Научная статья на тему 'Проблемы привлечения инвестиций в регионы Дальневосточного федерального округа'

Проблемы привлечения инвестиций в регионы Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
803
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ИНВЕСТОРЫ / INVESTMENT / THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT / THE INVESTORS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максимов Константин Александрович, Брылева Мария Евгеньевна

На развитие Дальнего Востока выделяются огромные денежные средства. 81% инвестиций, в основном, приходится на топливную промышленность и добычу полезных ископаемых. Ввиду отсутствия развитой инфраструктуры и оттока населения у инвесторов возникают проблемы при освоении новых направлений инвестирования. В рамках данной статьи рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы: в какие регионы поступает капитал и какие страны заинтересовались Дальневосточным регионом больше всего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Максимов Константин Александрович, Брылева Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of attracting investment into the regions of the Far Eastern Federal District

At the moment in the territory of the Far East, invested huge sums of money basically it is the fuel industry and mining, which accounted for 81 % of all investments. In the absence of infrastructure and outflows, investors have trouble mastering new areas of investment. As part of this article discusses the problems faced by investors in what regions and what enters the capital of the country interested in Far Eastern region the most.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения инвестиций в регионы Дальневосточного федерального округа»

УДК 330.322

Максимов Константин Александрович, Брылева Мария Евгеньевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Проблемы привлечения инвестиций в регионы Дальневосточного федерального округа

На развитие Дальнего Востока выделяются огромные денежные средства. 81% инвестиций, в основном, приходится на топливную промышленность и добычу полезных ископаемых. Ввиду отсутствия развитой инфраструктуры и оттока населения у инвесторов возникают проблемы при освоении новых направлений инвестирования. В рамках данной статьи рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы: в какие регионы поступает капитал и какие страны заинтересовались Дальневосточным регионом больше всего.

Ключевые слова и словосочетания: инвестиции, Дальневосточный федеральный округ, инвесторы.

В силу особенностей своего геостратегического положения и ресур-сообеспеченности Дальневосточный регион располагает потенциалом для привлечения капитала и крупнейших товарных потоков. Использование этих возможностей, безусловно, должно находиться как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

Реализация такой политики требует ускоренного экономического и демографического развития дальневосточных территорий России в целом, технической и технологической модернизации производства, увеличения мощностей портово-железнодорожных комплексов, обеспечивающих транзитные международные грузоперевозки, и создания на тихоокеанском побережье России крупных центров внешнеэкономического сотрудничества (сопоставимых с аналогичными центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе). За прошедшие годы наблюдался интенсивный по России отток населения с территории Дальнего Востока (рис. 1). С 2005 по 2011 г. Дальний Восток покинуло около 759 тыс. человек, или 10% населения, в основном трудоспособного возраста и высокой квалификации [1].

Рис. 1. Динамика оттока населения с территории Дальнего Востока с 2005 по 2010 г.

Источник:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/ demography/# (Дата обращения: 23.03.2012 г.).

Степень интегрированности экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, можно охарактеризовать как невысокую. В большей степени интегрированы отдельные южные территории Дальнего Востока, объединенные транспортной и энергетической инфраструктурой.

Очевидно, что в ближайшее время регион не сможет конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по выпуску продукции машиностроения, информационных технологий и других отраслей. Поэтому позиционирование экономики Дальнего Востока должно осуществляться путем развития добычи и переработки природных ресурсов и использования транзитных возможностей региона.

В Дальневосточном федеральном округе сосредоточен существенный потенциал использования сырьевых ресурсов.

Факторами, затрудняющими освоение природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока, являются:

- недостаточность информации о запасах ресурсов и их состоянии по причине осуществления в небольших масштабах работ, связанных с геологоразведкой;

- наличие инфраструктурных ограничений освоения природноресурсной базы, прежде всего в энергетической и транспортной сферах;

- низкая экологическая устойчивость местных экосистем, требующих дополнительных природоохранных затрат в ходе освоения природных ресурсов;

- неразвитость или полное отсутствие производств, обеспечивающих комплексную и безотходную переработку сырья, что ведет к нерациональному использованию сырьевой базы;

- дефицит рабочей силы, неразвитость системы подготовки квалифицированных кадров.

Одно из самых перспективных отраслей для капиталовложений в ДВФО - лесопереработка (не учитывая проекты Сахалин-1 и Сахалин-2, которые уже нашли инвесторов). Она может стать определяющим фактором промышленного роста в регионе. Около 95% древесины, экспортируемой в Китай из России, составляет древесное сырье, в том числе около 70% - круглый лес. При этом почти 90% товаров, экспортируемых Китаем в другие страны, в том числе в Японию и США, приходится на бумагу, картон, строительные конструкции, мебель и другую продукцию глубокой переработки древесины.

Чтобы сокращение экспорта круглого леса сопровождалось возникновением лесоперерабатывающих производств, а не сокращением объема лесозаготовок, необходимо обеспечить создание инвестиционных площадок.

По оценкам экспертов для создания производств по переработке круглого леса в строительные материалы в объеме около 4,5 млн кубометров (что обеспечит переработку примерно одной четверти необработанной древесины, экспортируемой в восточном направлении) необходимо привлечь внебюджетные инвестиции в размере около 700 млн долл. США. И это без учета производства целлюлозы и древесных волокнистых отделочных материалов.

Создание производств комплексной переработки древесины, включая производство целлюлозы и бумаги, увеличит размер инвестиций в несколько раз.

Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает экономический рост Дальнего Востока, поэтому возникает необходимость обеспечения опережающего развития транспортного комплекса региона.

Привлечь инвестиции поможет создание особых портовых экономических зон на базе морских портов. Наиболее перспективными на сегодняшний день по предварительным оценкам являются проекты создания особых портовых экономических зон на территории морских портов Находка, Восточный, Ванино и Советская Гавань.

Основными транспортными артериями являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. В настоящее время основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках приходится на Транссибирскую магистраль, имеющую пропускную способность до 100 млн тонн в год. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали составляет 12,5 млн тонн в год и не имеет резервов пропускной способности на протяжении 280 км пути. Износ основных фондов железнодорожного транспорта составляет 60%.

Воздушный транспорт имеет особое значение для Дальнего Востока и Байкальского региона как средство обеспечения дальних магистраль-

ных пассажирских перевозок и сообщений в регионах. В удаленных труднодоступных районах Крайнего Севера и на Курильских островах он является безальтернативным видом круглогодичного транспорта.

Порты Дальневосточного бассейна обеспечивают 17,7% грузооборота морских портов России. Ведущую роль в Дальневосточном бассейне играют 3 транспортных узла: Владивостокский, Находкинский и Ванин-ский.

Место Дальнего Востока в глобальной экономике невозможно представить без учета оценки потенциала, тенденций развития и потребностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также экономики ведущих стран мира. В настоящее время резко возросла роль простых ресурсов: земли, воды, дикой природы, а потенциал простых ресурсов таких бурно развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, как Китай, Индия, Южная Корея и Сингапур, практически исчерпан.

В 2010 г. из отраслей экономики по привлечению иностранных инвестиций лидировала топливная промышленность с долей 67%, или 5,97 млн долл. США от общего объема инвестиций, учитывая, что инвестиции в основном поступали в Сахалинскую область (рис. 2) [2].

Рис. 2. Структура иностранных инвестиций по отраслям в экономику Дальнего Востока в 2010 году

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/ investment/nonfmancial/ (Дата обращения: 20.03.2012 г.).

В этих условиях потенциал минерально-сырьевых ресурсов при наличии эффективной стратегии их использования может стать ключевым фактором изменения геополитического значения восточной части России.

В целях активизации и расширения торгово-экономического сотрудничества территория Востока России и страны АТР России ведут актив-

- 48 -

ную внешнеэкономическую политику. Так, в 1994 г. была сформирована Российско-японская межправительственная комиссия, в 1998 г. сформирована Российско-китайская постоянная рабочая группа по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству. В 2002 г. образован Комитет по Дальнему Востоку и Сибири российско-корейской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. 9 сентября 2009 г. в г. Хабаровске (Российская Федерация) состоялось пятое заседание Комитета по Дальнему Востоку и Сибири российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В 2012 году будет проведен саммит АТЭС, благодаря которому инвестиции в Приморский край увеличились на 61% с 2006 по 2010 г.

В стоимостном выражении инвестиции на территории Дальнего Востока за 2010 г. составили 73,1 млрд долл. США, что на 262% больше, чем в 2009 г., в котором они составили 27,8. Столь резкое увеличение инвестиций связано в основном с проектами Сахалин-1, Сахалин-2, подготовкой к саммиту АТЭС во Владивостоке и разработкой полезных ископаемых в Республике Саха. С 2006 г. инвестиции на Дальнем Востоке увеличились более чем в 9 раз, наибольший рос приходится на период с 2009 по 2010 гг. (рис. 3). Основные инвестиции приходятся на Сахалинскую область (59%), Республику Саха (18%) и Приморский край (11%).

Рис. 3. Структура иностранных инвестиций по субъектам Дальнего Востока в 2010 году

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/ investment/nonfinancial/ (Дата обращения: 24.03.2012 г.).

В 2010 г. на долю Сахалинской области пришлось 59%, или 5 647 млн долл. США всех иностранных поступлений. Приоритетными направлениями у иностранных инвесторов остается нефтегазовый сектор. Свыше 94% иностранного капитала поступило в организации, участвующие в реализации сахалинских шельфовых проектов.

Второе место занимает Республика Саха (Якутия) с объемом инвестиций 1 534,2 млн долл. США, что составляет 18% от иностранных инвестиций Востока России. Основные проекты: Алмазный кластер - строительство подземных рудников, ввод обогатительных фабрик; Инаглинский угольный комплекс; Селигдарский горно-химический комплекс и др.

На третьем месте по привлечению иностранного капитала находится Приморский край с долей 11% от общего объема, или 1 184 млн долл. США. 78% вложений идут на развитие транспортной инфраструктуры края, в связи с подготовкой г. Владивостока к Саммиту АТЭС - 2012 г. В инвестиционные проекты подготовки к Саммиту входят: реконструкция аэропорта; строительство мостов на о. Русский и через бухту Золотой Рог; водоснабжение г. Владивостока; строительство очистных сооружений Ар-темовского гидроузла и другие объекты коммунальной инфраструктуры.

4%, или 340 млн долл. США, от иностранных вложений Дальнего Востока приходится на Чукотский автономный округ. Причем все вложения поступали на добычу полезных ископаемых.

Затем следует Хабаровский край с долей 3% или 240 млн долл. США, 56% которых поступают в обрабатывающие производства, 13% -в транспорт и связь.

Далее следует Камчатский край с объемом инвестиций 200 млн долл. США. Приток капитала объясняется освоением Западно-Камчатского шельфа по разведке и добыче углеводородов.

Крупнейшим инвестором территорий Востока России стали Нидерланды, вложившие 4 852 млн долл. США в АО «Сахалин Энерджи» - оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2». Вклад Нидерландов составляет 54% от общего объема иностранных инвестиций региона (рис. 4).

Рис. 4. Структура иностранных инвестиций Дальнего Востока по странам (2010 г.)

Источник:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/investment/ foreign/ (Дата обращения: 24.03.2012 г.)

Великобритания заняла второе место среди инвесторов Дальнего Востока России с долей 9%, или 786 млн долл. США, большая часть которых пришлась на Чукотский автономный округ - 287 млн долл. США, Сахалинскую область - 214 млн долл. США, Республику Саха (Якутия) -202 млн долл. США.

На третьем месте по объему средств, вложенных в экономику Дальнего Востока, находится Япония, с долей 7%, или 648 млн долл. США, из которых 73% приходится на Сахалинскую область.

По 6% пришлось на инвестиции Люксембурга и Багамских островов. Люксембург инвестирует проекты Республики Саха (Якутия) - 366 млн долл. США и Приморского края - 194 млн долл. США.

Багамские острова отдают предпочтение Сахалинской области -467 млн долл. США [3].

Основными целями внешней политики России, ориентированной на Дальний Восток, являются развитие экономических связей, обмен опытом работы в научно-технической, торгово-экономической и других областях, направленных на укрепление взаимовыгодного экономического сотрудничества между российским Дальним Востоком и странами АТР. В ее задачи входят: содействие развитию экономического сотрудничества между российским ДВ и странами АТР; привлечение внимания российской общественности и деловых кругов к актуальным проблемам Российско-Азиатского экономического сотрудничества; информирование об экономических достижениях и проблемах российского Дальнего Востока; организация и развитие связей и обменов между российским Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

На сегодняшний день Дальний Восток привлекателен лишь как сырьевой регион ввиду его инфраструктурного отставания от центральных регионов России. Но если грамотно использовать вырученные от добычи и реализации природных ресурсов денежные средства, то Дальний Восток уже в ближайшие десятилетия сможет конкурировать по развитости инфраструктуры с такими странами, как Южная Корея, Таиланд и Сингапур.

1. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступно на ЦКЬ: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 20 марта 2012).

2. Межрегиональная ассоциация субъектов экономического взаимодействия, Дальний Восток и Забайкалье [Электронный ресурс]. Доступно на ЦКЬ: http://www.assoc.fareast.ru/ (Дата обращения: 23 марта 2012).

3. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. Доступно на ЦКЬ: http://www.programs-gov.ru/ (Дата обращения: 23 марта 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.