Научная статья на тему 'Проблемы природоохранной деятельности в отрасли'

Проблемы природоохранной деятельности в отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / WATER TRANSPORT / ENVIRONMENT PROTECTION / NORMATIVE LEGAL DOCUMENTS / COMPLEX OF ORGANIZATIONAL ARRANGEMENTS / ENVIRONMENTAL TECHNOLOGICAL TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решняк В. И., Зубрилов С. П.

В статье приведен анализ основных проблем охраны окружающей среды на водном транспорте и сформулирована система мероприятий, направленных на снижение отрицательного влияния объектов водного транспорта на природную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решняк В. И., Зубрилов С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the analysis of the main problems of the environment activity on water transport and states a system of measures to reduce the impact of water transport projects on natural environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы природоохранной деятельности в отрасли»

ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ВОДНОЙ СРЕДЫ

В. И. Решняк,

д-р техн. наук, проф., СПГУВК;

С. П. Зубрилов,

д-р техн. наук, проф., СПГУВК

ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ

PROBLEMS OF ENVIRONMENT-ORIENTED ACTIVIITY IN THE BRANCH

В статье приведен анализ основных проблем охраны окружающей среды на водном транспорте и сформулирована система мероприятий, направленных на снижение отрицательного влияния объектов водного транспорта на природную среду.

The article gives the analysis of the main problems of the environment activity on water transport and states a system of measures to reduce the impact of water transport projects on natural environment.

Ключевые слова: водный транспорт, охрана окружающей среды, нормативно-правовые документы, комплекс организационных мероприятий, природоохранные технические средства

Key words: water transport, environment protection, normative legal documents, complex of organizational arrangements, environmental technological tools

ОБЕСПЕЧЕНИЕ экологической безопасности является одной из важнейших составляющих любой практической деятельности, в том числе и осуществляющейся на внутренних водных путях.

Природоохранная деятельность на объектах водного транспорта представляет собой систему законодательных, организационно -технических мероприятий и средств.

Деятельность отрасли зависит от наличия эффективной общей отраслевой законодательной базы, регулирующей деятельность отрасли и обеспечивающей ее неубыточное состояние. В данной фразе термин «отраслевая» означает законодательный акт любого уровня, но регулирующий деятельность отрасли. Одной из обязательных составляющих общей отраслевой законодательной базы является комплекс природоохранных нормативно-правовых актов.

К настоящему времени в отрасли сформировалась определенная законодательная база, регулирующая природоохранную деятельность. Усилиями специалистов отрасли в области охраны окружающей среды разработана нормативно-правовая база, которая

обеспечивает предотвращение отрицательного воздействия объектов отрасли на окружающую природную среду.

Однако сейчас сложилась почти острая необходимость существенной переработки и дополнения существующей природоохранной нормативно-правовой базы.

Прежде всего такая необходимость существует в области регулирования загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации судов и их энергетических установок, утилизации судов, упорядочивания требований к отведению очищенной судовой нефтесодержащей подсланевой и сточной воды, эксплуатации объектов, связанных с перемещением (транспортировкой и перегрузкой) и временным хранением нефти и нефтепродуктов. Однако этим не исчерпывается деятельность отрасли, требующая природоохранного регулирования.

Отсутствие нормативно-правовой базы, максимально отражающей реальность в части соответствия современным природоохранным требованиям, а также в части соответствия другим законодательным актам, затрудняет эффективную деятельность отрасли и задерживает ее развитие.

Выпуск 1

Одним из примеров, подтверждающих сказанное, являются правила отведения судовой сточной и подсланевой воды. Отраслевыми документами (Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов) разрешается сброс очищенной до соответствующих норм сточной и подсланевой воды за борт. Однако распоряжениями других ведомств он запрещен. Такое несоответствие необходимо устранять корректировкой нормативно-правовой базы. При этом следует учесть, что существующие требования к качеству очищенной воды являются достаточно жесткими и обеспечивают защиту внутренних водных путей от загрязнения при эксплуатации судов. Запрет на сброс очищенной сточной и подсланевой воды является излишним, но заметно затрудняющим эксплуатацию водного транспорта.

Сказанное подтверждает правоту позиции авторов в том, что природоохранные нормы должны быть разумным компромиссом между необходимостью предотвращения загрязнения окружающей среды и необходимостью обеспечивать эффективную деятельность водного транспорта. Именно обе указанные цели должны обеспечиваться каждым природоохранным нормативно-правовым документом.

Формирование современной отраслевой нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, на наш взгляд, является первоначальной и наиболее актуальной задачей природоохранной деятельности в отрасли.

Эффективность любой деятельности, в том числе и природоохранной, зависит от эффективности организации и управления этой деятельностью. За последние годы по сути прекратила свое существование отраслевая система управления охраной окружающей среды. На наш взгляд, необходимо восстанавливать «вертикаль управления» в этой области хотя бы потому, что многие проблемы в обсуждаемой области носят общеотраслевой характер. Необходимо создать в отрасли подразделение (отдел или управление) охраны окружающей среды. В своей работе такое подразделение может опираться на советы, в состав которых будут входить специалисты в данной области. Чтобы деятельность таких советов была

продуктивной, необходимо установить его финансирование в оптимальных объемах. Специалистам таких советов можно было бы поручать первоначальную экспертную проработку возникающих природоохранных проблем, оставив отраслевому подразделению по охране окружающей среды управляющую функцию. Упомянутые советы целесообразно формировать по нескольким направлениям на базе отраслевых вузов.

Эффективность организации и управления природоохранной деятельностью во многом будет определяться информационной составляющей этой деятельности, поэтому необходимо создать отраслевую информационную систему «Охрана окружающей среды». Первоначальными задачами такой системы должны быть информационный мониторинг законодательства и мониторинг экологического состояния всех объектов отрасли. Кроме того, в ней должна храниться информация о современном природоохранном оборудовании, которое используется на объектах отрасли. Финансовое участие в создании такой информационной системы должны принять предприятия, которые осуществляют различные виды отраслевой деятельности независимо от формы собственности. Заинтересованность предприятий будет заключаться в возможности использования информации, содержащейся в системе, а также получения первичной консультации по возникающим проблемам в области охраны окружающей среды.

Задача создания такой отраслевой информационной системы может быть решена группой специалистов в сфере информационных технологий и охраны окружающей среды на речном транспорте, которые работают в отраслевых вузах.

Еще одним аспектом проблемы обеспечения экологической безопасности в отрасли является экологическое образование и формирование экологического сознания. Наш собственный опыт научно-исследовательской и педагогической работы в этой области показывает, что порой имеют место существенные пробелы в экологическом образовании руководителей высшего и среднего звена. Одна из причин носит вполне объективный характер. Немалая часть руководителей отраслевых

предприятий получала свое образование тогда, когда в вузах еще не изучались экология или охрана окружающей среды. Кроме того, современный мир быстро накапливает опыт в области защиты окружающей среды, который проще всего изучать специалистам вузов и научно-исследовательским организациям, и затем эту информацию передавать на курсах повышения квалификации для руководителей предприятий всех уровней. Такие курсы повышения квалификации должны проводиться как обязательные один раз в три-четыре года. Организацию такого повышения квалификации необходимо поручить факультетам повышения квалификации вузов отрасли.

По нашему мнению, есть еще одна проблема в области повышения квалификации специалистов отрасли. Речь идет о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава отраслевых вузов. Необходимо шире использовать производственную (в том числе и на судах) стажировку преподавателей. Последние годы были не лучшими для отрасли в целом и для отраслевого образования в частности. Надо признать, что весь окружающий нас мир ушел вперед. Поэтому необходимо профессорско-преподавательский состав знакомить с достижениями в аналогичных отраслях и за рубежом при проведении командировок и стажировок.

Получение основного образования в вузах отрасли пока не обеспечивает соответствующего современной ситуации уровня экологического образования. Сейчас в отраслевых вузах на I курсе читается курс экологии. Для требований сегодняшнего дня этого явно недостаточно.

В целом экологическое образование должно обеспечивать достижение двух основных целей: формирование экологического сознания и собственно экологическое образование. Достижение первой цели осуществляется при чтении курса экологии. Вторая цель достигается при чтении курса охраны окружающей среды на IV или V курсе обучения, когда студенты уже знакомы с работой отрасли и ее проблемами из общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также из опыта, полученного на производственных и плавательских практиках. Уровень полу-

ченных в вузе экологических знаний должен быть подтвержден выполнением раздела «Охрана окружающей среды» в дипломном проекте.

В начале настоящей статьи упоминался также технический аспект природоохранной деятельности в отрасли как комплекс природоохранных технических средств, которые могут находить свое применение на разных объектах отрасли. К сожалению, сейчас почти нет таких средств. Кроме того, во многом утерян опыт отраслевых организаций и предприятий, которые могли бы такие технические средства разрабатывать и изготавливать.

По мнению авторов, наиболее актуальной в этом аспекте проблемой является необходимость создания комплекса внесудовых природоохранных технических средств, обеспечивающих сбор и переработку загрязнений, которые образуются на судах. Такой комплекс должен включать разные технические средства — береговые и плавучие (самоходные и несамоходные) очистные сооружения, сооружения временного накопления загрязнений, средства для сбора и транспортировки загрязнений. Эти технические средства должны создаваться в соответствии с едиными требованиями к их конструкции, оборудованию, в том числе природоохранному, к условиям эксплуатации и ремонта. Таких требований пока тоже нет.

Не исключен и другой подход к формированию комплекса технических средств, необходимого для природоохранной деятельности объектов отрасли. Можно воспользоваться тем, что создано другими. Мировой рынок предлагает достаточный набор природоохранных технических средств. Например, судовые установки для очистки сточной и подсланевой воды выпускаются многими зарубежными фирмами. Однако, на наш взгляд, необходимо восстановить свой опыт в данной области и им воспользоваться.

В основе создания эффективного комплекса природоохранных технических средств лежат научные исследования.

Например, одной из проблем приме -нения указанного комплекса технических средств является выбор их количества и мест расстановки на каждом участке водных путей.

Выпуск 1

Такой выбор является задачей оптимизационной, которую еще предстоит решать научным специалистам водного транспорта.

В заключение авторы настоящей статьи хотели бы сказать следующее. Мы затронули основные, хотя, возможно, не все природоохранные проблемы отрасли. Пусть не покажется читателю пессимистичным наш взгляд

на состояние природоохранной деятельности в отрасли. Наоборот, мы настроены, вполне оптимистично: есть проблемы (да!) и их надо решать. С появлением Журнала университета водных коммуникаций у нас появляется возможность участия в решении природоохранных проблем отрасли, и мы воспользуемся этой возможностью.

В

164]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.