Научная статья на тему 'Проблемы профессионально- ориентированного обучения студентов педагогических вузов в области обучения иноязычному диалогическому общению'

Проблемы профессионально- ориентированного обучения студентов педагогических вузов в области обучения иноязычному диалогическому общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / PROFESSIONAL SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ORAL COMMUNICATION / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балан Оксана Владимировна

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в области обучения диалогическому общению. Раскрывается понятие методическая компетенция и ее основные компоненты. Перечислен ряд профессиональных умений необходимых для формирования методической компетенции в области обучения устному диалогическому общению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балан Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in Professional Training of Future Teachers in Teaching Oral Communication in a Foreign Language

The article is devoted to the problem of foreign languages teachers` professional training in the sphere of teaching oral communication. The meaning of teaching competence and its main components is defined. The author also describes a number of professional skills which are necessary for developing teaching competence for teaching oral communication

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионально- ориентированного обучения студентов педагогических вузов в области обучения иноязычному диалогическому общению»

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ

О. В. Балан

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в области обучения диалогическому общению. Раскрывается понятие методическая компетенция и ее основные компоненты. Перечислен ряд профессиональных умений необходимых для формирования методической компетенции в области обучения устному диалогическому общению.

Ключевые слова: профессиональные умения, профессиональная компетенция, диалогическое общение, рефлексия.

Summary. The article is devoted to the problem of foreign languages teachers4 professional training in the sphere of teaching oral communication. The meaning of teaching competence and its main components is defined.. The author also describes a number of professional skills which are necessary for developing teaching competence for teaching oral communication.

212

Keywords: professional skills, professional competence, oral communication, reflection.

В связи с выдвижением новых социальных требований современного общества к системе российского образования наблюдается особое внимание педагогов и методистов к проблеме профессиональной подготовки студентов языковых специальностей, которая предполагает формирование у студентов профессиональной компетенции в области обучения иностранным языкам.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к специалисту - выпускнику вуза и участнику международной коммуни-

кации. В связи с этим одной из задач высшего образования стало решение проблемы подготовки специалистов не только хорошо обученных, но и готовых передать свои знания и свой опыт последующему поколению, способных успешно решать поставленные перед ними профессиональные задачи.

В настоящее время также заметен переход от акцентирования внимания на знаниях к формированию умений решения различных проблем, от знаний к рефлексии. С ростом международного сотрудничества и расширением экономических, политических и

международных контактов с зарубежными странами повысились и требования, предъявляемые к выпускникам школ и педагогических вузов в области практического владения иностранным языком. В программе для высшей школы отмечается, что в области диалогического общения студенты должны уметь вести беседу и участвовать в дискуссии, требующей предварительного сбора и систематизации фактов, критикуя позицию оппонента и отстаивая свою точку зрения с помощью развернутой аргументации [1].

Однако как показывает практика, выпускники языковых специальностей педагогических вузов, будущие специалисты в области обучения иностранному языку, не в достаточной степени обладают вышеперечисленными умениями. Реальный уровень владения устно-речевыми аргументированными умениями в диалогическом общении остается невысоким. Студенты не умеют правильно выделить предмет обсуждения, предъявить его, выступить в качестве оппонента в споре, отстаивать свою точку зрения. Таким образом, не имея определенной базы и не сформировав собственные умения устного диалогического общения, выпускники педагогических вузов сталкиваются с затруднениями в формировании этих умений у учащихся средней школы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно выделить несколько проблем, связанных с формированием профессиональных умений в области обучения диалогической речи на иностранном языке.

Одна из них связана с формированием умений в области осуществления непосредственно устного диалогического общения. Она заключается, в первую очередь, в том, что

в учебниках иностранного языка недостаточно четко представлены формулировки упражнений для ведения аргументированных типов диалогического общения, обучающих приемам вести беседу и обсуждение. Упражнения в учебниках зачастую носят общий характер. Как правило, дается общая установка типа «обсудите», но не обозначается цель и логика обсуждения, не указывается коммуникативный вклад участников обсуждения, не привлекается достаточное количество языкового и речевого материала, а также не принимается во внимание уровень информированности учащихся о содержании обсуждаемого предмета.

Другая проблема связана с формированием профессиональных умений студентов в области обучения диалогической речи. Как показывает анализ научно-методической литературы, для формирования профессиональных умений в области обучения диалогической речи нет методических пособий и учебной литературы, которая учитывала бы специфику понятия «профессиональная компетенция» в области обучения иноязычной диалогической речи, компоненты и умения, связанные с ее формированием.

Таким образом, для решения проблемы формирования профессиональной компетенции студентов в области обучения устному диалогическому общению необходимо, во-первых, разработать методику обучения, которая была бы направлена не только на развитие у студентов языковых вузов умений устного диалогического общения, в частности умений вести аргументированный диалог, но и на формирование методических умений в данной области обучения.

1 / 2012

Преподаватель XXI

214

Во-вторых, при создании методики формирования профессиональной компетенции в области обучения диалогической речи, необходимо учитывать специфику понятия «компетентность» и ее составляющие, а также специфику мыслительных операций каждого студента при решении методических задач.

Под понятием компетентность понимается степень осведомленности специалиста, которая обеспечивается не отдельно взятыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, а их определенном сочетании и взаимодействии в профессиональном сознании человека.

Наиболее важными составляющими (компетенциями), входящими в состав профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков, по мнению М. В. Дьяченко, являются:

• методическая компетенция - умение планировать свою педагогическую деятельность; владение широким спектром методических приемов и умение адекватно использовать их применительно к возрасту учащихся и поставленным целям обучения; умение ориентироваться в современной методической литературе, соответствующий условиям выбор пособий и других средств обучения, готовность и желание повышать свой профессиональный уровень.

• коммуникативная компетенция -способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения, которая формируется на занятиях по иностранному языку.

• рефлексивная компетенция - способность эффективно осуществлять рефлексивные процессы, развивать рефлексивные способности, обеспечи-

вающие процесс саморазвития и самосовершенствования, позволяющая достичь наиболее эффективного результата в педагогической деятельности [2].

Однако речь идет о проблеме формирования профессиональных умений в области обучения иноязычной диалогической речи, поэтому необходимо развивать ряд профессионально-методических умений, необходимых для формирования методической компетенции студентов - будущих учителей иностранного языка в области обучения диалогическому общению. К таким умениям мы можем отнести:

1. Практические:

- формулирование методической задачи в процессе обучения диалогическому общению;

- отбор ситуаций диалогического общения;

- выбор приемов и средств обучения диалогическому общению, а также определение режимов работы;

- распределение учебного материала, количество упражнений, речевых ситуаций, диалогических текстов, учитывая психологические и лингвистические особенности диалогической речи;

- контроль уровня сформирован-ности навыков и умений учащихся осуществлять диалогическое общение, используя лингвистические и нелингвистические средства выражения, адекватные ситуации общения, умения привести аргументы и контраргументы в защиту своей точки зрения;

- корректировка результатов своей обучающей деятельности и учебной деятельности учеников.

2. Технологические:

- отбор и методическая организация языкового и речевого материала

(аудио и видео тексты, представляющие собой образцы диалогической речи, соответствующие тематике общения);

- проведение сопоставительного анализа языкового и речевого материала с целью определения трудностей для дальнейшего их предупреждения и ликвидации;

- моделирование речевых ситуаций диалогического общения и постановка коммуникативной задачи;

- составление упражнений и диалогов-образцов с использованием языкового и речевого материала соответствующего тематике общения;

- разработка содержательных и смысловых опор для стимулирования речемыслительной деятельности учащихся;

- фиксирование и исправление ошибок учащихся.

3. Исследовательские:

- анализ деятельность учащихся с целью выявления уровня облученности по вопросу обучения диалогической речи;

- оценка творческие способности учащихся, умение критически мыслить;

- оценка способности учащихся работать с печатными, аудио и видео текстами диалогического характера;

- анализировать свои знания и умения в области обучения диалогической речи, оценивать их адекватность учебной задачи и учебной ситуации с целью дальнейшего самосовершенствования и совершенствования учебного процесса;

- анализировать методические возможности технических средств обучения;

- анализировать учебники, учебные пособия, УМК, учебные программы по методике обучения диалогической форме общения на иностранном языке;

- отбирать научно-методическую литературу по проблеме обучения диалогическому общению;

- наблюдать и анализировать процесс обучения диалогической речи, посещая уроки педагогов различных учебных заведений;

- фиксировать результаты наблюдения и анализа педагогической деятельности различных учителей по проблеме обучения диалогической речи и сравнивать их с различными методиками обучения диалогической речи;

- делать выводы и излагать свои мысли виде курсовых и дипломных проектов.

Таким образом, процесс обучения должен носить «проблемный характер», чтобы учащиеся могли самостоятельно формулировать правила, понятия, законы, выдвигать гипотезы, делать выводы, а преподаватель с помощью корректной и четкой постановки проблемных вопросов способствовал бы речемысли-тельной деятельности студентов.

Поскольку методическое мышление (рефлексия) является одним из главных компонентов профессиональной компетенции, которое рассматривается как специфическая деятельность, лежащая в основе успешности формирования методических умений, то в соответствии со структурой профессиональной деятельности учителя иностранного языка выделяют четыре группы профессионально значимых умений, лежащих в основе рефлексивного процесса:

1. умение познать особенности личности обучаемого, которое развивается и формируется на основе процесса самопознания;

2. умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе;

215

1 / 2012

Преподаватель XXI

3. умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов;

4. умения анализировать результаты иноязычного общения [3].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для достижения профессиональных умений в области обучения диалогическому общению на иностранном языке будущему учителю необходимо не только самому уметь осуществлять диалогическое общение на иностранном языке, с учетом лингвистических и психологических особенностей процесса диалогического общения, но и овладеть профессиональными умениями в области обучения, данной форме общения. В связи с этим будущим преподавателям иностранного языка необходимо овладеть рядом умений, позволяющим им осуществлять процесс обучения иноязычному общению с учётом требований, предъявляемым к современным специалистам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Некоторые актуальные теоретические вопросы профессионально направленного обучения иностранному языку в педагогическом вузе / Ф. Шатилов, Ю. В. Еремин // Профессионально направленное обучение иностранному языку в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. трудов.

- Л., 1985. - С. 56-57.

2. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 4. - С. 3-9.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2004. - 141 с.

4. Нефедова Л. К. Программа среднего (полного) образования по английскому языку. Профильный уровень. // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 5. - 24 с.

5. Дьяченко М. В. Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов для создания и проведения интегративного курса «Иностранный язык + Экология»: дис. ... канд. пед. наук.

- М., 2004.

6. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207 с. ■

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.