Научная статья на тему 'Проблемы принятия решений об определении реальной возможности восстановления платежеспособности кризисной организации'

Проблемы принятия решений об определении реальной возможности восстановления платежеспособности кризисной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) / ПРОЦЕДУРА / АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / СУДЕБНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ / САНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева А.В.

В статье рассмотрен ряд проблем, которые могут возникнуть при принятии решений об определении возможности или невозможности восстановления платежеспособности кризисной организации. Причины проблем и способы их устранения исследованы как с позиции досудебного финансового оздоровления, так и в случае открытия дела о банкротстве. Статья может быть полезна специалистам финансовых служб и собственникам предприятий при принятии антикризисных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы принятия решений об определении реальной возможности восстановления платежеспособности кризисной организации»

43 (181) - 2013

Финансовая устойчивость организации

УДК 658.16(075.8)

ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ КРИЗИСНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

А. В. МАМАЕВА,

кандидат технических наук, доцент кафедры финансового менеджмента E-mail: fenhelann@mail.ru Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»

В статье рассмотрен ряд проблем, кото -рые могут возникнуть при принятии решений об определении возможности или невозможности восстановления платежеспособности кризис -ной организации. Причины проблем и способы их устранения исследованы как с позиции досудебного финансового оздоровления, так и в случае открытия дела о банкротстве. Статья может быть полезна специалистам финансовых служб и собственникам предприятий при принятии антикризисных решений.

Ключевые слова: восстановление платежеспособности, несостоятельность (банкротство), процедура, арбитражный управляющий, судебная реабилитация, ликвидация, санация.

В современных условиях хозяйствования при нестабильных мировых экономических процессах, замедлении темпов роста национальных экономик, неоднозначности прогнозируемых сценариев их развития (от умеренно-оптимистических до пессимистических) многие российские предприятия оказываются в условиях кризиса, балансируя на грани банкротства.

В микроэкономике под кризисом понимается состояние хозяйствующего субъекта, которое характеризуется слабой конкурентной позицией и финансовой неустойчивостью, ставящими под угрозу само существование предприятия.

С экономической точки зрения кризисное состояние, как правило, выражается в существенном снижении или потере платежеспособности. В случае затяжного, непреодолимого характера это может привести к несостоятельности организации, т. е. к неспособности полностью оплачивать свои долги. Поэтому важным вопросом преодоления кризиса, финансового оздоровления или принятия решения о нецелесообразности дальнейшего функционирования предприятия и его ликвидации является установление реальной возможности, условий и факторов восстановления платежеспособности.

Это определение проводится в двух аспектах: с позиции досудебного оздоровления, предупреждения открытия дела о банкротстве и при возбуждении дела о банкротстве для обоснования введения в отношении должника процедуры банкротства. В

каждом из этих случаев организация может столкнуться с рядом проблем.

В рамках досудебного финансового оздоровления решение о восстановлении платежеспособности является исключительной прерогативой учредителей (собственников) и менеджмента, не регламентируется законодательно и не обязательно для организации (за исключением ситуации, когда возникают признаки банкротства, определяемые Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N° 127-ФЗ (далее — закон 127-ФЗ). Это может привести, в частности, к проблемам:

- сохранения бизнеса в рамках исходной организации (юридического лица);

- проведения досудебного оздоровления при появлении признаков банкротства;

- неисполнения правовых норм как следствие несовершенства законодательства;

- достижения цели досудебного оздоровления (возможной степени восстановления платежеспособности).

Первая проблема связана с тем, заинтересованы ли собственники (учредители) в сохранении бизнеса в рамках того же самого юридического лица и именно в его финансовой стабилизации, поскольку в случае принятия решения о реорганизации исходная фирма теряет свой самостоятельный юридический статус.

Кроме того, собственники (учредители) могут продать бизнес или по взаимному согласию принять решение о ликвидации организации вне зависимости от существования реальной возможности восстановления ее платежеспособности, например если реализация такой возможности будет существенно затрагивать финансовые интересы собственников. В этих случаях говорить о восстановлении платежеспособности уже не приходится.

Поэтому для решения указанной проблемы необходимо прежде всего определить цели собственников (учредителей): хотят ли они сохранить бизнес и полный или частичный контроль над организацией или вернуть хотя бы часть инвестированных в предприятие средств при реорганизации, продаже или ликвидации.

Со второй проблемой кризисная организация может столкнуться при возникновении признаков банкротства, определяемых законом 127-ФЗ [4] как неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или уплатить

обязательные платежи, если эти обязательства не исполнены в течение трех месяцев с даты наступления срока их исполнения.

В этом случае ст. 30 закона 127-ФЗ собственникам (учредителям) предписывается принимать меры по восстановлению платежеспособности организации-должника. Одной из таких мер, в частности, является санация, определяемая ст. 31 как оказание финансовой помощи организации-должнику собственниками (учредителями), кредиторами, иными лицами в размере, достаточном для оплаты всех долгов и восстановления платежеспособности должника. При этом финансовая помощь может быть как безвозвратной, так и возвратной в виде займа (кредита).

С одной стороны, меры по предотвращению банкротства до открытия дела о банкротстве нормативно обязательны. С другой стороны, никаких прямых последствий, в том числе финансовых санкций, законом не предусмотрено. Поэтому решение проблемы осуществления или неосуществления досудебного оздоровления должника при наличии признаков банкротства опять-таки упирается в желание и возможности собственников (учредителей).

Третья проблема вытекает из несовершенства законодательства, позволяющего организации не исполнять ряд правовых норм, а уполномоченным органам — не применять санкций за такие нарушения. Это может быть связано со сложностью применения санкций, отсутствием бюджетных средств на них, отсутствием или отсроченностью финансовых или иных последствий.

В частности, ст. 9 закона 127-ФЗ предписана обязательная подача в арбитражный суд заявления должника о признании его банкротом в случае, если организация-должник отвечает признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества. Неисполнение указанной нормы может привести к более серьезным нарушениям со стороны контролирующих лиц: выводу ликвидного имущества и замещению его неликвидным, удовлетворению требований части кредиторов в ущерб интересам остальных и т. п., что существенно ухудшит положение организации-должника, ее кредиторов, перечеркнув даже потенциальную возможность восстановления платежеспособности в судебных реабилитационных процедурах.

Неисполнение обязанности подачи заявления должника в арбитражный суд в установленные законом сроки руководителем или учредителем влечет солидарную субсидиарную ответственность

последних по обязательствам организации, если имущества должника будет недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов. Однако наступление таких последствий возможно лишь в конкурсном производстве (при признании арбитражным судом должника банкротом) по результатам отдельного судебного разбирательства, в том числе по признакам преднамеренного банкротства.

Решение названной проблемы лежит в области совершенствования самого законодательства и обеспечения контроля за его исполнением.

Основой принятия решения о возможности восстановления платежеспособности являются результаты финансового анализа и прогнозирования, в процессе которых выявляются глубина кризисного процесса, причины неплатежеспособности, способы их устранения с учетом внутренних и внешних возможностей организации в системе взаимоотношений с внешней средой.

При исследовании внутренних резервов и возможностей кризисной организации необходимо оценить [5]:

- достаточность имущества для покрытия всех обязательств;

- возможность и целесообразность переоценки имущества по рыночной стоимости;

- ликвидность активов и возможность реализации их части без ущерба для хозяйственной деятельности;

- возможность истребования дебиторской задолженности, уступки прав требования на нее, финансирования под уступку прав требования;

- качество и эффективность использования производственных мощностей, инновационный потенциал;

- наличие имущества, предоставляемого в качестве обеспечения для привлечения долгосрочных источников финансирования (кредитов и займов);

- наличие убыточных производств, возможность их ликвидации и связанные с этим затраты;

- возможность и условия безубыточности деятельности: увеличения объемов продаж, цен, снижения расходов;

- стадии жизненного цикла продукции, перспективность видов деятельности;

- возможность диверсификации деятельности, оптимизации ассортимента;

- возможность оказания финансовой помощи собственниками (учредителями) и инвестирования ими средств в уставный капитал.

В качестве внешних возможностей необходимо исследовать [3]:

- положение организации на товарном и иных рынках, уровень конкуренции, развитость территории, на которой функционирует предприятие;

- интеграционные связи, заинтересованность третьих лиц в сохранении организации, возможность предоставления этими лицами финансовой помощи;

- перспективность организации для привлечения инвесторов;

- взаимоотношения с различными группами кредиторов, возможность реструктуризации долгов путем отсрочки, рассрочки, скидки с долга, отступного, новации и др.;

- важность организации как социально ориентированного предприятия (например, градообразующего), как производителя продукции, работ, услуг, по которым нет товаров-заменителей;

- возможность получения финансовой помощи из бюджетов различных уровней, а также гарантий и поручительств уполномоченных государственных и муниципальных органов для получения банковских кредитов, привлечения инвесторов.

При проведении анализа и прогнозирования до открытия дела о банкротстве следует иметь в виду, что правоспособность и дееспособность кризисной организации не ограничиваются, порядок и последовательность совершения сделок дополнительно не регламентируются, нет обязанности соблюдения определенной очередности удовлетворения требований кредиторов, расчеты по сделкам могут производиться исходя из выгод организации.

В процессе принятия решения по результатам анализа и прогнозирования может возникнуть проблема, вытекающая из экономической сути неплатежеспособности как неспособности организации удовлетворять без ущерба для бизнеса требования всех кредиторов в полном объеме в надлежащие сроки [2]. В этом смысле можно выделить три уровня восстановления платежеспособности (финансовой стабилизации), при достижении которых организация будет функционировать с разной степенью эффективности:

- первый уровень: устранение текущей неплатежеспособности, восстановление способности исполнять неотложные обязательства для снятия угрозы открытия дела о банкротстве;

- второй уровень: достижение платежеспособности в среднесрочном периоде, что выражается

в восстановлении финансовой устойчивости за счет устранения или существенного снижения влияния негативных причин;

- третий уровень: обеспечение платежеспособности (финансового равновесия) в длительном периоде путем всесторонней реструктуризации деятельности кризисной организации.

При стремлении сохранить бизнес в рамках исходной организации собственники (учредители) заинтересованы в восстановлении и поддержании платежеспособности в долгосрочном периоде, что выражается в относительной эффективности деятельности, и поэтому должны располагать объективными доказательствами такой возможности. Однако даже при отсутствии долгосрочных перспектив может быть принято решение о восстановлении платежеспособности для достижения промежуточной цели — преодоления текущей неплатежеспособности, что отсрочит угрозу возбуждения дела о банкротстве и даст время для разработки и принятия последующих управленческих решений, которые могут оказаться более выгодными, чем судебные реабилитационные процедуры.

Во втором аспекте при открытии дела о банкротстве определение возможности восстановления платежеспособности организации-должника должно исходить из следующих особенностей ее правового и экономического положения:

- применяются нормы специального Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [4];

- законом 127-ФЗ определяются следующие процедуры банкротства: наблюдение — обеспечительная процедура; финансовое оздоровление и (или) внешнее управление — реабилитационные процедуры; конкурсное производство — фактически ликвидационная процедура (при признании арбитражным судом должника банкротом); мировое соглашение — сделка между должником и кредиторами для прекращения дела о банкротстве;

- ограничиваются права и дееспособность должника, становятся более жесткими его правовое положение и условия хозяйствования, вытекающие из запретов и ограничений на ряд сделок, если они так или иначе могут нарушить очередность удовлетворения требований кредиторов;

- проведение анализа финансового состояния организации-должника согласно закону 127-ФЗ вменяется в обязанности арбитражного управляющего;

- целью анализа в процедуре наблюдения является формирование обоснованного вывода временного управляющего о реальной возможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения одной из реабилитационных процедур (финансового оздоровления или внешнего управления) или, в противном случае, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;

- принятие неверного решения о вводе той или иной процедуры банкротства может привести к существенным негативным финансовым последствиям для организации-должника, различных групп кредиторов и собственников;

- нормами закона 127-ФЗ предусмотрены временные ограничения на осуществление мероприятий по восстановлению платежеспособности в реабилитационных процедурах:

• не более двух лет для процедуры финансового оздоровления;

• восемнадцать месяцев для процедуры внешнего управления, с возможностью продления еще на шесть месяцев (если к должнику не применялась процедура финансового оздоровления);

• не более двух лет при последовательном введении обеих указанных процедур;

- дело о банкротстве может быть прекращено при определенных условиях без восстановления платежеспособности должника в долгосрочном периоде, но при сохранении и бизнеса, и организации.

Исходя из указанных особенностей, можно выделить, в частности, проблемы:

- нормативного регулирования финансового анализа и принятия обоснованного решения по его результатам;

- «ошибочного» вывода о невозможности восстановления платежеспособности должника в процедуре наблюдения;

- прогнозирования эффекта от оздоровительных мероприятий через определенное время;

- достижения цели реабилитационных процедур. Существенной проблемой является недостаточное нормативное регулирование анализа финансового состояния организации-должника в процедурах банкротства, что может привести к ошибочным выводам арбитражного управляющего о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Так как на основании рекомендаций арбитражного управляющего по результатам финансового анализа выносится судебное

определение о введении соответствующей процедуры банкротства, прямо влияющее на дальнейшую судьбу должника (будет ли ему предоставлено время на восстановление финансового здоровья или нет) и полноту удовлетворения требований кредиторов, необходимо иметь нормативные документы, регламентирующие как методику проведения анализа, так и критерии принятия решения по его результатам.

Сейчас в качестве нормативного документа применяются установленные Правительством Российской Федерации «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа» [5]. К сожалению, они фактически не содержат ни подробной методики анализа, ни критериев принятия решения, а только указывают направления анализа и прогнозирования. Кроме того, этот документ в определенной степени устарел, так как за время, прошедшее с момента его принятия, не раз изменялись формы бухгалтерской отчетности, порядок формирования и оценки ее показателей, накопился опыт применения норм закона 127-ФЗ, повысился профессионализм арбитражных управляющих [1].

Решением рассмотренной проблемы может стать введение в действие федеральных стандартов анализа финансового состояния организации-должника, разработка которых с 01.01.2010 законом №°127-ФЗ возложена на национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В интересах дальнейшего развития самоуправления в сфере антикризисного управления и банкротства это вполне обоснованно, так как позволит:

- аккумулировать опыт профессиональной работы арбитражных управляющих (членов саморегулируемых организаций) на кризисных предприятиях различных видов деятельности, организационно-правовых форм, размеров бизнеса;

- относительно оперативно совершенствовать федеральные стандарты с привязкой к изменяющимся экономическим условиям исходя из практики их применения арбитражными управляющими.

Однако на сегодня федеральные стандарты анализа финансового состояния должника не введены в действие.

Проблема «ошибочного» вывода о невозможности восстановления платежеспособности организации-должника по результатам финансового анализа в процедуре наблюдения может возникнуть, в частности, по следующим причинам:

- отсутствие четких критериев принятия решения по результатам финансового анализа;

- недостаточная информативность финансовой отчетности вследствие особенностей ведения бухгалтерского учета должником, вытекающих из требований российских стандартов бухгалтерского учета (например, отсутствие обязанностей организации переоценивать объекты основных средств, проверять их на обесценение);

- неверная оценка стоимости имущества должника, поскольку обязательная переоценка имущества в процедуре наблюдения законом 127-ФЗ не предусмотрена, а проведение ее должником в добровольном порядке приведет к дополнительным расходам на оплату услуг независимого оценщика;

- неверная оценка ликвидности имущества при рассмотрении возможности его продажи;

- сложность достоверной оценки сумм денежных средств, реальных к получению, по проблемной (сомнительной) дебиторской задолженности, а также дополнительных расходов при истребовании дебиторской задолженности в судебном порядке, в том числе в деле о банкротстве таких дебиторов;

- невозможность достоверно учесть потери организации-должника из-за неправомерных действий контролирующих лиц (преднамеренное банкротство), а также вероятность и размер возможной компенсации таких потерь в случае признания указанных лиц виновными;

- неучет стоимости имущества, которое может быть обнаружено и истребовано из чужого, незаконного владения уже после принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

- отсутствие на момент анализа информации о намерении собственников (учредителей) увеличить уставный капитал, провести санацию должника или исполнить все его обязательства по реестру требований кредиторов;

- неточность финансовых прогнозов безубыточной деятельности, возможности диверсификации, изменения рыночной макро- и микросреды, инновационных и инвестиционных возможностей должника вследствие нестабильности макроэкономики.

Последствием «ошибочного», хотя и обоснованного на момент проведения финансового анализа вывода об отсутствии реальной возможности восстановления платежеспособности являются признание должника банкротом и открытие конкурсного производства, т. е. непроведение процедур судебной реабилитации.

Решение указанной проблемы, с одной стороны, связано с совершенствованием нормативного регулирования финансового анализа и прогнозирования (методик анализа и критериев принятия решения), с другой стороны, предусмотрено самими нормами закона 127-ФЗ [4]. Ст. 146 закона установлена возможность перехода из процедуры конкурсного производства в реабилитационную процедуру внешнего управления, если в процессе конкурсного производства выявляется реальная возможность восстановления платежеспособности при наличии у должника имущества для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, а процедуры финансового оздоровления или внешнего управления не вводились.

В таком переходе заинтересованы как кредиторы, поскольку при успешном завершении внешнего управления их требования (включая компенсацию за ожидание исполнения требований в виде процентов, начисляемых на эти требования в процедуре внешнего управления) будут полностью удовлетворены, так и организация-должник, нормальное функционирование которой может быть восстановлено, а бизнес сохранен.

Проблема прогнозирования эффекта от оздоровительных мероприятий через определенное время вытекает из ограниченности реабилитационных процедур по времени. Расчеты с кредиторами осуществляются либо в соответствии с графиком погашения задолженности (в процедуре финансового оздоровления), либо путем накопления денежных средств к моменту принятия решения о переходе к расчетам с кредиторами (в процедуре внешнего управления). Поэтому в процессе финансового анализа в процедуре наблюдения необходимо оценить, смогут ли планируемые мероприятия обеспечить поступление достаточных объемов денежных средств для покрытия обязательств в определенные моменты времени.

В условиях нестабильной макроэкономики повышается риск неполучения ожидаемого эффекта в заданное время, что может повлечь признание должника банкротом. Однако необходимо иметь в виду, что законом 127-ФЗ предусмотрены меры, позволяющие избежать или снизить вероятность негативных последствий:

- предоставление собственниками (учредителями), третьими лицами обеспечения графика погашения задолженности в размере, на 20 % превышающем сумму требований кредиторов по реестру (при введении процедуры финансового оздоровления);

- продление процедуры внешнего управления.

Проблема достижения цели в реабилитационных процедурах банкротства связана с тем, что в них не ставится как таковая задача обеспечения долгосрочного финансового равновесия и определенной эффективности деятельности. Восстановление платежеспособности в этих процедурах по большей части носит «сальдовый» характер. Фактически оно сводится к применению различных мер, которые обеспечили бы должнику поступление денежных средств в объеме, достаточном для удовлетворения всех требований кредиторов по реестру и исполнения в срок текущих обязательств, а также превышение имущества должника над его обязательствами, что влечет прекращение дела о банкротстве.

Достижение такой цели может потребовать существенно меньшего объема мер и финансовых ресурсов, чем полное финансовое оздоровление должника, и произойти (в том числе в случае санации) при удовлетворении всех требований по реестру собственниками (учредителями) и третьими лицами, а также заключении мирового соглашения. Поэтому возможность достижения указанных условий прекращения дела о банкротстве должна приниматься во внимание арбитражным управляющим (прежде всего временным) при формировании обоснованного вывода о реальной возможности восстановления платежеспособности должника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что рассмотрен ряд проблем, решение которых может существенно повлиять на определение реальной возможности или невозможности восстановления платежеспособности кризисной организации как в досудебном периоде, так и при возбуждении дела о банкротстве.

Список литературы

1. Единая программа подготовки арбитражных управляющих: приказ Министерства экономического развития РФ от 10.12.2009 № 517.

2. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е., Бродский И. Б. Антикризисное управление. М.: ОМЕГО-Л, 2009. 456 с.

3. Когденко В. Г., Мельник М. В., Быковни-ков И. Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 471 с.

4. О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

5. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства от 25.06.2003 РФ № 367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.