УДК 629.7.018.4
С.Г.Муганлинский, Ю.С. Воронков
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ.
Проведены исследования проблем проектирования малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (МБЛА) с дистанционным управлением, имеющих место в гражданских и военных сферах. Обработка большого статического материала позволила получить диапазоны изменения основных геометрических, летно-технических, весовых и др. параметров МБЛА.
В качестве обобщений весовых статистических данных получены следующие функциональные зависимости
т01 (тц.н),ткр = / (т0) ,тф = / (т0 ) ,топ = /(ткр )
где т0 - взлетный вес; ткр , Шф, топ - вес крыла, фюзеляжа, оперения МБЛА.
Получена также статистическая формула, связывающая взлетный вес МБЛА т0 с площадью несущей поверхности Б:
$ = 8,8то +1,54
Одной из существенных проблем при проектировании МБЛА является увеличение продолжительности полета при малых числах Рейнольдса. Достижения этой цели находится на пути уменьшения размеров летательного аппарата, что требует миниатиаризации электронной аппаратуры. Однако это ставит перед проектировщиками трудную задачу в области аэродинамики, т.к. характеристики обтекания профиля при уменьшении размеров ухудшаются. В связи с этим имеют место предельные нижние размеры хорды, ниже которых аэродинамические характеристики даже самых лучших профелей не смогут обеспечить необходимую подъемную силу.
Для МБЛА классической аэродинамической схемой было проведено исследование влияния различных характеристик летательного аппарата на продолжительность полета, на основе которых получены соответствующие формулы.
Проведены также исследования зависимости продолжительности горизонтального полета от тяговооруженности и диаметра винта.
Рассмотренные проблемы, возникающие при проектировании МБЛА, вызывают противоречивые требования со стороны аэродинамики, прочности и эксплуатационной технологичности. Опыт разработки МБЛА МЛАНХ-2000 позволил выработать ряд рекомендаций, позволяющих несколько сглаживать указанные противоречия.