Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / СТАРТАП ПРОЕКТЫ / БИЗНЕС ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАРТАПЫ / START-UP / STARTUP PROJECTS / BUSINESS TRAINING / EDUCATIONAL STARTUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мясникова М.Д., Пилипенко А.В.

Ежегодно на нашей планете, в том числе, и в России, создаются сотни новых компаний. Они представляют инновационные решения в бизнесе и имеют огромные планы на будущее. В обиходе их стали называть стартапами. И за несколько лет активного развития сферы выявилась отчетливая тенденция - большинство проектов быстро закрываются. По статистике, лишь 1-2 стартапа из 10 становятся успешными. Аналогичная ситуация наблюдается и в России. Основой любого стартап проекта должна быть интересная идея, задумка или новшество. Для того чтобы иметь успех на рынке, создатель продукта должен быть первопроходцем в своей области, опробовать новый путь, либо заметно изменить уже существующий продукт, предложить потребителю более совершенные технологии, чем они есть сейчас. Именно новое и полезное всегда привлекало, и будет привлекать потребителя. Новый продукт, существенно отличающийся от уже существующих, может коренным образом изменить ситуацию на рынке или даже создать новые рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES IN THE IMPLEMENTATION OF LAUNCHES ON THE TERRITORY OF RUSSIA

Every year on our planet, including in Russia, hundreds of new companies are created. They represent innovative solutions in business and have great plans for the future. In everyday life, they began to be called startups. And in a few years of active development of the sphere, a clear trend emerged - most of the projects are closing quickly. According to statistics, only 1-2 start-ups from 10 become successful. A similar situation is observed in Russia. The basis of any startup project should be an interesting idea, idea or innovation. In order to be successful in the market, the product creator must be a pioneer in its field, try out a new way, or noticeably change an existing product, offer the consumer more advanced technologies than they are now. It is the new and the useful that has always attracted, and will attract the consumer. A new product, significantly different from the existing ones, can radically change the situation on the market or even create new markets.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

10. Шаравина Е.В. Денежные суррогаты в России: история и современные тенденции / Е.В. Шаравина // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник. 2016. С. 69-71.

11. Шильдина М.В. Денежные суррогаты, криптовалюта и электронные денежные средства / М.В. Шильдина // Евразийский союз ученых. 2016. № 30-5. С. 81-82.

УДК 334.7

Мясникова М.Д. студент 4 курс

направление подготовки «Экономическая безопасность»

Пилипенко А.В.. старший преподаватель кафедры экономики Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Россия, г. Оренбург ПРОБЛЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПОВ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИИ

Аннотация: Ежегодно на нашей планете, в том числе, и в России, создаются сотни новых компаний. Они представляют инновационные решения в бизнесе и имеют огромные планы на будущее. В обиходе их стали называть стартапами. И за несколько лет активного развития сферы выявилась отчетливая тенденция - большинство проектов быстро закрываются. По статистике, лишь 1-2 стартапа из 10 становятся успешными. Аналогичная ситуация наблюдается и в России.

Основой любого стартап проекта должна быть интересная идея, задумка или новшество. Для того чтобы иметь успех на рынке, создатель продукта должен быть первопроходцем в своей области, опробовать новый путь, либо заметно изменить уже существующий продукт, предложить потребителю более совершенные технологии, чем они есть сейчас. Именно новое и полезное всегда привлекало, и будет привлекать потребителя. Новый продукт, существенно отличающийся от уже существующих, может коренным образом изменить ситуацию на рынке или даже создать новые рынки.

Ключевые слова: стартап, стартап - проекты, бизнес - обучение, образовательные стартапы

Myasnikova M.D. student 4 course direction of preparation "Economic security»

Pilipenko A. V Senior Lecturer of the economy Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Orenburg

CHALLENGES IN THE IMPLEMENTATION OF LAUNCHES ON THE TERRITORY OF RUSSIA

Abstract: Every year on our planet, including in Russia, hundreds of new companies are created. They represent innovative solutions in business and have great plans for the future. In everyday life, they began to be called startups. And in a few years of active development of the sphere, a clear trend emerged - most of the projects are closing quickly. According to statistics, only 1-2 start-ups from 10 become successful. A similar situation is observed in Russia.

The basis of any startup project should be an interesting idea, idea or innovation. In order to be successful in the market, the product creator must be a pioneer in its field, try out a new way, or noticeably change an existing product, offer the consumer more advanced technologies than they are now. It is the new and the useful that has always attracted, and will attract the consumer. A new product, significantly different from the existing ones, can radically change the situation on the market or even create new markets.

Keywords: startup, startup projects, business training, educational startups

Впервые термин «стартап» («start-up») появился в США в 1939 году вблизи города Сан-Франциско, где в этот период были сконцентрированы почти все предприятия и фирмы, занимающиеся разработками в сфере высоких технологий. Под термином «стартап» принято понимать компанию, имеющую амбициозную, инновационную идею и перспективный продукт [2].

История существования проекта, как правило, коротка. Проект активно осваивает целевую аудиторию и подстраивается под потребителя, стремясь удовлетворить его потребности. Зачастую это происходит с помощью инновационных методов управления и организации. Для создания любого стартап проекта требуются три составляющие: идея, квалифицированный персонал и инвестиции в идею.

Идея для стартап проекта - это начало. Её наличие не гарантирует абсолютный успех на рынке. Большая часть молодых стартап проектов прекращают свою деятельность уже в первый год существования, так как оказываются невыгодными с коммерческой точки зрения и их снимают с производства. Молодые и амбициозные проекты так же быстро, как и основываются, теряют своё место на рынке [4].

Значение идеи главным образом заключается в качестве отправных точек: в качестве людей, которые могут развить эту идею и воплотить её в продукте. Гораздо значительней для проекта целеустремленность и талант его создателей, а не перспективность идеи. Перспективная идея обречена на провал без хорошей команды, которая сможет воплотить эту идею в жизнь.

Ещё одной составляющей стартап проекта является квалифицированный персонал, верящий в реализацию данной идеи. Так как при реализации стартапов велика степень риска, важным фактором, определяющим успех и перспективность проекта, является увлеченность предпринимателя идеей проекта. Как показывает практика, изначально стартаперами является небольшой коллектив молодых, оптимистически настроенных специалистов. [4]

Очень часто стартапы начинаются с группы друзей или однокурсников, людей, с общими интересами и взглядами. Команда по развитию стартап проекта должна работать ради идеи, понимать цель и быть инициативной, только при таком подходе продукт в будущем может приносить большую прибыль. Чрезмерная приверженность к своему делу отличает команду стартаперов от команды уже существующей компании, где сотрудник должен просто добросовестно и качественно исполнять поставленные перед ним задачи.

Главная задача стратапа - подобрать правильную гипотезу, анализируя текущий опыт и подмечая успех, потратив на это минимальное количество ресурсов. Фундаментом для развития любого инновационного проекта являются начальные инвестиции - денежные средства. Для хорошей работы проекта и дальнейшего его выхода на рынок требуются достаточно большие инвестиции, а их хронический недостаток является отличительной чертой стартап проекта [3].

Поиск инвесторов - самая сложный часть в стратегии развития стартап проекта. Любой инновационный проект начинается с разработки первой версии продукта- прототипа. Обычно этого достаточно, чтобы привлечь первых потребителей продукта или услуги: друзей знакомых и т.д. На этом этапе основатели проекта доказывают жизнеспособность идеи для того, чтобы получить помощь от потенциального инвестора.

Основными инвесторами в стартапы являются многочисленные венчурные фонды (фонды, осуществляющие инвестиции в компании с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли), или так называемые бизнес ангелы (частные лица, инвестирующие в идею зачастую на стадии ее формирования). Венчурные предприниматели распоряжаются долями паевых инвестиционных фондов, которые вкладывают в молодые перспективные проекты. Бизнес ангелы - это частные инвесторы, самостоятельно определяющие объект инвестирования и вкладывающие в него свои личные средства. Для того, чтобы разделить риски, связанные с венчурным инвестированием, бизнес ангелы объединяются в сообщества. Объединение бизнес ангелов - это организации, фонды и сообщества, созданные для поддержания, пропаганды и развития частного инвестирования инновационных компаний, находящихся на начальной стадии развития. Такое объединение позволяет не только минимизировать финансовые риски, но и объединить компетенции участников ассоциации для того, чтобы оценить перспективы команды, взявшейся за разработку стартапа. В России около десяти таких сообществ [5].

Таким образом, стартап - это открывающаяся с нуля компания с инновационной идеей при поддержке инвесторов. На сегодняшний день стартапы - это целая индустрия с огромным инвестиционным сектором и интерес к этой индустрии со временем будет только расти. Но многие стартапы терпят неудачу в первый год, одна из причин - ошибки в процессе

планирования создания стартапа, поэтому этой проблеме стоит уделить особое внимание.

Среди специфики российских стартапов отмечается, что они часто являются аналогами западных решений, ставших востребованными. Некоторые проекты, построенные по такому способу, могут даже стать лучше и популярнее своего прообраза в конкретной стране. Например, в свое время социальная сеть «Вконтакте» и поисковая система «Яндекс» также являлись стартапами. Но фактически они не предлагали ничего нового, по всему миру уже активно использовались Facebook и Google. Однако, добавление нескольких функций и локализация проектов под особенности российского рынка, позволили компаниям завоевать огромную местную аудиторию. Из-за этого отечественные проекты редко выходят на мировой рынок, порой они не предлагают ничего нового. Связано это и с тем, что сейчас на Западе стартапы являются одной из главных тенденций в области бизнеса. Конкурировать с компаниями, обладающими большими финансами и лучшими технологиями, крайне сложно [2].

Многие крупные компании России неохотно внедряют инновационные решения. Это тоже является проблемой, ведь по всему миру фирмы уходят от экстенсивных способов развития в пользу интенсивных. Наши же предприятия по-прежнему увеличивают количество оборудования вместо оптимизации бизнес-процессов.

Нельзя ни сказать о системе образования, которая не может подготовить молодых специалистов, способных самостоятельно принимать решения и анализировать бизнес - показатели. У нас не учат брать на себя ответственность и быть предпринимателем.

Стране попросту необходимо в минимальные сроки преодолеть отставание от ведущих стран в области бизнес - обучения. Сейчас россияне слабо проявляют инициативу, не хотят реализовывать появившиеся идеи, да и в целом заниматься бизнесом. Международный рейтинг мониторинга предпринимательства показывает, что лишь 2,5% граждан РФ хотят стать предпринимателями в течение 3 лет. Например, в аналогичной по уровню экономического благосостояния и развитию Бразилии эта цифра составляет 27%, в США - 12%, в Китае - 14% [2].

Среди уже имеющихся решений стоит выделить создание бизнес -инкубаторов и технологических парках. Они нередко работают при вузах, но и сами имеют целый ряд проблем с финансированием и образованностью персонала. Зачастую мастер-классы и лекции проводят люди, не имеющие достаточного опыта в бизнесе. Опытные предприниматели попросту не задействованы в этой сфере, хотя именно они могли бы передать свой важный опыт молодому поколению.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить целый ряд причин возникновения проблем при реализации стартапов на территории России, среди них:

- отказ инвесторов от сотрудничества с начинающими проектами;

- низкии уровень поддержки со стороны государства:

- непрозрачность рынка;

- копирование идеИ у западных компании, из-за чего выйти на мировои рынок невозможно;

- отсутствие спроса на инновации среди крупных компаний;

- отсутствие нормальной образовательной системы в области бизнеса. Опыт передовых стран показывает, что инновационный бизнес

становится важным фактором, обеспечивающим рост экономики и благосостояния граждан. Решение обозначенных выше проблем поможет России не отстать от остального мира и вновь стать конкурентоспособной страной на рынке.

Подводя итоги, сделаем следующий вывод: общие формальные условия развития стартап-движения в нашей стране созданы и требуют тонкой настройки, основные усилия необходимо направить на согласование формальных и неформальных институтов-правил путем модернизации системы образования и информационного обеспечения.

Использованные источники

1. Данилов К.С. Стартап или просто хорошая идея / К.С. Данилов // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2017. Т. 1. № 1(7). С. 26-31.

2. Крюкова А.А. Ключевые причины неудач российских стартапов / А.А. Крюкова // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 1. С. 158161.

3. Левитина И.Ю. Стартап в России - институциональные аспекты развития / И.Ю. Левитина // Стратегия развития предпринимательства в современных условиях: сборник. 2017. С. 94-97.

4.Пилипенко А.В. Элементы кредитно-денежных отношений при расчете бонусами / А.В Пилипенко // В сборнике: Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях сборник научных трудов Двенадцатой Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова. Оренбургский филиал РЭУ им.Г.В.Плеханова. 2017. С. 30-34.

5. Саталкина Е.В., Пилипенко А.В. Принцип превентивности в системе внутреннего контроля экономического субъекта / А.В. Пилипенко // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 1029-1032.

6. Стародубцева В.К. Стартап - проект как вид предпринимательской деятельности / В.К. Стародубцева // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 2(39). С. 90-92.

7. Спиридонов С.В. Анализ сдерживающих факторов развития стартап проектов / С.В. Спиридонов // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 6(22). С. 670-677.

8. Хромченко Р.Д. Создание start-up проектов / Р.Д. Хромченко // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник. 2018. С. 59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.