Научная статья на тему 'Проблемы продовольственного обеспечения индустриального региона'

Проблемы продовольственного обеспечения индустриального региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трясцин М. М.

Концептуальные подходы развития АПК и укрепления продовольственной безопасности территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches of the development of agroindustrial complex and strengthening of the food security in the region

Текст научной работы на тему «Проблемы продовольственного обеспечения индустриального региона»

№ 5 (41), 2007 г.

Аграрный вестник Урала

9

Экономика. Продовольственное обеспечение

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РЕГИОНА

М.М. ТРЯСЦИН,

кандидат экономических наук, доцент, Пермский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК

Концептуальные подходы развития АПК и укрепления продовольственной безопасности территории

На степень продовольственной безопасности оказывают влияние различные факторы: технические, экономические, социальные, политические, решающим из которых остается развитие сельскохозяйственного производства. Среди множества причин сложившегося положения следует выделить проблему взаимодействия регионов при обеспечении нормального функционирования предприятий агропромышленного комплекса, а внутри регионов - взаимодействие между территориальными формированиями, способствующее с меньшими расходами создать внутрирегиональный продовольственный рынок, ориентированный через интеграцию развития АПК на производство и реализацию конечного продукта. Только в этом случае можно рассчитывать на повышение инвестиционной привлекательности агропроизводства.

В областях России многие функции управления агропромышленным комплексом оказались рассредоточены между различными субъектами управления. Таким образом создалась парадоксальная ситуация - сельское хозяйство превратилось в кредитора для перерабатывающих, снабженческих и коммерческих организаций, идет процесс обесценивания труда хлеборобов и животноводов, смежные отрасли имеют прибыль за счет диктата цен селянам, закупочные цены зачастую ниже издержек производства, что и явилось главной причиной спада поголовья скота и птицы, снижения объемов производства продукции животноводства и земледелия и как результат - экономического кризиса в сельском хозяйстве.

Таким образом, АПК нуждается сегодня не столько в дотациях и субсидиях, сколько в правильной ценовой политике при реализации основных видов производимой продукции.

Пермский край - это промышленная территория, хотя доля сельского хозяйства, особенно в Коми-Пермяцком автономном округе, значительна.

Численность населения края, по данным 2005 года, составляет порядка 2890 человек, где сельское население - около 800 тыс. человек, или 27,7%.

Динамика численности сельского населения по Пермскому краю за последние годы, по сравнению с другими регионами Уральского федерального округа, стабилизировалась в виду от-

сутствия востребованности рабочей силы в других отраслях экономики, а также сложности приобретения жилья в городе.

Функционирование АПК сопровождается жесткой ценовой политикой. В результате нарастают негативные тенденции по перетоку денежных средств из отрасли сельского хозяйства в другие сферы экономики. Если в 2003 году данный показатель составлял 1,1 млрд рублей, то в 2006 году - 1,5 млрд рублей (рост 36,4%) при ежегодном снижении инвестиций в основной капитал АПК на 15,7%.

Продолжает снижаться энерговооруженность села. Ежегодно списание основных средств сельхозназначения в 2,5 и более раз превышает их ввод. Срок эксплуатации тракторов и зерновых комбайнов свыше 10 лет.

Нарушена система потребкооперации и других заготовительных организаций.

Общий объем валовой продукции за последние десять лет по всем категориям хозяйств сократился на 27%, а по сельскохозяйственным предприятиям -на 50%.

Снижается уровень рентабельности сельскохозяйственной деятельности предприятий (2000 г. - 8,7%, 2006 г. -3,9%), что отрицательно сказывается на платежеспособности и финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей; 28% сельскохозяйственных предприятий являются финансово неустойчивыми.

Сохраняется высокая дифференциация в заработной плате между отраслями. Разрыв в уровнях оплаты увеличился с 3 раз в 1994 году до 6 раз в 2006 году. Работники сельского хозяйства имеют самый низкий уровень ежемесячных доходов (1238,5 рублей) среди всех отраслей народного хозяйства Пермского края.

Негативные тенденции способствовали снижению удельного веса сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте края за два года с 5,2% до 3,5%.

Несмотря на то, что народное хозяйство Пермского края носит четко выраженный индустриальный характер, это не снижает роли, которую играет в социально-экономическом развитии Среднего Урала сельскохозяйственное производство. На одного жителя приходится 0,45 га пашни, или в три раза меньше,

чем в целом по Российской Федерации, что нацеливает на интенсивное развитие отрасли. Краткий исторический экскурс в недалекое прошлое показывает, что АПК края неплохо выполнял возложенные на него задачи. Область полностью обеспечивала себя цельномолочной продукцией, яйцом, мясом птицы, картофелем и овощами за счет собственного производства. АПК имеет огромнейший финансовый потенциал.

В настоящее время каждый житель Пермского края ежесуточно потребляет в среднем продуктов питания на сумму 40-60 рублей, в целом по краю - 112 млн рублей, а в год - 40 млрд рублей.

Вместе с тем, в крае снижается коэффициент продовольственной независимости (к уровню 2003 года он снизился более чем на 1/3). В результате фактическое потребление продуктов питания на 1 жителя Пермского края находится на уровне ниже и медицинских (физиологических) норм, и социального набора. Причем разрыв этот весьма значителен. Отклонение фактического потребления от медицинских норм по отдельным социально значимым товарам колеблется от 23% до 77%, от социального набора - от 38% до 99%. Меньше всего в крае на 1 жителя потребляют сахар, масло растительное, маргариновую продукцию, крупы и т.д.

Исходя из статистических данных, в целом по Уральскому федеральному округу среднегодовое потребление мяса в расчете на душу населения сократилось с 75 до 45 кг, молока и молочных продуктов - с 386 до 215 кг, рыбы - с 20 до 9 кг, яиц - с 297 до 225 шт., овощей и бахчевых культур - с 98 до 75 кг.

В Пермском крае потребление основных продуктов питания по отношению к медицинским нормам составляет по мясу и мясопродуктам - 70%, молоку и молокопродуктам - 44%, яйцу - 86, хлебу и хлебопродуктам - 108%, по картофелю - 148%. Недостаток продуктов в регионе восполняется за счет ввоза (импорта) из других стран или из других регионов Российской Федерации.

Самообеспеченность продуктами питания в 2006 году по краю находилась на уровне от 26% (продовольственное зерно) до 178% (картофель).

Итак, регион в полном объеме обес-

Conceptual approaches of the development of agroindustrial complex and strengthening of the food security in the region

10

Аграрный вестник Урала

№ 5 (41), 2007 г.

Экономика. Продовольственное обеспечение

печивает себя картофелем, яйцом. По овощам, мясу, молоку и молочным продуктам самообеспечение составляет 40-60 %.

Пищевой рацион среднего жителя Пермского края восполняется, в основном, за счет хлебных продуктов и картофеля, что характерно и для других регионов Российской Федерации и свидетельствует об ухудшении качества питания основной массы населения.

Условия функционирования АПК способствуют снижению уровня экономической безопасности Пермского края. Уменьшается емкость внутреннего рынка. Открытость рынка привела к снижению конкурентоспособности собственных товаров и увеличению импорта низкого качества.

Импорт превосходит экспорт в зависимости от товаров потребительского назначения в 5-10 раз ввиду слабой конкурентоспособности отечественного аграрного производства и неэффективной политики регулирования продовольственного рынка.

В структуре оборота розничной торговли продовольственными товарами преобладают такие виды продуктов, как мясо птицы (11,5%), хлеб и хлебопродукты (11,3%), колбасные изделия (11%) и цельномолочная продукция (9,5%), что свидетельствует о преобладании спроса на данные виды товаров.

За последние три года, вследствие создания льготного режима для импорта продуктов, ввоз мяса всех видов возрос более чем в 10 раз, молока и молочных продуктов в 5,4 раза, муки и круп в 10 раз.

Более 40% продуктов питания завозилось по импорту при пороге продовольственной безопасности 15-20%.

Покупательская способность населения Пермского края за последние пять лет ощутимо снизилась: по говядине на 52%, маслу сливочному - на 46%, молоку пастеризованному - на 95%, яйцу -на 31%, картофелю - на 70%, хлебу и хлебобулочным изделиям - 21%.

Качество питания жителей Пермского края по основным продуктам значительно хуже по сравнению с большин-

ством областей (республик) Уральского региона, да и многих регионов Российской Федерации. Так, потребление мяса на душу населения было выше по Башкортостану на 20%, Курганской области - на 14%. По потреблению молока и молочных продуктов Башкортостан превосходил Пермский край на 50%, Курганская область и Удмуртия - на 32%, Оренбургская область - на 40%. Аналогичная картина и по хлебу. Лишь по потреблению яиц край выделяется среди соседних регионов в положительную сторону. По уровню потребления продуктов питания на душу населения Пермский край оказался на 53-м месте в Российской Федерации.

Достаточное в соответствии с социальными нормами обеспечение населения продуктами питания требует создания дополнительных объемов продовольственных ресурсов в крае. В частности, согласно расчетным балансам потребления основных продуктов из расчета необходимого социального набора, для удовлетворения годовой потребности жителей Пермского края требуется ежегодно продавать мясопродуктов не менее 130 тыс. т, рыботоваров - 60 тыс. т, молокопродукции - 1436 тыс. т, яиц - 810 млн. шт., масла растительного - 36 тыс. т, сахара - 115 тыс. т, муки - 632 тыс. т и т.д.

Выход производства и потребления на обеспечение снабжения населения не ниже социальных нормативов - ключевая задача успешной реализации концепции продовольственной безопасности региона и страны в целом. Решение проблемы продовольственной безопасности - многоплановый вопрос. Во-первых, он напрямую связан с состоянием собственного производства продукции в крае, а, во-вторых, не в меньшей степени, зависит от успешного решения проблемы завоза недостающих товаров со стороны: из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья.

В связи с этим, основными блоками концепции продовольственной безопасности Пермского края и целевой комплексной программы по ее реализации должны стать: разработка нормативно-

правовой базы для осуществления политики протекционизма (закон о качестве и безопасности пищевых продуктов; закон о льготном налогообложении местных производителей аграрного сырья и продуктов питания и т.д.); преодоление диспаритета цен через создание интеграционных формирований «вертикального типа»; создание собственной, относительно обособленной сельскохозяйственной финансово-кредитной системы, включающей крестьянские кооперативные ипотечные банки (собственность товаропроизводителей АПК) и сельскую кредитную кооперацию; формирование конкретной среды в оптоворозничной сфере продовольственного рынка на основе создания кооперативных оптовых продовольственных рынков в собствен- ности сельхозтоваропроизводителей и аналогичных структур розничной торговли агропродукцией в городах. Правовая защита их от захвата; развитие рынка сельскохозяйственных земель и введение мер по оптимизации их рыночного оборота (предотвращение скупки); продуманная реструктуризация долгов сельскохозяйственных предприятий (применение оптимальных правовых вариантов банкротства); оптимизация господдержки; использование внутренних резервов.

По проведенным исследованиям и расчетам Пермский край при благоприятной аграрной политике сможет восстановить продовольственную безопасность в достаточно короткий период при условии увеличения финанси- ро-вания сельского хозяйства не менее, чем в 4 раза к уровню 2001 года. При этом продовольственная емкость Пермского края будет обеспечиваться на 75% за счет собственных товаропроизводителей.

Предлагаемый выше комплекс мер позволит не только увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, но и сохранить рабочие места во многих отраслях народного хозяйства, обеспечивающих деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

НЕОБХОДИМА КАРДИНАЛЬНАЯ СМЕНА КУРСА - РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПНП «РАЗВИТИЕ АПК» В ПЕРМСКОМ КРАЕ

И.П. ОГОРОДОВ,

директор, НП «АгроИнвест-Пермь»_____________

Аграрное производство Пермского края - не менее важная отрасль народного хозяйства региона по сравнению с добывающими и обрабатывающими отраслями.

Агропромышленный комплекс (с учетом социальной составляющей аграрных территорий) требует от руководства региона системного подхода к управлению. Это отрасль, нуждающаяся

в максимуме регулирования и ответственности, не столько во внимании, создании условий или формировании привлекательности, сколько систематическом управлении, где орган власти,

Agrarian manufacture of the Perm edge - not less important branch of a national economy of region in comparison with extracting and processing branches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.