Научная статья на тему 'Проблемы проектного образования в современной России'

Проблемы проектного образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ / БАРЬЕРЫ / ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ПРОЕКТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GROWTH / MODERNIZATION / SUSTAINABILITY / TECHNOLOGIES / PROSPECTS / BARRIERS / BREAKTHROUGH TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / PROJECT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ищенко Маргарита Михайловна, Сичкарь Татьяна Валентиновна

Сфера образования вносит существенный вклад в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную и глобальную устойчивость государства. Поэтому перспективы, ключевые барьеры и проблемы развития современного образования приобретают особый смысл и дискуссионный характер. В статье рассмотрены основные тенденций развития современной образовательно-воспитательной сферы, изучены проблемные точки, существующие в современном российском образовании, и дано решение через призму возможного возрождения проектного образования. Отмечено, что переосмысление наличествующих методологических подходов к формированию педагогических технологий в современной системе образования необходимо для перехода к шестому технологическому укладу и развития прорывных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ищенко Маргарита Михайловна, Сичкарь Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of project education in modern Russia

The sphere of education makes a significant contribution to economic growth, technological modernization, social and global stability of the state. Therefore, the prospects, key barriers and problems of the development of modern education acquire a special meaning and discussion character. The article deals with the main trends in the development of modern educational sphere, studied the problem points that exist in modern Russian education, and given a solution through the prism of the possible revival of project education. It is noted that the rethinking of the existing methodological approaches to the formation of pedagogical technologies in the modern education system is necessary for the transition to the sixth technological mode and the development of breakthrough technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектного образования в современной России»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/55ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 22.01.2019; опубликована 12.03.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:

Ищенко М.М., Сичкарь Т.В. Проблемы проектного образования в современной России // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/55ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ishchenko M.M., Sichkar T.V. (2019). Problems of project education in modern Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https://esj.today/PDF/55ECVN119.pdf (in Russian)

УДК 3709 ГРНТИ 14.01.11

Ищенко Маргарита Михайловна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: Mmargo.i@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=333492

Сичкарь Татьяна Валентиновна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия Декан факультета «Дизайна и журналистской деятельности» Кандидат технических наук, доцент E-mail: Ditava1@mail.ru

Проблемы проектного образования в современной России

Аннотация. Сфера образования вносит существенный вклад в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную и глобальную устойчивость государства. Поэтому перспективы, ключевые барьеры и проблемы развития современного образования приобретают особый смысл и дискуссионный характер. В статье рассмотрены основные тенденций развития современной образовательно-воспитательной сферы, изучены проблемные точки, существующие в современном российском образовании, и дано решение через призму возможного возрождения проектного образования. Отмечено, что переосмысление наличествующих методологических подходов к формированию педагогических технологий в современной системе образования необходимо для перехода к шестому технологическому укладу и развития прорывных технологий.

Ключевые слова: рост; модернизация; устойчивость; технологии; перспективы; барьеры; прорывные технологии; образовательно-воспитательная среда; технологический уклад; проектное образование

Существенный вклад в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную и глобальную устойчивость России, безусловно, вносит сфера образования. Поэтому перспективы, ключевые барьеры и проблемы развития современного образования приобретают особый смысл и дискуссионный характер. Кроме этого, новые социально-экономические условия мирового развития влекут за собой изменения требований к профессиональной подготовке обучающихся, их компетенции, умению самостоятельного

приобретения новых знаний, креативному мышлению и умению поиска оптимальных решений в нестандартных, подчас кризисных, ситуациях.

В современном обществе образование является одной из обширных сфер человеческой деятельности, формирующей качество человеческого капитала отдельно взятой страны или региона. Совершенно справедливо в докладе Центра стратегических разработок и высшей школы экономики отмечено, что: «Человеческий капитал - это знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты не только для себя и работодателя, но и общества в целом». Это проявляется в том, что любые возможности человека становятся его «капиталом», как только они задействуются в полезной и производительной деятельности.

В последние десятилетия ключевым элементом человеческого капитала страны стал интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал является решающим для модернизации экономики и перехода к новым технологическим укладам.

Образование как инструмент изменения количественных и качественных изменений человеческого капитала повышает не только производительность труда и потребительский спрос, но и предпринимательскую активность. Следовательно, образование в экономике страны можно рассматривать как инвестиционную сферу, определяющую масштаб экономического роста.

Анализ тенденций развития современной образовательно-воспитательной сферы (чаще говорится о системе образования, что резко упрощает данную сложную тематику) показывает огромное количество точек зрения на происходящие процессы и противоречивость мнений экспертов и исследователей. Одни разработчики проблем образовательно-воспитательной сферы говорят о «кризисе образования», другие, наоборот, о «революции в образовании».

Впервые о кризисе образования заговорили в начале 70-х годов прошлого столетия. В своей работе «Кризис образования в современном мире» английский ученый и видный политический деятель Ф. Кумбс констатирует наличие мирового кризиса образования и обозначает его основные причины. По его убеждению суть мирового кризиса образования связана с разрывом между сложившимися системами образования и динамично изменяющимися условиями жизни общества. Что характерно, спустя несколько десятилетий, многие ученые в области педагогики и образования и сегодня подчеркивают, то, что динамика развития образования несопоставима со скоростью и динамикой развития общества. Кроме того, многие исследователи отмечают, что развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция, глобализация и модернизация общества еще более обострила этот разрыв.

Сторонники «революции в образовании» наоборот считают то, что принято называть кризисом образования, в действительности является новым устойчивым состоянием образования.

Достаточно подробное изложение различных точек зрения по данному вопросу представлено в работе Е.В. Бодровой и С.Б. Никитиной «Кризис системы образования, Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX-XXI веков». Авторы утверждают: «Несмотря на множественность позиций по рассматриваемому вопросу, мы склонны все-таки считать существующее положение российского образования именно кризисом, сопровождающимся наличием «ошибок» в работе всей образовательной системы, которые не позволяют ей эффективно выполнять свои функции» [1].

В настоящий момент возникла потребность в формировании новых подходов (философских, методологических, методических, теоретических, информационных) функционирования образовательно-воспитательной сферы (ОВС). Но главное, что

характеризует текущий момент это резкое обострение организационных проблем в существующей системе образования, связанные с вопросами перехода к шестому технологическому укладу. Этот глобальный вызов требует пересмотра всех содержательных компонент образовательных процессов. Такой пересмотр должен осуществляться в рамках создания проектного образования.

Далее можно предложить более детально остановиться на тех проблемных точках, которые существуют в современном российском образовании, и дать им решение через призму возможного возрождения проектного образования. Именно возрождения, т. к. опыт внедрения проектного образования в России и попытки его реализации были предприняты еще в начале ХХ века [4; 7]. Примерно одновременно с учеными исследователями и педагогами практиками в США, предложившими и обосновавшими преимущества проектного образования, отечественные ученые и педагоги-новаторы такие как С.Т. Шацкий, Л.В. Занков, Л.С. Выгодский, В.Ф. Шаталов и многие другие начали формировать свободную и личностно-ориентированную педагогику, педагогику сотрудничества и индивидуального развития, т. е. обладающую всеми чертами характерными и для современного проектного образования [12; 13].

Сегодня проектное образование вновь используется, но уже в обновленном виде. Его можно считать эффективным этапом в формировании критического мышления. Проектное образование отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности, обучающиеся, не только приходят к решению поставленной проблемы, но показывают возможность и умение применить полученные умения на практике.

Из всего множества проблем современного образования применительно к вопросам становления шестого технологического уклада и инновационного развития целесообразно остановиться на следующих социально-экономических аспектах (табл. 1).

Таблица 1

Социально-экономические аспекты традиционного и проектного образования

Традиционное образование Проектное образование

Принцип «Образование через всю жизнь» Принцип «Образование и есть жизнь»

Проблемы отдаленности от развития и стихийности разработки прорывных технологий. Система образования как массив прорывных технологий.

Проблемы разобщённости научно-исследовательской деятельности (НИД) различных отечественных образовательных учреждений, а также нарушение преемственности между средним и высшим звеном системы образования. Система проектного обучения строиться на принципах постепенности и преемственности результатов на всех образовательных уровнях, позволяет сформировать качественное представление о взаимодействии различных уровней вертикально-интегрированной системы.

Образовательно-воспитательная сфера (ОВС) почти не имеет возможности влиять на процессы формирования общественных идеалов. Изменение жизненных ориентаций и отношения к ценности образования современной молодежи - как инструмент перехода к шестому технологическому укладу.

Проблема снижения качества образования на различных уровнях системы образования. Проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни и повышающим мотивацию обучающихся.

Проблема взаимодействия вуза со своими выпускниками и сферой трудовой деятельности. Возможность для производственных предприятий, организаций и их инфраструктур осваивать прорывные технологии под эгидой определённых образовательных учреждений.

Проблема соответствия номенклатуры дипломов и требований рынка труда. Проектного обучение позволяет повысить уровень конкурентоспособности выпускника на рынке труда, адаптировать его к решению реальных задач и сократить «разрыв» требований и ожиданий предприятий-работодателей и профессиональных сообществ.

Следует отметить, что данный перечень можно было бы продолжить еще целым рядом сравнительных критериев и принципиальных подходов. В большинстве случаев они относятся к числу производных от уже означенных и результатом причинно-следственных связей. Это и неэффективность традиционных источников финансирования образовательно-воспитательной среды, устаревание педагогического состава российских вузов и падение престижа профессии преподавателя, неразвитость системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и многое другое. В рамках данной статьи остановимся более детально на вышеозначенных.

В условиях возрождения проектного образования остро обозначается вопрос о смене образовательно-педагогической цивилизации, которая должна строиться на представлении и принципе «Образование и есть жизнь». Требуется уходить от базирования педагогических технологий на устоявшиеся и интенсивно устаревающие технологии. Проектное образование позволит трансформировать образовательно-воспитательную среду во «взращивание» акмеологически ориентированной личности, творческого и «цивилизационно целостного» человека, умеющего ориентировать в проблематике жизни креативной материи, за счёт освоения механизмов управления социоприродной эволюции.

Процессы современных образовательных изменений, научно-технической революции, становление цивилизации знания и риска, информационный взрыв напрямую связаны с прорывными технологиями технического, социального, образовательного и экономико-финансового характера.

Исследователями Кирсановым К.А., Попковым А.А., Сичкарь Т.В. предложено все многообразие типических таксонов структурировать на фундаментально-единичные и стержневые технологии. Идентификация различных объектов фундаментально-единичных технологий позволила выделить пять типов технологий [6]:

• производственно-технологические;

• организационные;

• военные;

• политические;

• социальные.

Однако формирование реестра прорывных технологий для изучения в образовательно-воспитательной среде идёт стихийно, дискретно, что не гарантирует логику и полноту картины. Кроме того, современная система образования в своем большинстве далека от проблематики развития прорывных технологий. Однако постепенное нарастание понимания того факта, что именно через массив прорывных технологий сегодня проходит конкурентная борьба между странами (государствами, регионами и т. д.) и системами образования сложно, противоречиво, но постепенно трансформируется в проектное образование.

Стихийность формирования прорывных технологий при освоении их в образовательно-воспитательной среде для России имеет много дополнительных привнесённых проблем, в частности, приводит к разобщённости в научно-исследовательской деятельности отечественных образовательных учреждений и нарушению преемственности между средним и высшим звеном системы образования. Данный факт требует пересмотра всех основ формирования организационных мероприятий и формирования качественно новых подходов к управлению образованием. Ключевым моментом в системе исследований перехода России к шестому технологическому укладу является ее уникальность в возможностях формирования

принципиально новых представлений о фундаментальных тенденциях строительства перспективного проектного образования.

Существующая образовательно-воспитательная сфера практически не имеет возможности влиять на процессы формирования общественных идеалов, так как во многом лишена или не может в полной мере задействовать опережающие прогностические функции, заложенные в систему реализации прорывных технологий. Мировоззрение обучающихся, их жизненные позиции складываются либо стихийно, либо на основе идеологических манипуляций с сознанием общества [2].

Согласно утверждениям Т.В. Сичкарь «На каждом этапе цивилизационного строительства формировались различные этническо-коммуникационные отношения, образовательно-воспитательные технологии, производственно-маркетинговыми атрибуты, научно-познавательные доминанты, творческо-самоидентификационные представления и гармонизирующе-ютильные взаимодействия» [9].

Кризис цивилизационного строительства в первую очередь отразился на образовательно-воспитательной среде и качестве образования. В этой связи тем более обостряется проблематика освоения проектного образования. Тезис: «Только проектное образование - путь к решению глобальных проблем человечества и инструмент качественного перехода к шестому технологическому укладу» для страны, ориентирующей свои преобразования в данном направлении, является конкурентоспособным на мировом рынке кадров и цивилизационных изменений.

Проблема снижения качества образования на различных уровнях системы образования также является полемичной и обсуждаемой в современном научно-педагогическом сообществе. Многие отмечают, что сегодня продолжают действовать формы и методы обучения середины прошлого века, в результате чего все чаще слышатся жалобы выпускников вузов о том, что у них недостаточно навыков практической работы [10; 11]. Это справедливо отмечается и вице-президентом Российской ассоциации бизнес-образования, профессором С. Мясоедовым: «Наша система вузовского образования, по большей мере, ориентируется на запоминание и усвоение огромного количества готовых материалов и решений. Европейская и американская системы - на обучение самостоятельному поиску необходимой информации, ее обобщение и анализ, и, наконец, на поиск собственных решений» [8].

Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Вне всяких сомнений - проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания, что чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Следовательно, следует учить постоянному обновлению знаний. Кроме этого, для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности и найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет прикладное значение и, значим для самих открывателей (обучающихся).

Говоря о проблеме взаимодействия вуза со своими выпускниками, сферой их трудовой деятельности и соответствия дипломов требованиям рынка труда отмечается ценность проектного обучения в вопросе повышения уровня конкурентоспособности выпускника на рынке труда, скорости адаптации к решению реальных практических задач и сокращения «разрыва» требований и ожиданий профессиональных сообществ.

Требуется чётко осознать, что существующая образовательная парадигма создаёт основу для пассивного следования стихийно сложившимся тенденциям и традициям. Их очень часто ложные приоритеты создали к текущему моменту целые пласты проблем и сформировали массу явных и ещё больше скрытых тормозов на пути перспективного развития системы образования, и, прежде всего, ее проектной составляющей.

Прогрессирующая проблема требует переосмысления наличествующих методологических подходов к формированию педагогических технологий в современной системе образования. На текущий момент целесообразно не столько критиковать и отказываться от имеющихся наработок, а требуется использовать методологию, которая предполагает интеграцию нового видения и существующих и положительно зарекомендовавших себя подходов в формировании образовательно-воспитательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрова Е.В., Никитина С.Б. Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже ХХ-ХХ1 веков // официальный сайт Московского Гуманитарного Университета [Электронный ресурс] / Е.В Бодрова, С.Б. Никитина - Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/ 2009/ргоГе88ог.ги/Воёгоуа&№кШпа.рё1).

2. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения / М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / М.: Педагогика-Пресс, 1991. -

536 с.

55ECVN119

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12. 13.

Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. - Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. - 178 с.

Инновационные технологии в современном образовании [Электронный ресурс]: сборник трудов по материалам III Международной научно-практической Интернет-конференции 18 декабря 2015 г. / Ж.К. Абдина [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Королёв: Научный консультант, Технологический университет, 2016. - 776 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 75362.html. - ЭБС «IPRbooks».

Кирсанов К.А., Попков А.А., Сичкарь Т.В. Проблемы формирования реестра прорывных технологий в контексте экономических проблем становления цивилизации знания и риска: вопросы современного технологостроения // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/34ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / М.: Новая Москва, 1926. - 288 с.

Мясоедов С.П. Социокультурный анализ российского бизнес-образования / М.: Интел-Синтез, 2000 - 260 с.

Сичкарь Т.В. Экономика впечатлений в проблемах становления цивилизации знания и риска (на примере научной деятельности Кирсанова К.А.) // Научный журнал «Вестник Евразийской науки», 2018 №1, https://esj.today/PDF/ 48ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Социально-педагогические инновации в современном образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции (30 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]: сборник научных трудов / Р.Б. Абен, А.А. Бедристова, Ю.А. Василенко [и др.]; под ред. С.П. Акутина. - Электрон. текстовые данные. -М.: Перо, Центр научной мысли, 2014. - 64 с. - 978-5-00086-759-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59060.html.

Педагогическая наука и современное образование [Электронный ресурс]: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки 11 февраля 2016 года / И.В. Абрамов, Б.В. Авво, Р.В. Авво [и др.]; под ред. И.В. Гладкая, С.А. Писарева. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016. - 406 с. - 978-5-8064-2232-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51687.html.

Шаталов В. Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания / М.: Педагогика, 1987. - 158 с.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения / Под редакцией Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1980. - 304 с.

Ishchenko Margarita Mikhailovna

Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: Mmargo.i@mail.ru

Sichkar Tatyana Valentinovna

Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: Ditava1@mail.ru

Problems of project education in modern Russia

Abstract. The sphere of education makes a significant contribution to economic growth, technological modernization, social and global stability of the state. Therefore, the prospects, key barriers and problems of the development of modern education acquire a special meaning and discussion character. The article deals with the main trends in the development of modern educational sphere, studied the problem points that exist in modern Russian education, and given a solution through the prism of the possible revival of project education. It is noted that the rethinking of the existing methodological approaches to the formation of pedagogical technologies in the modern education system is necessary for the transition to the sixth technological mode and the development of breakthrough technologies.

Keywords: growth; modernization; sustainability; technologies; prospects; barriers; breakthrough technologies; educational environment; technological structure; project education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.