Научная статья на тему 'Проблемы привлечения к административной ответственности за безбилетный проезд в Санкт-Петербурге'

Проблемы привлечения к административной ответственности за безбилетный проезд в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
общественный транспорт / безбилетный проезд / наличные денежные средства / оплата / пассажир / контролер / административная ответственность / public transport / ticketless travel / cash funds / payment / passenger / controller / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павел Александрович Федоров

В статье представлен анализ нормативного регулирования привлечения к административной ответственности за проезд в общественном транспорте Санкт-Петербурга без проездного билета, а также правоприменительной практики в данной сфере, сложившейся после введения бескондукторной системы обслуживания пассажиров. Сформулированы проблемы и недостатки существующего правового подхода и предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of bringing to administrative responsibility for ticketless travel in Saint-Petersburg

The article analyzes the legal regulation of administrative responsibility for travel without a ticket in public transport of Saint-Petersburg and the law enforcement practice in this field, which developed after the introduction of a non-conductor system for passenger service in Saint-Petersburg. The problems and shortcomings of the existing legal approach are formulated and ways to eliminate them are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения к административной ответственности за безбилетный проезд в Санкт-Петербурге»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 42 — 47. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):42 — 47.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-42-47 NIION: 2007-0062-3/24-120

EDN: https://elibrary.ru/ENDVAM MOSURED: 77/27-004-2024-03-320

Проблемы привлечения к административной ответственности за безбилетный проезд в Санкт-Петербурге

Павел Александрович Федоров

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, zima.1610@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ нормативного регулирования привлечения к административной ответственности за проезд в общественном транспорте Санкт-Петербурга без проездного билета, а также правоприменительной практики в данной сфере, сложившейся после введения бескондукторной системы обслуживания пассажиров. Сформулированы проблемы и недостатки существующего правового подхода и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: общественный транспорт, безбилетный проезд, наличные денежные средства, оплата, пассажир, контролер, административная ответственность

Для цитирования: Федоров П.А. Проблемы привлечения к административной ответственности за безбилетный проезд в Санкт-Петербурге // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 42 — 47. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-3-42-47. EDN: https://elibrary.ru/ENDVAM.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Problems of bringing to administrative responsibility for ticketless travel in Saint-Petersburg

Pavel A. Fedorov

Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, zima.1610@mail.ru

Abstract. The article analyzes the legal regulation of administrative responsibility for travel without a ticket in public transport of Saint-Petersburg and the law enforcement practice in this field, which developed after the introduction of a non-conductor system for passenger service in Saint-Petersburg. The problems and shortcomings of the existing legal approach are formulated and ways to eliminate them are proposed.

Keywords: public transport, ticketless travel, cash funds, payment, passenger, controller, administrative responsibility

For citation: Fedorov P.A. Problems of bringing to administrative responsibility for ticketless travel in Saint-Petersburg // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):42 —47. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-42-47. EDN: https://elibrary.ru/ENDVAM.

Организация пассажирских перевозок в мегаполисе, их доступность, удобство, безопасность, экономическая эффективность являются важными и сложными задачами городского руководства. Любые просчеты в этой сфере сразу же сказываются на комфортности жизни населения и вызывают общественный резонанс. Одним из аспектов организации пасса-

© Федоров П.А., 2024

жирских перевозок является взимание оплаты проезда с граждан, контроль такой оплаты, применение мер принуждения к лицам, не оплатившим проезд, профилактика безбилетного проезда.

С конца 1990-х годов в Санкт-Петербурге перевозки пассажиров осуществлялись наземным пассажирским транспортом общего пользования и коммерческим пассажирским транспортом — маршрутными такси (маршрутками).

Маршрутки, как правило, представленные микроавтобусами, были более маневренными по сравнению с городским общественным транспортом, но проезд в них стоил дороже, отсутствовали льготы по оплате проезда, не обеспечивалась возможность проезда маломобильных групп пассажиров. Оплату проезда контролировал непосредственно водитель маршрутного такси, будучи лично заинтересованным в получении прибыли.

Автопарки, осуществлявшие перевозки наземным пассажирским транспортом общего пользования, хотя и получали компенсации из городского бюджета за перевозки пассажиров-льготников, также были заинтересованы в оплате проезда пассажирами, поэтому на большинстве маршрутов работали кондукторы-контролеры, которые продавали пассажирам разовые проездные билеты за наличную оплату, проверяли наличие документов на льготный проезд, а в дальнейшем, с появлением проездных билетов на электронных носителях, списывали оплату за проезд с помощью ручных электронных контроллеров.

В 2022 г. в Санкт-Петербурге началась активная реализация реформы пассажирского транспорта, в ходе которой коммерческие автобусные маршруты заменены на социальные, работающие по единым билетам, увеличен автопарк автобусов большого и среднего класса — комфортных и экологичных, работающих на газомоторном топливе, с кондиционерами, ивЬ-за-рядками, с низкими полами для маломобильных групп населения, единой бирюзовой цветовой гаммы [9]. Перевозки пассажиров осуществляются определенными по конкурсу организациями, которые получают оплату по государственному контракту за выполнение определенного количества перевозок по конкретному маршруту и расписанию, независимо от наполняемости и оплаты проезда пассажирами.

Таким образом, организация оплаты проезда пассажирами, которая поступает в бюджет города, и контроля за проведением такой оплаты стали задачами городских властей в лице Комитета по транспорту. Казалось бы, работа кондукторов может легко решить проблему: одновременно обеспечиваются и контроль оплаты проезда, и возможность его оплаты пассажирами любым удобным способом..

Согласно п. 3 Правил пользования наземным пассажирским транспортом, утвержденных приказом Комитета по транспорту от 18 декабря 1997 г. № 332 (далее — Правила) [7], «кондуктор — должностное лицо, уполномоченное транспортной организацией, осуществляющей

перевозку пассажиров общественным транспортом, реализовывать в салоне транспортного средства разовые проездные билеты и контролировать правильность оплаты проезда пассажирами».

Но другой особенностью новой модели транспортного обслуживания явился переход на бескондукторную систему обслуживания пассажиров, когда оплата проезда может быть проведена исключительно посредством безналичного расчета через специальные электронные устройства — валидаторы. Следует отметить, что научное сообщество высоко оценивает перспективы автоматизации оплаты проезда [8].

Тестирование бескондукторной системы на части маршрутов наземного пассажирского транспорта активно проходило в 2022 г., когда пассажиров «приучали» к оплате проезда исключительно посредством валидаторов, а уже с начала 2023 г. к работе в пассажирском транспорте приступили контролеры — сотрудники подведомственного Комитету по транспорту учреждения.

В п. 16.1 Правил закреплена обязанность пассажира по немедленной оплате проезда и провоза багажа по установленному тарифу после входа в транспортное средство. При этом указано, что осуществить оплату возможно одним из двух способов: путем приобретения у кондуктора (водителя) разового проездного билета, в том числе с использованием специализированного автомата по продаже билетов, расположенного в салоне транспортного средства; путем регистрации проездного билета (в том числе документа на право бесплатного проезда) на электронной основе в устройстве электронного контроля оплаты проезда (ручной контроллер кондуктора или стационарный контроллер).

В п. 29 Правил пользования наземным пассажирским транспортом указано, что не оплатившим проезд считается пассажир: не купивший своевременно разовый билет независимо от места нахождения кондуктора в салоне транспортного средства или не предъявивший его в момент контрольной проверки; проезжающий по просроченному или поддельному проездному документу; проезжающий по именному проездному документу, выданному другому лицу; проезжающий по льготному проездному документу, не дающему право проезда в наземном пассажирском транспорте Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 273-70) [4] установлена административная ответственность за нарушение правил пользования назем-

ным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге. Пунктом 1 ст. 41 Закона № 273-70 за проезд без проездного билета предусмотрено наложение административного штрафа в размере 500 руб.

Законодательное несоответствие, касающееся характера правовой природы ответственности, выраженной в форме санкции — административного штрафа за безбилетный проезд на общественном транспорте, правоведы отмечали неоднократно [2]. К.В. Лазукина обоснованно указывает, что исходя из гражданско-правовой природы отношений, возникающих из обязанности пассажира оплатить штраф за безбилетный проезд и провоз багажа согласно публичному договору перевозки, данный штраф должен определяться как санкция гражданско-правового характера — штрафная неустойка, налагаемая сверх стоимости проезда [1, с. 34].

Фактически норма об ответственности за безбилетный проезд долгое время не применялась в связи со спецификой системы транспортного обслуживания в Санкт-Петербурге. Активная реализация административной ответственности по п. 1 ст. 41 Закона № 273-70 началась с начала 2023 г. в целях борьбы с «зайцами», не оплачивающими проезд при бескондукторной системе.

Анализ правоприменительной практики выявил ряд проблем и противоречий при привлечении к административной ответственности пассажиров-безбилетников.

В настоящее время процедура выявления правонарушения и привлечения нарушителя к административной ответственности выглядит следующим образом. При выявлении пассажира, не оплатившего проезд, контролер составляет акт о выявленных нарушениях Правил в двух экземплярах, один из которых вручается пассажиру под роспись. В акте фиксируется факт нарушения пассажиром п. 16.1 Правил, но, поскольку контролеры не уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, акт с видеозаписью с персонального видеорегистратора контролера передается в Комитет по транспорту. Должностное лицо Комитета уведомляет пассажира-безбилетника о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, после чего составляется сам протокол, который с материалами дела направляется для рассмотрения в административную комиссию района Санкт-Петербурга. В свою очередь, аппарат комиссии обеспечивает надлежащее уведомление лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте

его рассмотрения, после рассмотрения районная административная комиссия выносит постановление по делу (если дело не направлено на рассмотрение мировому судье в порядке ч. 2 ст. 48 Закона № 273-70). Правовая целесообразность такого многоступенчатого подхода сомнительна: абсолютное большинство физических лиц, привлекаемых к ответственности, не прибывает на составление протокола в Комитет по транспорту, при составлении протокола не учитываются и не исследуются новые обстоятельства, фактически просто дублируется информация из акта, граждане, прибывающие на заседания районных административных комиссий, нередко высказывают возмущение бесцельной, с их точки зрения, тратой ресурсов органов исполнительной власти при их привлечении к ответственности в связи с таким незначительным правонарушением, как безбилетный проезд, сообщая, что проще было оплатить штраф на месте, чем ездить «по инстанциям», потратив на проезд еще столько же средств и много времени.

Вызывает вопросы правомерность составления должностными лицами Комитета по транспорту протоколов об административных правонарушениях в отношении физических лиц по ст. 41 Закона № 273-70 в силу следующего.

В абз. 7 подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона № 273-70, определяющей компетенцию мировых судей и органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 273-70, указано, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 273-70, рассматриваются в пределах своих полномочий исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга в сфере городского и пригородного транспорта, внешнего транспорта (кроме грузового автомобильного транспорта), внеуличного транспорта, а также междугородного и международного пассажирского автомобильного транспорта, — дела об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 40, 41, 42 и 43-4 Закона № 273-70, в отношении должностных и юридических лиц, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 30, 43, 43-2 и 43-3 Закона № 273-70.

Следовательно, компетенция Комитета по транспорту в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 41 Закона № 273-70, ограничена кругом субъектов данного правонарушения — «в отношении должностных и юридических лиц».

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 273-70, указаны в ст. 51 данного Закона.

Согласно п. 1 ст. 51 Закона № 273-70 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 273-70, составляются указанными в п. 4 данной статьи должностными лицами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 48 Закона № 273-70. Никаких дополнительных полномочий должностных лиц Комитета по транспорту по составлению протоколов по ст. 41 Закона № 273-70 в ст. 51 Закона № 273-70 не предусмотрено.

Таким образом, бесспорно полномочие должностных лиц Комитета по транспорту по составлению протоколов по ст. 41 Закона № 273-70 за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге в отношении должностных и юридических лиц, которое следует из положений п. 1 ст. 51 и подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона № 273-70. А норма, прямо наделяющая должностных лиц Комитета по транспорту полномочием по составлению протоколов по ст. 41 Закона № 273-70 в отношении физических лиц, в рассматриваемом Законе отсутствует.

При этом сама формулировка санкций во всех пяти пунктах ст. 41 Закона № 273-70, в которых указано лишь на один вид и размер административного наказания, свидетельствует о том, что субъектом данных правонарушений может быть только физические лицо, что с очевидностью следует из описания объективной стороны данных деяний (проезд без билета, провоз багажа без оплаты, проезд в пачкающей одежде, нарушения правил провоза животных, приведение в действие механизмов тормоза препятствование открыванию и закрываю дверей, отвлечение водителя), а также из самого понятия «пассажир». Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ [6] пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Выявлены противоречия и в формулировке объективной стороны правонарушения: административная ответственность установлена за проезд без проездного билета, при этом пассажирам вменяется нарушение п. 16.1 Правил пользова-

ния наземным пассажирским транспортом — невыполнение обязанности по немедленной оплате проезда путем регистрации проездного билета на электронной основе в устройстве электронного контроля оплаты проезда. Именно такая ссылка приводится при описании объективной стороны правонарушения в протоколах, составляемых сотрудниками Комитета по транспорту, при чем указывается исключительно второй способ оплаты проезда из двух, предусмотренных в п. 16.1 Правил. Тогда как первый способ оплаты осуществляется «путем приобретения у кондуктора (водителя) разового проездного билета, в том числе с использованием специализированного автомата по продаже билетов, расположенного в салоне транспортного средства». Представляется, что данный способ оплаты проезда, предусмотренный Правилами, предусматривает как безналичную, так и наличную форму оплаты.

Таким образом, следующим проблемным обстоятельством является фактическое отсутствие возможности пассажиров оплатить проезд наличными денежными средствами.

Согласно ч. 1 ст. 16-1 «Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [5], продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

То есть федеральный законодатель предоставляет возможность потребителю самостоятельно выбирать форму оплаты товаров и услуг, в том числе услуги по перевозке пассажиров, и Правилами также предусматривается возможность пассажира приобрести разовый билет прямо в транспортном средстве — либо у кондуктора, либо у водителя, либо через автомат по продаже билетов в салоне. При этом в Правилах отсутствует указание на то, что приобрести разовый билет возможно только по безналичному расчету, поскольку такое ограничение вступило бы в противоречие с нормами Закона о защите прав потребителей.

Однако на практике в рамках бескондукторной системы возможность оплаты проезда наличными пассажирам не предоставлена, что влечет неправомерность привлечения к административной ответственности за безбилетный проезд пассажиров, имеющих при себе наличные денежные средства и готовых ими оплатить проезд. Имеется и судебная практика, когда суд освобо-

дил от административной ответственности гражданина, которому не была обеспечена возможность оплаты проезда наличными [3].

В целях устранения выявленных недостатков правового регулирования привлечения пассажиров Санкт-Петербургского городского транспорта к административной ответственности за проезд без оплаты представляется необходимым как обеспечение возможности оплаты проезда наличными денежными средствами в целях соблюдения норм законодательства о защите прав потребителей, так и внесение изменений в Закон № 273-70 в целях закрепления полномочия по вынесению постановлений о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания без составления протокола, а также взимания штрафов на месте должностными лицами Комитета по транспорту в порядке ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что возможность оплаты пассажиром штрафа на месте прямо следует из п. 17 ст. 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также п. 16.3 Правил, согласно которому в случае отсутствия проездного документа пассажир обязан безоговорочно оплачивать проезд, провоз неоплаченного багажа и штраф, убедившись в наличии у контролера удостоверения на право контроля.

Список источников

1. Лазукина К.В. О правовой природе штрафа за безбилетный проезд на автомобильном транспорте / / Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2 (25). С. 31—35.

2. Малинский ДА., Петров ДА. К вопросу об основаниях для установления гражданско-правовых штрафов за безбилетный проезд автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 61—64.

3. Не нашел кондуктора — отбился от штрафа. Суд в Петербурге решил, что проезд за наличные никто не отменял // URL.: https:// www.fontanka.ru/2023/07/05/72466577/ (дата обращения 11.11.2023).

4. Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» // СПС «Консультан-Плюс».

5. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 « О защите прав потребителей » // СПС « Консуль-тантПлюс».

6. Правила дорожного движения РФ (утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) // СПС «Консультант-Плюс».

7. Правила пользования наземным пассажирским транспортом (утверждены приказом Комитета по транспорту от 18 декабря 1997 г. № 332) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Токтыева А.В., Мальков В.В., Родионова И.Н. Умная система оплаты проезда, или «электронный билетер» // Наука молодых — будущее России: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 т. Курск, 10—11 декабря 2019 г. / отв. ред. А.А. Горохов. Т. 5. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 170—173.

9. Транспортная реформа 2022: вопросы и ответы // URL: https://transportspb.com/trans-portnaya-reforma-2022-voprosi-i-otveti/ (дата обращения 05.05.2024).

10. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Lazukina K.V. On the legal nature of a fine for stowaway travel on motor transport / / Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 2 (25). pp. 31—35.

2. Malinsky DA., Petrov DA. On the question of the grounds for establishing civil penalties for stowaway travel by road and urban land electric transport // Russian Justice. 2016. No. 6. pp. 61—64.

3. I did not find the conductor — I fought off the fine. The court in St. Petersburg decided that no one canceled the trip for cash // URL.: https:// www.fontanka.ru/2023/07/05/72466577/ (accessed 11.11.2023).

4. Law of St. Petersburg dated May 31, 2010 No. 273-70 "On administrative offenses in St. Petersburg" // SPS "ConsultanPlus".

5. Law of the Russian Federation dated February 7, 1992 No. 2300-1 "On Consumer Rights Protection" // SPS "ConsultantPlus".

6. Traffic Rules of the Russian Federation (approved by Resolution of the Council of Ministers — Government of the Russian Federation

No. 1090 dated October 23, 1993) // SPS "Con-sultantPlus".

7. Rules for the use of ground passenger transport (approved by Order of the Committee on Transport dated December 18, 1997 No. 332) // SPS "ConsultantPlus".

8. Toktyeva A.V., Malkov V.V., Rodionova I.N. Smart fare payment system, or "electronic usher" // Nauka molodykh — the future of Russia: collection of scientific articles of the 4th International

Scientific Conference of promising developments of young scientists: in 8 vol. Kursk, December 10— 11, 2019 / ed. by A.A. Gorokhov. Vol. 5. Kursk: Southwestern State University, 2019. pp. 170—173.

9. Transport reform 2022: questions and answers // URL: https://transportspb.com/trans-portnaya-reforma-2022-voprosi-i-otveti / (accessed 05.05.2024).

10. Federal Law No. 259-FZ of November 8, 2007 "Charter of motor transport and urban ground electric transport" // SPS "ConsultantPlus".

Информация об авторе

П.А. Федоров — начальник отделения научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author P.A. Fedorov — Head of Branch of Research Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 09.08.2024; принята к публикации 09.09.2024.

The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 09.08.2024; accepted for publication 09.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

HlJÜMf»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА H ПРАВА

ISBN 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.