Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5025
869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / БЮДЖЕТ / NATIONAL PROJECTS / DEVELOPMENT STRATEGY / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Анна Александровна, Шайбакова Людмила Фаритовна

Развитие экономики страны требует комплексного подхода во всех сферах. Национальные проекты - это инструмент государства, который при рациональном управлении, совершенствует слабые стороны экономики, делая её устойчивее, сильнее, независимее. В 2019 году в Российской Федерации были разработаны и частично реализованы национальные проекты в 12 приоритетных сферах жизни деятельности до 2024 года. Несмотря на ряд положительных тенденция после их реализации, существуют системные недостатки, которые уменьшают эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств и не дают желаемого результата в определенных сферах экономики. В статье выделены данные проблемы, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The development of the country's economy requires a comprehensive approach in all areas. National projects are a tool of the state, which, with rational management, improves the weaknesses of the economy, making it more stable, stronger, and independent. In 2019, the Russian Federation developed and partially implemented national projects in 12 priority areas of activity until 2024. Despite a number of positive trends after their implementation, there are systemic shortcomings that reduce the efficiency of using budgetary and extra-budgetary funds and do not give the desired result in certain areas of the economy. The article highlights these problems and suggests ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемы при реализации национальных проектов Российской Федерации Problems in the implementation of national projects of the Russian Federation

Лысенко Анна Александровна

Студент 3 курса Факультет Факультет Государственный аудит Уральский экономический государственный университет г. Екатеринбург, ул. 8 Марта 62 e-mail: Ann_lapa@mail.ru

Lysenko Anna Aleksandrovna

Student 3 term Faculty of Faculty of State Audit Office Ural State University of Economics Yekaterinburg, ul. 8 March 62 e-mail: Ann_lapa@mail.ru

Шайбакова Людмила Фаритовна

Доктор наук

Уральский экономический государственный университет г. Екатеринбург, ул. 8 Марта 62 e-mail: econlaw@mail.ru

Shibakawa Lyudmila Faritovna

Ural State University of Economics Yekaterinburg, ul. 8 March 62 e-mail: econlaw@mail.ru

Аннотация.

Развитие экономики страны требует комплексного подхода во всех сферах. Национальные проекты - это инструмент государства, который при рациональном управлении, совершенствует слабые стороны экономики, делая её устойчивее, сильнее, независимее. В 2019 году в Российской Федерации были разработаны и частично реализованы национальные проекты в 12 приоритетных сферах жизни деятельности до 2024 года. Несмотря на ряд положительных тенденция после их реализации, существуют системные недостатки, которые уменьшают эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств и не дают желаемого результата в определенных сферах экономики. В статье выделены данные проблемы, предложены пути их решения.

Annotation

The development of the country's economy requires a comprehensive approach in all areas. National projects are a tool of the state, which, with rational management, improves the weaknesses of the economy, making it more stable, stronger, and independent. In 2019, the Russian Federation developed and partially implemented national projects in 12 priority areas of activity until 2024. Despite a number of positive trends after their implementation, there are systemic shortcomings that reduce the efficiency of using budgetary and extra-budgetary funds and do not give the desired result in certain areas of the economy. The article highlights these problems and suggests ways to solve them.

Ключевые слова: Национальные проекты, стратегия развития, бюджет.

Key words: National projects, development strategy, budget.

В условиях быстроразвивающегося мира, инновационных технологий, появления новых сфер жизнедеятельности, экономика страны требует комплексных государственных программ развития направленных на повышения качества жизни населения. Чем независимее от внешних и внутренних факторов экономическая система страны, тем она сильнее на политической арене мире. В 2018 году в целях социально-экономического развития территорий страны, повышения демографии, улучшения качества жизни населения, создания комфортных условий проживания граждан 7 мая 2018г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ N° 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Реализация национальных проектов выполняется за счёт финансирование разных бюджетов:

федерального, регионального, привлеченных внебюджетных средств. На территории Российской Федерации реализуется 12 национальных проектов: безопасные и качественные автомобильные дороги, демография, жилье и городская среда, здравоохранение, культура, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт, образование, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, экология и другие. Проекты дополняют друг друга и предполагают одновременное исполнении и реализацию для комплексного развития всей территории страны.

Актуальность темы определяется потребностью совершенствования системы организации и реализации национальных проектов Российской Федерации.

Целью работы стало выявление проблем при реализации национальных проектов и предложений по их устранению.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 10.07.2020) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» закреплен термин национальный проект - проект (программа), обеспечивающий достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам), президиума Совета и подлежащих разработке в соответствии с Указом [1]. По мнению Беднякова А.С. национальные проекты - это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат [2]. Стрижкина В.Н., считает, что национальный проект представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся в определенном направлении социально-экономического развития, направленный на достижение конкретных результатов стратегического развития социально-экономической сферы России в условиях ограниченных ресурсов и времени [3].

Таким образом, национальный проект - это стратегическая программа развития страны до 2024 года, разработанная по Указу Президента с учетом потребностей территорий, для социально-экономического, политического, технического роста субъектов и страны в целом. Считаю, что недостаток национальных проектов - отсутствие мнения, усилий, предложений граждан страны по формированию проекта. Обычно, национальные проекты формируются государством не для решения существующих проблем, а на основании имеющихся возможностей у государства. Жители субъекта, сталкивающиеся с «острой» проблемой каждый день, могли бы предложить пути её решения, таким образом, эффективно реализовав средства бюджета государства. Новая форма общения государства и граждан, слаженная работа, положительно влияет на установление доверительных отношений между ними. Положительно повлияет и на привлечение инвестиций в проект, инвестор будет уверен, что вложенные средства будут находиться под контролем, и использованы на решение существующих проблем в стране. Условно, национальные проекты можно разделить на два блока, в зависимости от целей и выполняемых задач: социальный и блок развития экономики, схематично показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Приоритетные направления национальных проектов с 2019-2024гг. Каждый национальные проект имеет свой индивидуальный паспорт, которые содержит главные

показатели, цели, целевые показатели, сроки реализации, куратора, руководителя проекта, администратора и т.д. Счётная палата Российской Федерации занимается мониторингом национальных проектов, по данным на 2019 год выявлено, что не все бюджетные средства, которые были выделены на национальные проекты, были использованы, статистика предоставлена в таблице 1.

Таблица 1. Исполнение бюджета при реализации национальных проектов 2019 г.

Национальные проекты Процент исполнения бюджета на 28.12.19г.

Демография 94,5

Здравоохранение 96,3

Безопасные и качественные автомобильные дороги 93,8

Цифровая экономика 53,6

Образование 88,7

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 83,6

Производительность труда и поддержка занятости 85,9

Культура 98,1

Жилье и городская среда 92,1

Наука 98,3

Экология 61,7

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной 92,0

предпринимательской инициативы

Международная кооперация и экспорт 85,8

По таблице 1, можем заметить, что наименьший процент по освоению бюджета у национальных проектов цифровая экономика - 53,6% и экология - 61,7 % . Некоторые проекты были запущены в начале года требовали доработок и уточнений, поэтому задержалось их финансирование, те проекты, которые требовали инвестиционных дополнительных средств на реализацию, тоже имели задержки финансовых средств, так как разрабатывались дополнительные сметы на их реализацию, кроме того, есть ряд процедур, связанных с тендерами и торгами, которые так же замедляют реализацию национальных проектов. Расходы на реализацию национальных проектов и комплексного плана исполнены в сумме 1,21 трлн рублей, или 55% показателя сводной росписи (с изменениями). За 9 месяцев 2020 года расходы не осуществлялись по 3 из 73 федеральных проектов. В аналогичном периоде прошлого года - по 6 из 72. На низком уровне исполнены расходы на закупку товаров (работ, услуг) (18,8 %), а также на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (49,8 %). Если рассмотреть расходы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), то окажется, что по 21 из 64 ГРБС они исполнены на низком уровне, то есть менее чем на 30%. Из 21 ГРБС 7 так и не начали использовать средства на выполнение нацпроектов [4].

Отметим, что некоторые проекты были сформулированы не грамотно, например проект «Экология» направлен на повышения качества питьевой воды, но в сам не попали регионы или города, где нет

централизованного обеспечения водой. Почти по всем проектам есть ситуации, когда показатели нацпроекта не позволяют добиться цели [4]. При реализации национальных проектов в регионах страны, возникают системные проблемы, которые не дают ожидаемого эффекта от реализации национального проекта, указаны в таблице 2.

Таблица 2. Проблемы и пути решения при реализации национальные проектов в Российской Федерации.

№п/п Выявленные проблемы при реализации национальных проектов Пути решения

1 1 завышенные значения показателей, которые необходимо достигнуть, утвержденные Министерствами Российской Федерации, при существующих значениях показателей, которые в кратном размере превышают реальные возможности региона, достижение региональной составляющей по проекту невозможно Министерству экономического развития РФ предусмотреть индивидуальный подход к субъектам и пересмотреть значения региональных составляющих на основании фактических по итогам 2019 года, а также учесть последствия пандемии коронавируса и кризиса на нефтяных рынках, повлекшего рост курсов валют в I полугодии 2020 года

22 отсутствие методики расчета и оценки показателей и результатов реализации федерального и регионального проектов разработка и доведение до органов исполнительной власти субъектов РФ методики расчета показателей с указанием источников получения данных для оценки их выполнения

23 значительное количество запросов от федеральных органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных, о предоставлении объемной информации о реализации региональных проектов в чрезвычайно сжатые сроки выработать стандартизированные формы отчетности (информации), внедрить их в систему «Электронный бюджет» (далее - Система). Обеспечить предоставление доступа к системе федеральным органам исполнительной власти. Установить указанным органам запрет запрашивать от региональных и муниципальных органов данные, размещенные в Системе.

24 нестабильная работа Системы: «зависание», технические ошибки, потеря информации в период технических работ, нестабильная работа службы технической поддержки 1) Создать площадки Системы в федеральных округах, подключить к ним регионы, расположенные в соответствующем федеральном округе. 2) Технические работы в Системе осуществлять не в период формирования ежемесячной отчетности (начиная с 29-30 числа отчетного месяца и по 5-й рабочий день месяца, следующего за отчетным). 3) Организовать службу технической поддержки Системы в федеральных округах.

55 федеральными органами исполнительной власти осуществляется мониторинг соответствия параметров региональных проектов федеральным проектам, а не соглашениям, заключенным с регионами, но в федеральных проектах и в соглашениях в ряде случаев содержатся неидентичные параметры обеспечить своевременное направление в регионы проектов соглашений о реализации региональных проектов 1) При внесении изменений в федеральные проекты, затрагивающие параметры региональных проектов, одновременно вносить изменения в соглашения с регионами о реализации региональных проектов, поскольку основанием внесения изменений в региональный проект выступает факт изменения в указанное соглашение, а не в федеральный проект. 2) Определить в федеральных нормативных правовых актах, что основанием для внесения изменений в паспорт регионального проекта является факт внесения изменений в соглашение о реализации федерального проекта. 3) Осуществить настройку раздела 10 паспорта проекта «Системный контроль» в Системе таким образом, чтобы при мониторинге реализации региональных проектов осуществлялось сравнение параметров региональных проектов с параметрами соглашений о реализации проектов, а не с параметрами федеральных проектов

При реализации национальных проектов правоохранительными органами, прокуратурой был выявлен ряд нарушении: нецелевое использование бюджетных средств, махинации при осуществлении государственных закупок, коррупционные скандалы. В 2019 году МВД России выявило 1698 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, и 5141 - с их хищением [5]. Для предотвращения нарушений необходимо ужесточить

ответственность за неэффективное использование государственных средств и повысить прозрачность освоения бюджетных средств. Предлагаю разработать «Электронный бюджет», который в режиме онлайн будет транслировать поступление и распределение средств, выделенных на реализацию национального проекта, а также все произведенные работы и полученные результаты. Это облегчит работу органам государственного финансового контроля, которые смогут незамедлительно принять меры, обнаружив нарушения. Необходимо разработать индивидуальные методики, которые могли бы оценить полученный экономический эффект, но также важны и качественные показатели, с помощью опроса и оценки населения результатов, выполненных работ, можно судить о проделанной работе.

Национальные проекты - это огромные перспективы для развития сильной и независимой страны, при грамотной их реализации. Проекты требуют внесения корректировок в законодательные акты, с помощью них, возможно, рационально распределять бюджетные средства, эффективно развивать территорию государства, повышать качество и уровень жизни населения.

Список используемой литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 10.07.2020) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: КонсульатнтПлюс, свободный.

2.Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия СПбГЭУ. 2019. №4 (118). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnye-proekty-rossii-problemy-i-resheniya (дата обращения: 21.01.2021).

3.Стрижкина В.Н. Современный научный поиск: социально-гуманитарные аспекты Национальные проекты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary 36620907 98697793.pdf.

4. Счётная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/search?q=%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8 C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B .

5. При реализации нацпроектов в 2019 году выявили более 25 коррупционных преступлений [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7986923.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.