Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ МВД РОССИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ МВД РОССИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ / OFFENSE IN ALCOHOL INTOXICATION / ДОСТАВЛЕНИЕ / DELIVERY / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / PROVISION OF MEDICAL CARE / ПОЛИЦИЯ / POLICE / МЕДИЦИНСКИЙ ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ / MEDICAL SOBERING-UP STATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костин Сергей Геннадьевич

В статье рассматриваются проблемы применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере потребления алкогольной продукции, анализируется отечественный опыт борьбы с пьянством, необходимость образования учреждений, выполняющих функции медицинских вытрезвителей, законодательного закрепления права органов исполнительной власти на оказание принудительной медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костин Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of application by police of the Ministry of Internal Affairs of Russia of measures of ensuring production on cases of administrative offenses in the sphere to consumption of alcoholic products

The article examines the problems of the use by the police of measures to ensure production in cases of administrative violations in the sphere of alcohol consumption, analyzes the domestic experience in combating drunkenness, the need for the establishment of institutions that perform the functions of medical sobering stations, the legislative consolidation of the right of executive bodies to provide compulsory medical care to persons In a state of intoxication.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ МВД РОССИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

Административное право

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ МВД РОССИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

КОСТИН Сергей Геннадьевич,

адъюнкт Академии управления МВД России. E-mail: sergei-k@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере потребления алкогольной продукции, анализируется отечественный опыт борьбы с пьянством, необходимость образования учреждений, выполняющих функции медицинских вытрезвителей, законодательного закрепления права органов исполнительной власти на оказание принудительной медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Abstract: The article examines the problems of the use by the police of measures to ensure production in cases of administrative violations in the sphere of alcohol consumption, analyzes the domestic experience in combating drunkenness, the need for the establishment of institutions that perform the functions of medical sobering stations, the legislative consolidation of the right of executive bodies to provide compulsory medical care to persons In a state of intoxication.

Ключевые слова: Правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, доставление, оказание медицинской помощи, полиция, медицинский вытрезвитель.

Keywords: Offense in alcohol intoxication, Delivery, Provision of medical care, Police, Medical sobering-up station.

Структура отдельных видов административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность показывает, что ее большую часть составляют противоправные деяния связанные с потреблением алкогольной продукции. Доля правонарушений, связанных с противоправным потреблением (распитием) алкоголя (ст. 20.20 КоАП РФ) и появлением в общественных местах в состоянии оскорбляющем человеческое достоинство (ст. 20.21 КоАП РФ) от общего числа правонарушений, выявленных сотрудниками полиции в Российской Федерации (без учета ГИБДД), составила 59,3% в 2011 г, 59,1% в 2012 г., 60% в 2013 г., 53,8% в 2014 г., 48,2% в 2015 г [1]. Данный вид правонарушений является не только одним из самых массовых, но и одним из самых замечаемых гражданами, отражает состояние правопорядка как в отдельных регионах, так и в стране в целом. Деятельность полиции оценивается во многом по результатам их предупреждения и пресечения, обеспечению правопорядка в общественных местах, а также по реализации одной из главнейших задач органов внутренних дел - защите личности, общества и государства от противоправных посягательств. Предупреждение и пресечение административных правонарушений является одним из основных направлений деятельности полиции [2].

Выявление и пресечение правонарушений связанных с потреблением алкогольной продукции является одной и самых результативных мер профилактики бытовой преступности, преступлений совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в том числе тяжких и особо тяжких. Число выявленных в Российской Федерации сотрудниками органов внутренних дел (далее сотрудниками ОВД) административных правонарушений в сфере незаконного по-

требления алкогольной продукции составило 11,0 млн. в 2011 г., 10,3 млн. в 2012 г., 9,9 млн. в 2013 г., 9,6 млн в 2014 г., 9,4 млн. в 2015 г. Доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в 2011 г. составила 21,3%, в 2012 г. - 27,0%, в 2013 г. - 29,5%, в 2014 г. - 30,9%, в 2015 г. - 33,0% [3]. Динамика отражает следующую закономерность, со снижением числа выявленных административных правонарушений связанных с потреблением алкогольной продукции происходит рост преступлений совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Причем лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, не только совершают правонарушения, но зачастую сами становятся жертвами преступлений.

Значимость административной деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потреблении алкогольной продукции очевидна. Но тем не менее существует ряд проблем, которые актуальны и требую поиска путей их разрешения. Рассмотрим наиболее значительные из них.

Проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Сотрудники полиции обязаны, при обнаружении лиц, находящихся на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, доставить их в медицинские организации или в дежурные части. В первом случае, это делается для оказания помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью. Во втором, для составления протокола об административном правонарушении. Практика показывает, в большинстве случаев, при

доставлении в медицинские организации лиц, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в последующем оказывается, что объективные основания для оказания медицинской помощи в стационарных условиях отсутствуют, в результате чего данные лица доставляются в дежурные части территориальных органов МВД России для составления административного протокола. Или наоборот, лицам, доставленным в дежурные части в состоянии алкогольного опьянения, требуется незамедлительная медицинская помощь, причем часто через какое-то время, после некоторого вытрезвления. Бригады скорой медицинской помощи, с учетом их загруженности, не всегда могут быстро приехать, поэтому сотрудникам полиции приходится доставлять данных лиц в медицинские учреждения самостоятельно. Все это отнимает много времени и отвлекает сотрудников полиции от исполнения других полномочий. Продолжает оставаться актуальным вопрос создания специализированных медицинских учреждений, где могут оказать квалифицированную медицинскую помощь и в то же время временно ограничить передвижение данных лиц до вытрезвления, чтобы предупредить правонарушения, совершаемые лицами в состоянии алкогольного опьянения, а так же противоправных деяний в отношении их самих. До недавнего времени эту роль исполняли медицинские вытрезвители. До 2011 года медицинские вытрезвители являлись специализированными подразделениями милиции. Они осуществляли свою деятельность на основании Положения о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел, утвержденного приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 [4]. Правовой основой организации деятельности вытрезвителей являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством» [5]. Лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, осматривал фельдшер и при необходимости оказывал медицинскую помощь. Пребывание в вытрезвителях было возмездным. После отрезвления доставленного, ему выписывалась квитанция с инструкцией об оплате. Кроме того, сотрудниками вытрезвителей проводилась профилактическая работа по борьбе с пьянством и вреде алкоголя, которая распространялась на предприятия, учебные заведения и т.п. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» [6], Правительству РФ предлагалось в течении 6-ти месяцев подготовить и предоставить предложения о передаче медицинских вытрезвителей от органов внутренних дел в ведение органов управления здравоохранением. Однако данный пункт Указа выполнен не был. В настоящее время лица,

находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, доставленные сотрудниками бригады скорой помощи в медицинские учреждения, представляют угрозу жизни и здоровью медиков, других пациентов, а также имуществу больниц. Решение об упразднении медицинских вытрезвителей из системы МВД, на данном этапе развития государственной антиалкогольной политики, некоторые ученые администра-тивисты, считают преждевременным, так как их отсутствие не отвечает требованиям прав и свобод граждан [7].

Не маловажной остается проблема сроков пребывания доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России граждан, находившихся в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Согласно КоАП, срок административного задержания не должен превышать три часа. Положение пункта 4 статьи 27.5. КоАП РФ, о том что срок административного задержания для лиц, находящихся в состоянии опьянения, со времени вытрезвления, признан частично не соответствующим Конституции Российской Федерации [8]. Законом четко не урегулировано, каким образом определяется состояние вытрезвления и кто должен его определить. Само понятие «вытрезвление» не является юридическим, а относится к медицинской категории. Соответственно, чтобы объективно установить начало срока задержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, необходимо заключение уполномоченного специалиста-медика. Согласно действующего законодательства, должностное лицо, осуществляющее задержание, по своему усмотрению определяет сроки начала задержания, лица находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Это на наш взгляд, делает сроки задержания таких лиц «резиновыми» и создает почву для злоупотребления при определении момента вытрезвления. Здесь надо отметить, что зачастую сотрудник полиции, осуществляющий производство по делам об административных правонарушениях по лицам находящимся в состоянии алкогольного опьянения, стремится уложиться в установленный трех часовой срок и отпускает доставленных сразу же после составления протокола. Происходит это также в связи с ограниченностью мест для содержания таких лиц до «момента вытрезвления», в особенности в территориальных органах внутренних дел районного уровня. Это приводит к тому, что лица, продолжая оставаться в состоянии алкогольного опьянения, даже если направляются к месту жительства, вновь становятся субъектами административного правонарушения, а также в отношении их остается высокий уровень рисков угроз для жизни и здоровья.

Следующая актуальная проблема административной деятельности полиции требующая пристального внимания законодателя, это пересмотр некоторых полномочий

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 6(150)

должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. Предметом правового регулирования, по мнению некоторых исследователей [9], должны стать общественные отношения, возникающие в связи с использованием в оперативно-служебной деятельности подразделений полиции МВД России технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе, с целью установления факта административного правонарушения на месте его совершения, а также использования в качестве доказательной базы показаний данных приборов. В соответствии со статьей 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения», все лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование [10]. Диспозиция только шести статей КоАП РФ предусматривает наличие противоправного деяния, связанного с потреблением алкоголя. Это две статьи, связанные с несовершеннолетними: статья 6.10. КоАП РФ, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции; статья 20.22. КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нахождение несовершеннолетнего в состоянии опьянения, а также за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции. Две статьи об административных правонарушений в области дорожного движения: статья 12.8. КоАП РФ связанная у управлением транспортным средство в состоянии опьянения и статья 12.27. КоАП РФ о не выполнении обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием. И две статьи об административных правонарушениях, связанных противоправным распитием алкоголя и появлением в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (ч.1 и 2 ст.20.20 и ст.20.21 КоАП РФ). В остальных случаях, медицинское освидетельствование на состояние опьянение требуется как средство применения мер обеспечения производства по делу об административно правонарушении, то есть для установления обстоятельства отягчающего административную ответственность. Главной проблемой при документировании административных правонарушений, где требуется медицинское освидетельствование, является то, что лицензией на право медицинского освидетельствования обладает, как правило, одно медицинское учреждение в муниципальном образовании районного значения. Медицинское освидетельствование проводится врачом-психиатром-наркологом, а также допускается проведение осмотра другим врачом или фельдшером, прошедшим подготовку на базе наркологической больницы или наркологического диспансера [11]. Ограниченное число указанных специалистов или вообще их отсутствие в некоторых сельских поселениях, вызывает затруднение у правоприме-

нителей провести освидетельствование, в особенности в ночное время. Чтобы собрать полноценный материал по делу об административном правонарушении, связанном с потреблением алкогольной продукции, например, участковому уполномоченному полиции, необходимо вывозить лиц, совершивших правонарушения, в районные центр. Практика показывает, что доставление лиц в состоянии алкогольного опьянения на указанную процедуру занимает много времени и отвлекает от исполнения других служебных обязанностей, в частности, уклонение наружных нарядов на продолжительное время от маршрутов патрулирования и т.п. Использование сотрудниками полиции технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе непосредственно в месте доставления за совершение административного правонарушения положительно повлияло бы на результативность применения мер административного принуждения к лицам, злоупотребляющим алкоголем.

Особого внимания заслуживает проблема исполнения некоторых административных наказаний, назначенных за совершение правонарушения в сфере потребления алкогольной продукции. Законом за такие правонарушения установлены административные наказания в виде штрафа или административного ареста до 15 суток, за исключением правонарушений в области дорожного движения, по которым предусмотрено лишение права управления транспортным средством сроком до двух лет. Наиболее распространённые административные правонарушения, связанные с потреблением алкогольной продукции в общественных местах (статья 20.20. и 20.21. КоАП РФ). Данные правонарушения как правило совершаются в большинстве случаев, лицами не имеющими постоянного источника дохода и ведущими асоциальный образ жизни. Это значительно затрудняет взыскание с них административных штрафов. Наказание в виде административного ареста лицам совершившим правонарушения в сфере потребления алкогольной продукции, назначаемое судьями, также обнажает ряд проблем. Административному аресту за правонарушения связанные с потреблением алкоголя, в основном подвергаются лица, не имеющие возможности заплатить штраф и как правило страдающие алкоголизмом. Отсюда возникает проблема порядка оказания медицинской помощи данному контингенту в специальных приёмниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Медицинское обеспечение не вменено в обязанности полиции и в большинстве случаев осуществляется без соответствующей лицензии. Сотрудники полиции фактически выполняют несвойственные функции, зачастую в ущерб поддержанию режимных требований в специальных учреждениях полиции, что сопровождается увеличением трудовой нагрузки и рисков возникновения чрезвычайных происшествий.

Образование специальных медицинских учреждений для вытрезвления и принудительного оказания медицинской помощи лицам, страдающим алкоголизмом, позволило бы кроме решения вышеуказанных проблем, значительно улучшить ситуацию и с такой глобальной проблемой, как высокий уровень смертности. По данным Роспотребнадзора, ежегодно в России злоупотребление алкогольной продукции приводит к преждевременной, предотвратимой смерти около полумиллиона человек ежегодно [12]. Прямо или косвенно с алкоголем связано более 60 % самоубийств, более 70 % убийств. Анализ истории противодействия алкоголизму и правонарушениям в сфере потребления алкогольной продукции в России показывает, существование медицинских вытрезвителей позволяло на протяжении многих лет спасать человеческие жизни от передозировки или потребления некачественного алкоголя, обморожений в холодное время года и смерти от переохлаждения. Существующая в настоящее время практика доставления граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения противоречит некоторым принципам охраны здоровья и делает очевидным пробелы в законодательстве. При оказании медицинской помощи, приоритет делается интересам пациентов, главным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина или его законного представителя [13]. Далеко не каждый нетрезвый человек желает находиться на больничной койке до вытрезвления и считает, что у него имеются проблемы со здоровьем. Медицинским работникам приходится выполнять в связи с этим не свойственные функции, караулить пьяных «пациентов». Эту пробле-Библиография:

Сборники по России. Сведения об административной

1.

му, по мнению некоторых исследователей, позволило бы решить внесение дополнений в Закон «О полиции». В частности, в ст. 12 «Обязанности полиции», необходимо включить положение, обязывающее полицию осуществлять доставление в медицинские учреждения и обеспечивать правопорядок в них [14].

Учитывая актуальность рассматриваемых проблем, в некоторых регионах делаются попытки создания медицинских отделений или пунктов оказания помощи, лицам находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Но опять же это противоречит некоторым Конституционным нормам, в части ограничения права на свободу передвижения. Также вменение органам здравоохранения полномочий, не закрепленных федеральным законодательством, по применению мер государственного принуждения. Это такие, как уже говорилось, ограничение свободы передвижения и не добровольное медицинское вмешательство. Совершенствованию деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребления алкогольной продукции, будет способствовать образование специализированных медицинских учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, принятие нормативных актов на федеральном уровне, которые бы точно урегулировали административно-правовой статус данных учреждений, полномочия, объем оказываемых услуг и порядок содержания доставляемых лиц. В свою очередь, решение данного вопроса сняло бы большинство проблем по применению полицией МВД России мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, связанных с потреблением алкоголя.

практике органов внутренних дел Российской Федерации за январь -

России.

декабрь 2011-2015 гг. М.: ГИАЦ МВД России, 2016

2. О полиции [Ст. 2]: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [принят Гос. Думой 28 января 2011 г.; одобр. Советом Федерации 2 февраля 2011 г. (в ред. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ)] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

3. Правовой портал статистики. Показатели преступности России. // Официальный интернет-портал Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://crimestat.ru/offenses_map - 07.03.2017.

4. Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители [Электронный ресурс] : приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об усилении борьбы с пьянством : указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. // ВВС РСФСР. 1985. № 21, ст. 738.

6. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 : в ред. Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Дизер О.А. Проблемы реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в медицинские организации и территориальные органы МВД России // Научный вестник. 2014. N 3. С. 122-131.

8. По делу о проверке конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е.С. Сизикова. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 25-П // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Шевцов А.В. Четыре группы проблем осуществления сотрудниками органов внутренних дел (полиции) производства по делам об административных правонарушениях // Материалы всероссийского научно-практической конференцию г. Воронеж - 21.02.2017.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2017.

11. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390) // Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru/ - 25.03.2017.

12. О злоупотреблении алкогольной продукцией [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ ID=2687 (дата обращения: 01 дек. 2014 г.)

13. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru/ - 25.03.2017

14. М.Ю. Водяная. Перспективы совершенствования деятельности полиции в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений, связанных с пьянством. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015. № 2(61). С. 71-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.