Научная статья на тему 'Проблемы применения CASE-технологий при подготовке логистов'

Проблемы применения CASE-технологий при подготовке логистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОГИСТИКА / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ / LOGISTICS / SUPPLEMENTARY EDUCATION / CASE-ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ЛОГИСТОВ / CASE-TECHNOLOGIES / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / TESTING SYSTEM / LOGISTICS SPECIALISTS’ COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унижаев Николай Владимирович

автором статьи отмечено, что обучение профессиям, требующим овладения компетенциями, характерно для множества современных профессий, в том числе и для логистов. Традиционные способы обучения не позволяют решать вновь появившиеся задачи. Использование CASE-технологий частично снизило данную проблему, но вызвало появление целого ряда новых задач. Анализ показал, что проблемы внедрения CASE-технологий обусловлены как техническим отставанием, так и отсутствием молодых педагогических кадров, готовых к применению новых информационных технологий в процессе подготовки логистов. Подготовка современных логистов требует поиска новых решений и методик, основанных на интерактивной связи между обучаемыми и преподавателем, а формирование интеллектуальной системы тестирования позволит объективно оценить качество обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the author considers that profession training requires mastery of competencies and is typical for many modern professions, including logistics. Traditional ways of learning do not allow to solve problems, which appeared again. The use of CASE-technologies partially reduced this problem, but it led to a number of new tasks. The analysis showed the problem of CASE-technologies implementation, due to a technical delay and the lack of young teaching staff, who are ready to use new information technologies in the process of preparing the logistics specialists. Training of modern specialists requires a search for new solutions and methods based on interactive communication between students and teacher, and intellectual formation testing system will objectively assess the quality of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения CASE-технологий при подготовке логистов»

Pedagogy

УДК 658.5

DOI 10.21661/r-117657

Н.В. Унижаев

Проблемы применения case-технологий при подготовке логистов

Аннотация

Автором статьи отмечено, что обучение профессиям, требующим овладения компетенциями, характерно для множества современных профессий, в том числе и для логистов. Традиционные способы обучения не позволяют решать вновь появившиеся задачи. Использование CASE-технологий частично снизило данную проблему, но вызвало появление целого ряда новых задач. Анализ показал, что проблемы внедрения CASE-технологий обусловлены как техническим отставанием, так и отсутствием молодых педагогических кадров, готовых к применению новых информационных технологий в процессе подготовки логистов. Подготовка современных логистов требует поиска новых решений и методик, основанных на интерактивной связи между обучаемыми и преподавателем, а формирование интеллектуальной системы тестирования позволит объективно оценить качество обучения.

Ключевые слова: логистика, дополнительное образование, CASE-технологии, новые информационные технологии, компетенции логистов, система тестирования.

N.V. Unizhaev

The problems of implementation of case-technologies

in the process of logisticians training

Abstract

The author considers that profession training requires mastery of competencies and is typical for many modern professions, including logistics. Traditional ways of learning do not allow to solve problems, which appeared again. The use of CASE-technologies partially reduced this problem, but it led to a number of new tasks. The analysis showed the problem of CASE-technologies implementation, due to a technical delay and the lack of young teaching staff, who are ready to use new information technologies in the process of preparing the logistics specialists. Training of modern specialists requires a search for new solutions and methods based on interactive communication between students and teacher, and intellectual formation testing system will objectively assess the quality of education.

I

Keywords: logistics, supplementary education, CASE-technologies, new information technologies, testing system, logistics specialists' competence.

Появление нового направления в менеджменте, вызванное ограниченными ресурсами и умением их эффективно распределять, потребовало современных подходов к подготовке. При организации процесса подготовки логистику следует рассматривать как краткосрочное и долгосрочное управление различными потоками, связанными с перевозками, закупками, продажами и хранением.

Логистика - наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения [1].

Традиционные способы подготовки, основанные на чтении теоретического материала и проведении

Педагогика

практических занятий, не всегда стали удовлетворять современным требованиям. Попытка внедрения новых информационных технологий привела как к положительному, так и отрицательному эффекту. Выявлению проблем применения CASE-технологий при подготовке логистов и предложениям по их минимизации посвящена данная статья.

Современные информационные технологии необратимо вошли в деятельность организаций, нацеленных на подготовку и переподготовку специалистов. Представить процесс подготовки специалистов без использования LCD-проектора, интерактивной доски или Интернет, стало невозможно. Так же невозможно представить такой процесс без стройной, современной системы управления процессом обучения.

Многие центры обучения используют различные информационные системы. Наш опыт накапливался при использовании информационной системы «Внутреннего портала учебного заведения» CRM 1С-Би-трикс. Применение в обучающем процессе «Внутреннего портала учебного заведения» была не первым решением, с которым нам пришлось познакомиться. Началом знакомств было использование системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей» и некоторыми другими программными продуктами, предназначенными прежде всего для организации обучения с использованием Интернет. Возможностей таких СДО для подготовки специалистов было явно недостаточно. Это особенно стало очевидно при обучении современным наука затратным профессиям таким как логистика. Требовался поиск новых технологий. CASE-техноло-гии не являются новыми. Однако в совокупности с современными СДО можно достигнуть новых эффектов.

CASE-технологии в учебном процессе - это набор специальных программных комплексов, моделей и инструментов, позволяющих организовать интерактивное обучение [2].

Интерактивное обучение - это обучение с дистанционной связью между обучаемым и преподавателем. Как правило, такая связь использует ресурсы Интернет.

Проблемы использования CASE-технологий в учебном процессе возникли, как только была сделана попытка обучить таким сложным компетенциям как [3]:

- владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач;

- умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом;

- владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;

- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

- способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;

- владение навыками документального оформления решений в управлении операционной деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений.

Это только маленькая часть компетенций, которыми должны обладать современные логисты. Как с использованием современных CASE-технологий достичь столь сложных способностей и владений навыками? Возможно ли вообще осуществить подготовку по профессиональному владению навыками? Может для решения таких задач необходима практика на предприятии?

В рекламных баннерах большинства нами проанализированных СДО сказано о том, что основная задача таких продуктов - предоставить руководителям, преподавателям и обучаемым современный инструмент для хранения и накопления информации. Этого явно недостаточно для формирования современных компетенций. По мнению автора, применение CASE-техно-логий требует:

- постоянного взаимодействия между обучаемыми и преподавателем;

- интерактивного обсуждения решений;

- групповыми работами над заданиями;

- автоматизации процесса обучения и оценивания.

В такой трактовке применение CASE-технологий

требует постоянной поддержки процесса обучения и осуществления коммуникаций с учащимися. Для логистов такие коммуникации могут включать в себя информацию о текущем задании, выделении времени на их решение и др.

Современные CASE-технологии требуют программного обеспечения, имеющего интеллектуальную систему тестирования знаний обучаемых. Основные требования к таким системам: возможность открытого и закрытого ответа на тестовые задания. Кроме этого, требуются задания с выбором соответствия, возможность конвертирования вопросов из тестового редактора. Следует заметить, что все эти требования стали технически возможны. В настоящий момент существуют автономно работающие системы с возможностью выбора соответствия между вопросом и ответом, использующим картинку, однако в Интернет-технологиях это решить сложно.

Все быстро меняется, например, недавно неразрешимая проблема с возможностью ответа по выбору последовательности, на сегодня в большинстве СДО реализована.

Кроме проблем, выявленных при использовании CASE-технологий появилась и проблема, связанная с

110 Интерактивная наука | 12 • 2017

Pedagogy

обеспечением обучаемых раздаточным материалом. Требование о том, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам, вызывает дополнительные издержки. Покупка книг и укомплектованность библиотеки современной литературой оказались неактуальны. Выдача учебных материалов на электронных носителях может привести к нарушению авторских прав.

Новое требование к электронной информационно-образовательной среде организаций, занимающихся подготовкой логистов, обязывает обеспечить доступ к планам и рабочим программам, которые постоянно меняются. Как решить эту задачу?

В большинстве проанализированных СДО хорошо реализован механизм ввода и доступа к спискам обучаемых. Можно легко получить доступ к визитной карточке обучающегося, увидеть знаменательные даты, например, день рождения, но это также вызвало проблемы, связанные с защитой персональных данных. Фактически все СДО должны рассматриваться как информационные системы обработки персональных данных [4].

В СДО появились возможности для создания собственной социальной сети, конечно речь не идет о массовом переходе обучаемых из глобальных социальных сетей в социальную сеть учебного центра. Применение социальных сетей учебного центра позволяет решать общие организационные вопросы на уровне групп и отдельных пользователей.

В более ранних статьях на эту тему автор отмечал, что создания персональных блогов пользователей пока не нашло широкого применения [5]. Удобство очевидно, такая информация легко добавляется или изменяется, автор блога может получать уведомление на электронную почту об изменениях. Однако, не смотря на такие возможности учебных блогов, они практически не используются.

Так же не находят широкого применения и встроенные сервисы обмена информацией. Требуется доработка их интерфейса до уровня использования в смартфонах и планшетах, но и в этом случае вряд ли можно конкурировать с широко известными мессенджерами.

Следует особо указать, что для повышения эффективности процесса обучения и особенно применения CASE-технологий, требуется возможность организации и проведения видеоконференций. Они жизненно необходимы как для дистанционного обучения, так и для проведения консультаций по выполнению заданий.

Таким образом, постоянно совершенствуя применяемые CASE-технологии можно достичь высокого уровня в подготовке логистов, а интеллектуальная система тестирования позволит оценить качество образования.

В заключении хотелось бы заострить внимание на том, что для качественного внедрения CASE-технологий в образовательный процесс логистов требуется высокая квалификация руководителей и педагогов. Такая квалификация не может быть массово получена при несистемной, индивидуальной, самостоятельной подготовке педагогов. Даная проблема, как и рассматриваемый вопрос, требует проведения отдельного исследования.

Литература

1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [Текст]: Учебник / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: Инфра-М, 2007. - 277 с.

2. Потехецкий С.В. Системный подход к управлению сложными процессами [Текст] // Территория науки. - Воронеж, 2016. - 171 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавр. Направление 38.03.02 Менеджмент. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 года №7 [Текст]: Стандарт. - 2016. - 19 с.

4. Невский А.Ю. Опыт использования возможностей DLP-системы в деловой игре при подготовке бакалавров по направлению «Информационная безопасность» / А.Ю. Невский // Науковедение. - Т. 7. - №1. - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/28PVN115.pdf

5. Минзов А.С. Некоторые подходы к формированию профессиональных компетенций в сфере информационной безопасности [Текст] // Научно-практический журнал. Материалы XIX пленума учебно-методического объединения по образованию в области информационной безопасности. - №25. - Т. 2. - 2015. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.