Научная статья на тему 'Проблемы преподавания дисциплины «История государства и права»: «Евразийский» взгляд'

Проблемы преподавания дисциплины «История государства и права»: «Евразийский» взгляд Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧАИ И ЗАКОНЫ / "СЕВЕРНЫЕ ВАРВАРЫ" / КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ ПРАВА / "ЕВРАЗИЙСКИЕ ДЕРЖАВЫ" / ВЛИЯНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА / СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ / ВСАДНИКИ / ПИСЬМЕННЫЕ СВОДЫ ЗАКОНОВ / ЗАЧАТКИ ПЕЧАТИ / ЗАКОНЫ КАНА АСПАРУХА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набиев Р. Ф.

Исторические источники содержат значительный объем информации о влиянии обычаев и законов стран евразийского cтепного коридора на Европу и южные цивилизации. Прямое и опосредованное влияние обычаев и законов «северных варваров» прослеживается на протяжении тысячелетий. Эта долговременная тенденция совершенно не учитывается в программах истории права. Тем самым процесс раннего развития государственности и права разрывается на отдельные части, почти лишенные взаимосвязи. Концепция истории права нацелена на раскрытие проблемы развития «римского права» и его рецепции в последующих правовых системах. При этом она не предполагает освещения принципиального влияния «Евразийской державы» на юриспруденцию иных цивилизаций. Автор статьи полагает, что разработка этой проблемы позволяет закрыть огромную лакуну в структуре изучения истории права. Кроме того, эта тема имеет значительный воспитательный потенциал формируя у слушателей ряд положительных качеств, необходимых для успешного выполнения служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания дисциплины «История государства и права»: «Евразийский» взгляд»

Р.Ф. Набиев

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»: «ЕВРАЗИЙСКИЙ» ВЗГЛЯД

Исторические источники содержат значительный объем информации о влиянии обычаев и законов стран евразийского детого коридора на Европу и южные цивилизации. Прямое и опосредованное влияние обычаев и законов «северных варваров» прослеживается на протяжении тысячелетий. Эта долговременная тенденция совершенно не учитывается в программах истории права. Тем самым процесс раннего развития государственности и права разрывается на отдельные части, почти лишенные взаимосвязи. Концепция истории права нацелена на раскрытие проблемы развития «римского права» и его рецепции в последующих правовых системах. При этом она не предполагает освещения принципиального влияния «Евразийской державы» на юриспруденцию иных цивилизаций.

Автор статьи полагает, что разработка этой проблемы позволяет закрыть огромную лакуну в структуре изучения истории права. Кроме того, эта тема имеет значительный воспитательный потенциал формируя у слушателей ряд положительных качеств, необходимых для успешного выполнения служебно-боевых задач.

Ключевые слова: обычаи и законы, «северные варвары», концепция истории права, «Евразийские державы», влияние, экономическая основа, скотоводы и земледельцы, всадники, письменные своды законов, зачатки печати, законы кана Аспаруха.

В программе вузовского ведомственного обучения будущих сотрудников органов внутренних дел существует интересная, полезная во многих отношениях дисциплина «История государства и права». Однако преподаватель, обратившийся к программе данной дисциплины, сразу сталкивается с необходимостью преодоления нескольких проблем. Первое, на что обращает внимание предлагаемая программа, - это невозможность подробного разбора большинства тем. Консультации с опытными учеными и преподавателями подтвердили первое впечатление. Таким образом, преподаватель априори ограничивается в выборе приемов и методов работы с аудиторией. По существу, остается лишь беглый обзор сводов законов с фиксацией наиболее значимых особенностей.

В ряде случаев программа вообще не позволяет проводить «генеральную линию» этого важного предмета на последовательное развитие системы законов в евразий-

ских масштабах от древних обществ до наших дней.

Следует обратить внимание на то, что общества и нормы права в Америке, большей части Африки и Австралии развивались иначе, чем на территории евразийского континента, где довольно отчетливо выявляются культурные взаимосвязи между различными его оконечностями. Поэтому, рассматривая развитие законов государств Европы, Азии и средиземноморского побережья Африки, мы имеем дело с одной (мир-)системой. В ее рамках происходил относительно быстрый обмен новшествами, выработанными на разных концах континента. Примерная схожесть климатических условий вдоль «степного коридора» позволяла тиражировать на всем его протяжении и развивать опыт, зафиксированный на одном из участков. К примеру, расположение американского континента не способствовало распространению многих новшеств,

т.к. условия проживания различались существенно.

В этом свете видится неверным принципиальное разделение развития права в России и за рубежом. Кроме того, по материалу учебников можно делать выводы о влиянии права южных цивилизаций на народы нашей Родины, но курс не дает оснований полагать о каком-либо влиянии народов северной Евразии на «цивилизованные» Грецию, Рим, Иран и Китай... А так ли это?

Базовые причины необходимости пересмотра концепции истории права заключаются в том, что в "УШ-Х"УШ вв. она была заимствована русскими учеными из Западной Европы. В императорской России она была дополнена и «доработана» в советское время. Являясь частью общей системы преподавания и воспитания «советского человека», курс истории права «отстранен-но» демонстрировал обучающемуся движение человечества от «диких» норм вну-триплеменного регулирования отношений к передовым и прогрессивным законам социалистического общества. В условиях движения «к победе коммунизма» во всем мире «отдельные упущения» в истории государства и права (как зарубежных стран, так и России) казались несущественными.

Последние десятилетия стали временем осознания новых реалий, в том числе и необходимости разработки подлинно научной истории. Причем в рамках СНГ. В свете этой тенденции более очевидным становится крупное упущение теории и истории государства и права: оказался неразработанным огромный период развития государства и права на территории современной Российской Федерации и стран СНГ.

Если рассматривать развитие отечественного права во взаимосвязях культур, то право государств Армении, Урарту, Чача и Хорезма не уступит античным государствам ни по древности, ни по значимости.

Говоря о Восточной Европе, следует учитывать, что исторические источники сохранили сведения о государственных образованиях и особенностях права еще со времен скифов.

Действительно, со времен глубокой

древности прямое и косвенное влияние «северных варваров» на традиции и законы южных цивилизаций было значительным, а временами и определяющим. Не следует, например, забывать, что эти цивилизации век за веком «наполнялись» «пассионариями» с Севера. Державы скифов, сарматов, булгар, гуннов - огромные и непобедимые для войск «развитых» империй - оказывали мощнейшее влияние на все другие цивилизации Евразийского континента и даже Северной Африки (вандалы, мамелюки).

Уже в древнейших произведениях античной цивилизации мы видим преклонение древних греков и римлян перед нравами и обычаями конных народов, обитавших в северных степях. Их свободу, неприхотливость и честь воспевали древние поэты.[1] «Природная правдивость и безукоризненная самозаконность», [2] мудрость и непобедимость северных номадов отразились в образах греческих кентавров и ветхозаветного китавраса.

Кроме вышеуказанного, у фактора влияния «степных варваров» на жизнь южных цивилизаций и их право имелось несколько аспектов. Одним из них была ротация правящей элиты, которая нашла свое отражение в древней китайской легенде (ср. со сказкой Е. Шварца «Убить дракона»). Отслеживая зарождение и гибель южных государств, можно отметить следующую закономерность: после завоевания очередного государства варварами некоторое время благополучие страны и благосостояние господствующего этноса росло, получаемые блага, науки и искусство «воспитывали» изнеженную молодежь. Но неуклонный рост коррупции и налогового бремени вызывал ответную реакцию податного населения, для которого очередная волна «варваров» была не бедствием, а спасением. Вслед за этим новая волна номадов, сломив нестойкое сопротивление разложившейся армии, на некоторое время обеспечивала на своей новой родине относительный комфорт и порядок. А в Степи шло формирование нового союза.

И в самом деле, источники свидетельствуют, что многие древние династии «цивилизованных стран» (происхождение кото-

рых не подкрасили придворные историки) происходили из степей. Обратите внимание: и гортинские законы, и Рим называли элиту «всадниками», даже в Спарте, где не было возможности содержать боевых коней и цари воевали пешими, знать по старинке (?) именовалась «всадниками». И так везде - от Японии (kishu/kizoki) до Германии (райтер/рейтар), Англии (кавалер), и Франции (шевалье).

Столетие за столетием историки «цивилизованных» стран вынуждены были констатировать, как и Никифор Григора в «золотоордынское» время: « Скифы, проникая в Европу и подчиняя себе сарматов и германцев, принимали себе их имя. до Ливии. за Геркулесовы столбы. на кого не нападут они, всех по большей части одолевают, делаясь владыками чужих стран. А отечество их самих - Скифию едва ли кто когда порабощал. Причина этому та, что они издревле проводят жизнь простую и воздержанную.». [2, с.235]

Учет этого обстоятельства позволяет выделить другой аспект влияния: государственные своды законов разрабатывались потомками пришельцев, следовательно, «варварская юриспруденция» оказывала многостороннее влияние на разработку законов государств античного времени.

Тесное взаимовлияние кочевого и оседлого обществ обеспечивалось и экономическими предпосылками. Дело в том, что «извечное противостояние» кочевников и земледельцев не было антагонистическим. Оказывается, специалисты, исследовавшие кочевое скотоводство, давно вывели положение о хозяйственной взаимозависимости животноводов и земледельцев. Причем первые в большей степени зависели от вторых. В мире не было зафиксировано ни одного скотоводческого общества (ни на одном уровне), не связанного с земледельцами. Более того, когда речь идет о «чистых» «мобильных скотоводах», это означает высокий уровень специализации производящего хозяйства и, следовательно, его более тесную интеграцию с «земледельческими цивилизациями». [3] То есть, антагонистическое противоречие между земледельцами и коче-

выми скотоводами отсутствует в принципе.

Также следует изначально учитывать, что нормы права вырастают из норм морали, проходя в своем развитии последовательно этапы обычного права (адат), религиозного права (шариат) сводясь со временем к нормам т.н. «государственного права». Примерно в таком направлении развивалось законодательство на территории всего Евразийского государства.

Таким образом, оценивая сведения исторических источников об архаичных нормах права на территории РФ (СНГ), мы должны учитывать, что наиболее архаичными будут сведения об обычном и религиозном праве, которые изначально переплетались и детерминировались житейской целесообразностью и доминирующей религиозной концепцией. Интересно, что некоторые «языческие» обычаи и традиции, отмеченные в античное время, продолжали существовать спустя тысячелетия. Некоторые продолжают существовать и поныне.

Описания греческих историков выявляют некоторые конкретные требования обычного права скифов и его существенного развития в течение веков. Интерес вызывают запреты на употребление алкоголя и одежды греков. Так, в истории скифов было отмечено первое столкновение стереотипов и норм права в связи с употреблением вина и ношением греческой одежды молодым царем. Он был казнен соплеменниками за пределами греческого полиса. То есть с соблюдением норм юрисдикции.

У скифов были деньги в виде стрелок. Это значит, что существовал узаконенный всеобщий эквивалент стоимости. Уже в III в. до н.э. при царе Атейе (затем Скил, Скил-лур и др.) у них появляются деньги виде монет. Это, среди прочего, означает наличие классового общества, бухгалтерского учета и законодательного регулирования торговой деятельности. Претензии царя скифов к грекам по поводу незаконных препон к его международной торговле свидетельствуют о существовании элементов международного права. Постепенное срастание экономик и политических структур номадов и при-понтийских греческих полисов позволя-

ет говорить о том, что скифы втягивались в систему правовых отношений передовых по тем временам стран.

Уже со второго века н.э. во время расширения господства сарматов в письменных источниках начинают упоминаться булгары, гунны, савары/сабары. Они оставили значительный след в развитии политических структур и законодательства «развитых стран». Кроме отдаленного идеала справедливого общества для стран античного времени, эти объединения являлись реальной и постоянной внешней угрозой для южных цивилизаций, тем самым заставляя их постоянно уделять внимание совершенствованию законодательства с целью сохранения внутреннего равновесия в государстве и обществе, поддержания уровня благосостояния своих граждан и наращивания оборонного потенциала. Этот «дамоклов меч» военной угрозы и есть тот незримый аспект, заставлявший мелкие страны Европы искать оптимального соотношения интересов разных классов и групп внутри своих обществ. При ослаблении южных государств и нарастании социальных противоречий они становились добычей «северных варваров». Схожий механизм мы видим в ХХ веке, когда одно наличие СССР заставляло империалистов идти на немыслимые ранее уступки собственным рабочим.

Второй век замечателен, в частности, расцветом т.н. интереснейшей «Черняховской» археологической культуры, которая располагалась на территории современной Украины и до сих пор трактуется учеными, исходя из политической конъюнктуры («готы», славяне» и др.). Историкам известно, что это было время распространения влияния сарматов, которые позже влились в булгарский этнос и государственность. Высокая материальная культура «черняховцев» интересна наличием некоторых признаков, характерных для римской провинции, следами сосуществования разных субкультур (народов?) и большими благоустроенными поселениями без защитных стен. А как же «дикие кочевники»?

На наш взгляд, такое процветание могло быть только в рамках могучего государства, которое гарантировало безопасность на-

селения. Причем в степной зоне это могла быть только держава, обладавшая наиболее мощной конницей. Наличие незащищенных поселений является несомненным следствием того, что у них существовали нормы, успешно регламентировавшие жизнедеятельность разных народов, регулировавшие сочетание разных типов хозяйствования (взаимодействие скотоводов и земледельцев) и способствовавшие закреплению передовых достижений античного мира.

Примерно в это время значительные массы германцев начинают движение на Запад. В их числе были и предки шведов. Их древние легенды, записанные в 13 в. Снорри Стурлу-соном, сохранили сведения о своей прошлой родине и, в частности, о законах: в «Младшей Эдде» уточняется, что Один вывел свой народ «из страны турков», основал древнюю столицу шведов - Сигтуну и установил законы, «к каким были привычны турки». [4]

Начиная с IV в. господствующей силой в Европе становятся гунны и высшим уровнем источником права становятся приказы Атиллы. Ими не только определяется величина выплат с Рима и Византии, но и утверждаются правители народов и стран. Скандинавские саги, сохранили ряд сведений об указах каганов, в частности, предание о том как Атли (Атилла) направил к одному из народов собаку в качестве короля и те вынуждены были принять ее.

По всей видимости, была предпринята некая регламентация и внутри каганата. Например, исходя из своих традиций, современник и очевидец Приск самих гуннов обычно называл скифами, а союзные народы - варварами. Судя по описаниям и захоронениям, народы имели разный статус и права в империи гуннов. Кстати, Приск уверенно пишет о «законах скифских», отмечая некоторые их преимущества. [5]

В истории отечественного права гун-ны-сабары интересны тем, что их элита первой (VI в.) на равнине Восточной Европы была приобщена к христианству, вследствие чего у них также вошли в противоречие нормы обычного и религиозного права. Эта попытка также завершилась гибелью правителя-реформатора. Примерно в то же время

процесс внедрения христианства начался у болгар. Так, известно, что кан Органа имел статус патриция, а на некоторых изделиях кана Кубрата был замечен крест (Некоторые исследователи заметили, что появление креста в качестве символа христианской веры примерно совпадает со временем владычества гуннов. Сам крест в качестве символа четырехсторонней вселенной и магического знака существовал за тысячелетия до того, как оформилось римское христианство).

Устойчивость кочевых обществ обеспечивалась, в значительной степени, обычаям и традициям, исполнение норм которых контролировалось рядовыми членами и регулировалось жрецами и вождями. Мы можем только предполагать, что уже в период раннего средневековья существовало письменное законодательство, использующее достижения Китая, Согда, Рима. Но главным источником права у тюрков становилась воля «царя царей» - кагана, находившая выражение в форме указов-ярлыков.

В ходе анализа проблемы письменных законов нами была разгадана одна из древних технологических тайн, прямо связанная с проблемой распространения и тиражирования законов.

Мы обратили внимание на то, что руны на стелах с требованиями тюркских каганов обычно вырезались на гладкой стороне камней. Так же, как и законы Хаммурапи. Исследователи заметили, что знаки порой размещались зеркально, а строки могли идти как с правой стороны, так и с левой. С такой поверхности любой пользователь при помощи краски мог всегда снять копию на бумажный (папирус, лист) носитель. Так снимались копии с камней русскими учеными-историками еще в 19 в., а в Китае иногда это делают и в наше время. Это - одно из первых проявлений древней печати.

После этого становятся понятными «железные доски» Рима и законы 12 таблиц, вырезанные на медных листах и выставленные в людном месте. Пример такого способа печати до недавнего времени сохранялся в Тибете, где с клише в виде дощечек печатали книги со страницами в виде узких листов.

С учетом этой технологии становится

понятным и «обратное» расположение рун на ряде стел, замеченное некоторыми учеными, и неудобные для чтения палки из Средней Азии и Скандинавии с вырезанными на них текстами. Очевидно, что любой пользователь мог теперь скопировать их и использовать в своих интересах. Это обстоятельство способно объяснить, в частности, чего именно добивались в ходе своей борьбы за права римские плебеи. Римские законы, выставленные на всеобщее обозрение и копирование, стали прозрачны и доступны каждому. По-новому теперь воспринимается и известное высказывание из речи Цицерона (соратника Цезаря): «Для всякого, кто ищет основ источников права, одна книжица «12 таблиц» весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки философов». [6]

Итак, в реальных прениях граждане и правоведы апеллировали к тексту на бумажном носителе, а не шли к стелам или доскам в каждом случае.

Это небольшое отступление мы сделали для того, чтобы обратить особое внимание на законы булгарского кана Аспаруха (который, кстати, в наиболее древних русских сказках А. Левшина назван основателем династии русских князей). Согласно этим сказаниям, записанным А. Левшиным в XVIII в., его законы были начертаны на золотых досках. [7] Это упоминание можно считать не только старейшим отечественным свидетельством в пользу древней системы законодательства, но и косвенным указанием на их печатное тиражирование и распространение на огромных территориях Великой Булгарии.

Насколько можно доверять этим сведениям? Очевидно, что письменные законы появляются в классовом обществе, объединившем несколько народов и обладавшем своим обычным правом. Когда государство охватывает огромные пространства, можно с уверенностью предполагать наличие письменных сводов. Письменные законы необходимы для функционирования городов и поддержания и развития производства и торговли. И действительно, уже в V в. у булгар отмечается наличие городов. Булгар в это время отмечали не только на Кавказе,

но и за Дунаем. В то же время продолжала существовать и кочевая часть болгаро/бул-гарских государств, из которой и формировалась военная конная элита. В этой среде продолжало существовать обычное право, которое, судя по источникам, незначительно менялось на протяжении веков. Вероятно, в этих «степных» империях (так же, как и в ранней римской империи) одновременно существовали разные системы законов для разных групп народов, входящих в состав этих держав. Так, на их территории развивались земледельцы-славяне, и греки-понтийцы, судьба которых полностью зависела от воли правителя очередной степной империи. Эта особенность была характерна для степных империй и в монгольский период («Золотая Орда») вплоть до заката Империи Джучидов.

На первых страницах русских летописей указано принятие христианства болгарами и перевод греческих книг на славянский язык. Примерно с этого времени можно говорить о системном проникновении христианских норм церковного права в быт славянских народов и племен. На несколько десятилетий раньше Волжская Булгария официально приняла ислам и на Волге утвердились правовые взгляды мусульманства. А значит, и письменное законодательство (Примечательно, что Шариатский суд среди мусульманских народов Российской империи действовал не только в царское время, но и в первые годы Советской власти...).

Весьма примечательно и в научном плане, что булгары обладали рядом знаний, которые считались византийцами колдовством. Причем жрецов «на своем языке» они называли «боколабра». Учитывая, что тип

шественников в Европе, можно вполне обоснованно предполагать, что это звание европейцы приняли от булгар, как и многие иные знания. Ярким примером распространения тайных знаний в Европе может служить болгарское движение богомилов, которое нашло отражение в десятках европейских «ересей» вплоть до французских катаров и стало одной из основ протестантизма.

Право на территории Евразийской державы в своем развитии испытывало влияние не только различных правящих династий, но и других стран. Все эти прошлые династии оставили свои слова в российском юридическом лексиконе. От периода господства феодальных степных империй до наших дней литературный русский язык сохранил ряд терминов юридической сферы: вира, закон, тамга, улика, нишан (мишень), ярлык, тюрьма... Если учитывать просторечия, диалекты и ныне утраченные термины, то этот ряд можно увеличить многократно.

Таким образом, оценивая сведения исторических источников об архаичных нормах права на территории РФ (СНГ), мы должны учитывать, что наиболее архаичными будут сведения об обычном и религиозном праве, которые изначально переплетались и детерминировались житейской целесообразностью и доминирующей религиозной концепцией.

Автор полагает, что только при устранении перечисленных недостатков курс истории государства и права может убедить обучающегося в том, что становление российской правовой системы прошло длительный путь самостоятельного и поступательного развития в условиях тесного взаимовлияния с соседними цивилизациями.

головного убора бакалавров не имеет пред-

ЛИТЕРАТУРА

1. Например, Эфор, Геосид, Овидий, иранское «Шахнамэ, стихи первых императоров династии Тан и др.

2. Гатин М. Никифор Григора «Римская история». С.234.

3. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. СПб., 2008. С.398 и др.

4. Младшая Эдда. 1970. С.11.

5. Сказания Приска Панийского / пер. С. Дестуниса // Ученые записки второго отделения императорской академии наук. СПб. 1861. Кн.8. Вып.1. С.46, 55 и др.

6. Об ораторе.1. 44. 195.

7. Аспарух назван отцом Руса и учителем Роксаллана. Владимир назван сыном князя Желатуга ... См.: Левшин В. А. Русские сказки. 1780. М., 1780. Ч. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.