УДК 343.268 ББК 67
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
ЮЛИЯ СВЯТОСЛАВОВНА БЕЛИК
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России Научная специальность 12. 00. 08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы применения принудительных мер медицинского характера; делаются предложения по совершенствованию законодательства в этой области.
Ключевые слова: иные меры уголовно-правового характера, принудительные меры медицинского характера.
Annotation: the article is devoted to challenging the application of compulsory medical measures and contains proposals to improve the legislation in this area.
Keywords: other measures of criminal law compulsory medical measures .
Разновидностью иных мер уголовно-правового характера являются принудительные меры медицинского характера. Глава 15 Уголовного кодекса РФ включает нормы об основаниях, целях применения и видах принудительных мер медицинского характера.
Актуальность обращения к данной теме вызвана изменениями, внесенными в действующее уголовное законодательство и попыткой разрешить проблемы, возникающие у практических работников при применений норм о принудительных мерах медицинского характера.
Законодательное понятие принудительных мер медицинского характера1 включает в себя то, что они применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
С точки зрения ученых-юристов, принудительные меры медицинского характера — это «специфическая разновидность медицинских мер, применяемых к лицу, страдающему психическими расстройствами, без его согласия или согласия его законных представителей в случае совершения им общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом и нуж-
дающегося по своему психическому состоянию в принудительном лечении и реабилитации»2.
Считаю, что нельзя сводить содержание принудительных мер медицинского характера только к медицинским мерам, так как сам порядок их назначения, изменения и прекращения, контроля за их исполнением осуществляется не медицинскими организациями и не сводится только к лечению.
Если объединить наиболее существенные признаки, характеризующие эти меры, то можно сформулировать следующее понятие. Под принудительными мерами медицинского характера следует понимать, предусмотренные уголовным законом меры государственного принуждения, назначаемые судом в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния с целью излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.
Исследуемый институт имеет межотраслевой характер. Нормативно-правовое регулирование порядка применения принудительных мер медицинского характера включает в себя: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, судеб-но-психиатрические и, наконец, медицинские нормы
права. Одним из существенных недостатков действующего законодательства в этой области является его несовершенство и противоречивость, а также наличие старых нормативно-правовых актов СССР.
Так, до настоящего времени действует приказ Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 «О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи», включающий в себя приложение № 18 «Временная инструкция о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно-опасные деяния»3. В нем содержатся нормы, которые требуют корректировки в соответствии с действующим законодательством в области оказания психиатрической помощи. В связи с чем, предлагаю принять новый приказ Минздрава РФ, регулирующий порядок применения принудительных мер медицинского характера.
Следует отметить и правовую неурегулированность в вопросе об органах, которые исполняют и контролируют применение принудительных мер медицинского характера. Так, в ч.1 ст. 102 УК РФ закреплены медицинские организации и уголовно-исполнительные инспекции в качестве таких органов. Однако, в Постановлении Правительства РФ от 16 июня 1997 года № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности»4 такой обязанности у уголовно-исполнительных инспекций нет. Поэтому, считаю, что надо закрепить в качестве основного контролирующего органа уголовно-исполнительную инспекцию, а медицинские организации как осуществляющие помощь в контроле. В связи с чем, внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 года № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности». В пункт 4 данного Положения добавить подпункт б.2 «контроль за применением лечения к лицам, в отношении которых судом назначены принудительные меры медицинского характера». Также, для наиболее полного урегулирования этого вопроса необходимо принять приказ Минюста РФ «О порядке осуществления контроля за лицами, в отношении которых судом назначены принудительные меры медицинского характера». В этом приказе должен быть прописан порядок взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с администрациями медицинских организаций, исполняющими принудительные меры медицинского характера. Данные предложения будут способствовать урегулированию порядка контроля за исполнением принудительных мер медицинского характера и создадут условия для применения норм ч.3 ст. 314 УК РФ (уклонение лица, страдающего рас-
стройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера).
Часть 4 ст. 97 и ч.4 ст. 102 УК РФ предусматривают право суда передать необходимые материалы отношении лиц, указанных в пп. «а»-«в» ч.1 ст. 97 УК РФ, не представляющих опасности по своему психическому состоянию как не проходивших, так и прошедших принудительное лечение в Министерство здравоохранения РФ и Министерство здравоохранения субъекта РФ для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь5 или направлении в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами6.
Под медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь, согласно п. 11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах пове-дения»7, следует понимать:
• психоневрологический диспансер;
• кабинет участкового врача-психиатра;
• кабинет активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения;
• психотерапевтический кабинет;
• психиатрическую больницу и ее отделения (то есть медицинскую организацию, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях)8.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6 от 07.04.2011 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характе-ра»9 под стационарными учреждениями социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами понимаются психоневрологические учреждения социального обеспечения10. Данное понятие включает в себя только психоневрологические интернаты11. В правовом порядке не урегулирован вопрос, куда направляются несовершеннолетние и пожилые лица, к которым применяются принудительные меры медицинского характера. На мой взгляд, абзац третий пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6 от 07.04.2011 после слов психоневрологических учреждений социального обеспечения следует дополнить «дома-интернаты, детские дома для инвалидов».
В настоящее время существуют следующие разновидности домов-интернатов: специальные дома-интернаты12, дома — интернаты для престарелых и инвалидов13.
В специальные дома — интернаты направляются для постоянного проживания граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Это лица,
• освобождаемые из мест лишения свободы с особо опасным рецидивом и другие лица, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор;
• ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка и занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;
• систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в домах — интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения.
В дом — интернат для престарелых и инвалидов принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, а в дом — интернат для инвалидов только инвалиды I и II группы в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их.
Детские дома-интернаты подразделяются на:
• детские дома-интернаты для умственно отсталых детей14,
• дома-интернаты для детей с физическими недостатками15.
В детские дома-интернаты для умственно отсталых детей принимаются дети-инвалиды в возрасте от четырех до 18 лет с аномалиями умственного развития, страдающие психическими хроническими заболеваниями (например, олигофренией в степени им-бецильности, идиотии; умственной отсталости всех степеней), нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи.
В дома-интернаты для детей с физическими недостатками принимаются дети-инвалиды с сохранным интеллектом и с нарушением опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода. В основном это дети-инвалиды, страдающие церебральными параличами различной этиологии, последствиями полиомиелита в восстановительном периоде и рядом других заболеваний.
Часть 2 ст. 97 УК РФ предусматривает основания для применения принудительных мер медицинского характера. К ним относятся: возможность причинения
иного существенного вреда, либо с опасность для себя или других лиц со стороны лица, страдающего психическим расстройством. Содержание этой нормы определяется в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 07. 04.2011г.16 Понятие «причинения иного существенного вреда» раскрывается в нем как склонность к совершению общественно опасных действий, таких как: изъятие чужого имущества, поджоги, уничтожение или повреждение имущества иными способами и др. С точки зрения точности формулировок в данном контексте лучше использовать понятие «ущерб», так как оно включает в себя именно имущественные последствия. Термин «вред» применим при характеристике физических последствий для личности. Считаю, необходимым внести изменения в ч.2 ст.97 УК РФ и сформулировать ее следующим образом: после слов «этими лицами» слова «иного существенного вреда, либо с опасностью для себя или других лиц» исключить и добавить слова «значительного ущерба или вреда жизни и здоровью как себе, так и другим лицам».
Данные предложения будут способствовать улучшению процесса реализации уголовно-правовых норм о принудительных мерах медицинского характера, что является важным в сложившихся условиях, при увеличении заболеваемости различными психическими расстройствами.
1 См. ст. 13 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». URL::http://base.garant.ru/10136860/#ixzz3g803BMCZ. (дата обращения: 15.08.2015)
2 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. /Под ред. д.ю.н., проф. С.В. Дъякова и др. М., Юриспуденция. 2015. С. 230-231.
3 URL: http://base.garant.ru/10136860/#ixzz3g82tlTbV. (дата обращения: 15.08.2015)
4 URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 16.08.2015)
5 См. ст.9 Федерального закона от 31 мая 2001г. ^3-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 16.08.2015).
6 См. постановление Правительства РФ «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» от 24 ноября 2014 г. № 1236. URL:http://base.garant. га/;Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442ФЗ. URL: http://base.garant.ru/; приказ Минсоцзащиты РФ от 25.12.1995 N 312 «О Примерном положении и примерных правилах внутреннего распорядка специального дома-интерната». URL:http://base.garant.ru/; приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145 (с изм. от 12.04.2007) «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР».URL:https://pravoved.ra/questюn/434473/. (дата обращения:15.08.2015 ).
7 URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 18.08.2015).
8 Федеральный закон от 31 мая 2001г. N 73-ФЗ «О государ-
ственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». URL: http://base.garant.rU/12123142/1/#block_3#ixzz3h9 MRL4qp. (дата обращения: 16.08.2015).
9 URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 15.08.2015).
10 Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» от 24 ноября 2014 г. № 1236. URL: http://base.garant.ru/. (дата обращения: 15.08.2015).
11 URL:http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b65625b3ac6 9a4d53a88421316d271.html. (дата обращения: 15.08.2015).
12 Приказ Минсоцзащиты РФ от 25.12.1995 N 312 «О Примерном положении и примерных правилах внутреннего распорядка специального дома-интерната». URL: http://base.garant.ru/. (дата обращения: 15.08.2015).
13 Приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145 (с изм. от 12.04.2007) «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР». URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 18.08.2015).
14 Постановление Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 08.08.2002. № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «дом-интернат для умственно отсталых детей»». URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 15.08.2015).
15 URL:http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b65625b3ac6 9a4d53a88421316d27_1.html. (дата обращения: 18.08.2015).
16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 4 от 7 апреля 2011 года № 4 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера». URL: http://base.garant. га/.(дата обращения: 15.08.2015).
Литература
1. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. /Под ред. д.ю.н., проф. С.В. Дъякова и др. М., Юриспуден-ция. 2015.1035 с.
2. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ URL: http://base.garant.ru/. (дата обращения: 16.08.2015).
3. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442ФЗ. URL: http://base.garant. ru/. (дата обращения: 15.08.2015).
4. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 15.08.2015).
5. «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 года № 729. URL: http://base.garant.ru/. (дата обращения: 16.08.2015).
6. «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236. URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 15.08.2015).
7. «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «дом-интернат для умственно отсталых детей» постановление Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 08.08.2002] № 54 URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 15.08.2015).
8. «О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи» приказ Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 15.08.2015).
9. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» приказ Минз-дравсоцразвития РФ, Минюста РФ от 17.10.2005 № 640/190 URL: http://base.garant.ru/(дата обращения: 15.08.2015).
10. «О Примерном положении и примерных правилах внутреннего распорядка специального дома-интерната» приказ Минсоцзащиты РФ от 25.12.1995 N 312 URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 15.08.2015).
11. «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 71 г. URL: http://base. garant.ru/(дата обращения: 15.08.2015).
12. «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР» приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145 (с изм. от 12.04.2007). URL: https://pravoved.ru/question/434473/.(дата обращения: 18.08.2015).
13. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 566н URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 18.08.2015).
14. «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» постановление Пленума Верховного Суда РФ № 4 от 07. 04.2011. URL: http://base.garant.ru/.(дата обращения: 15.08.2015).
15. URL:http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b6 5625b3ac69a4d53a88421316d27_1.html. (дата обращения: 18.08.2015).
Reference:
1. The commentary to the Criminal code of the Russian Federation. /Under the editorship of doctor of law.N., Professor S. V. Dyakova, etc. M., Jurispudence. 2015.1035 S.
2. "On state forensic activities in the Russian Federation" Federal law of 31 may 2001 N 73-FZ . URL: http://base.garant.ru/. (reference date: 16.08.2015). 3. "About bases of social service of citizens in the Russian Federation" Federal law of December 28, 2013 No. FS. URL: http://base.garant.ru/. (reference date: 15.08.2015).
4. "On psychiatric care and guarantees of citizens 'rights in its provision" the law of the Russian Federation from July 2, 1992 N 3185-I URL: http://base.garant.ru/. (reference date: 15.08.2015).
5. "On approval of the Regulations on criminal-Executive inspections and the standard of their regular numbef' RF Government decree of 16 June 1997 No. 729. URL: http://base.garant.ru/. (reference date: 16.08.2015).
6. "On approval of the indicative list of social services social services" decree of the Government of the Russian Federation of 24 November 2014 No. 1236. URL: http:// base.garant.ru/.(reference date: 15.08.2015).
7. "On approval of methodological recommendations on organization of activity of state (municipal) institutions "orphanage for mentally retarded children," the decree of the Ministry of labour and social protection of population of the Russian Federation dated 08.08.2002] No. 54 URL: http://base.garant.ru/.(reference date: 15.08.2015).
8. "About measures on further improvement of mental health care" the order of Ministry of health of the USSR from March 21, 1988 No. 225 URL: http://base.garant.ru/ (accessed: 15.08.2015).
9. "On the organization of medical assistance to persons serving sentences in places of deprivation of liberty and detained" the order of the health Ministry of the
Russian Federation, the Ministry of justice of the Russian Federation dated 17.10.2005 № 640/190 URL: http://base. garant.ru/(accessed: 15.08.2015).
10. "On the Approximate position and an approximate internal regulations of special orphanage" order minisite of the Russian Federation of 25.12.1995 312 N URL:http:// base.garant.ru/.(reference date: 15.08.2015).
11. "About approval of the Instruction about the order of sending convicts to imprisonment for punishment, their transfer from one prison to another, and sentenced to directions the testing and treatment in health care and medical correctional institution" order of the Ministry of justice of the Russian Federation of 30 March 2004, No. 71 in the URL: http://base.garant.ru/(accessed: 15.08.2015).
12. "On approval of provisions on the house-boarding school for aged and invalids and the psychoneurological boarding school of the Ministry of social security of the RSFSR" the order of Missionery of the RSFSR of 27.12.1978 N 145 (with am. From 12.04.2007). URL: https://pravoved.ru/question/434473/.(reference date: 18.08.2015).
13. "On approval of the Procedure of rendering medical care, mental and behavior disorders" order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation (Russian Ministry of health) dated may 17, 2012 N n URL: http://base.garant.ru/.(reference date: 18.08.2015).
14. "About practice of application by courts of compulsory medical measures" resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 4 of 07. 04.2011. URL: http://base.garant.ru/.(reference date: 15.08.2015).
15.URL:http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b6 5625b3ac69a4d53a88421316d27_1.html. (reference date: 18.08.2015).