Научная статья на тему 'Проблемы при внедрении CALS-технологии на ФГУП 'по "Полет" для реализации производства самолета ан-7о и пути их решения'

Проблемы при внедрении CALS-технологии на ФГУП 'по "Полет" для реализации производства самолета ан-7о и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штриппинг Лев Оттович, Рудаков Дмитрий Васильевич

Развитие современного авиастроения характеризуется усилением конкуренции на мировых рынках авиаизделий, что заставляет предприятия решать задачу обеспечение качества продукции и экономию ресурсов (материальных, интеллектуальных, временных), привлекаемых для реализации конкретных проектов или программ на всех стадиях жизненного цикла изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Штриппинг Лев Оттович, Рудаков Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы при внедрении CALS-технологии на ФГУП 'по "Полет" для реализации производства самолета ан-7о и пути их решения»

Л. О. ШТРИПЛИНГ Д. В. РУДАКОВ

Омский государственный технический университет

Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение

"Полет"

УДК 629.76:681.5

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СА15-ТЕХНОЛОГИИ НА фГУП 'ПО 'ПОЛЕТ* ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЕТА АН-УО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО АВИАСТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УСИЛЕНИЕМ КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ АВИАИЗДЕЛИЙ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧУ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ЭКОНОМИЮ РЕСУРСОВ (МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ВРЕМЕННЫХ), ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКРЕТНЫХ ПРОЕКТОВ ИЛИ ПРОГРАММ НА ВСЕХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЯ.

В сложившейся экономической ситуации в России рассчитывать на капиталоемкие способы подъема конкурентоспособности предприятий не приходится. Наибольшую отдачу дают так называемые "мягкие" методы увеличения производительности и повышения качества, ориентированные на усовершенствование организации (инжиниринга) жизненного цикла изделия (ЖЦИ). К числу "мягких" относятся, прежде всего, новые информационные технологии. В этих условия традиционный, последовательный подход к разработке новых изделий уступает место другому, получившему название "параллельное проектирование" (concurrentengineering -CE).

Разработка CALS - технологий на ПО "Полет" вызвана необходимостью быстрого освоения самолета Ан-70; CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support- непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия) технология - это принципиально новый, интегрированный подход к разработке изделий. В основе технологии лежит идея совмещенного проектирования изделия, а также его изготовления и сопровождения, координируемая с помощью специально создаваемой для этой цели распределенной информационной среды. Подобная технология позволяет использовать проектные данные, начиная с самых ранних стадий проектирования, одновременно различными группами специалистов[1].

Однако новые информационные технологии трудно и медленно приживаются на предприятиях. Это связанно в первую очередь с тем, что традиционные методы обеспечены методологиями, схемами, правилами, техпроцессами, графиками, у новых технологий такого обеспечения нет.

Годами отрабатывались традиционные методы подготовки производства и само производство. Все принимаемые решения и процедуры были четко прописаны. Традиционные чертежи привычны для большинства работников предприятия. Новые же технологии нарушают сложившийся порядок вещей и требуют иной квалификации, технических средств проектирования разработки новых стандартов, методов, методологии в целом. Предстоит пересматривать потоки информации и традиционные взаимоотношения между подразделениями.

Отсюда возникает большой комплекс проблем, которые могут быть структурированы в следующие три группы.

Первая группа связана с обоснованностью экономической эффективности CALS-технологии. В настоящее время эффективность внедрения CALS-технологии не вписывается в нормативы эффективности нововведений, так как она оценивается единственно с позиций получаемого на предприятии эффекта от капитальных вложений без адекватного соизмерения с государственными

интересами.

Вторая группа - это организация и управление всем комплексом деятельности, связанной с внедрением CALS-технологии. Внедряемая технология не является простой заменой старой техники, так как имеет принципиально другие характеристики. Отсюда вытекает требование проведения потребителем организационных и технических мероприятий, таких, как, например, изменение технологического процесса или модификации организационной структуры. Другими словами, необходимо обеспечить создания организации производства, которая была бы наиболее адекватной специфике CALS-технологии, в противном случае достижение ощутимых экономических результатов будет невозможно.

Третья группа - разработка стратегии планирования развития и внедрение CALS-технологии, требующая для своего решения комплексного рассмотрения задач исследования производства, проектирования, доставки, монтажа и пуска в эксплуатацию ее составляющих, подготовки кадров и обслуживания. В рамках решении этой группы необходимо определить желаемый уровень эффективности ЖЦИ и наметить пути её достижения, ориентируясь на стратегию поэтапного развития CALS- технологии.

Решение этих проблем в существенной мере опирается на использование следующих системных атрибутов организации и внедрения CALS-технологии, табл. 1

Движение предприятия ФГУП ПО "Полет" по автоматизации деятельности подразделяется на три этапа:

1. Оснащение системами автоматизированного проектирования, анализа и технологической подготовки производства - системы CAD/CAM/CAE (Computer Aided Design/ Computer Aided Manufacturing/Computer Aided Engineering).

2. Внедрение систем управления инженерными данными - системы PDM (Product Data Management).

3. Внедрение систем управления ресурсами предприятия - системы ERP (Enterprise Resources Planning).

После проведения анализа рынка программного обеспечения и используя опыт предприятий авиастроения на ФГУП ПО "Полет" было принято решение на первом этапе применить системы разного уровня:

■ система высокого уровня CADDS 5, Unigraphics;

■ система среднего уровня Кредо;

■ система низкого уровня КОМПАС с приложениями.

Для реализации этого решения предстоит закупить

типовые системы с возможностью последующей их доработки. Учитывая тяжелое финансовое положение объединения, время внедрения технологии займет более 5 лет. Планируется проводить построение методов внедрение CALS-технологий по принципу снизу вверх. Такое построение позволит ПО "Полет" на первоначальном этапе экономить средства и справляться с дефицитом кадров. В настоящее время организуется служба САПР, которая в

АНТК Антонова

КД электронные модели

(чертежи) (ЭМ) изделий, узлов

деталей

V

САЭ/САМ/САЕ СЛиЮ85

КБ "Полет" электронное моделирование (описание) КД проверка полученных ЭМ внесение изменений в ЭМ *

дополнение атрибутной части *

ФГУП ПО "Полет" Проектирование техпроцессов Проектирования средств технологического оснащения

•«-

разработка технологических планировок разработка цикловых графиков разработка управляющих программ ^

Система управления инженерными данными Windchill

■ ЭМ изделия ЭМ оснастки БД "техпроцессы" БД "УП"

БД "техническая документация" БД "Эксплутационная документация"

Автоматизированная система управления предприятием (Ю)

V

Твердые копии технической документации для изготовления деталей и оснастки на рабочем месте.

АН-70

Рис. 1.

Таблица 1

Атрибут Значение

Цель разработки 1 Частичные улучшения 2 Модернизация 3 Новая система для новых потребностей

Тип разработки 1 Собственная разработка 2 Типовая схема и собственная доработка 3 Система "под ключ"

Направление построения 1 Снизу вверх 2 Сверху вниз

Модульность системы 1 Немодульная 2 Частично модульная 3 Полностью модульная

Уровень интеграции 1 Типовое решение 2 Частичное решение 3 Интегрированное решение

Возможность развития системы 1 Отсутствует 2 Ограниченная 3 Неограниченная

Способ внедрения системы 1 Параллельный 2 Последовательный 3 Однократный

Срок внедрения 1 Короткий (1 год) 2 Средний (2-5 лет) 3 Длинный (более 5 лет)

Подготовка кадров 1 Целевая к пуску 2 Параллельно с внедрением

перспективе будет расширена за счет молодых специалистов из разных структурных подразделений предприятия и выпускников вузов. Параллельно предстоит перестраиваться на бесплазовый метод подготовки производства с одновременной модернизацией станочного парка и переходом на создание управляющих программ в новых системах, например, "Гемма 30".

На втором этапе планируется применить РОМ- систему - "\Мпс1с11Ш". Это модульная система состоит из 17 мо-

дулей. Преимущество этой системы в том, что она построена по принципу Web-технологий.

На третьем этапе предстоит определение ERP- системы. В настоящие время этот вопрос прорабатывается и, скорее всего приоритетным будет пакет R3.

Информационные потоки предприятия после внедрения первого этапа CALS-технологий показаны на рис 1.

Подготовка персонала, способного работать в информационной системе производства, ориентированной на CALS-технологии, является не менее сложной и проблемной задачей. Высокая стоимость программного обеспечения и сложное финансовое положение учебных заведений привели к ситуации отсутствия достаточной материальной базы для освоения современных промышленных информационных систем.

Отсутствие материальной базы и возможности повышения квалификации преподавателей создали ситуацию дефицита ППС, способных обучить студентов на должном уровне. В свою очередь, на предприятиях, куда приходят молодые специалисты, основная часть персонала также не владеет компьютерными информационными технологиями. Поэтому и здесь возможность приобрести глубокие знания в области новых технологий предпочтительно.

Это проблема будет решаться в том числе созданием системы подготовки и переподготовки специалистов на базе кафедры «Производство летательных аппаратов» ОмГТУ. Уверенность в решении проблемы основана на многолетнем опыте сотрудничества между ОмГТУ и ФГУП ПО «Полет». Традиционно преподаватели вуза, в рамках хоздоговорных отношений, участвуют в решении производственных проблем предприятия, а специалисты производства привлекаются к преподавательской работе, являются членами и возглавляют государственные аттестационные комиссии, повышают научную квалификацию через аспирантуру.

Литература

1 CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support -непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия) в авиастроении/ Братухин А. Г., Давыдов Ю. В., Елисеев Ю. В., Павлов Ю. Б. Суров В. И.; Под ред. д-ра. техн. наук, проф., Засл. деятеля наук РФ Братухина А. Г. -М.: Изд-во МАИ, 2000. - 304 с.

ШТРИПЛИНГ Лев Оттович, заведующий кафедрой "Производство летательных аппаратов' Омского государственного технического университета. РУДАКОВ Дмитрий Васильевич, инженер-конструктор III категории ФГУП "Производственное объединение "Полет".

Книжная полка Новые книги по отечественной истории

Акульшин П.В. П.А. Вяземский. Власть и общество в дореформенной России. М.: Памятники исторической мысли, 2001.238 с.

Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Сост. Дж. Маджеска; Пер. с англ. Самара: Самар. ун-т, 2001. 284 с.

Бабаев Н.С., Устинов Ю.С. Кавалеры Золотых Звезд: Военачальники. Ученые. Конструкторы. Лидеры. М.: Патриот, 2001. 470 с. (Отчизны верные сыны).

Барсенков АС. Введение в современную российскую историю. 1985-1991: Учебное пособие для вузов: курс лекций. М.. Аспект Пресс, 2002. 367 с.

Горбаневский М„ Мочалов В. Избранные даты для краткого курса: Гласность и новейшая политическая история СССР и России, 1985-2001. М.: Лурена, 2001. 72 с.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков Х1-Х1У вв.: курс лекций. М.: Аспект-пресс,

2001.389 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.