Научная статья на тему 'Проблемы проектирования и расчета дорожных одежд на мостовых сооружениях с ортотропной плитой проезжей части'

Проблемы проектирования и расчета дорожных одежд на мостовых сооружениях с ортотропной плитой проезжей части Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Овчинников И.И., Удалов М.В., Илюшкин В.А., Беляев Н.Н.

Рассмотрена проблема проектирования современных дорожных одежд на мостах со стальной ортотропной плитой проезжей части. Обращено внимание, что методы проектирования и расчета дорожных одежд на мостах должны коренным образом отличаться от методик проектирования дорожных одежд на земляном полотне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Овчинников И.И., Удалов М.В., Илюшкин В.А., Беляев Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования и расчета дорожных одежд на мостовых сооружениях с ортотропной плитой проезжей части»

УДК 624.042

И.И. ОВЧИННИКОВ, канд. техн. наук, Саратовский государственный технический университет; М.В. УДАЛОВ, инженер, Уральский государственный университет путей сообщения; В.А. ИЛЮШКИН, инженер, Саратовский государственный технический университет; Н.Н. БЕЛЯЕВ, канд. техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Проблемы проектирования и расчета дорожных одежд на мостовых сооружениях с ортотропной плитой проезжей части

Конструктивные требования к дорожной одежде мостового сооружения формулируются так:

— обеспечение плавного и безопасного движения, выполнение защитных функций от атмосферных и других внешних воздействий;

— сохранение назначенных геометрических форм и размеров в течение всего срока службы моста;

— достаточная прочность и жесткость для восприятия всех видов нагрузок, максимально легкий вес;

— долговечность, равная сроку службы других элементов моста, легкая заменяемость во время ремонтов;

— экономичность.

В последнее время важное значение приобрела проблема устройства дорожной одежды (покрытия) по металлической ортотропной плите проезжей части мостов. Стремление снизить постоянную нагрузку и увеличить долговечность дорожных одежд на мостах привело к использованию в конструкции дорожной одежды мостовых сооружений материалов на основе полимербитумных вяжущих.

Под действием временной подвижной нагрузки элементы пролетного строения моста работают в основном на изгиб, при этом настильный лист ортотропной плиты вместе с дорожной одеждой находится в сложном, преимущественно плоском, напряженном состоянии.

Дорожная одежда на стальном ортотропном настиле мостового сооружения работает иначе, чем дорожная одежда на земляном полотне автомобильной дороги. Поскольку жесткость ортотропной плиты вдоль и поперек моста различна, в дорожной одежде при прохождении нагрузки по мосту возникают значительные деформации и напряжения. В таких условиях обычные типы дорожных одежд мостовых сооружений ненадежны и недолговечны.

Особенностью работы ортотропной плиты является то, что она работает на местное действие временной подвижной нагрузки и одновременно в составе пролетного строения на общее воздействие временных и постоянных нагрузок.

Анализ работы дорожных одежд на существующих металлических мостах с ортотропной плитой проезжей части свидетельствует о наличии существенных деформаций, связанных в большой степени с податливостью асфальтобетонного покрытия.

Отметим такие специфические условия работы дорожной одежды на мостах, как более интенсивное изменение температуры дорожной одежды, обусловленное большей обдуваемостью моста и тем, что дорожная одежда укладывается непосредственно на металлические или бетонные конструкции, более теплопроводные. Поэтому ввиду отсутствия демпфирующего эффекта земляного полотна температура слоев дорожной одежды на мостах тесно связана с температурой воздуха и изменяется вместе

с изменением последнего. Причем летом дорожная одежда на мостах может иметь температуру в два и более раза превышающую температуру воздуха.

Столь большое увеличение температуры дорожной одежды до 75—80оС происходит за счет малой величины альбедо (отражающей способности) асфальтобетонного покрытия и большой теплопроводности металлического листа настила моста. Кроме того, температурные воздействия могут быть неоднородными по ширине моста из-за его экспозиции по сторонам света. Например, левая сторона моста (металлической балки пролетного строения) через Кольский залив в Мурманске, ориентированная на юг, в летний период (с 12 до 13 ч) при температуре окружающей среды +20оС нагревалась до +80оС, правая северная сторона принимала температуру воздуха +20оС.

Возникающий температурный градиент величиной +60оС вызывал различное линейное расширение разных сторон моста. При этом подвижная опорная часть неразрезной системы моста южной экспозиции перемещалась на 20 см больше северной, что вызывало соответственно разное напряженно-деформированное состояние орто-тропной плиты.

Кроме того, дорожная одежда мостового сооружения располагается на плите проезжей части, обычно изготовленной из материала с другими механическими свойствами. На работу дорожной одежды также влияет различие в коэффициентах температурного расширения материалов плиты проезжей части и дорожной одежды.

На основании вышеизложенного можно заключить, что повышение эксплуатационных свойств мостового полотна с ортотропной плитой проезжей части требует применения материалов и самой конструкции дорожной одежды, во многом отличающихся от конструкции и материалов для дорожной одежды на земляном полотне.

Следовательно, дорожную одежду на мостах следует проектировать с использованием других критериев, при этом на ее конструкцию накладывается дополнительное требование — уменьшение по мере возможности массы, чтобы уменьшить постоянную нагрузку от веса дорожной одежды на мост. Необходима разработка рациональных конструкций дорожных одежд для мостовых сооружений, а также разработка методик их расчета с учетом совместной работы с металлической ортотропной плитой.

До настоящего времени при разработке проекта мостовых конструкций расчет дорожной одежды (мостового полотна) с учетом категории дороги, на которой находится мост, предполагаемой интенсивности движения по мосту и свойств применяемых материалов не производится. Категория дороги учитывается при назначении габаритов моста, числа и ширины полос проезжей части и полос безопасности. Толщина дорожной одежды мостового полотна назначается в предположе-

30

научно-технический и производственный журнал

январь 2011

нии, что чем она больше, тем меньше вероятность появления трещин, хотя такая точка зрения давно отвергнута дорожниками.

При выборе асфальтобетона для дорожной одежды на ортотропной плите проезжей части следует учитывать важную роль упругопластических и реологических свойств асфальтобетона. К тому же к верхнему слою асфальтобетона предъявляются повышенные требования по водонепроницаемости и шероховатости. Наращивание толщины дорожной одежды дополнительными слоями ведет к увеличению нагрузки на мост, поэтому верхний слой асфальтобетона должен сочетать в себе качества защитного слоя от внешней среды и слоя износа при минимально возможной толщине. Следовательно, для устройства верхнего слоя дорожной одежды на мостах должен использоваться специальный асфальтобетон. Кроме того, следует учитывать, что дорожная одежда на мостах работает в условиях динамического нагружения, возникающего от совместного воздействия движущегося транспорта и колебаний самого пролетного строения; динамическая нагрузка может изменяться в широких пределах, как в продольном, так и в поперечном направлении.

Для работы в таких условиях должно предусматриваться не более двух конструктивных слоев дорожной одежды, обладающих в нижней части наряду с высокими прочностными показателями достаточной гибкостью, обеспечиваемой оптимальным соотношением пластичности и эластичности материала. В большей степени этим условиям может отвечать литой асфальтобетон. Верхний слой должен иметь высокую упругую составляющую (М:Впр/М1упр > 2) при большой пластичности и быть устойчивым к воздействию высокой и низкой температур, а также иметь отличную адгезию и хорошую когезию. Всем этим условиям соответствует щебеночно-мастичный асфальтобетон.

На ортотропных плитах сцепление слоев между собой должно обеспечивать, с одной стороны, отсутствие расслоения (отрыв одного слоя от другого), а с другой — самостоятельную работу конструктивного слоя с присущими ему положительными свойствами.

В последнее время намечается тенденция использования в мостостроении все более легких материалов, поэтому проблема снижения массы дорожной одежды (мостового полотна) становится все более актуальной. Ведь масса дорожной одежды на мостах при рекомендованной российскими нормами толщине 70—110 мм становится сопоставимой с массой самой ортотропной плиты, что делает использование такой дорожной одежды невыгодным, особенно на мостах с большими пролетами.

Кроме того, российские нормативные документы не дают возможности проектировать всю систему дорожной одежды с гидроизоляцией, а обычно назначается один из ее вариантов, который рекомендуется независимо от действующих на дорожную одежду климатических, технологических и эксплуатационных факторов.

Поэтому необходимо разработать для дорожных одежд на мостах новые конструктивные решения, материалы, технологии и методики расчета и конструирования, рассматривающие мостовое полотно как единое целое.

Если дорожная одежда, устроенная на земляном полотне, прежде всего выполняет функции прочностного слоя, обеспечивающего восприятие нагрузки и передачу ее на менее прочные нижележащие слои основания, то в случае мостового сооружения прочность самого нижнего слоя — плиты (металлической ортотропной или железобетонной) самая большая, и она сама в состоянии воспринять действие нагрузки. Поэтому в мостовом сооружении основные функции дорожной одежды не прочностные, а обеспечение плавного и безопасного дорожного движе-

ния, выполнение защитных функций. Заметим, что при прочностном расчете плиты проезжей части и самого пролетного строения несущая способность дорожной одежды в расчет обычно не принимается и она рассматривается только как нагрузка. Следовательно, толщина дорожной одежды может и должна быть как можно меньше, чтобы уменьшить нагрузку на ортотропную плиту проезжей части, но вместе с тем должна быть обеспечена защита ортотропной плиты от внешних воздействий, плавность и безопасность дорожного движения.

Изгибные деформации дорожной одежды на орто-тропной плите пролетного строения возникают не от действия нагрузки, как это бывает в дорожной одежде на земляном полотне, а за счет передачи деформации ортотроп-ной плиты на дорожную одежду из-за сцепления и совместной работы слоев дорожной одежды между собой и с ортотропной плитой проезжей части. Поэтому при большой толщине дорожной одежды и лучшем сцеплении ее слоев между собой в фибровых волокнах дорожной одежды возникнут большие напряжения. При меньшей толщине дорожной одежды и, как это ни парадоксально, меньшем сцеплении ее слоев между собой, что обеспечивается мембраной из специально подготовленных поли-мербитумных мастик с широким диапазоном пластичности с температурой размягчения по КиШ +90оС и температурой хрупкости -50оС, напряжения в ее фибровых волокнах будут меньше, и работоспособность дорожной одежды будет выше.

В отличие от исследований особенностей работы дорожной одежды на земляном полотне достаточно полных теоретических и экспериментальных исследований особенностей работы дорожной одежды на ортотропной плите проезжей части мостового сооружения не проводилось, потому вышеприведенные соображения недостаточно известны и только в последнее время начинают привлекать внимание.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что современная тенденция при проектировании и устройстве дорожных одежд на ортотропных плитах проезжей части мостовых сооружений сводится к уменьшению толщины дорожной одежды, ибо это улучшает режим ее работы. Для более детального изучения особенностей работы дорожных одежд меньшей толщины на ортотропных плитах проезжей части мостовых сооружений необходима организация теоретических и экспериментальных исследований.

Ключевые слова: проектирование дорожных одежд, дорожные одежды на мостах, расчет многослойных конструкций, ортотропная плита, литой асфальтобетон.

Список литературы

1. Макаров В.Н., Распоров О.Н., Овчинников И.Г., Щербаков А.Г. Во что одеть мосты? // Дороги России XXI века. 2002. № 5. С.68-79.

2. Овчинников И.Г., Распоров О.Н., Макаров В.Н., Мо-нов Б.Н., Иванов О.К. Опыт эксплуатации дорожного покрытия из литого асфальта на мостовых сооружениях // Транспортное строительство. 2004. № 12. С. 15—17.

3. Овчинников И.Г., Щербаков А.Г., Овчинников И.И. Расчетная оценка напряженно-деформированного состояния многослойных конструкций применительно к дорожным покрытиям на мостовых сооружениях: Сб. докл., посвященных 100-летию со дня рождения В.З. Власова и 85-летию кафедры «Строительная механика». М.: МГАСУ, 2006. С. 135-140.

4. Овчинников И.Г., Илюшкин В.А., Удалов М.В. Анализ моделей и методов расчета конструкций дорожных одежд на мостовых сооружениях // Вестник ВолгГА-СУ. 2008. Вып. 12(31). С. 43-50.

Ы ®

научно-технический и производственный журнал

январь 2011

31

"БЕЛЭКСПОЦЕНТГ БЕЛГОРОДСКОЙ ТОР ГОВО-ПРОМЫ ШЛЕМ КОЙ ПАЛАТЫ

16-18 марта

2011

L Н

XV межрегиональная специализированная

Stijr

MiЩЩ

tT "V \&t$ ■

выставка

БЕЛЭКСПОСТРОЙ

Тф (¿722) 58-29-51 53-29-66, 53-23-68 58-29-41 E-mail: beiexpo@maii.ru; www.belexpocentr.ru; г. Белгород, ул. Победы, 147а

16-19 МАРТА

Ростов-на-Дону

ВЫСТАВИЛ

ш

UuL!

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ

ПОДЩРтКн: комитет гас ударс fii ннон думы по ctpomi ешл е** и земельны« отношениям: министр hctso Ti?pnnjra*nimof о гд л if тц А1ЧИТ*КТ>1^ ИГ|*ДО(ТР(ЖТЕЛЬСТ»А№ *1ИHtffTEPCTiO ЖИЛИЩНО-КСМА^НАЛЩОПО ХОЗЯЙСТВА РО, ИСГКИЩИТЕЯЬиЦИ WfflK СИСТЕМЫ РЧК*Щ1»401У|МУие*Р™фИр<АиМЯ-: ДССОИШЩИ* ■ *(СГ1ии>»ЦИ" -«»4 ЮЫчМУИАЛсНЫКППЫПРИЛТИиНХСЧи . НООЧИЛШ« -(I NHiHii МММС

(W10«C|UUI<*rAHHULVU<OeU »WPt(HTOK>H fC« Ик- СОЮ J <ШНПЛ1Й К*»: AKMUIWI1С f КЖТЩПЙ ADHk: AXICKKU»ситияиНк К*: департамент мк* к эныч-еткки г. росго вл-на дон г; тпп ростовской ОБЛАСТИ

ГГКДОЦНЫИ ннооммиипил!1 iriBCO?

генепльный

Н^ФСГШфСигЛ ВиИВД

rtH^'ttiurt.rtfcJH 1Ш1№ McX'liH ,tfl1 ЯГйиНАЛыяЛН

ПР. М. НАГИБИНА. JO. Теп. !863i 1М-77 46 VHHMKVmOUnVUIUj WWKVIHTAfWAIHI

СТРОИТЕЛЬСТВО. АРХИТЕКТУРА

ВОДА. ТЕПЛО

ГОРОД-ЖНХ

научно-технический и производственный журнал Q ~Jlhjr\bl~

32 январь 2011 Ы *

журнал

«Строительные материалы»®

Г НЕ £С]ЁМТ1Р1САЬ1_У-РНАС1 1СЛ1. СОИРЕПЕМСЕ Г^УЕЬОРМЕ^Т ОР ТНЕ СЕРЛЛМС »МОиЙТЙУ ОР Д

"' И Н ФОКОМ

Выставочная компания «Инфоком»

1-3 июня 2011 г.

РОССИЯ, ЯРОСЛАВЛЬ

X

гквк «старый город»

X

■атич

I специализированная тематическая выставка «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КЕРАМИКЕ»

V

ПОСЕЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ ЗАО «НОРСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

Спонсоры конференции:

ПОБЕДА

ЛСР

Кирпичное объединение «Победа ЛСР»

Норский керамический завод

Руководитель проекта - Юмашева Елена Ивановна Менеджер проекта - Лескова Елена Львовна

Россия, 127434, Москва, Дмитровское шоссе, д. 9, стр. 3 Тел./факс: +7 (499) 976-22-08, 976-20-36, моб. +7 (910) 437-03-98

www.rifsm.ru

mail@rifsm.ru

www.keramtex.ru

LINGL: сокращение расходов благодаря анализу производственных процессов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крупнейший производитель машин и оборудования для керамической промышленности фирма LINGL, предлагая свои услуги, выделяет три центральных компонента для оптимизации процесса производства и функционирования оборудования: 1. Анализ сырьевых материалов. 2. Анализ процесса работы сушилки. 3. Анализ процесса работы печи.

Проведение анализа процесса производства продукции является важной предпосылкой оптимизации функционирования комплектной линии и ведет к усовершенствованию качественных и количественных показателей, а также к сокращению расхода энергии и сокращению выбросов, в особенности при осуществлении модернизации оборудования.

Устройство контроля предела прочности на изгиб, при сжатии и растяжении

Климатическая камера

Анализ сырьевых материалов

Фирма LINGL предлагает своим клиентам развернутый анализ сырьевых материалов. Используя современнейшее лабораторное оборудование и приборы, специалисты проводят испытания в следующих областях:

• Количественный анализ минерального состава.

• Ситовой и седиментационный анализ.

• Химический анализ и определение содержания неорганического и органического углерода, общего содержания серы и содержания сульфидной серы, хлоридов и фторидов.

• Элементарный анализ добавок: поризующих шлаков и углесодержащих примесей.

• Термические исследования (параллельный термоанализ, дилатометрический метод, лабораторная сушка, обжиг в градиентной печи).

Исследование сырьевых материалов является непременным условием для оптимального расчета параметров новых агрегатов, а также для проведения анализа процесса работы сушилки и печи, поскольку свойства отдельных составляющих в существенной степени определяют качество продукта. Если какой-то из сырьевых материалов оказывается непригодным, это может иметь серьезные последствия уже при проведении сушки экспресс-методом или при быстром обжиге. По результатам проведенных исследований заказчик получает содержательный отчет, по основным параметрам:

прочность на излом и чувствительность при сушке; опасность возникновения трещин при сушке и обжиге; причины возникновения брака; оптимальная температура обжига;

пригодность сырьевых материалов для производства различной продукции. коррозионный потенциал сырьевого материала и ожидаемые выбросы в процессе обжига;

• теплосодержание сырьевого материала для расчета энергетического баланса печей. На основании полученных результатов даются рекомендации по составлению

сырьевой смеси, используя которую заказчик сможет добиться оптимальной работы технологической линии с учетом всех своих запросов и требований. Рекомендации относительно необходимого состава добавок, отощающих средств и привозной глины позволят не только добиться улучшения качества продукции, но и сделать детальные выводы об ожидаемых выбросах и возможности сокращения расхода энергии.

научно-технический и производственный журнал С^ТЯиЯТ^.Ь.НЬ,!"

34 январь 2011

Для проведения керамотехнологических испытаний в лаборатории фирмы LINGL имеются лабораторный вакуумный пресс, просеивающая машина, седи-граф, прибор для параллельного термоанализа. дилатометр, климатическая камера, сушилка, муфельная и градиентная печи, а также динамометр. Абсолютным новшеством является шлифовальная аппаратура Entwicklung, разработанная фирмой LINGL, с помощью которой дается оценка шлифуемости стенового кирпича. Также фирма LINGL разработала собственную технологию осуществления замеров. Располагая такой технологией в совокупности с базой данных, основанных на обширном опыте многочисленных проектов фирмы LINGL, специалисты компании располагают ни с чем не сравнимыми секретами технологии производства, что позволяет им делать обоснованные выводы о шлифуемости стенового кирпича.

Консультации по экономии энергии и сокращению выбросов посредством анализа технологического процесса

Термические процессы печи и сушилки являются решающими факторами при эксплуатации производственной установки. Бережное расходование ресурсов, экологичность и сокращение выбросов CO2 - это важное преимущество в конкурентной борьбе, особенно при производстве керамических изделий.

С помощью анализа термических процессов сушилок и печей фирма LINGL выявляет потенциал, реализация которого возможна в ходе мероприятий по модернизации. При этом важную и существенную роль в снижении производственных расходов играют экономия энергии и сокращение выбросов с02. Результаты анализа и расчетов объединяются в протокол измерений и содержат отчеты и рекомендации по следующим основным моментам:

• свойства и пригодность сырьевого материала;

• использующиеся в настоящее время технологии сушки и обжига;

• фактическое состояние сушилок и печей и пределы их производительности;

• энергетический баланс и возможность экономии энергии;

• достижение ожидаемых показателей производительности после

модернизации /переналадки;

• ожидаемые выбросы для минимальных требований к системе очистки дымовых газов.

Наряду с анализом технологического процесса проводится также профессиональное консультирование на заводе заказчика. Заказчик получает протокол измерений по проведенному анализу с индивидуальными расчетами модели, результатами и графиками. Обширные исследования объединяются в информативную картину, которая служит для заказчика важнейшим инструментом при осуществлении мероприятий по модернизации. Анализ, проводимый фирмой LINGL, выходит далеко за пределы одной лишь оценки возможности работы предприятия. Для получения полной картины исследований работы сушилки и печи также даются рекомендации по усовершенствованию функционирования технологической линии. Учитывая предшествующие технологии сушки и обжига, эксперты дают оценку всех значимых факторов и рассчитывают детальный энергетический баланс. На основании индивидуально составленных расчетов модели даются рекомендации по оптимизации всех процессов. Прогнозы относительно повышения производительности, сокращения расхода энергии и выбросов, а также улучшения качества продукции являются предельно точными, благодаря постоянному ведению собственной сравнительной базы данных.

Монтаж новых установок осуществляется с учетом требований Директивы экологического дизайна 2005/32/ЕС. Для этого фирмой LINGL разрабатываются специальные решения экономии энергии исходя из месторасположения производства.

По всем вопросам можно обращаться:

Hans-Lingl Anlagenbau und Verfahrenstechnik GmbH & Co.KG Нордштрассе, 2 86370 Крумбах, Германия Регина Фогт Telefon: +49 (0) 82 82 825-332 Fax: +49 (0) 82 82 825-325 Mail:r.vogt@lingl.com

Офис в г. Веймар Hans-Lingl Anlagenbau und Verfahrenstechnik GmbH & Co.KG Томас-Мюнтцер-Штрассе, 7 99423 Веймар

Градиентная печь с общей регистрацией температуры

Регина Фогт Руководитель группы Разработка технологии и анализ процесса / экспериментальный цех Tel.: +49 (0) 3643 49 90 30 Fax: +49 (0) 3643 49 48 98

Кристиан Зифке Анализ процесса сушилки / печи, пуск в эксплуатацию Tel.: +49 (0) 3643 49 48 30 Fax: +49 (0) 3643 49 48 98 Mail: c.siefke@lingl.com

Микроскопическое исследование

j^J ®

научно-технический и производственный журнал

январь 2011

35

CERAMICS CHINA 2011

Guangzhou Pazhou

May-2011

CCPIT Building Materials Sub-council

Phone: 86-10-88375093 Fax: 86-10-68362773 E-mail: ¡nfo@ceramicschina.net mark@ccpitbm.org Official Magazine: Asian Ceramics

СИЛИКАТэ кс

СИЛИКАТ экс—201 0

20-21 октября 2010 г. в Тамбове состоялась IV научно-практическая конференция «Развитие производства силикатного кирпича в России СИЛИКАТэкс», организованная редакцией научно-технического и производственного журнала «Строительные материалы»®. В ее работе приняло участие более 10о руководителей и специалистов, представлявших заводы по производству силикатного кирпича, машиностроительные компании, поставщики сырьевых материалов, консалтинговые и торговые организации из 25 регионов России, а также из Украины, Белоруссии и Германии.

Силикатный кирпич, как надежный, экологичный, проверенный временем и в то же время недорогой строительный материал, применяется в строительстве давно. Силикатные изделия (пустотные и полнотелые стеновые блоки, межкомнатные и межквартирные перегородочные блоки и др.) только начинают входить в практику российского строительства. Их внедрение, прежде всего, зависит от уровня техники и технологии заводов силикатного кирпича. Эта тема и была главной в работе конференции.

Участников СИЛИКАТэкса приветствовал заместитель главы администрации Тамбовской области Н.В. Коновалов, который подчеркнул, что силикатный кирпич занимает значительные позиции в общем объеме выпуска стеновых материалов области.

С оборудованием генерального спонсора - компании Masa-Henke Maschinenfabrik GmbH - участники знакомы по докладам на предыдущих конференциях проекта СИЛИКАТэкс. С развернутым докладом о возможностях оборудования для силикатных заводов выступил глава представительства в СНГ и Балтии компании Masa-Henke Maschinenfabrik GmbH А.К. ИВАНОВ.

Производственную программу компании Lasco Umformtechnik GmbH в сфере оборудования для заводов представил технический специалист компании В. ФЕРСТЕР и руководитель направления представительства в России П.П. ПИРОГОВ.

Впервые в работе конференции принял участие генеральный директор ООО «Инвест-технология» (Челябинск) И.А. ГАЛЕЕВ, который рассказал о серии новых российских прессов ВИКИНГ усилием 710-1180 т одностороннего и двустороннего прессования. В конструкции прессов учтены многие особенности функционирования гидравлических прессов. Первый пресс ВИКИНГ в настоящее время работает на ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов».

Как известно, успех производства силикатного кирпича зависит не только от пресса. Немалую роль здесь играет дозирование компонентов и качество перемешивания сырья. Компания «Агроэскорт» (Санкт-Петербург), основанная в 1991 г., известна как разработчик и производитель весовых ленточных дозаторов и весов непрерывного действия. Об опыте применения оборудования компании на заводах силикатного кирпича рассказал генеральный директор ЗАО «Агроэскорт» Б.И. ПИСьМАН.

Перемешиванию сырьевых материалов посвятил свой доклад представитель компании Maschinenfabrik Gustav Eirich GmbH & Co KG М. ВАЛТЕр. Смесители EIRICH отличаются оптимальным соотношением качества смешивания, расхода энергии и безремонтного периода эксплуатации оборудования.

Доклад доцента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Г.В. КузНЕЦОВОЙ касался очень важной для технологов темы - оптимизации расчетов составов известково-песчаной смеси для формования силикатного кирпича. Предложена методика расчета количества известково-кремнеземистого вяжущего на 1 кг формовочной смеси в зависимости от активности вяжущего.

Гидрофобизация силикатного кирпича еще на этапе его производства может существенно улучшить многие эксплуатационные характеристики кладки из силикатного кирпича. Заместитель генерального директора НПФ «Техносилоксаны»

Участников конференции приветствовал заместитель главы администрации Тамбовской области Н.В. Коновалов

Технические инновации, примененные в прессах фирмы Masa-Henke Maschinenfabrik GmbH, позволяют производить продукцию очень высокого качества. Глава представительства компании в России и странах СНГ А.К. Иванов

Генеральный директор ООО «Спекта Интерпак» (Москва) В.В. Юрченко представил возможности автоматизации упаковки силикатного кирпича

М.В. Шилова, заместитель генерального директора ООО «НПФ Техносилоксаны» (Москва) показала механизм действия силиконовых гидрофобизаторов

Директор ЧП «Техноцукор» (Украина) Н.И. Чуловский показал возможность модернизации печей обжига и котельных предприятий для снижения расхода энергоресурсов

fj научно-технический и производственный журнал

® январь 2011 37"

Генеральный директор ООО «Жилищная инициатива-5» П.И. Горбунов (слева) ознакомил специалистов с технологической линией производства силикатного кирпича и не оставил без ответа ни один вопрос специалистов. Справа: заместитель технического директора ООО «Инвест-силикат-стройсервис» (Тюмень) Е.В. Некрасова

И все-таки фотосъемка - лучший аргумент для коллег. Заместитель генерального директора ОАО «Силикатстром» (Калининград) П.С. Семеновых

Конференция - лучшее место знакомства специалистов. Технический директор ОАО «Костромской завод силикатного кирпича» Е.А. Смирнов (слева); генеральный директор ООО «Инвест-технология» И.А. Галеев

М.В. ШИЛОВА предложила применять кремнийорганические (силиконовые) гидрофо-бизаторы. В докладе был представлен механизм их действия и показаны возможности гидрофобизаторов марки «Тесил».

Современное строительство предполагает применение качественных материалов, которые доставляются и хранятся на строительных объектах цивилизованными способами. Производители других штучных стеновых материалов (керамического кирпича, керамзитобетонных блоков и др.) уже в основном перешли с отрузки изделий навалом к укладке на паллеты и упаковку их в пленку. Потребители силикатного кирпича в наше время также желают получить красивый силикатный кирпич в современной упаковке. В технологии производства силикатных материалов есть определенные сложности, не позволяющие легко внедрить упаковочную линию. Однако компания «Спекта Интерпак» имеет опыт устройства участка упаковки на заводах силикатного кирпича. Этому проекту было посвящено выступление генерального директора компании В.В. ЮРЧЕНКО.

В программе конференции состоялась экскурсия на ООО «Жилищная инициативам». Предприятие является одним из старейших и крупнейших предприятий стройин-дустрии Тамбовской области. Здесь производятся железобетонные изделия и детали, как по типовым проектам, так и по чертежам заказчика, товарный бетон с различными свойствами, строительный раствор, арматурные изделия и закладные детали любой сложности; выпускается силикатный кирпич рядовой и лицевой различных цветов.

В структуру предприятия входят два формовочных цеха, два полигона для производства железобетонных и бетонных изделий, цех по производству силикатного кирпича, арматурный, бетоносмесительный цеха, участок новой техники, транспортный цех.

Производство бетонных изделий осуществляется по агрегатно-поточной технологии, которая характеризуется расчленением техпроцесса на отдельные операции, наличием свободного ритма в потоке, перемещением изделия от поста к посту с произвольным интервалом, зависящим от длительности операции на данном рабочем месте. Межоперационные перемещения изделий осуществляются подъемно-транспортными средствами. Для ТВО применяются пропарочные камеры ямного типа более экономичные по потреблению энергоресурсов.

Применяемая технология отличается высоким уровнем автоматизации и механизации техпроцессов, в частности используется система адресной подачи бетонной смеси,что позволяет своевременно и точно доставить смесь от места приготовления к выгрузке в формовочный агрегат.

В производстве бетонных и растворных смесей активно применяются современные добавки, способствующие получению продукции продолжительной жизнеспособности, высоких марок и особых свойств.

Завод имеет разветвленную систему подъездных путей и складское хозяйство, что позволяет производить бесперебойно массовую отгрузку железобетонных изделий и кирпича.

В структуру цеха по производству силикатного кирпича входят: склад извести, склад песка, подготовительное отделение (дробильное, мельничное отделения, дозирование и силосное отделение), прессовочное, автоклавное и склад готовой продукции.

Для того, чтобы добиться высокого качества продукции используется смесь песков нескольких местных карьеров и известь различных производителей, подбираемая по качественным показателям. Местные пески относятся к классу мелких, поэтому возникают определенные сложности по подбору модуля крупности, соответствующего технологии силикатных изделий.

Известь поставляется железнодорожным транспортом из г. Ельца Липецкой области и с. Копанище Воронежской области. За счет смешивания меловой Копанищенской и Елецкой извести достигается чистота цвета изделий при сохранении качественных показателей кирпича.

На заводе используется линия совместного помола извести и песка, что повышает качество исходной сырьевой массы. Со склада известь, прошедшая через щековую дробилку, и песок поступают на совместный помол в шаровые мельницы. Далее через

С докладом о модернизации и техническом перевооружении компании «Жилищная ини-циатива-5» выступила главный технолог Н.С. Левина

О возможностях выбора поставщика высокоизносостойких пластин в условиях кризиса рассказал заместитель генерального директора компании «ВИЗО» А.В. Вишненков

Зам. генерального директора по PR группы компаний «АЛФИ» А.В. Чернов рассказал об основных направлениях развития Клинцовского силикатного завода (Брянская обл.)

научно-технический и производственный журнал ф'ГРО/ГГ'" J\ii'r\i>\*

январь 2011 Ы *

дозировочное отделение (объемное дозирование) масса в определенном соотношении через цепь смесителей поступает в силоса, где происходит ее гашение.

На каждом этапе осуществляется контроль за активностью и влажностью массы.

После 2 ч гашения доувлажненная масса поступает в приемные бункеры прессов.

Для производства цветного кирпича применяются железоокисные красители, которые шнеком поставляются в стержневой смеситель. Туда же поступает через ленточный конвеер и оставшаяся масса. Далее смесь поступает в прессовочное отделение.

В цеху установлено 6 прессов револьверного типа и новая линия Маза-Дорстенер немецкой компании Masa-Henke Maschinenfabrik GmbH. Производительность немецкого пресса - 3,3 тыс. шт. кирпича в час при количестве обслуживающего персонала 2 человека. Отформованный кирпич транспортируется в автоклавы. В настоящее время в цеху имеется 12 автоклавов вместимостью 14 вагонеток по 667 шт. кирпича каждая.

Режим автоклавной обработки частично автоматизирован, что наиболее важно для технологии производства цветного лицевого кирпича. В ближайшем будущем планируется довести число автоклавов до 15 и полностью автоматизировать работу остальных.

В настоящее время в цеху силикатного кирпича производится: кирпич одинарный полнотелый, полуторный полнотелый, полуторный с 11-ю пустотами; камни стеновые пустотелые; освоен выпуск цветного кирпича. Возможно индивидуальное согласование оттенков и насыщенности цвета. Изделия характеризуются марками по прочности 125, 150, 200; по морозостойкости 25-35. Лицевой кирпич, выпускаемый на немецком оборудовании, имеет идеальную форму и строгие геометрические размеры.

На предприятии внедрена укладка кирпича на деревянные поддоны и упаковка в пленку с обвязкой полимерной лентой.

Конкурентоспособность предприятия обусловлена строгим подходом к качеству выпускаемых изделий. Вся продукция проходит контроль ОТК, соответствует требованиям действующих ГОСТов РФ. На продукцию выдаются паспорта качества, кирпич прошел добровольную сертификацию. Ежегодно лаборатория проводит сертификацию средств измерений и испытательного оборудования.

Диалог руководителей, специалистов возобновленный после многолетнего перерыва на конференции СИЛИКАТэкс, привел к необходимости объединения предприятий подотрасли. Основным инициатором создания некоммерческого объединения силикатчиков стал директор ООО «Силикатстрой» (Нижегородская обл.) Н.В. Сомов. Его поддержали руководители многих заводов из различных регионов России. Поэтому в рамках проекта СИЛИКАТэкс состоялось учредительное собрание некоммерческого партнерства «Ассоциация производителей силикатных изделий». На первом заседании поступило 19 заявлений в партнерство. В настоящее время некоммерческое партнерство «Ассоциация производителей силикатных изделий» проходит этап юридического оформления.

За время работы научно-практической конференции «Развитие производства силикатного кирпича в России СИЛИКАТэкс» специалисты смогли обсудить многие наболевшие вопросы, обсудить доклады с коллегами, получить консультации специалистов, обменяться мнениями.

Пятая международная научно-практическая конференция СИЛИКАТэкс-2011 состоится 12-13 октября в Тюмени.

До новых встреч, друзья!

По традиции - общая фотография участников конференции на заводе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-технический и производственный журнал

январь 2011 39

¥

От проницательного взгляда специалистов не укроется ни одна деталь технологии. Даже, если она скрыта за сетчатым ограждением. Слева: О.Ю. Королев, генеральный директор ОАО «Ярославский завод силикатного кирпича»; справа: А.О. Кошевой, генеральный директор ОАО «Яснополянские строительные материалы» (Пензенская обл.)

Обменяться мнениями о качестве кирпича и технологиях его получения можно было на открытом складе готовой продукции. Справа: технический специалист компании Lasco Umformtechnik GmbH В. Ферстер; слева: руководитель направления представительства компании в России П.П. Пирогов

Ы ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.