015 ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы деятельности медицинского психолога в здравоохранении: статус, подготовка, нормативная база, социальная ситуация, уровень профессионализма.

Ключевые слова: клинический психолог; профессиональная переподготовка; личность медицинского психолога.

© Rusina N.A., 2015 PROBLEMS OF PROFESSIONAL WORK OF THE MEDICAL PSYCHOLOGIST IN HEALTHCARE

Abstract. The article deals with the problems and prospects of the medical psychologist in health care: the status, training, regulatory framework, the social situation, the level of professionalism.

Key words: clinical psychologist; professional training; personality of clinical psychologist.

Главное препятствие к развитию психологической помощи в системе здравоохранения - отсутствие на федеральном и региональном уровнях единых требований к квалификации, статусу и характеру профессиональной деятельности медицинских психологов. На практике мы сталкиваемся с детализацией этой проблемы: противоречивость нормативной базы и, как следствие, неопределенность статуса, низкий профессионализм, отсутствие психологической службы в здравоохранении (в отличие от образования), размытость функционала, несовершенство нормативов деятельности, новые установки в системе профессиональной переподготовки.

Недостаточность профессионализма медицинского психолога, на наш взгляд, определяется несовершенством подготовки на додипломном уровне (несовершенство и несоответствие требований ФГОС реальным условиям), проблемами переподготовки; отсутствием лицензирования профессиональной деятельности, оценки результатов деятельности; стандартов оказания психологической помощи и правового регулирования в сфере психологической помощи.

Анализом проблем долгие годы занимались многие клинические психологи страны: Л.И. Вассерман, А.Ш. Тхостов, С.Н. Ениколопов, А.Б. Холмогорова, М.А. Беребин, Н.А. Русина, С.Б. Селезнев, Н.В. Зверева и др. [2, 3, 4, 5, 6, 8, 16]

В номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрав-соцразвития России от 27.12.2011 № 1664н, представлены следующие позиции, выполнять которые (или включаться в их выполнение) могут психологи: психологическая диагностика, тестологическое психологическое обследование, терапия средой, нейропсихологическое обследование, арттерапия, психологическое консультирование (индивидуальное, групповое, семейное), психологическая коррекция (индивидуальная, групповая), психотерапия.

Законодательная база, на которую может опираться медицинский психолог, не отменена, но расширена: Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2.07.1992 № 3185-! с изменениями от 6.04. 2011 г. № 67-ФЗ; Приказ Минздрава России «О подготовке медицинских психологов» от 26 ноября 1996 г. № 391; Приказ Минздрава России от 16.09.2003 № 438 «О психотерапевтической помощи»; Письмо Минздравсоц-развития России от 16.12.2008 № 9858-ВС «О подготовке медицинских психологов»; Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ.

Существуют Рекомендации Федерального Научно-Методического Центра по психотерапии и медицинской психологии, утвержденные Приказом Минздрава России от 26.11.1996 № 391 «О подготовке медицинских психологов для

учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь») В них указаны нормативы занятости психологов, работающих в психиатрии, неврологии (нейрохирургии), наркологии, соматической клинике. Необходимо разработать нормативы занятости в тех сферах, которые указаны в настоящее время в Порядках оказания медпомощи. Старые нормативы следует корректировать, а новые составлять на основании хронометража.

С 2004 года психологи, работающие в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), поставлены перед необходимостью прохождения последипломной переподготовки по клинической психологии. В соответствии с Приложением № 2 Приказа Минздрава России № 438 от 16.09.2003 г. медицинский психолог, работающий в учреждении здравоохранения, - это специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Клиническая психология» либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по специальности «Клинической психолог». Продолжительность такой профессиональной переподготовки (ПП) определяется уровнем додипломного образования и регламентируется Приказом Минздрава России «О подготовке медицинских психологов» от 26 ноября 1996 г. № 391. В ряде регионов России от работающих медицинских психологов с необходимостью требуют наличия диплома о ПП с присвоением квалификации «Клинический психолог». В настоящее время наметилась тенденция к оплате учебы тех психологов, которые уже работают в ЛПУ.

В соответствии с Приложением № 2 Приказа Минздрава России № 438 от 16.09.2003 г. «Об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи», и Приказом Минздрава России № 66-н от 03.08.2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»,

дополнительное профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» представлено 1111.

Целью ПП является приобретение психологом необходимого минимума систематизированных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для самостоятельной работы по специальности «Клиническая психология» в медицинских и иных учреждениях, в области психологической диагностики, реабилитации и психотерапии.

Содержание программ ПП должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы ПП должны разрабатываться на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований ФГОС ВПО к результатам освоения образовательных программ. В то же время для медицинских психологов наблюдается полное несоответствие требований и отсутствие профессиональных стандартов.

В настоящее время в связи с изменениями требований в системе ПП выдаются дипломы не государственного, а установленного образца. Программы не лицензируются. Содержание программ определяется вузом, осуществляющим обучение. Учреждения ВПО, относящиеся к ведению Минобрнауки России, принимают и психологов, и педагогов, и прочих специалистов с высшим образованием (так же, как и в магистратуру по психологии). В итоге мы можем иметь психологов за 2 года обучения психологии без базового образования. И по факту мы обязаны их брать на ПП по клинической психологии даже с дипломом бакалавров, так как это считается высшим образованием. Медицинские вузы прини-

мают только психологов. Но теперь мы не можем ограничить прием и педагогов-психологов, и специалистов, получивших переподготовку по психологии. Лишь бы было написано слово «психолог» в дипломе! Еще одно несоответствие: Минздрав России утверждал необходимость ПП в объеме 1080 часов с присвоением квалификации «Клинический психолог», а Минобрнауки России разрешило ПП в объеме свыше 500 часов, но без присвоения квалификации!

С введением нового закона о психологической помощи возникнут новые несоответствия. В проекте закона психолог определяется как физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста), а в настоящее время в вузах осуществляется подготовка по уровням «бакалавр-магистр», и только по ФГОС «Клиническая психологи» предполагается уровень «специалитет».

В течение 2012-2013 года работала Секция «Медицина и социальная защита» Совета при Правительстве России по вопросу попечительства в социальной сфере (А.Б. Холмогорова, Е.Г. Дозорцева, А.В. Шаболтас, М.А. Беребин, Н.А. Русина). Было проработано семантическое поле по ситуации с клиническими психологами: нормативные документы, подготовка клинических психологов, их статус, реальное положение дел. Итогом явился аналитический документ, переданный декану факультета психологии МГУ Ю.П. Зинченко. На основании документа в Минздрав России было направлено письмо с резолюцией юбилейной конференции памяти Ю.Ф. Полякова «О перспективах развития клинической психологии». Итог - Ю.П. Зинченко назначен главным внештатным медицинским психологом страны.

Согласно новой концепции здравоохранения в России, закрепленной в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», организация медицинской помощи опирается на порядки и стандарты. Порядки оказания медицинской помощи регламентируют организационные аспекты в каждой специальности. Далее указаны порядки, в которых на данный

момент внесены должности медицинского психолога: порядки оказания педиатрической помощи; медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения; оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения; медицинской помощи взрослому населению по профилю «нейрохирургия»; медицинской помощи по профилю «наркология»; медицинской помощи больным туберкулезом; медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); медицинской помощи взрослому населению по профилю «онкология» (в реабилитации); паллиативной медицинской помощи взрослому населению; скорой специализированной медицинской помощи; медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения; организации медицинской реабилитации (пациентов с нарушением функции центральной нервной системы, пациентов с нарушением функции периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата, пациентов с соматическими заболеваниями); медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»; медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями. Но до тех пор, пока руководители ЛПУ не будут нести ответственность за нарушения порядков, медицинские психологи не будут обязательными сотрудниками. Ситуация требует установления контроля за соблюдением выполнения Приказа Минздрава России № 438 о том, кто может работать медицинским психологом в ЛПУ (ответственность на департаментах здравоохранения регионов), и контроля за выполнением порядков оказания медицинской помощи в части наличия медицинского психолога в штате ЛПУ (ответственность на страховых компаниях, контролирующих органах).

В Приложении к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.05.2013 г. № 200 был указан Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых была предусмотрена в 2013 году. Стандарты для медицинских психологов на данный момент отсутствуют. На

основании Приказа Минздрава России от 21.08.2014 № 463 «О Совете при Минздраве России по обеспечению перехода к проведению аккредитации специалиста» от 08.10.2014 г. Министром здравоохранения России В.И. Скворцовой было подписано письмо с указанием главным специалистам Министерства разработать перечень трудовых функций.

Ю.П. Зинченко поручил рабочей группе в составе Т.Д. Василенко, Е.Р. Исаевой, Т.В. Рогачевой, Н.А. Русиной разработать цель деятельности медицинского психолога, выделить обобщенные трудовые функции с их конкретизацией. В нашем проекте основная цель деятельности - психологическое сопровождение профилактического, лечебного, реабилитационного процесса, оказание психологической помощи пациентам, а также содействие поддержанию, сохранению, укреплению и восстановлению соматического и психического здоровья. Обобщенные трудовые функции: диагностическая деятельность, психологическая диагностика, психологическая экспертиза, оказание психологической помощи, психологическое консультирование, психологическое вмешательство, психолого-просветительская деятельность, разработка и реализация программ, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья населения, проектно-инновационная и научно-исследовательская деятельность, психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества жизни, психологического благополучия и здоровья населения, проведение экспериментально-психологических научных исследований. Каждая трудовая функция имеет свои трудовые действия, необходимые умения и знания. Аккредитация специалистов предполагает уровневый подход с учетом степени наличия этих знаний и навыков. В настоящее время дальнейшего движения в этом направлении не наблюдается.

На наш взгляд, перспективы для улучшения положения дел для клинического психолога имеются: принятие закона о психологической помощи, создание единой психологической службы в системе здравоохранения, соблюдение

Кодекса психолога, соблюдение порядков оказания медпомощи, выполнение планов по аккредитации специалиста.

Но главный ресурс заложен в самом медицинском психологе: личная ответственность, авторитет, духовность, высокий профессионализм. Важно взаимопонимание медицинского психолога и медперсонала: единое семантическое поле, собственное «поле» работы, понимание, что ответственность за пациента лежит на враче, дополнительное обучение сторон психологии и медицине, совместные научные исследования, бригадный метод работы с пациентом, понимание, что диагностика больного не самоцель. Личность медицинского психолога является ключевой фигурой в любом психотерапевтическом процессе независимо от его изначальной принадлежности к Школе, приверженности методологии. Психолог работает, в первую очередь, своей личностью. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алехин А.Н. Медицинская психология: поле практики и задачи научной дисциплины. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer07.php (дата обращения: 30.06.2010).

2. Беребин М.А., Вассерман Л.И. Клинический (медицинский) психолог: реалии и противоречия в организации службы и подготовки кадров // Ярославский психологический вестник. 2004. № 11. С. 89-92.

3. Беребин М.А. Актуальные проблемы подготовки клинических психологов в условиях регионального классического университета. // Ежегодник Россий-

ского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003: В 8 т. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. Т. 1. С. 446-449.

4. Беребин М.А., Штрахова А.В. О личностном компоненте в подготовке и практической деятельности клинического психолога // Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 346-349.

5. Беребин М.А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer21.php (дата обращения: 22.01.2015).

6. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская или клиническая психология: концептуальные проблемы профессии и подготовки кадров // Ярославский психологический вестник. 2004. № 11. С. 18-22.

7. Деларю В.В. Клиническая психология и медицинская психология: соотнесение понятий. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. http://medpsy.ru/library/library004.php (дата обращения 25.03.2012).

8. Зверева Н.В., Рощина И.Ф., Каримуллина Е.Г. Медицинская (клиническая) психология: научные проблемы, практическая деятельность и вопросы подготовки специалистов. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. № 1. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2009-1 -1/nomer/nomer04.php (дата обращения 25.03.2012).

9. Кремлева О.В. Интеграция медицинской психологии в медицину: чья это проблема? [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 1. URL:

http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_1_12/nomer/nomer25.php (дата обращения: 25.03.2012).

10. Русина Н.А. Работа К.К. Платонова «Методологические проблемы медицинской психологии» как руководство для медицинских психологов // К.К. Платонов - выдающийся отечественный психолог ХХ века. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.К. Платонова. Москва, Институт психологии РАН, 2007. С. 147-166.

11. Русина Н.А. Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения // Клиническая психология: Итоги. Проблемы. Перспективы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (27-28 апреля 2010 г.). СПб.: Айсинг, 2010. С. 58-62.

12. Русина Н.А. Методологические основы современной клинической психологии // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Клиническая психология: теория, практика и обучение» (Санкт-Петербург, 30 сентября - 1 октября 2010 г). СПб.: ООО «СЕНСОР», 2010. С. 25-27.

13. Русина Н.А. Проблемы подготовки и деятельности клинических психологов // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия». Рязань: РязГМУ, 2011. С. 769-774.

14. Русина Н.А. Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения // Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция с международным участием «Психосоматика: вчера, сегодня и завтра» 10-30 ноября 2011 // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. URL: www.medconfer.com/journal. ID: 2011-06-1151-R-1377.

15. Русина Н.А. Клинический психолог в системе здравоохранения: проблемы, реалии, перспективы. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 1. URL:

http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_1_12/nomer/nomer05.php (дата обращения: 25.03.2012).

16. Селезнев С.Б. Медицинская и клиническая психология в системе медицинского образования в России: проблемы прошлого, настоящего и будущего [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2009. №1(1). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2009-1 - 1/nomer/nomer09.php (дата обращения: 25.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.