Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии
УДК 65.012.122
В. Ю. Филимонов, И. С. Шурыгин Научный руководитель - В. С. Тынченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕСА И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Проводится анализ современного состояния процессного подхода в управлении организацией и механизмов его автоматизации с помощью информационных систем управления.
Преимущества автоматизации производства сейчас уже редко подвергаются сомнению. За последние десятилетия темпы внедрения автоматизированных систем возросли многократно. К сожалению, идеальной картины всеобщей автоматизации не получается. Проблемы, возникающие при внедрении, способны на начальном этапе загубить успешное решение для автоматизации и вызвать негативное отношение к выбранной системе [1].
Стабилизация рынка позволила многим компаниям заняться, наконец, оптимизацией бизнес-процессов. Повышение общих информационных потоков сказывается на устаревших бизнес-процессах, делая актуальным проблему бизнес-реинжениринга.
Необходимо отметить, что актуальность данной темы так же обусловлена тем, что в международную систему менеджмента качества ISO 9001:2000 за основу был взят именно системный подход. Учитывая перспективы вхождения России во Всемирную торговую организацию, многим предприятиям будет необходимо подтвердить соответствие своей продукции и предоставляемых услуг международному стандарту качества ISO 9001:2000 [2].
Информационное обеспечение на основе процессного управления универсально, за счет возможности выделения общих для всех предприятий стратегических процессов управлениях [3].
Основными проблемами и требованиями со стороны организаций при автоматизации процессного подхода являются [4; 5]:
1) низкий уровень зрелости процессов, сложный переход от функциональной системы управления;
2) обучение руководителей и ключевых сотрудников организации;
3) необходимость жесткого разграничения прав доступа пользователей к данным, как на программном, так и на аппаратном уровне;
4) возможность непрерывной эволюции бизнес-процессов;
5) слабые механизмы оперативного контроля
6) сложность достижения консолидации сотрудников разных хозяйственных подразделений;
7) необходимость обеспечения высокой надежности и производительности, масштабируемости, построение территориально распределенной системы, интеграция с другими информационными системами.
На основе анализа данных проблем были сформированы механизмы их решения [6]:
1) методика разработки бизнес-процессов с использованием ментальных карт и составление на их основе карт маршрутов;
2) поэтапная автоматизация различных участков учетной деятельности
3) использование открытой информационной платформы для реализации программного обеспечения;
4) использование механизмов «тонкого» клиента и веб-клиента для работы с информационной системой;
5) механизм поэтапного контроля выполнения бизнес-процессов.
Основные результаты, которые были достигнуты за счет использования данных методик:
1) организация становится более управляемой и гибкой за счет достижения "прозрачности" процессов, которые стали более понятны всем участникам;
2) деятельность подразделений и исполнителей скоординирована и направлена на достижение целей организации;
3) гарантируется завершение инициированных в системе бизнес-процессов - система автоматически отслеживает задержки и сообщает об этом в виде оповещений в режиме реального времени используя различные каналы связи;
4) сокращается вероятность сбоев в работе, потери информации, снижаются транзакционные издержки.
5) снижаются временные и стоимостные издержки при передаче информации в ходе выполнения бизнес-процессов.
Полученные в результате исследования принципы автоматизации управления и учета имеют практическую ценность и могут быть использованы в различных задачах автоматизации.
Библиографические ссылки
1. Киселев А. Г. Основы организационного моделирования. URL: http://www.orgstructura.ru/
2. Адуков Р. X. Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО // Экономика АПК: проблемы и решения. 2006.
3. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы : пер. с англ. СПб. : Символ-Плюс, 1999.
4. Кармайкл Э., Хейвуд Д. Быстрая и качественная разработка программного обеспечения : пер. с англ. М. : Вильямс, 2003.
5. Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам : пер. с англ. М. : ЛОРИ, 2002.
6. Леффингуэлл Д., Уидриг Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход : пер. с англ. М. : Вильямс, 2002.
© Филимонов В. Ю., Шурыгин И. С., Тынченко В. С., 2011