Научная статья на тему 'Проблемы преподавания логики в гуманитарных вузах'

Проблемы преподавания логики в гуманитарных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания логики в гуманитарных вузах»

Проблемы преподавания логики в гуманитарных вузах

Н. М. Кишлакова*

Problems of Teaching Logics in Humanities Universities

N. M. Kishlakova

21 апреля 2011 года кафедра «Философия» совместно с секцией «Логика» РАН организовала и провела междисциплинарный научно-методический семинар «Проблемы преподавания логики в гуманитарных вузах» с презентацией учебника «Логика» Н.З. Ярощука1.

В работе научно-методического семинара приняли участие ведущие специалисты в области разработки теоретических проблем и проблем преподавания логики Российской академии наук, МГУ им. М.В.Ломоносова, Российского философского общества, а также профессорско-преподавательский состав заинтересованных кафедр и подразделений Финансового университета.

Работу научно-методического семинара открыл заведующий кафедрой «Философия» д.ф.н., профессор Чумаков А.Н., который подчеркнул особую важность обсуждаемых в рамках семинара проблем, что обусловлено, по его мнению, переходом российских вузов на уровневую систему образования «Бакалавр-магистр», в которой колоссальное значение отводится выработке у студентов и магистров профессиональных компетенций. В сложившейся ситуации преподавание логики, считает А.Н. Чумаков, должно занять объективно свою весомую нишу в учебном процессе, особенно в гуманитарных вузах.

Несмотря на то, что по курсу «Логика» уже давно разработан достаточно большой круг учебной и методической литературы, отметил А.Н. Чумаков, время идет, и зако-

номерно появляются новые учебники, к числу которых относится и презентуемый сегодня учебник д.ф.н., профессора Н.З. Ярощука. Он попросил автора поделиться с участниками семинара замыслом своей книги и опытом преподавания этого курса в гуманитарных вузах.

Профессор Н.З. Ярощук в презентации авторского учебника «Логика» штрихами показал свое видение методики, значимости и проблем преподавания курса «Логика» в системе гуманитарного образования. По его мнению, обилие существующих учебников не всегда гарантирует их должного качества. Это обстоятельство побудило его к написанию собственного учебника, в котором нашел бы отражение его многолетний опыт преподавания курса «Логика» студентам гуманитарного профиля. Замысел нашел реализацию в данном учебнике, который сегодня хорошо востребован студентами и нашел должный отклик в научном сообществе.

Профессор Н.З. Ярощук обратил внимание на практическую и прикладную направленность материала своего учебника, его ориентированность на выработку у студента интереса к изучению курса «Логика» для своей будущей профессиональной деятельности. Он отметил, что особое место в этом издании отведено материалу о частных суждениях, проблеме истины и ее трактовки в естественных науках и социально-гуманитарном знании, а также словарю логических понятий.

* Кишлакова Наталья Михайловна - кандидат философских наук, профессор, зам. зав. кафедрой «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]

1 Н.З. Ярощук. Логика: учебник для социологических факультетов и гуманитарных специальностей. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 248 с.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 / 2011

Обратившись к вопросам методики преподавания курса, профессор Н.З. Ярощук выделил особое место и значение вводной лекции. По его мнению, именно она должна стать одним из важнейших инструментов для привлечения внимания студентов и выработки у них интереса к предмету. Посетовав на малое количество аудиторных практических занятий у студентов бакалавриата отведенных для изучения курса, профессор Н.З. Ярощук подчеркнул в этой связи необходимость усиления внимания к проблеме организации самостоятельной работы студентов.

В обсуждении учебника «Логика» профессора Н.З. Ярощука принял участие д.ф.н., профессор Арлычев А.Н. Он отметил, что с данным учебником познакомился в электронном варианте, и он произвел на него положительное впечатление. Его внимание привлекли и особенно понравились те главы, где говорится о доказательствах и логических ошибках. А.Н. Арлычев считает очень важным отметить тот факт, что учебник написан четким ясным языком, доступным для студенческой аудитории, все положения в нем хорошо аргументированы. Кроме того, по мнению выступающего, достоинством учебника является наличие в нем всех необходимых для студента методических материалов. Профессор Арлычев, давая оценку в целом учебнику Н.З. Ярощука, подчеркнул, что он может быть весьма полезным для студентов-бакалавров всех направлений, изучающих формальную логику в ВУЗе.

Касаясь вопросов о контекстуальных проблемах логики, А.Н. Арлычев подчеркнул тот факт, что существуют различные логические дисциплины, каждая из которых имеет характерные для нее онтологические основания.

Так, по его мнению, традиционная формальная логика, восходящая к Аристотелю, имеет наиболее широкое применение, а ее законы и силлогизмы охватывают все уровни абстрактного мышления от обыденного до категориально-научного мышления вплоть до логических операций так называемого компьютерного мышления. Вместе с тем, считает профессор А.Н. Арлычев, обыденное мышление базируется на общих представлениях чувственного познания, научное мышление на понятиях, содержащих дефиниции, а машинное мышление основано на двузначном значении символов, и поэтому современная символическая логика имеет отношение только к научному мышлению,

поскольку она производит операции исключительно с понятиями.

Однако, утверждает А.Н. Арлычев, нельзя забывать, что наряду с формальной логикой существует еще диалектическая логика. Она также как и символическая логика базируется на понятиях, но только последние имеют другую природу. Если формальная и символическая логика опираются на закон исключенного третьего и фиксируют структурные отношения состояния покоя в мире, то диалектическая логика, опирающаяся на принцип единства противоположностей, описывает структуру процесса, происходящего в мире. Первая - это логика покоя, вторая -логика процесса.

Принявший участие в обсуждении представленного учебника, ученый секретарь секции «Логика» РФО д.ф.н., профессор Института философии РАН С.А. Павлов, высказал свое мнение не только по поводу учебника Н.З. Ярощука, степени разработки контекстуальных проблем логики, но и поделился опытом преподавания этого курса на факультете политологии в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Профессор С.А. Павлов подчеркнул, что авторской деталью обсуждаемого учебника действительно является материал, посвященный частным суждениям, в чем он полностью согласен с профессором Н.З. Яро-щуком. Далее он отметил важность для студентов данных в учебнике приложений, как вспомогательного материала для усвоения курса «Логика» и применения полученных знаний в профессиональной сфере. Выход подобного учебника, по мнению С.А. Павлова, своевременен и полезен, и даже включение в него в последней главе материала по философии науки признано допустимым в научном сообществе.

Рассуждая о контекстуальных проблемах логики, С.А. Павлов затронул в первую очередь вопрос о соотношении классической и неклассической логики, высказал по этому поводу точки зрения философов, математиков, представителей естествознания (в частности Брауэра, Карнапа, Зиновьева, Васильева). Так как материал вызвал особый интерес у слушателей, профессор С.А. Павлов предложил участникам семинара организовать дополнительно круглый стол на тему «Современные подходы и результаты в логике», где более детально обсудить эту дискуссионную проблему в логике.

Не менее интересным для участников междисциплинарного научно-методического

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

семинара разговор о практической значимости курса «Логика» для студентов политологов и организации его преподавания на факультете политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, где занятия со студентами проводит в том числе и профессор С.А. Павлов.

В ходе обсуждения в рамках научно-методического семинара теоретических проблем логики и проблем ее преподавания в гуманитарных вузах развернулась оживленная дискуссия. В ней приняли активное и заинтересованное участие члены кафедры философии Финансового университета проф. Зорина Е.В., проф. Зуев К.А., проф. Кишлакова Н.М., проф. Махаматов Т.М., доц. Просеков С.А.

Участниками междисциплинарного научно-методического семинара по итогам его работы была выработана следующая резолюция:

1. Работа научно-методического семинара показала необходимость и практическое значение преподавания курса «Логика» в гуманитарных вузах, особенно университетах, в условиях уровневой образовательной системы «Бакалавр-магистр».

2. Подчеркнуто, что основной цели высшей школы - подготовки высокопрофессионального, нравственно зрелого экономиста, политолога, социолога, историка - невозможно достичь без вооружения студентов знаниями в области науки о мышлении.

3. Научно-методический семинар выявил ценность курса «Логика» как важнейшего инструмента формирования профессиональных компетенций как при подготовке бакалавров, так и магистров.

4. Обсуждение научных и методических проблем преподавания курса «Логика» выявило потребность организации работы такого рода междисциплинарных научно-методических семинаров на кафедре «Философия» Финансового университета как минимум на регулярной основе.

5. Донести озабоченность участников научно-методического семинара до руководства Финансового университета по вопросу отсутствия в рабочих учебных планах факультетов курса «Логика» как дисциплины по выбору вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.