Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гучетль Инна Николаевна, Манченко Татьяна Вячеславовна

В России в последние два десятилетия наблюдается высокий рост физически неактивных детей. Поэтому проблема подготовки детей к более здоровой и полноценной жизни является актуальной. Для повышения уровня физической активности первостепенное значение имеет правильная мотивация детей на уроках физкультуры. Урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития, принимая во внимание, насколько школьники удовлетворены уроками физической культуры. Объектом исследования стали учащиеся начальных и средних школ на территории муниципального образования «Город Майкоп». Цель проведенного исследования - выявление проблем и потребностей учащихся, связанных с уроками физического воспитания в общеобразовательной школе. В исследовании использовались: теоретический метод для анализа имеющихся источников по исследуемой проблематике, эмпирический метод (анкетирование) и статистический метод для обработки данных. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что занятия по физическому воспитанию проводятся на постоянной основе и учащиеся регулярно их посещают. Уроки физкультуры нравятся школьникам, потому что они чувствуют себя на занятиях комфортно, считают физкультуру полезной, а содержание адаптированным к их способностям, возможностям и желаниям. Среди причин нелюбви учащихся к занятиям следующие: они считают уроки однообразными, пассивными и скучными. Чтобы выполнять учебную программу по физической культуре, необходимо, чтобы школа располагала кадровыми, материальными и пространственными ресурсами, способствовала достижению максимального качества преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гучетль Инна Николаевна, Манченко Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING PHYSICAL CULTURE IN A MODERN SCHOOL

In Russia in the last two decades, there has been a high growth of physically inactive children. Therefore, the problem of preparing children for a healthier and more fulfilling life is relevant. To increase the level of physical activity, the correct motivation of children in physical education classes is of paramount importance. The lesson should be structured in such a way that students understand why they are doing it, what benefits it will bring and why physical education is important for their development, taking into account how satisfied students are with the physical culture lessons. Students of primary and secondary schools of the municipality «The City of Maikop are the object of the research. The purpose of the research is to identify the problems and needs of students associated with Physical education lessons in a secondary school. A theoretical method for the analysis of available sources on the issues under study, an empirical method (questionnaires) and a statistical method for data processing have been used in the research. The results of this study indicate that physical education classes are held on a regular basis and students regularly attend them. Schoolchildren like Physical education lessons because they feel comfortable in the classroom, find physical education classes useful, and the content is adapted to their abilities, capabilities and desires. Among the reasons for students’ dislike of classes are the following: they consider the lessons monotonous, passive and boring. In order to fulfill the curriculum in Physical education, it is necessary that the school has material and spatial resources, as well as teachers, to contribute to the achievement of the maximum quality of teaching.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-61-69 УДК 373.016:791/796

Гучетль И.Н., МанченкоТ.В.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Гучетль Инна Николаевна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

e-mail: guchetl. inna(ci),mail. г и тел.: +7 (989) 141 82 27

Манченко Татьяна Вячеславовна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

e-mail: tatyana.manchenko.69@mail.ru тел.: +7 (905) 438 81 74

Аннотация

В России в последние два десятилетия наблюдается высокий рост физически неактивных детей. Поэтому проблема подготовки детей к более здоровой и полноценной жизни является актуальной.

Для повышения уровня физической активности первостепенное значение имеет правильная мотивация детей на уроках физкультуры. Урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития, принимая во внимание, насколько школьники удовлетворены уроками физической культуры.

Объектом исследования стали учащиеся начальных и средних школ на территории муниципального образования «Город Майкоп».

Цель проведенного исследования — выявление проблем и потребностей учащихся, связанных с уроками физического воспитания в общеобразовательной школе.

В исследовании использовались: теоретический метод для анализа имеющихся источников по исследуемой проблематике, эмпирический метод (анкетирование) и статистический метод для обработки данных.

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что занятия по физическому воспитанию проводятся на постоянной основе и учащиеся регулярно их посещают. Уроки физкультуры нравятся школьникам, потому что они чувствуют себя на занятиях комфортно, считают физкультуру полезной, а содержание адаптированным к их способностям, возможностям и желаниям. Среди причин нелюбви учащихся к занятиям следующие: они считают уроки однообразными, пассивными и скучными.

Чтобы выполнять учебную программу по физической культуре, необходимо, чтобы школа располагала кадровыми, материальными и пространственными ресурсами, способствовала достижению максимального качества преподавания.

Ключевые слова: физическая культура, обучение, проблемы преподавания, результаты исследования

Для цитирования: Гучетлъ И.Н., Манченко Т.В. Проблемы преподавания физической культуры в современной школе '// Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 1. С. 61-69. /пук: с1<н. ощ 10.47370 207Н-1024-2023-15-1-61-69.

Guchetl I.N., ManchenkoT.V.

PROBLEMS OFTEACHING PHYSICAL CULTURE INAMODERN SCHOOL

Guchetl Inna Nikolaevna,

a senior lecturer of the Department of Physical Education ofFSBEIHE «Maikop Slate Technological University», Maikop, Russia e-mail: guchetl.inna(cti,mail.ru tel.: +7 (989) 141 82 27

Manchenko Tatyana Vyacheslavovna,

a senior lecturer of the Department of Physical Education ofFSBEIHE «Maikop Slate Technological University», Maikop, Russia e-mail: tatyana.manchenko. 69@mail.ru tel.: +7 (905) 438 81 74

Abstract

In Russia in the last two decades, there has been a high growth of physically inactive children. Therefore, the problem of preparing children for a healthier and more fulfilling life is relevant.

To increase the level of physical activity, the correct motivation of children in physical education classes is of paramount importance. The lesson should be structured in such a way that students understand why they are doing it, what benefits it will bring and why physical education is important for their development, taking into account how satisfied students are with the physical culture lessons.

Students of primary and secondary schools of the municipality «The City of Maikop are the object of the research.

The purpose of the research is to identify the problems and needs of students associated with Physical education lessons in a secondary school.

A theoretical method for the analysis of available sources on the issues under study, an empirical method (questionnaires) and a statistical method for data processing have been used in the research.

The results of this study indicate that physical education classes are held on a regular basis and students regularly attend them. Schoolchildren like Physical education lessons because they feel comfortable in the classroom, find physical education classes useful, and the content is adapted to their abilities, capabilities and desires. Among the reasons for students" dislike of classes are the following: they consider the lessons monotonous, passive and boring.

In order to fulfill the curriculum in Physical education, it is necessary that the school has material and spatial resources, as well as teachers, to contribute to the achievement of the maximum quality of teaching.

Keywords: physical culture, training, teaching problems, research results

For citation: Guchetl I.Nt, Manchenko '/.' V. Problems of teaching Physical cuitare in a modern school // Vestnik Majkopskogo gosadarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 1. P. 61-69. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-61-69.

Физическое воспитание считается во всем мире важным элементом процесса формирования личности, поэтому в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЭ (ред. от 06.03.2022) [2] «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) в ст. 3 «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте» одним из принципов, на которых основывается законодательство о физической культуре и спорте, является «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) [1] основными целями уроков физической культуры в школе является физическое развитие, воспитательная работа и оздоровление учащихся.

Уроки физкультуры в школе решают следующие задачи:

- общеобразовательные задачи, которые включают в себя обучение физкультурным знаниям, двигательным навыкам и умениям. Обучение учащихся методике физического развития и применению полученных знаний в повседневной жизни. Привитие обучающимся любви к спорту и объяснение важности физических нагрузок для поддержания здоровья;

- воспитательные задачи, предполагающие формирование самостоятельности,

уважения к коллективу, навыков работы в команде; воспитание у школьников ответственности, смелости, целеустремленности, упорства и стремления к победе;

- оздоровительные задачи, решение которых предполагает в первую очередь общее укрепление здоровья, формирование правильной осанки, исправление и профилактика плоскостопия, повышение умственной работоспособности, а также развитие таких качеств, как координация движений, ловкость, моторика, критическое мышление и т.д.

Основная цель ФГОС - это развитие личности ребенка. Именно поэтому современные стандарты значительно изменили организацию уроков физкультуры в школах.

Сегодня урок физкультуры - это в первую очередь формирование у учеников стремления и желания заниматься спортом на протяжении всей жизни, а также формирование навыков работы в команде и способности к саморазвитию и самоизменению.

Для достижения этих целей урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития. Также по современным стандартам важно анализирование урока, которое помогает учителям отследить успехи учеников и выбрать наиболее правильный вектор в дальнейшем обучении.

Физическая активность является лучшей формой профилактики многих заболеваний, таких как диабет, высокое кровяное давление, высокий уровень

холестерина и злокачественные новообразования. В связи с этим, занятия по физическому воспитанию должны играть гораздо более важную роль в школьной системе. Многие научные работы подтверждают этическую, эстетическую и, самое главное, оздоровительную ценность физических упражнений. Несмотря на пользу, которую приносит физическая активность, в России растет число малоподвижных детей. Помимо снижения физической активности дети проводят больше времени перед компьютерами, телевизорами и т.д. Самый высокий рост числа физически неактивных детей наблюдается в последние два десятилетия. Можно сказать, что объяснений такому положению много, но одно из самых главных - это отношение к физическому воспитанию.

В основе привычки к физическим упражнениям лежит развлечение и для детей важно, что чем бы они ни занимались, это было бы весело и ненавязчиво, а одним из основных институтов, влияющих на сознания детей в целях их привлечения к занятиям спортом, является школа. Привычки, приобретаемые учащимися в школьном возрасте, сохраняются и в дальнейшей жизни. И привычка к физическим упражнениям играет важную роль в подготовке детей к более здоровой и полноценной жизни. Связь между регулярными физическими упражнениями и хорошим здоровьем, как физическим, так и психическим, была научно доказана и материалы об этом опубликованы (А.Г. Мастеров, С.Н. Кучкин, И.Н. Солопов, О.П. Саути-на, Т. А. Воробьева и др.)

Для повышения уровня физической активности первостепенное значение имеет правильная мотивация детей на уроках физкультуры. Всё больше детей в средней школе чаще пропускают эти уроки, потому что родители не считают физкультуру важным предметом. По их мнению, этот предмет может

быть частью школьного обучения, но не обязательным.

На отношение учащихся к физическому воспитанию, безусловно, влияет учитель, его отношение к ученикам, его профессионализм, его творчество и разработка содержания обучения. Пространственные и материальные ресурсы также влияют на посещаемость занятий физической культурой. Если говорить об условиях, то для проведения занятий по физическому воспитанию необходимо не только оборудование, но и помещения (залы, раздевалки, душевые). К сожалению, в школах г. Майкопа нет золотой середины с точки зрения условий. Есть школы с отличной инфраструктурой и условиями, но также есть школы, в которых нет необходимых условий для эффективных занятий по физическому воспитанию.

Мотивация необходима для любой деятельности учащихся на уроках физической культуры. Наилучшей мотивацией для них будет содержание урока, адаптированного к способностям и интересам каждого ученика в отдельности. Текущие учебные планы и рабочие программы дают учителям физической культуры возможность адаптировать их к интересам учащихся и условиям работы. К сожалению, большинство учителей не используют эту возможность.

Принимая во внимание то, как проводились занятия по физическому воспитанию в последние два десятилетия, очевидно, что необходимы изменения. Для достижения цели исследования необходимо было выявить причины, по которым школьники охотно посещают занятия по физическому воспитанию, и причины, по которым не хотят посещать урок физической культуры и часто пропускают его, т.е. выявить причины, по которым школьникам нравятся и не нравятся занятия по физической культуре [6].

Исследование проводилось на выборке из 205 учеников общеобразовательных

■ I Мальчики

■ I Девочки

Рис. 1. Респонденты

школ города Майкопа: 50 учеников начальной школы и 155 учеников средней и старшей школы.

Видно, что респонденты примерно поровну представлены во всех исследованных классах. Из 205 опрошенных 112 (54,6%) мальчиков и 93 (45,4%) девочки.

Из таблицы 1 видно, что более трети школьников (35,6%) занимаются соревновательными или оздоровительными видами спорта в спортивных секциях, фитнес-клубах и т.п., 37,4% ранее занимались спортом, но при этом менее трети респондентов (27%) никогда не занимались спортом.

Что касается регулярности посещения уроков физической культуры, а также оснащенности школы содержанием занятий по данному предмету, то очевидно следующее. В большинстве школ физкультура проводится регулярно (88,2 %), в значительно меньшем количестве (9,1%) учащиеся указали, что занятия проводятся время от времени, а 2,8% учащихся заявили, что практически не посещают занятия (таблица 2).

При анализе регулярности посещения занятий физической культурой большинство школьников (82%) регулярно посещают занятия физической культурой, 12,5% посещают занятия эпизодически,

Таблица 1

Отношение к спорту

№ Мальчики Девочки Итого

1. Занимаешься ли ты в спортивных кружках и секциях? 52 21 73

2. Занимался(ась) ли ты раньше в спортивных кружках и секциях? 49 28 77

3. Я никогда не занимался(ась) спортом 11 44 55

Таблица 2 Регулярности проведения уроков физической культуры

№ Как в твоей школе проводятся уроки физкультуры?

1. Регулярно 181

2. Время от времени 18

3. Я не посещаю уроки физкультуры 6

Таблица 3

Регулярность посещения уроков физической культуры

№ Как ты посещаешь уроки физкультуры?

1. Регулярно 168

2. Время от времени 26

3. Почти никогда 9

4. Освобожден(на)от уроков физкультуры 2

4,4% почти никогда, а 1,2% освобождены от занятий (таблица 3).

По результатам текущего исследования, касающегося параметров школьного оснащения, во всех школах, составивших выборку, имеется спортивный зал, футбольное поле, беговая дорожка (100%).

Примечательно, что учащиеся любят заниматься физкультурой, из-за приятного социального климата, из-за того, что занятия физкультурой считают полезными, а содержание адаптировано к их способностям и желаниям. На последнем

Рис, 2.

представлены одинаково, т.е. половина опрошенных дали ответ не менять существующее содержание, а половина изменить. Двое респондентов не ответили на этот вопрос.

На вопрос, чем они хотели бы заниматься на уроках физкультуры, учащиеся на первое место поставили спорт (78), на второе - гимнастику (62), потом спортивные танцы (48) и элементарные игры (17) (рисунок 4).

месте по шкале причин, по которым школьникам нравится уроки физической культуры, стоит разнообразие и динамика преподавания (рисунок 1).

Респонденты давали ответы по одинаковой шкале о причинах, по которым им не нравится содержание занятия. Студенты соглашаются, что содержание уроков физкультуры однообразно, пассивно, скучно, бесполезно и именно по этим причинам они не любят этот урок (рисунок 2).

Относительно содержания обучения физической культуре ответы

Причина, по которой учащиеся больше всего пропускают занятия, заключается в том, что они, в первую очередь, не любят носить с собой спортивную форму (64), а затем следуют причины: монотонность преподавания (53), боязнь травм (39), боязнь быть осмеянными из-за своей внешности (39), чувство некомфортности на уроке (37) и страх перед учителем (12) (рисунок 5).

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что занятия по

II Приятный социальный климат

II Уроки физкультуры приносят пользу

Причины, по которым нравятся уроки физкультуры

■ I Однообразно

■ I Пассивно I Скучно

■ I Бесполезно

Рис. 3. Причины, по которым не нравится содержание уроков физкультуры

II Спорт II Гимнастика а| Спортивные танцы II Элементарные игры

Рис. 4. Чем хотели бы заниматься на уроках физкультуры

Не любят носить спортивную форму

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монотонность преподавания

Рис. 5. Причины пропусков уроков физкультуры

физическому воспитанию проводятся на постоянной основе, а также о том, что учащиеся регулярно их посещают. Принимая во внимание, что это исследование касалось того, насколько школьники удовлетворены уроками физической культуры, мы можем сделать вывод, что учащиеся любят посещать занятия по

физической культуре, потому что они чувствуют себя на занятиях комфортно, считают занятия по физической культуре полезными, а содержание адаптированным к их способностям, возможностям и желаниям. Причины нелюбви учащихся к занятиям следующие: они считают уроки однообразными, пассивными и

скучными, в то время как с другой стороны меньше всего согласны с тем, что уроки бесполезны и нежелательны. Это свидетельствует о том, что большинство учащихся осознают значение физической активности, а также ее влияние на здоровье.

Результаты исследования показывают, что девочки и мальчики по-разному относятся к физическому воспитанию. Девочки больше, чем мальчики не любят носить спортивную форму. Девочки считают, что преподавание физкультуры не так важно и иногда скучно, в то время как мальчики придают большое значение обучению физкультуре, а уроки физкультуры воспринимаются как занимательные, динамичные и приятные. Эти результаты говорят нам о том, что девочки менее заинтересованы в обучении физическому воспитанию, что отличается от мнения мальчиков.

Выявлено также, что существует положительная значимая связь между оценкой содержания урока (монотонность и однообразие) и возрастом учащихся, то есть учащиеся средних и старших классов чаще говорят, что однообразие является причиной их отсутствия на уроках физической культуры.

Учитывая, что обучение физической культуре является одним из важнейших звеньев общего образования, результаты исследования могут быть использованы учителями для повышения качества обучения физической культуре, т.е. это исследование может быть ориентиром для изменений, связанных с преподаванием физической культуры. Принимая во внимание текущую ситуацию в общеобразовательных учреждениях на территории города Майкопа, можно сделать вывод, что во всех школах, в которых проводилось анкетирование, есть базовые условия для работы в отношении помещений (залы, спортивные площадки и т. д.), но не во всех школах есть оборудованные раздевалки. Например, небольшие шкафчики с замками могли бы стать решением

проблемы, связанной с ношением спортивной формы, так как в большинстве ученики не любят ее носить. Нельзя пренебрегать гигиеной учащихся, необходимо, чтобы в школах были душевые и санитарные помещения, а также все сопутствующее оборудование.

Все причины положительного и отрицательного опыта преподавания физической культуры должны быть использованы с целью повышения качества обучения. На исследуемую тему опубликовано не так много научных статей, следовательно, необходимы дальнейшие исследования для выявления проблем в преподавании физической культуры.

Чтобы выполнять учебную программу по физической культуре, необходимо, чтобы школа располагала материальными и пространственными ресурсами, а также учителями, которые будут делать все возможное, чтобы их опыт, творческий подход и терпение пробудили стремление к движению и физической активности у школьников.

Безусловно, учителя физической культуры должны на уроке уделять больше внимания ученикам и по возможности применять индивидуальный подход к каждому, систематически повышать квалификацию, расширять компетенции, обмениваться опытом со своими коллегами, чтобы способствовать достижению максимального качества преподавания.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки физкультуры в школе - это незаменимая и полезная дисциплина. Именно уроки физкультуры помогают ребятам поддерживать физическую форму, а также снимать напряжение, накопившееся во время других занятий.

Более того, сегодня, благодаря новым стандартам, уроки физкультуры учат не только физической активности, но и развивают патриотизм и такие качества личности как целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, а также учат работать в команде.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31 мая 2021 г. № 287.

2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 06.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) ст. 3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

3. Согришина М.О., Якуб И.Ю. Положительное влияние подвижных игр на психоэмоциональное состояние студентов // Вестник современных исследований. 2018. № 12-8 (27). С. 389-391.

4. Федоров В.Г. Физическая культура в системе школьного образования: взгляд на проблему // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 3 (193).

5. Эскендаров Э.С. Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе // Вестник СПИ. 2019. № 1 (29).

6. Гучетль И.Н., Манченко Т.В., Актуальные направления цифровой трансформации образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 2. С. 32-39.

REFERENCES:

1. Federal State Educational Standard of Basic General Education dated May 31, 2021 No. 287.

2. Federal Law No. 329-FZ of December 4, 2007 (as amended on March 6, 2022) (as amended and supplemented, effective from June 1, 2022) in Article 3 «On Physical culture and sports in the Russian Federation».

3. Sogrishina M.O., Yakub I.Yu. The positive impact of outdoor games on the psycho-emotional state of students // Bulletin of modern research. 2018. No. 12-8 (27). P. 389-391.

4. Fedorov V.G. Physical culture in the system of school education: a look at the problem // Uchenye zapiski of Lesgaft University. 2021. No. 3 (193).

5. Eskendarov E.S. Actual problems of teaching Physical culture at school // Vestnik of SPI. 2019. No. 1 (29).

6. Guchetl I.N., Manchenko T.V., Current trends in the digital transformation of education // Bulletin of Maikop State Technological University. 2022. V. 14, No. 2. P. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.