Научная статья на тему 'Проблемы преподавания логистики в условиях реформы образования'

Проблемы преподавания логистики в условиях реформы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОГИСТИКА / КОММЕРЦИЯ / EDUCATION / LOGISTICS / COMMERCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодин Виктор Семенович

Проведен анализ образовательной деятельности факультета логистики и коммерции Байкальского государственного университета экономики и права. Раскрыты основные проблемы преподавания логистики в условиях реформы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING LOGISTICS DURING AN ON-GOING EDUCATION REFORM

Academic performance of the Department of Logistics and Commerce of Baikal National University of Economics and Law is analyzed. Some problems in teaching logistics during an on-going education reform are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания логистики в условиях реформы образования»

B.C. колодин

декан факультета логистики и коммерции,

доктор экономических наук,

профессор

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГИСТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы «продать себя» на рынке труда, специалисту необходимо доказать, что он способен зарабатывать для фирмы прибыль. Сегодня без логистики невозможно представить себе успешную производственную и коммерческую деятельность любого предприятия. Каждое предприятие практически ежедневно решает вопросы, связанные с закупкой и реализацией товаров или услуг. При этом количество организаций, деятельность которых невозможна без специалистов по логистике, постоянно увеличивается: как грибы вырастают современные супермаркеты и гипермаркеты, развиваются промышленные предприятия.

Специалисты доказали, что применение логистики сокращает себестоимость продукции на 30—40%. Это гарантирует устойчивый спрос на профессионалов в области коммерческой деятельности, одновременно являющихся специалистами по логистике. Труд таких специалистов весьма высоко ценится и оплачивается. По статистическим данным, по уровню оплаты труда профессия логистика находится на втором месте после профессий банковской сферы (от 3 тыс. дол.). Данный факт довольно легко объяснить еще и тем, что от искусства закупить ресурсы, оптимально с логистической точки зрения произвести из них продукт, продвинуть данный продукт на рынок и выгодно продать его в значительной степени зависит эффективность деятельности фирмы и материальное благополучие ее работников.

Факультет логистики и коммерции готовит специалистов сферы обращения с 1980 г. Работа снабженца и коммерсанта была престижна всегда, независимо от политических фор-

маций и экономических условий. Многолетний опыт факультета и деятельность его выпускников дают основание утверждать, что специалисты в области логистики и коммерции оказались лучше других подготовлены к работе в условиях рынка. Это объясняется тем, что обучение ведется по новейшим отечественным и зарубежным методикам, включающим не только теоретическую подготовку, но и выработку практических навыков. Кроме того, подготовка осуществляется в соответствии с международными стандартами обучения. Это позволяет нашим выпускникам успешно работать в Чехии, Италии, Канаде, Австралии, Японии, Китае и других странах.

Логистика — это сравнительно молодая наука. В современном виде она зародилась в конце 60—начале 70-х гг. прошлого века. Многие понятия до сих пор не устоялись и носят дискуссионный характер. Даже само определение данной науки различные научные школы трактуют по-разному. Только перечисление всех существующих трактовок (около 200 определений) займет несколько страниц. В 1985 г. Совет логистического менеджмента в США дал определение, которое до сих пор принято как классическое в учебниках многих западных вузов: «Логистика есть процесс планирования, организации и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения потребителей».

В широком смысле логистика — это наука об управлении материальными потоками,

© В.С. Колодин, 2005

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГИСТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в мик-ро-, мезо- или макроэкономической системе и об оптимизации этих потоков. В узком смысле это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса за счет извлечения выгоды из материалов благодаря их размещению с минимальными затратами в нужных точках и в требуемое время.

Отечественная практика и зарубежный опыт свидетельствуют, что сегодня, в условиях неопределенности и неустойчивости рыночной среды, для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать одни лишь маркетинговые подходы. Мало изучить рынок и верно выстроить маркетинговую стратегию — необходимо наладить интегрированное управление физическим перемещением товаров и организовать эффективную систему обслуживания, так называемый логистический сервис, что дает колоссальные результаты, в том числе дополнительный синергический эффект.

Следует отметить, что логистическая идея не является кардинально новой для нашей страны. Известно, например, что в советское время говорилось о необходимости внедрения так называемого гарантированного комплексного обеспечения и развития системы услуг. Однако реализовать эту идею не удалось по многим причинам (в частности, мешали отраслевые, ведомственные перегородки и многочисленные экономические барьеры). Кроме того, если на Западе процесс логисти-зации развивался снизу вверх (начиная с уровня фирм и компаний), то у нас этот процесс шел сверху вниз и тем самым во многом носил искусственный характер.

Озвучивание логистической концепции управления в нашей стране началось с 1990-х гг. В это время в научных изданиях появляются многочисленные публикации, в ряде научных центров складываются научные школы логистики. Предмет «Логистика» начинают вводить в учебные планы высших учебных заведений. Наш вуз является пионером в этой области. Логистику мы начали преподавать одними из первых в стране. В те годы не только не знали существо данного термина, но даже не слышали самого слова «логистика». Однако уже через три-четыре года в иркутских газетах стали появляться первые объявления о том, что на работу приглашаются логистики.

Данная профессия требует целого набора личных и профессиональных качеств:

— аналитические способности, умение нестандартно мыслить и анализировать;

— «пробивные» способности и нацеленность на результат;

— умение работать самостоятельно на благо фирмы;

— творческий подход к выработке решений;

— коммуникабельность, поскольку профессия связана с необходимостью координирования деятельности большого числа людей;

— способность работать со специалистами других отделов (например, с бухгалтерией);

— знание иностранного языка (логистик не должен работать с переводчиком, так как обсуждение часто носит конфиденциальный характер).

Помимо этого требуется знание и понимание основ перевозок, складирования, а также таможенного законодательства. Обязательно владение компьютером, программами электронной обработки данных, необходимы знания по обслуживанию покупателей, контролю запасов и планированию производства. Логистик должен уметь писать деловые письма, пользоваться различными видами связи и коммуникаций, включая Интернет, знать основы электронной коммерции и многое другое. Именно поэтому для подготовки специалиста в данной области требуется широкий спектр дисциплин. В принципе (как это принято на Западе) должны готовиться логистики-системщики и логистики-пользователи.

К сожалению, в нашей стране с пока еще низкой востребованностью логистиков в большинстве вузов готовят специалистов некоторого промежуточного уровня. Лишь в порядке эксперимента ведется подготовка логистиков в нескольких вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону.

Очевидно, что в скором будущем спрос на логистиков теоретиков и практиков потребует перестройки учебного процесса и смены программ. Такая работа уже проводится на кафедре логистики и коммерции БГУЭП. В частности, происходит функциональное разделение областей логистики (транспортно-заготовительная, коммерческая, промышленная и т.д.), введен широкий круг базовых дисциплин (от математики и кибернетики до права и иностранного языка).

В 2002 г. издательством БГУЭП было выпущено солидное специализированное учеб-

Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)

В.С. КОЛОДИН

ное пособие «Основы коммерческой логистики». В настоящее время готовится издание других адаптированных к практической деятельности учебников. Это тем более является важным, поскольку в связи с реформой образования предстоит переход на двухступенчатую систему подготовки кадров. Наряду с базовым объемом знаний, требующихся для подготовки бакалавров, потребуется разработать комплекс специальных дисциплин, необходимых для выпуска специалистов более высокого уровня — магистров. Поэтому уже сейчас заканчивается работа по созданию нового учебно-методического комплекса, включающего программы, методические указания по таким предметам, как «Современные логистические технологии в производственно-коммерческой деятельности» и «Логистика внешнеэкономической деятельности». Также ведется подготовка учебников по названным дисциплинам.

Кроме того, для желающих повысить свою квалификацию на кафедре логистики и коммерции открыта аспирантура, а с 2004 г. функционирует совет по защите кандидатских диссертаций по специализации «Логистика». Все это в конечном счете позволит повысить качество подготовки наших выпускников.

Гарантией достаточного уровня подготовки специалистов на факультете логистики и коммерции, отвечающего последним мировым требованиям, является высокий уровень квалификации преподавателей. Практически все преподаватели прошли стажировку в ведущих зарубежных университетах (в Финляндии, Ирландии, Франции, Италии, Германии и США), имеют международные сертификаты

по маркетингу, менеджменту, логистике, а также по бизнес-тренингу. Сотрудничество специалистов факультета с зарубежными партнерами продолжается.

При факультете функционирует учебно-консультационный центр профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области логистики, маркетинга и менеджмента.

Наш выпускник прекрасно подготовлен к тому, чтобы находить и изучать своих покупателей, партнеров, конкурентов, их интересы и особенности делового поведения, прогнозировать их действия в различных ситуациях и обстоятельствах. Он владеет искусством общения и убеждения, логистическими и маркетинговыми технологиями, умеет работать с современными компьютерными программами, в том числе с программами защиты информации.

После окончания БГУЭП по специальности «Логистика и коммерция» перед выпускниками открываются неограниченные возможности. Выпускники нашей специальности управляют крупными компаниями, возглавляют коммерческие, логистические и маркетинговые службы на промышленных и торговых предприятиях, активно работают в сфере недвижимости, туризма и гостиничного бизнеса, а также в инвестиционных компаниях и финансовых институтах.

Наш факультет на сегодняшний день — единственный от Урала до Дальнего Востока, который осуществляет подготовку специалистов в области логистики. Это одно из основных преимуществ факультета логистики и коммерции БГУЭП в сравнении с подобными факультетами других вузов.

Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.