Научная статья на тему 'Проблемы профессионального развития и подготовки кадров в сфере логистики'

Проблемы профессионального развития и подготовки кадров в сфере логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ЛОГИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / PERSONNEL / LOGISTICS / PROFESSIONAL TRAINING / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алейник Мария Витальевна

Логистика это профессия 21 века. Как и в любой профессиональной отрасли, наиболее остро стоит вопрос кадрового потенциала специализации. В данной статье рассматриваются проблемы профессионального развития кадров в сфере логистики. Проведен полный анализ особенностей развития и подготовки специалистов в области логистики на современном этапе. Выявлены барьеры, мешающие подготовке профессиональных и компетентных кадров в логистической системе. Предложены меры по созданию эффективной кадровой политики и подготовки квалифицированных логистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of professional development and training in the field of logistics

Logistics is a 21st century profession. As in any professional industry, the most pressing issue is the personnel potential of specialization. This article discusses the problems of professional development of personnel in the field of logistics. The full analysis of features of development and training of specialists in the field of logistics at the present stage is carried out. Barriers preventing the training of professional and competent personnel in the logistics system are identified. Measures to create an effective personnel policy and training of qualified logisticians are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионального развития и подготовки кадров в сфере логистики»

Проблемы профессионального развития и подготовки кадров в сфере логистики Problems of professional development and training in the field of logistics

Алейник Мария Витальевна

Специалист

"Белгородский государственный национальный исследовательский университет", НИУ "БелГУ"

Россия,308015, Белгород, ул. Победы, 85 e-mail: mariya.samsonova. 9 723@mail.ru

Aleynik Mariya Vitalievna

"Belgorod State National Research University" Russia, 308015, Belgorod, Pobedy str., 85 e-mail: mariya.samsonova. 9 723@mail.ru

Научный руководитель Гайдукова Галина Николаевна

Доцент, кандидат социологических наук "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", НИУ "БелГУ"

Россия,308015, Белгород, ул. Победы, 85 e-mail: g_gaidukova@bsu.edu.ru

Scientific adviser Gaidukova Galina Nikolaevna

Associate Professor, сandidate of sociological sciences "Belgorod State National Research University" Russia, 308015, Belgorod, Pobedy str., 85 e-mail: g_gaidukova@bsu.edu.ru

Аннотация.

Логистика - это профессия 21 века. Как и в любой профессиональной отрасли, наиболее остро стоит вопрос кадрового потенциала специализации. В данной статье рассматриваются проблемы профессионального развития кадров в сфере логистики. Проведен полный анализ особенностей развития и подготовки специалистов в области логистики на современном этапе. Выявлены барьеры, мешающие подготовке профессиональных и компетентных кадров в логистической системе. Предложены меры по созданию эффективной кадровой политики и подготовки квалифицированных логистов.

Annotation.

Logistics is a 21st century profession. As in any professional industry, the most pressing issue is the personnel potential of specialization. This article discusses the problems of professional development of personnel in the field of logistics. The full analysis of features of development and training of specialists in the field of logistics at the present stage is carried out. Barriers preventing the training of professional and competent personnel in the logistics system are identified. Measures to create an effective personnel policy and training of qualified logisticians are proposed.

Ключевые слова: кадры, логистика, профессиональная подготовка кадров, управление цепями поставок.

Key words: personnel, logistics, professional training, supply chain management.

Профессиональное развитие и подготовка кадров в сфере логистики - является важным аспектом в системе управления цепями поставок и развитии торговли. Критериями эффективности всей структуры логистической системы служит профессионализм и качественные задатки специалиста работающего в данной сфере. Рассматривая суть выявленной проблемы, сначала нужно обозначить терминологию, связанную с нашей тематикой.

Логист- это специалист, который организует и контролирует доставку товаров от производителя до места реализации продукции. Под профессиональной подготовкой понимается совокупность теоретических знаний и

практических умений и навыков, способствующих качественному выполнению работы в определенной деятельности, в нашем случае- в логистике.

Вынесенные термины хорошо иллюстрируют главные моменты, на которые стоит обратить внимание, а точнее слова-индикаторы, которые помогают понять каковы функции логиста в общем виде. Данными словами являются такие понятия как «организация и контроль доставки товаров». Но только ли этим ограничивается компетенция современных специалистов в области логистики?

Область профессиональной деятельности специалиста в области логистики - это не только стандартные операционные действия, такие как составление заказа и его комплектность, оформление пакета транспортно -перевозочных документов, погрузка, разгрузка, транпортировка и т.п. На сегодняшний день специалисту недостаточно обладать базовыми навыками, он должен соответствовать уровню передовых логистических компаний. В современных реалиях логистики и управления цепями поставок акцент приходится на разработку и применение современных логистических технологий и концепций, информационных систем и программных продуктов способствующих развитию нового этапа- информатизации логистики и товаропотоков.

Как было сказано раннее, профессиональное развитие специалистов в области логистики является одной из важнейших целей в реализации положительной кадровой политики. На данном этапе времени происходит полное и кардинальное изменение в логистической системе. Стали повышаться требования к уровню образовательного развития логистов, экспедиторов. Поэтому данный вопрос является актульным и требует решительных действий.

Практика российских логистических компаний показывает значительное понижение уровня профессионализма логистов и недостаток кадров в целом. Большей массе работников данной сферы недостает ни опыта работы, ни квалификации, ни знаний в той или иной сфере их трудовой деятельности, отвечающим современным требованиям.

На пути совершенствования кадровой политики в области логистики стоят барьеры такие как:

1. Стремительные информационные и технологические изменения;

2. Устаревшая материальная база;

3. Постоянные изменения в условиях реформирования транспортной отрасли;

4. Компетентность преподавателей при подготовке будущих специалистов;

5. Информированность и заинтресованность в профессии.

6. Наибольший акцент в наши дни приходится на компетентностный подход при определении кадровой политики. В условиях информатизации общества, рынок труда, в особенности специализации в области логистики, претерпевает большие изменения, связанные с повышением требований к будущим кадрам, а также сотрудникам, которые уже занимают действующие должности. Данная проблема не позволяет полностью раскрыть потенциал логистики в компаниях из-за недостаточной компетенции кадров в соответствующих сферах.

Объективными решениями по устранению данных барьеров должны послужить такие меры как:

1. При подготовке будущих специалистов-логистов может быть предложен вариант прохождения стажировки (практики) с последующим наймом на работу.

2. Для специалистов, которые уже имеют должность в организации - повышение своей квалификации путем стажировки в иностранных компаниях, проведение международных съездов по обмену имеющимся опытом.

Подробнее рассмотрим варианты самых известных зарубежных стажировок, которые помогут получить качественный иностранный опыт в сфере логистики:

- Массачусетский технологический институт(MIT). Данная платформа предлагает специалисту получить знания в области деловых переписок для управления цепями поставок, изучение динамических систем, а также аналитических методов управления цепями поставок (г. Кембридж, США).

- Университет логистики Кюне. Предлагает изучение таких направлений как SCM(концепция по управлению цепями поставок) и глобальная логистика, SCM Best Practice и другие (г. Гамбург, Германия).

- BVL Campus(учебный центр Немецкой ассоциации логистики)- возможность изучения направления гуманитарной логистики, знаний в области «зеленая» логистика и экологические проблемы в цепях поставок и др.(г. Бремен, Германия).

- Бизнес-школа Хенш. На данной обучающей базе происходят симуляции и деловые игры по управлению операциями в цепях поставок. А также интересным аспектом по повышению квалификации в данной бизнес-школе послужит проведение экскурсий на предприятия и логистические объекты в Германии (Концерн «Аэробус» в Гамбурге, завод «BMW» в Лейпциге, предприятие «Иком Логистик» и т.д.).

Выше был представлен краткий перечень известных зарубежных программ получения квалификации специалистами уже работающими в логистической сфере. При выборе программы следует понимать какой квалификации специалиста следует обучать и какого уровня необходимо достичь по итогу прохождения стажировки. Также выбор метода профессиональной подготовки и переподготовки зависит от масштабности и денежной обеспеченности компании, так как возможность обучения кадров на подобном уровне может позволить себе не каждое логистическое предприятие.

Методом, во многом подходящим для каждой логистической компании может послужить обмен опытом на уровне между организациями на различных съездах и научно-практических конференциях в данном регионе деятельности. Альтернативным вариантом может быть посещение выставок и мероприятий транспортно-логистической отрасли с подробным анонсом.

Что касается будущих специалистов, обучающихся по программе логистики в высших учебных заведениях, особо важно при их обучении больше внимания уделять получению знаний на основе практики. Ведь именно практический подход позволит молодому логисту самостоятельно интерпретировать свои полученные знания в отведенном для него месте практики.

Востребованность на специалистов-логистов с каждым годом растет. На 2019 год - 934 вакансии являются открытыми, при этом средняя заработная плата по стране составляет 47089 рублей. Эти цифры являются усредненными для всех видов логистов. Наиболее востребованным считается менеджер по логистике (382 необходимых вакансии). Второе место занимает специалист по логистике (142 вакансии). Третье место занимает менеджер по транспортной логистике (81 вакансия).

Опыт работы в логистической сфере является также немало важным критерием на рынке труда (рис.1).

Директор по Руководитель Специалист по Экспедитор Кладовщик логистике отдела логистике

Рисунок 1. Структура спроса по опыту работы в России

По приведенным статистическим данным можно сделать вывод, что востребованность такой профессии как логист на рынке труда крайне высока, что еще больше дает стимула к развитию, повышению своей квалификации как главного ресурса логистического предприятия.

Подводя итог, хотелось бы выделить 3 практических рекомендаций для построения карьеры молодому специалисту:

1. Необходимо выбрать перспективное направление и место работы. Молодой специалист в области логистики, только начиная реализовываться, не способен сразу ощутить всю важность логистики для бизнеса, но уже на данном этапе поймет, насколько интересно и перспективно выбранное им направление в конкретной специализации. Лучше всего, если для первой карьерной ступени местом работы станет крупное и современное логистическое предприятие, в котором реализованы все инновации.

2. Демонстрируйте заинтересованность в своем развитии. При поиске подходящего специалиста на ту или иную должность руководство обращает внимание на желание кандидата расти и развиваться, приобретая новые знания и навыки работы. В наше время, в связи с развитием информационных технологий очень важно постоянно совершенствоваться и учиться чему-то новому. Быстрая обучаемость и стремление к развитию поможет будущему работнику проявить себя с наилучшей стороны. Необходимо данную заинтересованность проявлять как можно раньше, возможность представится уже на этапе собеседования.

3. Осознание всей полноты ответственности за данную работу. Ошибка специалиста в области логистики может стать причиной порчи товара, убытков, проблем с неправильно оформленными пакетами необходимых документов. Все это может привести к неприятным последствиям с заказчиками и непосредственно с руководством данного предприятия. Поэтому важно подойти к своим обязанностям со всей ответственностью и вниманием.

В сумме опыт, качественные знания, умения и навыки — это показатели профессионализма любого специалиста в логистической сфере. Они определяют его профессиональную пригодность и компетентность. От этого зависит развитие управления цепями поставок и экономики в целом, ведь квалифицированные кадры помогут улучшить положение нашей страны в сфере торговли уже на мировом уровне.

Список используемой литературы:

1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. М. : РПСЦ «Маркетинг», 2000.

2. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами [Текст]: учебник / Л. В. Карташова. - Москва: ИНФРА - М, 2012. - 235с.

3. https://mclog.hse.ru/Executive_internships

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.