№ 5 (41), 2007 г.
Аграрный вестник Урала
9
Экономика. Продовольственное обеспечение
ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РЕГИОНА
М.М. ТРЯСЦИН,
кандидат экономических наук, доцент, Пермский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК
Концептуальные подходы развития АПК и укрепления продовольственной безопасности территории
На степень продовольственной безопасности оказывают влияние различные факторы: технические, экономические, социальные, политические, решающим из которых остается развитие сельскохозяйственного производства. Среди множества причин сложившегося положения следует выделить проблему взаимодействия регионов при обеспечении нормального функционирования предприятий агропромышленного комплекса, а внутри регионов - взаимодействие между территориальными формированиями, способствующее с меньшими расходами создать внутрирегиональный продовольственный рынок, ориентированный через интеграцию развития АПК на производство и реализацию конечного продукта. Только в этом случае можно рассчитывать на повышение инвестиционной привлекательности агропроизводства.
В областях России многие функции управления агропромышленным комплексом оказались рассредоточены между различными субъектами управления. Таким образом создалась парадоксальная ситуация - сельское хозяйство превратилось в кредитора для перерабатывающих, снабженческих и коммерческих организаций, идет процесс обесценивания труда хлеборобов и животноводов, смежные отрасли имеют прибыль за счет диктата цен селянам, закупочные цены зачастую ниже издержек производства, что и явилось главной причиной спада поголовья скота и птицы, снижения объемов производства продукции животноводства и земледелия и как результат - экономического кризиса в сельском хозяйстве.
Таким образом, АПК нуждается сегодня не столько в дотациях и субсидиях, сколько в правильной ценовой политике при реализации основных видов производимой продукции.
Пермский край - это промышленная территория, хотя доля сельского хозяйства, особенно в Коми-Пермяцком автономном округе, значительна.
Численность населения края, по данным 2005 года, составляет порядка 2890 человек, где сельское население - около 800 тыс. человек, или 27,7%.
Динамика численности сельского населения по Пермскому краю за последние годы, по сравнению с другими регионами Уральского федерального округа, стабилизировалась в виду от-
сутствия востребованности рабочей силы в других отраслях экономики, а также сложности приобретения жилья в городе.
Функционирование АПК сопровождается жесткой ценовой политикой. В результате нарастают негативные тенденции по перетоку денежных средств из отрасли сельского хозяйства в другие сферы экономики. Если в 2003 году данный показатель составлял 1,1 млрд рублей, то в 2006 году - 1,5 млрд рублей (рост 36,4%) при ежегодном снижении инвестиций в основной капитал АПК на 15,7%.
Продолжает снижаться энерговооруженность села. Ежегодно списание основных средств сельхозназначения в 2,5 и более раз превышает их ввод. Срок эксплуатации тракторов и зерновых комбайнов свыше 10 лет.
Нарушена система потребкооперации и других заготовительных организаций.
Общий объем валовой продукции за последние десять лет по всем категориям хозяйств сократился на 27%, а по сельскохозяйственным предприятиям -на 50%.
Снижается уровень рентабельности сельскохозяйственной деятельности предприятий (2000 г. - 8,7%, 2006 г. -3,9%), что отрицательно сказывается на платежеспособности и финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей; 28% сельскохозяйственных предприятий являются финансово неустойчивыми.
Сохраняется высокая дифференциация в заработной плате между отраслями. Разрыв в уровнях оплаты увеличился с 3 раз в 1994 году до 6 раз в 2006 году. Работники сельского хозяйства имеют самый низкий уровень ежемесячных доходов (1238,5 рублей) среди всех отраслей народного хозяйства Пермского края.
Негативные тенденции способствовали снижению удельного веса сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте края за два года с 5,2% до 3,5%.
Несмотря на то, что народное хозяйство Пермского края носит четко выраженный индустриальный характер, это не снижает роли, которую играет в социально-экономическом развитии Среднего Урала сельскохозяйственное производство. На одного жителя приходится 0,45 га пашни, или в три раза меньше,
чем в целом по Российской Федерации, что нацеливает на интенсивное развитие отрасли. Краткий исторический экскурс в недалекое прошлое показывает, что АПК края неплохо выполнял возложенные на него задачи. Область полностью обеспечивала себя цельномолочной продукцией, яйцом, мясом птицы, картофелем и овощами за счет собственного производства. АПК имеет огромнейший финансовый потенциал.
В настоящее время каждый житель Пермского края ежесуточно потребляет в среднем продуктов питания на сумму 40-60 рублей, в целом по краю - 112 млн рублей, а в год - 40 млрд рублей.
Вместе с тем, в крае снижается коэффициент продовольственной независимости (к уровню 2003 года он снизился более чем на 1/3). В результате фактическое потребление продуктов питания на 1 жителя Пермского края находится на уровне ниже и медицинских (физиологических) норм, и социального набора. Причем разрыв этот весьма значителен. Отклонение фактического потребления от медицинских норм по отдельным социально значимым товарам колеблется от 23% до 77%, от социального набора - от 38% до 99%. Меньше всего в крае на 1 жителя потребляют сахар, масло растительное, маргариновую продукцию, крупы и т.д.
Исходя из статистических данных, в целом по Уральскому федеральному округу среднегодовое потребление мяса в расчете на душу населения сократилось с 75 до 45 кг, молока и молочных продуктов - с 386 до 215 кг, рыбы - с 20 до 9 кг, яиц - с 297 до 225 шт., овощей и бахчевых культур - с 98 до 75 кг.
В Пермском крае потребление основных продуктов питания по отношению к медицинским нормам составляет по мясу и мясопродуктам - 70%, молоку и молокопродуктам - 44%, яйцу - 86, хлебу и хлебопродуктам - 108%, по картофелю - 148%. Недостаток продуктов в регионе восполняется за счет ввоза (импорта) из других стран или из других регионов Российской Федерации.
Самообеспеченность продуктами питания в 2006 году по краю находилась на уровне от 26% (продовольственное зерно) до 178% (картофель).
Итак, регион в полном объеме обес-
Conceptual approaches of the development of agroindustrial complex and strengthening of the food security in the region
10
Аграрный вестник Урала
№ 5 (41), 2007 г.
Экономика. Продовольственное обеспечение
печивает себя картофелем, яйцом. По овощам, мясу, молоку и молочным продуктам самообеспечение составляет 40-60 %.
Пищевой рацион среднего жителя Пермского края восполняется, в основном, за счет хлебных продуктов и картофеля, что характерно и для других регионов Российской Федерации и свидетельствует об ухудшении качества питания основной массы населения.
Условия функционирования АПК способствуют снижению уровня экономической безопасности Пермского края. Уменьшается емкость внутреннего рынка. Открытость рынка привела к снижению конкурентоспособности собственных товаров и увеличению импорта низкого качества.
Импорт превосходит экспорт в зависимости от товаров потребительского назначения в 5-10 раз ввиду слабой конкурентоспособности отечественного аграрного производства и неэффективной политики регулирования продовольственного рынка.
В структуре оборота розничной торговли продовольственными товарами преобладают такие виды продуктов, как мясо птицы (11,5%), хлеб и хлебопродукты (11,3%), колбасные изделия (11%) и цельномолочная продукция (9,5%), что свидетельствует о преобладании спроса на данные виды товаров.
За последние три года, вследствие создания льготного режима для импорта продуктов, ввоз мяса всех видов возрос более чем в 10 раз, молока и молочных продуктов в 5,4 раза, муки и круп в 10 раз.
Более 40% продуктов питания завозилось по импорту при пороге продовольственной безопасности 15-20%.
Покупательская способность населения Пермского края за последние пять лет ощутимо снизилась: по говядине на 52%, маслу сливочному - на 46%, молоку пастеризованному - на 95%, яйцу -на 31%, картофелю - на 70%, хлебу и хлебобулочным изделиям - 21%.
Качество питания жителей Пермского края по основным продуктам значительно хуже по сравнению с большин-
ством областей (республик) Уральского региона, да и многих регионов Российской Федерации. Так, потребление мяса на душу населения было выше по Башкортостану на 20%, Курганской области - на 14%. По потреблению молока и молочных продуктов Башкортостан превосходил Пермский край на 50%, Курганская область и Удмуртия - на 32%, Оренбургская область - на 40%. Аналогичная картина и по хлебу. Лишь по потреблению яиц край выделяется среди соседних регионов в положительную сторону. По уровню потребления продуктов питания на душу населения Пермский край оказался на 53-м месте в Российской Федерации.
Достаточное в соответствии с социальными нормами обеспечение населения продуктами питания требует создания дополнительных объемов продовольственных ресурсов в крае. В частности, согласно расчетным балансам потребления основных продуктов из расчета необходимого социального набора, для удовлетворения годовой потребности жителей Пермского края требуется ежегодно продавать мясопродуктов не менее 130 тыс. т, рыботоваров - 60 тыс. т, молокопродукции - 1436 тыс. т, яиц - 810 млн. шт., масла растительного - 36 тыс. т, сахара - 115 тыс. т, муки - 632 тыс. т и т.д.
Выход производства и потребления на обеспечение снабжения населения не ниже социальных нормативов - ключевая задача успешной реализации концепции продовольственной безопасности региона и страны в целом. Решение проблемы продовольственной безопасности - многоплановый вопрос. Во-первых, он напрямую связан с состоянием собственного производства продукции в крае, а, во-вторых, не в меньшей степени, зависит от успешного решения проблемы завоза недостающих товаров со стороны: из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья.
В связи с этим, основными блоками концепции продовольственной безопасности Пермского края и целевой комплексной программы по ее реализации должны стать: разработка нормативно-
правовой базы для осуществления политики протекционизма (закон о качестве и безопасности пищевых продуктов; закон о льготном налогообложении местных производителей аграрного сырья и продуктов питания и т.д.); преодоление диспаритета цен через создание интеграционных формирований «вертикального типа»; создание собственной, относительно обособленной сельскохозяйственной финансово-кредитной системы, включающей крестьянские кооперативные ипотечные банки (собственность товаропроизводителей АПК) и сельскую кредитную кооперацию; формирование конкретной среды в оптоворозничной сфере продовольственного рынка на основе создания кооперативных оптовых продовольственных рынков в собствен- ности сельхозтоваропроизводителей и аналогичных структур розничной торговли агропродукцией в городах. Правовая защита их от захвата; развитие рынка сельскохозяйственных земель и введение мер по оптимизации их рыночного оборота (предотвращение скупки); продуманная реструктуризация долгов сельскохозяйственных предприятий (применение оптимальных правовых вариантов банкротства); оптимизация господдержки; использование внутренних резервов.
По проведенным исследованиям и расчетам Пермский край при благоприятной аграрной политике сможет восстановить продовольственную безопасность в достаточно короткий период при условии увеличения финанси- ро-вания сельского хозяйства не менее, чем в 4 раза к уровню 2001 года. При этом продовольственная емкость Пермского края будет обеспечиваться на 75% за счет собственных товаропроизводителей.
Предлагаемый выше комплекс мер позволит не только увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, но и сохранить рабочие места во многих отраслях народного хозяйства, обеспечивающих деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
НЕОБХОДИМА КАРДИНАЛЬНАЯ СМЕНА КУРСА - РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПНП «РАЗВИТИЕ АПК» В ПЕРМСКОМ КРАЕ
И.П. ОГОРОДОВ,
директор, НП «АгроИнвест-Пермь»_____________
Аграрное производство Пермского края - не менее важная отрасль народного хозяйства региона по сравнению с добывающими и обрабатывающими отраслями.
Агропромышленный комплекс (с учетом социальной составляющей аграрных территорий) требует от руководства региона системного подхода к управлению. Это отрасль, нуждающаяся
в максимуме регулирования и ответственности, не столько во внимании, создании условий или формировании привлекательности, сколько систематическом управлении, где орган власти,
Agrarian manufacture of the Perm edge - not less important branch of a national economy of region in comparison with extracting and processing branches.