Научная статья на тему 'Проблемы привлечения иностранного капитала в Украине'

Проблемы привлечения иностранного капитала в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / FOREIGN CAPITAL / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носова Ольга Валентиновна

В статье рассмотрены проблемы привлечения иностранного капитала. Определены условия привлекательной инвестиционной политики: признание прав собственности инвестора, обеспечение гарантий против экспроприации, безопасность инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign investment attractiveness in Ukraine

The problems of foreign investment attractiveness are investigated in the paper. Conditions of the attractive investment policy are defined. The acknowledgement private property relations, guaranties against expropriation investment security are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения иностранного капитала в Украине»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В УКРАИНЕ

НОСОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА,

доктор экономических наук, профессор, Харьковский Национальный университет внутренних дел,

e-mail: nosova1982@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы привлечения иностранного капитала. Определены условия привлекательной инвестиционной политики: признание прав собственности инвестора, обеспечение гарантий против экспроприации, безопасность инвестиций.

Ключевые слова: иностранный капитал; инвестиционная политика; безопасность инвестиций.

The problems of foreign investment attractiveness are investigated in the paper. Conditions of the attractive investment policy are defined. The acknowledgement private property relations, guaranties against expropriation investment security are considered.

Keywords: foreign capital; investment policy; investment security.

Коды классификатора JEL: E22, F21, G11.

Затянувшийся процесс реформирования экономики Украины, нерешенность главных задач переходного периода и связанное с этим возрастание экономикоправовых и социальных издержек трансформации делают актуальным исследование правовых причин малого притока иностранных инвестиций, значительного оттока капитала (бегства капитала) и неэффективного использования иностранных инвестиций.

Задачей данной статьи является исследование институциональных основ привлечения и защиты иностранных инвестиций. Вопросы исследования иностранных инвестиций в условиях институциональной трансформации получили отражение в работах И.А. Бланка, С.А. Буткевича, А.П. Гайдуцького, М.Л. Лучко, Я. Сергиенко, А. Френзеля, А. Либмана, Б. Хейфеца (Бланк 1995; Буткевич 2003; Гайдуцький 2004; Лучко 2007; Сергиенко 2006; Либман и Хейфец 2006).

Иностранная инвестиция как экономическая категория выражает социально-экономические отношения между иностранным инвестором и реципиентом иностранного капитала по поводу объекта, процесса инвестирования, созданной прибыли (дохода). Социально-экономическое содержание инвестиционных отношений выражается посредством взаимосвязи и взаимозависимости социальных, экономических, институциональных и правовых отношений. Институциональное содержание категории «иностранная инвестиция» заключается в совокупности используемых прав, норм, стандартов поведения, а также механизмов взаимоотношений и взаимосвязей между международными субъекта© О.В. Носова, 2012

ми инвестиционной деятельности. Применение институциональных форм организаций обеспечивает структурирование отношений, позволяет упростить характер взаимосвязей в обществе, создает условия экономии в рациональном поведении экономических агентов. Формальные нормы и правила инвестиционного поведения устанавливаются и внедряются на политическом, экономическом и правовом уровнях. Инвестиционные отношения, вход и выход на международные рынки капитала организуются и регулируются посредством соблюдения норм и правил институционального поведения экономическими агентами. Международно-правовое законодательство выступает в качестве правовой основы для использования двусторонних и многосторонних договоров. Нормативноправовая реализация основных его положений направлена на определение условий, процедуры соблюдения и выполнения инвестиционных контрактов, неотвратимость правовой ответственности в случае причинения ущерба. Совокупность инвестиционных учреждений, организаций выполняет регулирующую функцию, что направлено на обеспечение согласования форм инвестиционной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях. Институциональная инфраструктура выступает в качестве относительно самостоятельной подсистемы, обеспечивающей создание условий для привлечения инвестиций. Эффективное функционирование инфраструктуры детерминирует организацию работы всей системы инвестиционных взаимоотношений.

В научной литературе наряду с существованием экономического подхода в исследовании иностранных инвестиций широко распространен и правовой подход. В основе данного подхода используется теория прав собственности, в соответствии с которой допускается, что обмениваются не только блага (ресурсы), но и права на них. Последователи этой теории придерживаются точки зрения спонтанного возникновения прав собственности, их спецификации и определенности.

Практическое применение теории прав собственности позволяет определить права собственности, обеспечить прозрачность экономических отношений, приводит к минимизации трансакционных издержек при принятии инвестиционных решений. Создание правовой базы государства основывается на разграничении и восстановлении прав собственности и базируется на идеях гражданского общества. Правовая детерминация отношений собственности в государстве способствует развитию предпринимательства, создает мотивацию для производства, стимулирует развитие конкуренции между производителями.

В Украине создание правовой системы, обеспечивающей отношения доверия, прозрачность и стабильность, находится в процессе формирования. Продолжается работа над Налоговым и Земельным кодексами. Улучшение взаимодействия законодательной и исполнительной властей ускоряет процесс принятия законов, способствует формированию благоприятного инвестиционного климата. Законы Украины «О концессиях» 16 июля 1995 года, «О распределении продукции» 14 сентября 1999 года определяют условия и устанавливают по-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

рядок учреждения концессии на государственное и коммунальное имущество, регламентируют правила проведения поиска, разведки, добычи полезных ископаемых иностранным инвестором. Формирование правовой системы связано с процессом адаптации общества к новым правилам, нормам, законам и подзаконным актам и направлено на получение максимальной выгоды в результате их использования. Функционирование всех видов правовых институтов определяется господствующими правами собственности и соблюдением закона-контракта, определяющего весь перечень прав и обязанностей субъектов инвестиционной деятельности.

Стабильное экономическое развитие основывается на решении двух вопросов:

- определенности системы прав собственности;

- либерализации прав, созданных в предыдущие годы.

Эффективное функционирование правовой системы включает использование старых и создание новых правовых институтов. Достижение соответствия между действующей правовой системой и новыми возможностями, обусловленными созданием правовых институтов, принятием законов и подзаконных актов в обществе, способствует получению наибольших выгод от их функционирования. Применение концепции прав собственности имеет целью создание альтернативных правовых условий, что обеспечивает применение оптимальных форм регулирования инвестиционной деятельности. Процесс инвестирования зависит от отношений собственности и реализуется через многообразие прав собственности. Формы иностранного инвестирования определяются степенью участия иностранного инвестора в деятельности предприятия. В статье 3 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования», принятого в 1996 году, в качестве основных форм иностранных инвестиций выделяются следующие1:

- долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретение части действующих предприятий,

- создание предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, филиалов и иных отдельных подразделений иностранных юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий,

- приобретение, не запрещенного Законом Украины, недвижимого или движимого имущества путем прямого приобретения имущества и имущественных комплексов, либо в виде акций, облигаций и иных ценных бумаг,

- приобретение других имущественных прав,

- приобретение самостоятельно или при участии украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использование природных ресурсов на территории Украины,

- в других формах, которые не запрещены законами Украины.

С целью более углубленного анализа правового определения инвестиций

1 См.: Закон України "Про режим іноземного інвестування" // Відомості Верховної Ради. 1996. 7 травня. №19. 80

рассмотрим категории «инвестиция», «инвестиционная деятельность», «объект инвестирования». В частности, М.М. Богуславский считает, что любую инвестицию следует рассматривать в качестве объекта права как юридическую категорию (Богуславский 1996, 55-56). Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Омельченко, указывая, что предметом инвестиционного права выступают отношения в обществе, которые возникают в процессе инвестиционной деятельности, отношения по поводу деятельности граждан, юридических лиц и государств по реализации инвестиций (Омельченко 1996, 10). Уточняя данный предмет, А. Слепушкина считает целесообразным применять категорию «собственность» в качестве главного элемента, определяющего правовой характер «инвестиция» и «иностранная инвестиция» (Слепушкина 1997, 47). Следовательно, инвестиционные отношения следует рассматривать как отношения между собственниками-инвесторами по поводу собственности - инвестиций, что определяет характер присвоения. Признавая правовой характер инвестиционных отношений, В.О. Паламарчук, О.С. Семерак указывают, что принятие и развитие законодательства (инвестиционного и финансового) позволяет раскрыть понятия «инвестиция», «инвестиционная деятельность», «объект инвестирования». Посредством данных категорий реализуется широкий спектр отношений, включающих не только финансовые, экономические, но и гражданско-правовые, в основе которых лежат отношения собственности (Паламарчук и Семерак 2000, 108).

По-нашему мнению, следует учитывать важную роль правового аспекта исследования категории инвестиция. Вместе с тем использование упрощенного подхода и абсолютизация только правовых отношений ограничивают сущностное понимание рассматриваемой категории. Иностранные инвестиции как правовая категория определяют имущественные отношения между субъектами инвестиционного права по поводу получения и распоряжения прибылью.

Предметом инвестиционного права являются отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности граждан, юридических лиц и государства применительно к реализации инвестиций (Омельченко 1996, 10). Следует отличать инвестиционную деятельность от объекта инвестиционной деятельности, где основным различием является получение прибыли (дохода) или получение социального эффекта в случае характеристики первого понятия. Под объектом инвестиционной деятельности понимается конкретное материальное благо, в которое включается иностранная инвестиция с целью получения прибыли или достижения социального эффекта (Коссак 1996, 47-48). Р.Б. Шишка дает следующее определение: «Иностранная инвестиция как правовая категория является юридически регламентированной собственностью в виде любого имущества или имущественных прав, которое имеет происхождение за пределами принимающей страны, разрешены для инвестирования ее законодательством или международными договорами и вкладывается иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и другой деятельности принимающей

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

страны с целью получения прибыли (дохода) и достижение социального эффекта” (Шишка 2000, 101).

Основным отличительным признаком правового определения иностранных инвестиций от экономического содержания является характер выражаемых отношений собственности. Правовое закрепление инвестиционных отношений характеризует правовое регулирование имущественных прав и разрешенных к инвестированию имущественных ценностей, что выражает надстроечные отношения. Базисный характер экономических отношений собственности определяется материально-вещественным содержанием процесса присвоения результатов инвестиционной деятельности. Непрерывный характер перемещения больших потоков товаров, капитала, рабочей силы на протяжении всего естественно-исторического периода развития человечества указывают на объективный экономический характер категории иностранная инвестиция.

Правовое регулирование иностранных инвестиций выражается в договорах (контрактах) на предпринимательство и другие виды инвестиционной деятельности. Привлечение и функционирование иностранного капитала в Украине регулируется нормативно-правовыми документами. Они включают четыре группы: международные договоры и соглашения, участницей которых является Украина; базисные нормативные акты регионального уровня, нормативные документы, регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в Украине (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств); нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах Украины.

Украина является участницей ряда международных договоров, конвенций и соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение гарантий взаимных инвестиций. Законом Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд», Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций» от 3 июня 1992 года обеспечиваются правовые основы организации в Украине международно-правовой системы регулирование инвестиционной деятельности. Важная роль отводится двусторонним и многосторонним соглашениям о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций, а также нормативным актам, позволяющим исключать двойное налогообложение доходов и имущества инвесторов. Соглашением государств-участниц СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года предусмотрены специальные гарантии инвесторам. Двусторонние соглашения о содействии осуществления и взаимной защите инвестиций между Украиной и целым рядом индустриально-развитых, развивающихся государств и стран с переходной экономикой обеспечивают правовые основы регулирования инвестиционной деятельности на межгосударственном уровне между субъектами инвестиционного права. В случае заключения международного договора Украины и вступления его в коллизию с национальным законодательством об иностранных инвестициях приоритет имеют прави-

ла международного права (Бандурка, Бандурка и Носова 2004, 280).

Нормативные акты национального уровня: Гражданский, Таможенный и другие кодексы Украины, Законы Украины «Об инвестиционной деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», «О предпринимательстве», «О внешнеэкономической деятельности», «О собственности», «О банках и банковской деятельности», «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» в основном не являются документами «прямого» действия. К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала и нерезидентов в Украине, относятся региональные законы, указы президента Украины, постановления и распоряжения правительства Украины, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и др.), разъясняющие и или уточняющие статьи и положения законов, указов, постановлений.

В ряде регионов Украины действует региональное законодательство (в пределах предоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местного инвестиционного климата, включая освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий.

Проведение политики поощрения привлечения иностранного капитала на национальном уровне, применение государственной системы регулирования притока ПИИ направлено на создание благоприятного инвестиционного климата. Политическая, экономическая открытость страны выражается в поощрении развития демократических институтов, сохранении политической стабильности, обеспечении прозрачности и развитии взаимовыгодного сотрудничества между основными экономическими субъектами. Существует прямая взаимосвязь мотивации иностранного инвестирования и стабильностью в стране. Проведение правовой реформы направлено на высвобождение цен, сокращение трансакционных издержек и уменьшение фактора риска. Инвестиционное законодательство служит в качестве основы существования доверительных отношений между экономическими субъектами. Рациональное применение законов обеспечивает предсказуемость, неизменность правовой среды. Правовые законы выступают в качестве ограничителя власти государства. Международный суд, действующие двусторонние соглашения об иностранных инвестициях, национальные нормативно-правовые документы, международные правовые документы: Кодекс организации деятельности ТНК, Кодекс ЕС по поведению европейских компаний, нормативные документы ОЭСР о деятельности МНК, нормативные документы Мирового банка о режиме иностранного инвестирования составляют нормативно-правовую базу функционирования инвестиционных отношений.

Основываясь на международно-правовом подходе, следует отметить, что государство должно проводить взаимовыгодную инвестиционную политику в отношении внутренних и внешних инвесторов. Открытая и прозрачная инвестиционная политика предусматривает отсутствие процедур проверки, за ис-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

ключением случаев, когда инвестиционные проекты затрагивают интересы национальной безопасности. Представляется целесообразным обеспечить создание государственной системы регулирования потоков иностранного капитала. Такая система должна включать совокупность правовых, экономических, технологических институтов, выполняющих функции координации движения иностранного капитала на микро, региональном, общенациональном уровнях.

Необходимым условием привлечения иностранного капитала является обеспечение гарантий прав собственности. К основным предпосылкам иностранного инвестирования относятся правовая определенность отношений собственности, доступность и прозрачность приватизации для участия иностранных инвесторов, экономическая стабильность в стране.

Повышение прозрачности управления путем организации механизма распространения правовой и экономической информации способствует более быстрому принятию правильных решений экономическими субъектами, уменьшению стимулов для злоупотреблений.

Элементами эффективно функционирующей системы рыночного типа являются хорошо организованное и высокооплачиваемое правительство, четкое законодательство и прозрачная регуляторная система, безжалостная борьба с коррупцией, эффективная правовая и судебная система, правильно организованная и регулируемая финансовая система, общественная система социального обеспечения.

Иностранные инвесторы предпочитают инвестировать в приватизированные, эффективно работающие предприятия. Регулирование экономических отношений на таких предприятиях с иностранными инвесторами производится на основе соблюдения законодательства об иностранных инвестициях в Украине, что выступает международно-правовой базой разрешения спорных вопросов. Определение приоритетных отраслей инвестирования пока не дает позитивных результатов, что вызвано преобладанием в поведении иностранных инвесторов краткосрочных мотивов инвестирования и желанием устанавливать экономические связи с прибыльными частными предприятиями.

Отраслевое иностранное инвестирование не совпадает с приоритетами структурной политики в Украине. Стимулирование инвестирования в базовые отрасли промышленности увеличивает спрос, создает возможности для обновления основного капитала и способствует развитию производства. Привлечение иностранных инвестиций направлено на финансирование эффективных предприятий, перенос новейших технологий, организацию функционирования рациональной системы распределения, подготовку нового поколения менеджеров.

Законодательное обеспечение государственных гарантий защиты прав иностранных инвесторов, либерализация законодательства об иностранных инвестициях, повышение инвестиционной привлекательности страны будет способствовать увеличению притока иностранного капитала. Формирование институциональных основ связано с подготовкой высококвалифицированных специа-

листов для работы на совместных предприятиях. Проведение государственной политики гарантий и защиты иностранных инвестиций независимо от форм собственности позволит создать равноправный режим, исключающий применение к ним мер дискриминационного характера. К основным задачам государства в области иностранного инвестирования относятся следующие: формирование законодательной базы, создание правовых и экономических условий функционирования рыночного механизма, развитие институциональной инфраструктуры (Бандурка и Носова 2011, 174).

Либерализация законодательства о прямых иностранных инвестициях будет направлена на создание равных возможностей конкуренции отечественных и иностранных инвесторов. Стимулирование роста частных инвестиций в основной капитал, в прибыльные отрасли экономики обеспечит рост эффективности производства. Формирование среднего класса и образование нового поколения предпринимателей будет способствовать становлению институциональной системы рыночного типа.

ВЫВОДЫ

Раскрыто институциональное содержание категории «иностранная инвестиция», заключающее в себе совокупность используемых прав, норм и механизмов взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами иностранного инвестирования. Установление взаимовыгодного налогового режима для иностранных и национальных инвесторов, ликвидация специальных ограничений репатриации заработной платы и прибыли иностранных инвесторов направлено на проведение благоприятной инвестиционной политики. К характерным чертам такой политики относится признание прав собственности инвестора, обеспечение гарантий против экспроприации, безопасность инвестиций, применение закона о банкротстве в отношении иностранного инвестора при выходе с рынка. Создание международных правовых, экономических институтов будет направлено на регулирование инвестиционной деятельности, разрешение инвестиционных споров субъектов инвестиционного права, организацию международно-правовой системы обеспечения гарантий и защиты имущественных прав иностранных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

Закон України “Про режим іноземного інвестування” // Відомості Верховної Ради. 1996. 7 травня. № 19. 229-237.

Бандурка A.A., Бандурка A.M. и Носова О.В. (2004). Иностранные инвестиции в экономике Украины. Харьков: Узд-во Нац. Ун-та внутр. Дел. 448.

Бандурка A.M. и Носова О.В. (2011). Правовое регулирование иностранных инвестиций. Харьков: Золотая миля. 400.

Бланк KA. (1995). Инвестиционный менеджмент. К.: МП ИТЕМ Лтд. Юнай-тед Лондон Трейд Лимитед. 447.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

Богуславский М.М. (1996). Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Бек. 55-56.

Буткевич С.А. (2003). Инвестиционная привлекательность аграрного сектора экономики. К.: Изд-во Епроп. Ун-та. 251.

Гайдуцький А.П. (2004). Оцінка інвестиційної привабливості економіки // Економіка і прогнозування. № 3. 119-128.

КоссакВ.М. (1996). Іноземні інвестиції в Україні (цивільно-правовий аспект). Львів: Центр Європи. 216.

Либман А. и Хейфец Б. (2006). Мировые процессы транснационализации и российский бізнес // Вопросы экономики. № 12. 61-79.

Лучко М.Л. (2007). Международная конкурентоспособность государств-реципиентов на мировом рынке прямых иностранных инвестиций // Вестник Московского университета. № 3. 27-36.

Омельченко А.В. (1996). Правове регулювання іноземних інвестицій в Україні. К.: Юрінком. 228.

Паламарчук В.О. и Семерак О.С. (2000). Фінансово-економічна і правова основа іноземних інвестицій // Фінанси України. № 6. 108-112.

Сергиенко Я. и Френкель А. (2006). Венчурные инвестиции и инновационная активность // Вопросы экономики. № 5. 115-120.

Слєпушкина А. (1997). Деформація привлечення та інвестиційний процес // Економіка України. № 9. 47-54.

Шишка Р.Б. (2000). Инвестиционное право Украины. Учебное пособие: Харьков: Эспада. 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.