Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТОР / РИСКИ / ОБЪЁМЫ ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENT / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / FDI / BUSINESS CLIMATE / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ECONOMIC PROBLEMS / FOREIGN POLICY FACTORS / FOREIGN CAPITAL / INVESTOR / RISKS / INVESTMENT VOLUMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Д. С., Саликов И. Ф.

В статье рассмотрены основные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Проанализированы статистические показатели объёмов привлекаемых ПИИ а последние 5 лет. Проведена оценка зависимости показателя объёмов ПИИ от государственных внешнеполитических решений и позиции страны на международной политической арене. Выявлены факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность Российской Федерации в период с 2014 по 2018 годы и причины ухудшения делового климата. Определены и сгруппированы риски иностранных инвесторов, при размещении иностранных капиталов в предприятия, расположенные на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ATTRACTING FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the main problems of attracting foreign direct investment in the Russian economy. Statistical indicators of the volume of attracted FDI over the past 5 years were analyzed. The dependence of the indicator of FDI volumes on foreign policy decisions of the state and the country's position in the international political arena was assessed. The factors influencing the investment attractiveness of the Russian Federation in the period from 2014 to 2018, as well as the reasons for the deterioration of the business climate, were identified. The risks of foreign investors when placing foreign capital in enterprises located on the territory of Russia were identified and grouped.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской

Федерации

Problems of attracting foreign direct investment in the economy of the Russian Federation

Д.С. Семенов

Бакалавр

Студент магистратуры, АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики,

финансов, права и технологий» Санкт-Петербург, Российская Федерация dan il2205@yandex. ru

Daniil Semenov

Baccalaureate

Master's degree student, AOU VO LO "State Institute of Economics, Finance, law and Technology"

St. Petersburg, Russia dan il2205@yandex. ru

И.Ф. Саликов

Студент бакалавриата,Северо-ЗападныйИнститут УправленияРАНХиГС,

Санкт-Петербург, Российская Федерация.

islamsalikovf@gmail. com

Islam Salikov

Student, Northwestern Institute ofManagement, Ranepa,

St. Petersburg, Russia islamsalikovf@gmail com

Аннотация.

В статье рассмотрены основные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Проанализированы статистические показатели объёмов привлекаемых ПИИ а последние 5 лет. Проведена оценка зависимости показателя объёмов ПИИ от государственных внешнеполитических решений и позиции страны на международной политической арене. Выявлены факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность Российской Федерации в период с 2014 по 2018 годы и причины ухудшения делового климата. Определены и сгруппированы риски иностранных инвесторов, при размещении иностранных капиталов в предприятия, расположенные на территории России.

Annotation.

The article deals with the main problems of attracting foreign direct investment in the Russian economy. Statistical indicators of the volume of attracted FDI over the past 5 years were analyzed. The dependence of the indicator of FDI volumes on foreign policy decisions of the state and the country's position in the international political arena was assessed. The factors influencing the investment attractiveness of the Russian Federation in the period from 2014 to 2018, as well as the reasons for the deterioration of the business climate, were identified. The risks of foreign investors when placing foreign capital in enterprises located on the territory of Russia were identified and grouped.

Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции, деловой климат, инвестиционная привлекательность, проблемы экономики, внешнеполитические факторы, иностранный капитал, инвестор, риски, объёмы инвестиций.

Key words: investment, foreign direct investment, FDI, business climate, investment attractiveness, economic problems, foreign policy factors, foreign capital, investor, risks, investment volumes.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию стала острым вопросом обсуждений научного и экономического сообщества после ряда событий международной политики 2014 года и введением серии экономических санкций со стороны США и стран Европейского союза в отношении России.

При среднем объёме прямых иностранных инвестиций в экономику России в размере 50-60 млрд. долларов США в год до 2014 года, после вышеуказанных событий данный показатель составил лишь 22 млрд. $ США, а в 2015 году достиг рекордного минимума за последние 10 лет - 6,8 млрд. $ США. Наибольшее

сокращение ПИИ произошло в сферах металлургической промышленности и машиностроения, а также индустрии строительства и информационных технологий.

Официальный статистический учёт прямых инвестиций в экономику Российской Федерации осуществляет Центральный Банк России, который на основании Федерального закона от 10.07.2002 N 86 -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России фиксирует объёмы иностранных капиталов, размещаемых иностранными субъектами инвестиционной деятельности в российских предприятиях, поэтому основные статистические данные и прогнозы в данном секторе экономики, основываются на сведениях, предоставленных именно этим источником.

Так, согласно данным, представленным статистике, за последние 5 лет поток иностранных инвестиций изменялся как в положительную, так и в отрицательную сторону. После минимума 2015 года, во II квартале 2016 года приток инвестиций оживился, но данный подъём был не продолжителен, т.к. в 2017 и 2018 годах аналитиками снова было зафиксировано падение объёмов иностранных инвестиций в Россию. Объём ПИИ 2018 годав 8,8 млрд. $ США по отношению к ВВП стал минимальным значением за последние десять лет. Отмечается, что во многом показатели, достигнутые в 2018 и 2017 годах, удерживались за счёт реинвестирования доходов Германии, при этом в тот же анализируемый период покупка новых долей или акций российских компаний не превышала 20% от общего объёма ПИИ. Учитывая, что ПИИ в классическом виде - это приобретение новых долей компаний или создание новых компаний с целью организации нового производства, можно говорить о том, что чистые ПИИ, поступившие в экономику Российской Федерации составили всего лишь 1,7 млрд. $ США, остальное, это лишь доходы от вложений иностранных инвесторов предыдущих лет, которые они решили оставить внутри экономики России.

РОССИЯ: ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

приток-отток-сальдо ($ млрд)

] приток ($ млрд) I I отток ($ млрд) сальдо ($ млрд)

Рисунок 1. Объёмы прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию В 2019 году ситуация сложилась более благоприятным образом. После достижения по итогам II квартала объёма ПИИ в 16 млрд. $ США, эксперты предположили по году достижение уровня объёма иностранных инвестиций 2017 года. Однако по приведённым данным Центрального Банка, объём ПИИ на конец

2019 года составил 31,7 млрд. $ США, что на 3 млрд. $ США превысило ожидаемые объёмы, прогнозируемые экспертами.

В связи с этим, стоит отметить, что международная позиция Российской Федерации и внешняя политика оказывают достаточное влияние на процессы, связанные с привлечением иностранных капиталов в национальную экономику. В то же время многие эксперты относят его к второстепенному фактору, оказывающему краткосрочное влияние, ведь в последующие три года после введения экономических санкций можно было наблюдать, как рост, так и падения показателя ПИИ. Данный факт свидетельствует о том, что внешняя политика страны, оказывает влияние на её привлекательность для иностранных инвесторов, но по большей части она ставит рамки, которые сокращают максимально возможный объём иностранных инвестиций, а не перекрывают поток инвестиций полностью. В 2009 году объём ПИИ составил 36,5 млрд. $ США, а в 2016 этот показатель достиг 32,5 млрд. $ США, это показывает, что при наличии неблагоприятных событий, как внешнеполитических, так и экономических, инвесторы всё равно рассматривали привлекательный российский рынок для размещения своих капиталов. Разница между показателями двух годов заключается лишь в соотношениях объёмов «свежих» ПИИ - приобретение новых долей компаний и объёмов реинвестирование, полученной прибыли, существующими иностранными инвесторами. Новые инвесторы реже рассматривали Россию, как объект размещения капиталов после 2014 года, однако некоторые инвесторы не отказались от своих первоначальных намерений, а большая часть уже вложивших средства, не стали их изымать, а направили свои прибыли для реинвестирования существующих проектов.

Можно сделать вывод, что проблемы привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в основном, кроются не только в политических решениях на международной арене, а больше во внутренних проблемах организации деловой среды и прозрачности бизнеса внутри страны.

Резкий отток иностранных капиталовложений, сделал тему проблем привлечения ПИИ дискуссионной, однако она существует многие десятилетия, продолжая сохраняться в разных внешнеэкономических и внешнеполитических условиях. В последние несколько лет достаточное количество реальных иностранных инвесторов, желающих вложить средства в иностранные предприятия, рассмотрели альтернативные варианты размещения средств и отказались от первоначальных намерений. Наиболее популярными причинами отказа стали:

- высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

- уровень коррупции, по данным на 2019 год, Российская Федерация занимает 137 место в рейтинге Индекса восприятия коррупции, составляемом Transparency International, что негативно влияет на её инвестиционную привлекательность для зарубежных инвесторов;

- административные барьеры, в виде оформления различных лицензий, разрешений, заключений, виз и т.д., которое занимает время, а также часто требует финансовых вложений, что заметно затрудняет хозяйственную деятельность;

-неуступчивость российских партнёров, а также высокая доля государственных монополий на рынке;

- проблемы правового регулирования таможенного режима в России.

Эксперты отмечают, что существенный вклад в оценку потенциальными инвесторами страны для размещения средств, вносит анализ внутриполитической ситуации в отношении иностранных инвестиций, в части вероятности национализации иностранного имущества, участии страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочности государственных институтов, преемственности политической власти и степени государственного вмешательства в экономику.

На оценку делового климата внутри страны влияет не только прямые ограничения для иностранных инвесторов и иностранных капиталов, но и нечёткость, а особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Отдельной проблемой в привлечении иностранных инвестиций можно назвать распределение ПИИ по регионам России. На настоящий момент привлекательными для инвестиций со стороны иностранных субъектов остаются Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, в меньшей степени популярны отдельные регионы центральной части России, в которых размещаются предприятия машиностроения и автомобилестроения, в последние годы отмечается рост ПИИ в Дальневосточном округе. Большая часть оставшихся регионов может рассчитывать только на привлечение внутренних средств отечественных инвесторов, что также является одной из проблем ПИИ в России.

Обозначенные проблемы обсуждаются и на государственном уровне, в рамках деятельности рабочих групп Консультативного совета по иностранным инвестициям в России ежегодно определяются несколько приоритетных направлений деятельности КСИИ на плановый период работы (1 год), исходя из приоритетов развития российской экономики и наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы.

В 2019 году особое внимание КСИИ, в части организации работы по созданию благоприятной среды для привлечения ПИИ, было уделено совершенствованию налогового и таможенного законодательства, а также вопросам администрирования деятельности компаний с иностранным капиталом.

По мнению аналитиков, положительными новостями для инвестиционного климата в России могут стать: кампания дерегулирования условий предпринимательства, известная как «регуляторная гильотина», а также ожидаемый закон о «Соглашениях о поощрении и защите капиталовложений» (СЗПК). Это вероятная будущая основа для увеличения иностранных инвестиций в структуре капитала российских компаний на 2020 год.

В случае реализации намеченных планов, а также сохранении гарантированных условий предпринимательской деятельности: нормализованной инфляции, свободы движения капитала, отсутствия острой политической напряжённости, темпов цифровизации, произойдёт снижение административных барьеров, что в конечном итоге положительно повлияет на деловой климат в стране.

Однако представители КСИИ отмечают, что иностранным инвесторам всё ещё придётся принимать условия работы на российском рынке, и проблемы, которые останутся не решёнными. К таким проблемам можно отнести внешнеполитические риски, связанные с санкциями и контрсанкциями, в условиях политической борьбы пакеты санкционных мер и ответных решений Правительства России, случайным образом могут затронуть интересы инвесторов. Также сохраняется проблема высокого уровня коррупции в стране, особое влияние сохраняется у силовых ведомств и надзорных структур, которые часто имеют собственные интересы в той или иной сфере бизнеса. Особой специфической проблемой российской деловой среды является слабое распространение современных технологий управления, что непосредственно влияет на осуществление эффективного менеджмента организаций. Также сам процесс привлечения инвестиций, как внутри страны, так и зарубежных, является до сих пор новым инструментом экономической деятельности для российских компаний, в особенности для организаций малого и среднего бизнеса.

Обобщая представленную информацию, можно говорить о двух видах проблем, связанных с привлечением иностранных инвестиций на территорию РФ. Первое, это внешняя политика Российской Федерации и политические решения на международной арене. Второе, нерешённые внутренние проблемы

деловой среды, снижающие степень благополучия делового климата и прозрачность ведения бизнеса в России, которые глобально можно объединить в три блока экономические проблемы, правовые проблемы и проблемы, связанные с человеческим фактором, выражающиеся в низком уровне распространения современных управленческих технологий и понимании процессов инвестирования в целом. Однако эти проблемы не равновесные, политические решения ограничивают круг инвесторов и объёмы инвестируемых средств на определённый период времени, но в условиях реализации крупных автономных проектов, это условия становится менее существенным, чем проблемы, которые существуют в стране постоянно и влияют на всю национальную деловую активность в целом.

Проблемы, связанные с внешнеполитическими решениями, это сложный фактор внешний среды, влияние которого за редким исключением может быть нивелировано в условиях текущей системы государственного управления. В качестве возможного варианта преодоления негативного влияния со стороны внешней политики государства, можно предложить развитие бизнес -проекта по пути его разделения в рамках одной корпоративной структуры на зарубежную и российскую части. Формирование структуры из двух организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации и территории государства потенциального инвестора, позволит путём диверсификации сохранить как минимум половину активов, инвестируемого проекта, в случае одномоментного ухудшения ситуации. Как уже отмечалось ранее, внешнеполитические проблемы оказывают в большей степени влияние на объём инвестиций, но не перекрывают поток полностью, поэтому при поиске инвестиционных средств в зарубежных фондах, необходимо осуществлять взаимодействие непосредственно с этими фондами, исключая российских посредников. Такой подход позволяет напрямую донести идею до потенциального инвестора и убедить его в безопасности и перспективности его будущих вложений.

Решение проблем внутренней деловой среды Российской Федерации более сложный процесс, так как во многом это приоритетная задача государственного управления, которая может быть решения посредством принятия новых нормативно-правовых актов, позволяющих упростить процедуры налоговой отчётности, и повысить уровень правовой защищённости организаций с иностранными инвестициями. В этой связи можно лишь наметить основные пути их решения, а также предложить возможные способы преодоления факторов их влияния в настоящее время.

Проблемы сферы экономики, выраженные в сложности налогового законодательства и отдельных элементов национального бухгалтерского учёта, решаются последнее время со стороны государственного управления наилучшим образом по сравнению с другими. За последние годы появилось множество электронных сервисов, позволяющих упростить процедуру сдачи отчётов в контрольно -надзорные органы, путём подачи всех необходимых документов в электронном виде с использованием квалифицированной электронного -цифровой подписи. Однако сохраняется большое количество данных отчётных документов, унификация и сокращение которых, позволило бы упростить налоговый учёт российских организаций, сделав налоговое законодательство более привлекательным для иностранных инвесторов. Вторым положительным моментом в части решения экономических трудностей в процессе привлечения ПИИ, может стать введение специального налогового режима для таких предприятий с долей иностранных инвесторов. По аналогии с упрощённой системой налогообложения такой режим смог бы заменить несколько налогов, вменяющихся организациям, что сделает бухгалтерский и налоговый учёт ещё прозрачным. В настоящее же время наиболее удобной формой использования иностранных инвестиций предприятиями и бизнес -проектами на территории России может стать учреждение компании в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью и использование упрощённой системой налогообложения «Доходы».

Правовые проблемы деловой среды Российской Федерации в целом заключаются не в отсутствии необходимых нормативно-правовых актов, а в особенностях работы правоохранительной и судебной систем Российской Федерации. В настоящее время в России приняты необходимые законы, обеспечивающие гарантии сохранности вложений иностранным инвесторам, но не всегда данные нормативно-правовые акты могут гарантировать стабильность деятельности проинвестированных организаций. Часто отельные направления бизнеса находятся в сфере интересов тех или иных властных структур, что приводит к отсутствию возможности защиты интересов в судебном порядке. Нивелирование гарантий беспристрастного судебного разбирательства, не позволяет иностранным инвесторам быть уверенными в успехе своих вложений, что в свою очередь также негативно влияет на деловой климат страны в целом. К сожалению, какого -то отдельного решения данной проблемы нет, необходимо постепенно менять существующую структуру взаимодействия органов государственного управления, а также создавать практику положительных судебных разбирательств в отношении компаний с иностранным капиталом, которые продемонстрируют не предвзятость и чистоту судебной системы. Сегодня, одним из решений, доступных владельцам бизнес-проектов, может стать возможность юридической регистрации организаций с иностранными инвестициями непосредственно в особых экономических зонах России. Наличие статуса организации особой экономической зоны повысит степень доверия иностранных инвесторов, позволив ему рассчитывать на более объективную судебную и правовую защиту в рамках существующей правовой системы России.

Проблемы, связанные с человеческим фактором, влияющие на экономическую привлекательность российских организаций - это одна из немногих проблем, которая может быть решена деловым сообществом самостоятельно. Например, путём создания центров делового взаимодействия в регионах. Сейчас существуют различные организации от региональных государственных органов, занимающиеся поддержкой бизнеса, но не всегда такие организации эффективны и во многом их цели не всегда совпадают с целями бизнес -сообщества Основное направление деятельности объединений бизнеса, должно быть направленных не на предоставление услуг организациям регионального рынка, а на формирование деловое сообщества, взаимодействующего с зарубежными инвестиционными, а также венчурными фондами. Подобные центры притяжения молодых организаций, ориентированных на привлечение ПИИ, позволят реализовывать мероприятия по популяризации российских компаний за рубежом, программы подготовки управленческого персонала по международным стандартам, а также проводить информационные кампании о венчурных инвестициях и необходимости работы с таким инструментом. Кооперация организаций на региональном уровне с целью привлечения иностранных инвесторов, повысит уровень управленческой культуры, сделает такие организации ближе к зарубежным стандартам финансовой отчётности и менеджмента в целом, что повлияет на их привлекательность и степень доверия.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации можно разделить на внешние, связанные с внешнеполитической ситуацией, и внутренние, связанные напрямую с деловой средой внутри государства. Данные проблемы имеют не равную степень влияния, внешние проблемы ограничивают объёмы инвестиций, но при этом не являются основополагающими, внутренние проблемы в разных формах существуют уже достаточно продолжительное время и в большей степени влияют на решение иностранных инвесторов. Внешнеполитические проблемы нельзя решить на уровне бизнеса, при этом их можно преодолеть через создание корпоративных структур, включающих российское и зарубежное предприятие, объединённых общим финансированием, структурой управления и производственным процессом. Внутренние проблемы экономического и правового характера необходимо также решать на уровне государства, однако в настоящее время есть возможности нивелирования их влияния и на

уровне бизнес-структур. Проблемы, связанные с человеческим фактором, могут быть решены непосредственно бизнес-объединениями, центрами делового сотрудничества, которые будут повышать уровень управленческой культуры, совместно использовать новые бизнес-инструменты и вести диалог с зарубежными фондами и компаниями.

Список используемой литературы:

1. Бутузова А.С., Афанасьева Е.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый — 2015 — №№8. — С. 711-713.

2. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Вестник Евразийской науки, 2019 .№1, https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf (доступ

3. Минлибаев А.Д., Мирзагалямова З.Н. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Казанский вестник молодых учёных. 2018. .№2 (5).

4. Мусиенко С.А., Мусиенко А.А. Анализ проблем привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и пути их решения // Инновационная наука. 2017. .№4-1.

5. Прямые инвестиции Российской Федерации по секторам экономики // Cbr.ru URL:http://www.cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/direct_investment/21-dir_inv.xlsx (дата обращения: 25.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.