Научная статья на тему 'Проблемы преподавания культуры Тувы в образовании XXI века'

Проблемы преподавания культуры Тувы в образовании XXI века Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кужугет Аилана Калиновна

В статье рассматриваются вопросы преподавания истории культуры Тувы, что способствует осознанию культурных ценностей, воспитанию у тувинских учащихся чувства уважения к истории и культуре предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кужугет Аилана Калиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания культуры Тувы в образовании XXI века»

УДК 796

Кужугет Айлана Калиновна

Доктор культурологии, профессор ТувГУ, tgu@tuva.ru, Кызыл

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ В ОБРАЗОВАНИИ XXI ВЕКА

Kuzuget Ailana Kalinovna

Doctor of culturology, professor TuvSU, tgu@tuva.ru, Kyzyl

THE PROBLEMS OF TEACHING OF THE TUVAN CULTURE IN EDUCATION OF THE XXI CENTURY

По своему двадцатилетнему опыту преподавания спецкурса «История культуры Тувы» в Тувинском государственном университете невозможно однозначно утверждать, что студенты не знают историю собственной культуры, вместе с тем, имеющиеся у них знания катастрофически малы и имеют разрозненный и осколочный характер. В данной ситуации, задача преподавателей университета заключается в структурировании таких знаний в целостную и понятную систему. Вместе с тем, с этой задачей легко могли бы справиться и учителя школ, что позволило бы университетским педагогам в дальнейшем развивать указанные знания - совершенствовать в учащихся чувство хорошего художественного вкуса, стиля, гармонии, ассоциативного мышления, стимулировать студентов к рассуждению о проблемах художественного творчества.

В идеале, выпускник любой школы Республики Тыва должен знать историю и культуру народов, проживавших на территории Тувы с VIII века до нашей эры по настоящее время.

Курс истории культуры Тувы способствует осознанию собственных культурных ценностей, воспитанию у тувинских школьников восхищения интереснейшей и поучительной историей и культурой предков и уважения к ней, а значит и к своему народу. При этом, знание великих ценностей своей традиционной культуры закономерно вызывает интерес к истории и культуре других народов, воспитывая уважение и толерантность к ним, развивая ассоциативное мышление и способность к рассуждению путем сравнения традиций различных народностей.

Одной из важнейших проблем гуманитарного образования в современной школе является проблема национальной самоидентификации. Особенно ее трудно решать на фоне происходящих в мире процессов глобализации и интеграции, когда культура становится все более массовой, потребительской, безликой и безнациональной. С этой проблемой тесно связана вторая проблема настоящего периода - борьба с унификацией культуры.

Единственно правильным решением в данном случае является расширение и развитие диалога национальных культур, но не по примеру Советского Союза как старшего и младших братьев, а на абсолютно равных условиях.

Крайне сложно показать учащимся значимость своей родной культуры. Необходимо не просто рассказывать им о традициях, которые были у народа в прошлом и постоянно репродуцировались (что для них не представляет особой ценности), но еще и выделять главные, лучшие характеристики своего народа, отличающие его от других. Учитель должен выстроить для себя в первую очередь схему или таблицу, где будут представлены самые сущностные и менее значительные традиции. К первым всегда относят духовные традиции (религиозные, мировоззренческие, нравственные, эстетические), а к последним материальные, политические и правовые. В условиях сегодняшней нестабильности сильным противовесом кризисной ситуации могут стать именно духовные ценности. В этой связи, необходимо помочь учащимся пересмотреть ценностные ориентации, личную позицию, поскольку у многих из них главными жизненными ориентирами являются материальные ценности и удовольствия, в частности наркотики и алкоголь.

В данной ситуации преподаватель не ограничен общеобразовательными нормами и самостоятелен в разработке структуры читаемых им лекций. Вместе с тем, существует ряд аспектов, рекомендуемых для включения в указанный курс.

Одним из таких аспектом является необходимость преподавания истории тувинской культуры контексте с культурами других народов, обоснованная в первую очередь тем, что тувинцы никогда не жили в условиях полной обособленности. Связи тувинцев с восточными соседями были чрезвычайно прочными и долгими, а их влияние, по данным искусствоведов и культурологов, отразилось во всех видах народного творчества тувинцев: в музыке, устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре.

Однако предметом глубокого научного исследования эта проблема никогда ранее не являлась. Прерванный в 20-е годы XX века процесс векового общения и культурного взаимовлияния Тувы и соседних стран Азии, ориентация в советский период научных разработок исключительно на влияние русской советской культуры, а также отсутствие на сегодняшний день научных трудов по изучению общих тенденций в развитии культуры народов Саяно-Алтая, актуализировали эту задачу.

Так, до сих пор в учебных заведениях Тувы, даже в тех, где готовят творческих работников, не преподаются дисциплины по культуре Азии, с которой в прошлом у тувинцев было много политических, экономических и культурных контактов. К примеру, совершенно не изучена проблема влияния Великого шелкового пути на культуру Тувы.

Вместе с тем, именно процесс трансформации культур на основе традиций этноса и без кардинальной их ломки, по примеру стран Юго-Восточной

Азии, получивший название «постмодернизации», должен стать предметом наиболее пристального изучения ученых и преподавателей Тувы с целью применения его в современной тувинской культуре.

Сегодняшняя Европа проповедует философию жизни, ориентированную на получение материального блага, удовольствия и развлечения, утрачивая такие общечеловеческие ценности, культивировавшиеся веками в их традиционных культурах, как Родина, долг, честь, совесть, а на бытовом уровне - семья, дети, уважение к старшим.

Стремление к накоплению, отказ от традиционных ценностей, общемировая тенденция на расширение индустрии развлечений ведет к уничтожению самой культуры как таковой, замене ее на эрзац-культуру в виде пустых «мыльных опер», блок-бастеров, легкомысленных чтиво.

В современной России, которая спешит «наверстать упущенное», проповедь свободы от ценностей традиционной культуры наиболее агрессивна и материальное благополучие достигается любым путем. Вместе с тем, в условиях демократического развития общества необходимо понимать, что «демократия - это всего лишь механизм гармонизации ценностей и интересов, но не сами ценности. Нам же проповедуют нравственный и ценностный нигилизм. Такая нация уязвима, она становится материалом для других» [1]. Западная культура, дойдя в своем материальном развитии до высочайшего уровня, все более осознает, что заканчивается ее внутренний, духовный потенциал, именно поэтому западные исследователи все чаще обращаются к традиционным культурам Востока.

Глубокий анализ традиционной культуры различных народов, в частности тувинской, показал, что, в связи с модернизацией общества, сменой образа жизни, к сожалению, неизбежен естественный процесс отмирания некоторых видов художественной деятельности (в частности, изготовление седел, уздечек, сундуков, шитье традиционной одежды и обуви). Уходит то, что было тесно связано с бытом.

Живучесть духовной культуры объясняется ее самодостаточностью, ее синергетикой. Совершая ежегодные обряды с обращением к объектам природы, люди достигали психологического удовлетворения.

Духовная культура традиционного общества способствовала достижению психологического комфорта в жизни, развитию простым человеческим чувствам - любви к женщине, детям, дружбы и т. п. Слепое следование опыту развитых (западных) цивилизаций далеко не всегда позитивно. Подобный опыт у Тувы уже есть. Общеизвестно, что в сфере экономики влияние западных технологий ускорило развитие восточных обществ, однако в духовной сфере проблемы современного кризиса не разрешило.

Тува относится к наиболее депрессивным районам России не только в экономике и производстве, но и в социальной сфере. В республике один из самых низких показателей продолжительности жизни и один из самых высоких показателей доли населения, находящегося за чертой ниже прожиточного минимума. По переписи населения 2002 г. в Туве «средняя про-

должительность жизни обоих полов составила 55 лет (у мужчин - 49,4; у женщин - 61,9), в сельской местности - 53,7 лет (для мужчин - 48,4; для женщин - 60,4» [2].

Есть две силы, способные вывести общество из глубокого кризиса, придать мощный импульс развития: это государство, сотрудничающее с наукой и ценности национальной культуры. Таким путем шли страны Юго-Восточной Азии, где государство объединяет общество, а культура дает важную морально-психологическую поддержку людям ради выживания в трудных экономических условиях. Решение чисто экономических задач невозможно без разрешения проблем духовного развития современного тувинского общества.

В XX веке многие из народов сохранили свою специфику и своеобразие, благодаря взаимовлиянию которым развивалась и развивается современная мировая культура. На сегодняшнем этапе культура, как гибкая самоорганизующаяся система, несмотря на этапы прошедшей «жесткой» модернизации, ломки, должна все же сохранить важные для жизнедеятельности структурные связи и отношения, которые обеспечат ее целостность и неуязвимость.

Такие культуры, как тувинская, долгое время считались цивилизационными аутсайдерами, отсталыми и статичными культурами, поэтому при социалистическом строе их необходимо было «доводить» до уровня развитых культур, т. е. модернизировать. Между тем, как оказалось, эти, так называемые, стагнантные культуры, более прочно «встроены» в природную среду, и в контексте проблем общемировой цивилизации имеют более мудрый способ развития. Во всяком случае, отказываться от опыта подобных культур, содержащих много рационального и полезного для развития человечества на современном этапе, не имело смысла, на что обращало внимание большинство ученых самых разных специальностей, более глубоко исследующих природу этого феномена.

Необходимость воспитания на государственном уровне творческой личности нуждается, в первую очередь, в реформе системы образования. Безусловно, это отход от традиционного, в частности, тувинского воспитания, вместе с тем ценное качество, которое выработало западное общество и которое необходимо перенять в наше время представителям других азиатских культур. При этом творческая личность совсем не исключает личность, осознающую нравственную ответственность перед обществом, высокоинтеллектуальную, культурнообразованную.

В заключении хотелось бы отметить роль современных информационных технологий в преподавании этой дисциплины. В настоящее время нет электронного мультимедийного пособия по данному предмету по причине высокой его стоимости. В этой связи, подготовленные заранее фотоматериалы из научных изданий, способствуют наиболее эффективному усвоению учащимися курса лекций, а методы их иллюстрации с использованием современных информационных технологий, благодаря федеральной программе «образование», становятся более доступными. К примеру, прошедший

не так давно республиканский конкурс «Учитель года - 2009» показал, что многие учителя очень творчески подходят к использованию новых технологий в своей работе.

Библиографический список

1. Нарочницкая, Н. А. Россию спасает лишь инерция добра [Текст] / Н. А. На-рочницкая // Аргументы и факты. - 2006. - № 3.

2. Аналитическая записка «Об итогах всероссийской переписи населения 2002 г. в Республике Тыва» [Текст]. - 24 с.

УДК 796.02

Сузукей Валентина Юрьевна

Кандидат искусствоведения, доктор культурологии, главный научный сотрудник сектора культуры Тувинского института гуманитарных исследований, \’яигике1@таИ. ги, Кызыл

ТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Suzukei Valentina Yurevna

D.Ph. in Music and Art (Candidate of musicology science), Doctor of Culturology, Senior Researcher of the Tuvan Institute for Humanities Research, vsuzukei@mail.ru

THE TRADITION METHOD OF MUSICIANS TRAINING (ON THE EXAMPLE OF TUVAN CULTURE)

Музыкант-импровизатор в условиях традиционной культуры, как известно, воспитывался в системе устной методики «учитель-ученик». Однако сам механизм передачи знаний от учителя к ученику в тувинской культуре никогда серьезно не изучалась. Существует лишь распространенное суждение о примитивности и простоте обучения, основанного на «показе» учителем и «копировании» учеником необходимых навыков игры на музыкальном инструменте или исполнения горлового пения. Но, при этом, обычно, не обращается внимания на то, что за ней стоят определенные концептуальные положения, вытекающие из специфики самой культуры, в русле которой эта методика сформировалась, развивалась и функционировала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.