Научная статья на тему 'Проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы'

Проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ / МЕДИКО-ДОЗИМЕТРИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышев В. П.

На основе обобщения литературных данных и собственных исследований в области радиационной безопасности сформулированы основные проблемы, решение которых позволило преодолеть тяжелые последствия чернобыльской катастрофы. Приведены обобщенные показатели демографических, экономических и экологических последствий крупнейшей радиационной аварии. Дана оценка результативности выполненных мероприятий по экологической реабилитации территорий и социальной поддержке пострадавшего населения. Показано, что масштабность задач, решаемых в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, способствовала формированию нормативной правовой базы в области радиационной безопасности, обеспечила создание государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ускорила прогресс в различных отраслях науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малышев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы»

Проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы

В.П. Малышев

Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, Москва

Аннотация

На основе обобщения литературных данных и собственных исследований в области радиационной безопасности сформулированы основные проблемы, решение которых позволило преодолеть тяжелые последствия чернобыльской катастрофы. Приведены обобщенные показатели демографических, экономических и экологических последствий крупнейшей радиационной аварии. Дана оценка результативности выполненных мероприятий по экологической реабилитации территорий и социальной поддержке пострадавшего населения. Показано, что масштабность задач, решаемых в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, способствовала формированию нормативной правовой базы в области радиационной безопасности, обеспечила создание государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ускорила прогресс в различных отраслях науки и техники.

Ключевые слова:

радиационная авария, медико-дозиметрический мониторинг, экологическая реабилитация, социально-экономическая поддержка населения и территорий, правовые нормы радиационной безопасности, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Problems of Overcoming the Chernobyl Catastrophe Consequences

V.P. Malyshev

Center for Strategic Researches, EMERCOM of Russia, Moscow

Abstract

On the basis of generalization of literary data and our own examinations in the field of radiation safety the basic problems which solution has allowed overcoming heavy consequences of Chernobyl accident are formulated. Composite indexes of demographic, economic and environmental consequences of the largest radiation accident are presented. The assessment of productivity of the carried out actions for ecological rehabilitation of territories and social support of the suffering population is given. It is shown, that scale of the problems solved during liquidation of consequences of accident on Chernobyl NPP, promoted formation of normative legal base in the field of radiation safety, has supplied creating state system of emergency prevention and elimination, and has accelerated progress in various science and technique branches.

Key words:

radiation accident, medical and dosimetric monitoring, ecological rehabilitation, social and economic support of people and territories, radiation safety legal norms, union state system for emergency prevention and elimination

П HP

Ф 23

Содержание

Введение

1. Медико-демографические проблемы

2. Эколого-реабилитационные проблемы

3. Социально-экономические проблемы

4. Нормативно-правовые проблемы

5. Организационно-управленческие проблемы

6. Научно-технические проблемы Заключение

Литература

Введение

Авария на Чернобыльской АЭС по совокупности последствий является самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества. Она затронула судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях не только бывшего Советского Союза, но и Европы. Суммарный выброс радиоактивных веществ в атмосферу составил около 1,5х1019Бк, в результате которого общая площадь радиоактивно загрязненных территорий достигла 200 тыс. км2 [1]. В 1986 году на данных территориях проживало свыше 18 млн. человек. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы потребовало решения исключительно сложных крупномасштабных проблем, затрагивающих практически все сферы общественной жизни, многие аспекты науки, техники, производства, морали и права.

1. Медико-демографические проблемы

Самым существенным последствием чернобыльской аварии являлось то, что большое количество населения европейской части бывшего СССР получили значительные дозы облучения, по различным оценкам от 15 до 20 млн. человек. При этом наряду с внешним облучением, обусловленным радиационным загрязнением территории, существенный вклад в дозовые нагрузки вносило внутреннее облучение человека за счет вдыхания загрязненного воздуха и потребления зараженных продуктов питания и воды. Ингаляционный путь воздействия в районе аварии на начальном периоде ликвидации ее последствий представлял первостепенную опасность, так как в воздухе находились высокоактивные топливные частицы, которые, попадая в легкие человека, могли вызвать значительные радиационные повреждения на клеточном уровне.

Исследования по оценке демографических последствий базируются в основном на статистике общей смертности и заболеваемости. На результаты данных исследований существенное влияние оказал системный социально-экономический кризис, который охватил все страны бывшего Советского Союза после его распада. Резкое падение жизненного уровня, снижение качества и доступности медицинской помощи привели к уменьшению средней продолжительности жизни населения. На фоне этих процессов крайне трудно выявить влияние радиационного фактора и подтвердить достоверность прогнозных оценок о дополнительной смертности от раковых заболеваний на уровне 9,5 млн. случаев за 70 лет после аварии.

Государственные органы Российской Федерации основное внимание обратили на здоровье участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и населения, проживающего на загрязненных территориях Брянской, Калужской, Тульской, Орловской и некоторых других областей. С этой целью осуществляется специализированное медицинское наблюдение в рамках Российского государственного медико-дозиметрического регистра, в банке данных которого находится информация на 550 тыс. человек, из них около 200 тысяч — ликвидаторы и свыше 300 тыс. — проживающие на наиболее загрязненных территориях.

Деятельность Регистра [2] позволила установить повышенный уровень заболеваемости среди ликвидаторов по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы. Особенно велики показатели заболеваемости эндокринной системы — в 10 раз и болезней системы кровообращения — в 4 раза. Согласно современным научным данным при дозах от 100 до 200 мЗв, которые характерны для ликвидаторов, участвовавших в работах в 1986—1987 гг., воздействие радиации на иммунную систему организма вызывает клинические эффекты, связанные с кровообращением и функционированием эндокринной системы. При этом отмечается тенден-

ция к повышению заболеваемости в наиболее молодой группе ликвидаторов, возраст которых на момент аварии составлял 20—25 лет.

Оценка онкологической смертности ликвидаторов показала, что группу наибольшего риска составляют участники ликвидации последствий аварии 1986—1987 гг. и получившие высокие дозы облучения, в среднем от 100 до 200 мЗв. Для этой категории лиц вероятность преждевременной смерти через 20 лет после чернобыльской катастрофы превышает среднестатистические показатели от лейкозов на 25%, от остальных форм рака на 30%.

Среди населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, также отмечается устойчивая тенденция к росту заболеваемости злокачественными новообразованиями. Установлено, что величина показателей заболеваемости раком щитовидной железы среди населения Брянской, Тульской и Орловской по отношению к населению России в целом имеет статистически достоверный рост в 2—2,5 раза. При этом риск заболеваемости раком щитовидной железы среди детей до 4 лет на момент облучения в 6—10 раз превышает риск для взрослого населения [2].

Наиболее серьезным последствием чернобыльской аварии является ухудшение психического здоровья пострадавших, которое характерно как для ликвидаторов, так и для населения, проживающего на загрязненных территориях. Потеря экономической стабильности в обществе и ожидание неблагоприятных последствий для своего здоровья на фоне возможных временных ухудшений самочувствия привели к нарушению физического и эмоционального баланса человека. В связи с этим показатели нарушения психического здоровья у ликвидаторов в 5 раз выше, а среди населения загрязненных территорий — в 2 раза выше по сравнению с аналогичными показателями в целом по России.

В дальнейшем представляется целесообразным обеспечить длительное медицинское наблюдение за выявленными группами повышенного риска, к которым относятся ликвидаторы, участвовавшие в работах на ЧАЭС в 1986— 1987 гг., и детское население загрязненных районов Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. Мероприятия по медицинской реабилитации граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, должны обеспечивать выявление скрытой патологии и заболеваний на ранней стадии, а также оказание своевременной профилактической и лечебной медицинской помощи.

2. Эколого-реабилитационные проблемы

Вторым по значимости негативным последствием чернобыльской аварии считается колос-

сальное по своим масштабам радиоактивное загрязнение территорий.

Радиоактивному загрязнению после аварии в России подверглись 2 млн. 955 тыс. га сельхозугодий, в том числе 171 тыс. га с плотностью 15 Ки/км2 и выше. В зоне с плотностью загрязнения свыше 15 Ки/км2 расположено 38 хозяйств, имеющих в общественном секторе 10 тыс. голов дойного стада, а также 55 населенных пунктов, где содержится более 11 тыс. коров. Многолетние наблюдения показывают, что 26 хозяйств относятся к разряду «неблагополучных», где периодически выявляются «грязные» молоко и мясо. К разряду «критических» относятся 18 хозяйств, где практически ежегодно регистрируются сверхнормативно загрязненные молоко, мясо и корма.

Около 30 тыс. га с уровнями загрязнений, превышающих 40 Ки/км2, были полностью выведены из хозяйственного использования, а население, проживающее в этой зоне, было отселено.

Проводимый радиационный мониторинг четко показывает, что изменение уровней загрязнения территорий происходит под влиянием следующих основных факторов:

• естественного распада радионуклидов;

• заглубления радионуклидов под действием природно-климатических процессов;

• перераспределения радионуклидов в почвенном слое за счет антропогенного воздействия.

При этом отсутствует измеряемый перенос радионуклидов между ландшафтными комплексами. В настоящее время темпы снижения уровней радиоактивного загрязнения почв стабилизировались и не превышают 3% в год.

Сохраняется необходимость проведения постоянного радиационного мониторинга лесной продукции. К настоящему времени общая площадь загрязненных лесов составляет 1 млн. га. Наибольшее загрязнение лесного фонда наблюдается в Брянской (2 285 тыс. га), Калужской (159 тыс. га), Тульской (107,6 тыс. га) и Орловской (93 тыс. га) областях, что составляет более 30% общей площади лесного фонда этих областей. Соблюдение принятых технологических условий и ограничений при заготовке позволяет в целом обеспечить нормативное содержание радионуклидов в пиломатериалах. В древесных ресурсах превышение нормативов начинает наблюдаться на территориях с плотностью загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/км2. На этих же площадях загрязнение пищевых продуктов леса, как правило, выше нормативного уровня.

На более чем 59 тыс. га лесов прекращена хозяйственная деятельность. Уход за лесом по специальной технологии проведен на 415 тыс. га, мероприятия по охране лесов от пожаров — на 1,4 млн. га, спецмероприятия по защите лесов от вредителей и болезней — на 865 тыс. га.

По оценкам специалистов, загрязнение леса продолжает нарастать за счет корневого поступления. По прогнозам, в ближайшие 10 лет надземная фитомасса 30-летних сосняков накопит 10% от общего запаса цезия, а затем начнет очищаться с периодом полувыведения около 30 лет.

Загрязнение воды и донных отложений практически во всех реках и водоемах не представляет опасности для водопользования. Исключение составляют несколько озер, в том числе озеро Кожановское (запасы цезия-137 около 100 Ки при площади зеркала 6,5 км2). Содержание цезия-137 в образцах рыбы из данного водоема многократно превосходит допустимые уровни.

Последствия облучения для растительного и животного мира были наиболее заметными в зонах отчуждения (уровни загрязнения свыше 40 Ки/км2). При высоких дозах облучения наблюдалась повышенный уровень гибели деревьев хвойных пород, обитающих в почве млекопитающих и беспозвоночных животных, снижается также репродуктивная функция у растений и животных. Вместе с тем с течением времени процессы естественного распада радионуклидов и заглубление их в почву позволили живым организмам оправиться от тяжелых радиационных последствий. В настоящее время произошло восстановление жизнеспособности биоты в зоне отчуждения. Более того, в условиях отсутствия активной хозяйственной деятельности в этих зонах численность популяций многих видов животных и растений выросла.

В целом следует отметить, что благодаря естественным процессам распада и миграции радионуклидов в почву и выполненным работам произошло существенное улучшение радиационной обстановки на всех территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. На слабозагряз-ненных землях Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Ленинградской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областей и Республики Мордовия радиационная обстановка полностью нормализовалась. Дальнейшее улучшение радиационной обстановки будет протекать крайне медленно с учетом длительности периода полураспада цезия-137.

3. Социально-экономические проблемы

Социально-экономические последствия чернобыльской аварии также беспрецедентны по своим масштабам. Для ее ликвидации потребовалась мобилизация значительных сил и средств Советского Союза. Только прямые затраты на ликвидацию последствий аварии на станции составили около 10 млрд. советских рублей. Общие

затраты на выплату компенсаций и льгот пострадавшим и ликвидацию последствий катастрофы из средств союзного бюджета в период с 1986 по 1991 годы составили боле 25 млрд. рублей [1].

После распада Советского Союза финансирование мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы осуществлялось в рамках федеральных целевых программ. В целом на реализацию данных программ было выделено около 250 млрд. рублей (в ценах 2000 года) [3]. В настоящее время ежегодно на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС из средств федерального бюджета выделяется около 300 млн. рублей и, дополнительно, около 100 млн. рублей выделяют бюджеты субъектов Российской Федерации [4]. Кроме того, ежегодно выделяется свыше 4 млрд. рублей на выплату льгот и компенсаций ликвидаторам и населению, проживающему на загрязненных территориях.

Отчуждение земель, имеющих высокий уровень загрязнения (40 Ки/км2 и более), привело к значительным экономическим потерям за счет вывода из хозяйственного оборота промышленных объектов, сельскохозяйственных и лесных угодий. Масштабное переселение населения с загрязненных территорий (свыше 25 тыс. чел.) и добровольный отток молодежи, квалифицированных рабочих и интеллигенции (около 50 тыс. чел.) способствовали ухудшению социально-экономической обстановки. Введение ряда запретительных и ограничительных мер в области ведения агропромышленного производства с целью снижения уровня загрязнения выращиваемой продукции привело к ее удорожанию, не-конкурентноспособности и как следствие к значительному сокращению производства. В целом для ряда территорий вести сельскохозяйственные работы в прежних объемах стало экономически нерентабельно.

Следует отметить, что около 90% всех средств, выделяемых для реализации мероприятий по «чернобыльским программам», расходовались и расходуются по двум основным разделам: «Охрана здоровья и медицинская реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию» (свыше 50% всего объема финансирования) и «Социально-экономическая реабилитация населения и территорий» (около 40% всего объема финансирования)

Реализация мероприятий по первому направлению деятельности позволила создать трехуровневую систему медицинского обеспечения населения. На первом уровне — сеть лечебно-профилактических учреждений районов, на втором — реабилитационные центры, специализированные больницы и санатории субъектов Российской Федерации, и третий уровень — 25 ведущих клиник страны. Создан Всероссий-

ский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России, оснащенный самым современным диагностическим оборудованием и способный оказывать помощь более чем 1500 больным в год. Функционируют 4 областных центра социально-психологической реабилитации.

В рамках второго направления деятельности финансовые средства расходуются на предоставление многочисленных льгот и компенсаций участникам работ по ликвидации на загрязненных территориях. Кроме этого, для переселения пострадавших выполнен большой объем жилищного строительства, в загрязненных районах построены новые объекты здравоохранения, социальной и производственной сферы. Для предприятий этих зон предоставлены экономические и налоговые льготы.

Масштабные денежные выплаты пострадавшим от аварии за счет средств федерального бюджета сыграли важную роль в поддержании жизненного уровня ликвидаторов и населения загрязненных территорий в условиях экономического кризиса. Вместе с тем анализ обоснованности произведенных затрат показал, что они слабо связаны с масштабами возможного ущерба. В мировой практике развитых стран мира выплаты льгот в первую очередь зависят от коллективной дозы облучения и составляют 10 тыс. долларов США в год для дозы 1 чел.Зв. В нашей стране затраты по этому показателю составляют 35 тыс. долларов США, что естественно превосходит экономические возможности государства в условиях становления рыночных отношений. Это вызвало необходимость корректировки части льгот и компенсаций, перехода от натуральных льгот к денежным выплатам. Принятие Государственной Думой в 2004 году непопулярного Федерального закона № 122 при всех сложностях его реализации позволило сформировать более экономичную систему льгот и компенсаций, которая может быть обеспечена бюджетом государства в полном объеме.

В дальнейшем при решении данных проблем, наряду с социальной защитой пострадавших от аварии, основные усилия необходимо направить на экономическое и общественное возрождение загрязненных территорий.

4. Нормативно-правовые проблемы

Наряду с негативным воздействием чернобыльской катастрофы на окружающую среду и экономику страны, решение проблем ликвидации ее последствий способствовало развитию нормативной правовой базы в области обеспечения радиационной безопасности. Следует отметить,

что до аварии на Чернобыльской АЭС практически отсутствовали правовые нормы обеспечения радиационной безопасности населения. Единственный нормативный документ, существовавший в то время, — Нормы радиационной безопасности (НРБ-76) устанавливал лишь дозовые ограничения и критерии принятия решений по защитным мероприятиям. Нормативное обеспечение проведения защитных и реабилитационных мероприятий осуществлялось путем издания специальных постановлений союзного и российского правительств.

В настоящее время правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения обеспечивается следующими нормативными документами:

• Федеральным законом от 09.01.96 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

• Федеральным законом от 25.11.96 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

• Нормами радиационной безопасности НРБ-99, СП 26.1.758-99;

• Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности, ОСПОРБ-99 СП-2.6.1.799-99.

Данные документы определяют правовые основы, основные принципы и нормы обеспечения радиационной безопасности населения, регламентируют требования по его защите от источников ионизирующего излучения. Опыт Чернобыля позволил уточнить допустимые пределы доз облучения для различных категорий населения с учетом многофакторного воздействия радиации, пределов годового поступления, среднегодовые объемные и удельные активности, а также обосновать критерии для принятия решений по мерам защиты населения на начальном периоде аварийной ситуации и критерии по отселению населения и по ограничению потребления пищевых продуктов на загрязненной территории.

Сформирована законодательная база для решения проблем по социальной защите населения, пострадавшего в результате радиационного воздействия. В 1991 году был принят закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в который были внесены существенные изменения и дополнения в 1995 и 2004 годах. Этот закон стал основой для принятия двух федеральных законов «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (1993 г.) и «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию

П

НР

вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (1995 г.).

Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы должно быть направлено на разработку общего технического регламента по вопросам ядерной и радиационной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании», а также на подготовку единого Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности ПО «Маяк», аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Разработка данного закона позволила бы с единых методологических, юридических и экономических позиций регламентировать дальнейшие мероприятия по реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию. Было бы логичным распространить действие будущего закона на граждан из подразделений особого риска.

5. Организационно-управленческие проблемы

Масштабность задач, решаемых в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, заставила руководство страны отказаться от традиционных форм управления с использованием органов и сил гражданской обороны, которые в те годы имели только военные органы управления, организационно входили в состав Министерства обороны и были нацелены в основном на решение задач по защите населения в условиях военных действий. Для руководства всеми работами была сформирована Правительственная комиссия во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР, которая направляла и координировала работу территориальных органов власти и более 40 министерств и ведомств. На уровне высшего руководства страны была сформирована оперативная группа Политбюро ЦК КПСС, которая решала нормативно-правовые вопросы и ключевые проблемы материально-технического, финансового и кадрового обеспечения. В республиках и областях были сформированы комиссии, которые осуществляли руководство силами, привлекаемыми для ведения работ в зоне аварии. Действиями войск в районе аварии руководили оперативные группы Министерства обороны, Начальника химических войск и Начальника Гражданской обороны СССР. В дальнейшем эти управленческие структуры стали прообразом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Уроки чернобыльской катастрофы наглядно продемонстрировали необходимость формирования государственной системы противодействия крупномасштабным катаклизмам. Трагедия Спитакского землетрясения ускорила принятие решения о создании такой системы. В 1989 году была сформирована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 1992 год явился годом создания РСЧС. Данная система объединила усилия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, всех сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по существу является национальной системой противодействия кризисным ситуациям.

В рамках РСЧС действует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, объединяющая более семи тысяч организаций и учреждений. В круглосуточном режиме действует система реагирования на чрезвычайные ситуации. Ее основу составляют войска гражданской обороны, Государственная противопожарная служба, поисково-спасательные службы, авиация МЧС России, силы Государственной инспекции по маломерным судам, специальные формирования министерств и ведомств. Для повышения оперативности реагирования организована деятельность единых диспетчерских служб во всех субъектах Российской Федерации. Сформирован механизм оказания международной помощи и поддержки в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в мире.

Дальнейшее совершенствование системы управления РСЧС направлено на создание Национального центра управления в кризисных ситуациях и формирование соответствующих центров управления в субъектах Российской Федерации, деятельность которых должна улучшить согласованность действий всех сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций.

6. Научно-технические проблемы

Научно-технические проблемы, решаемые в ходе преодоления чернобыльской катастрофы, носили комплексный, междисциплинарный характер и требовали для своего решения привлечения широкого круга ученых и специалистов. Решение многих проблем ускорило прогресс в различных отраслях науки и техники. Исследование процессов радиоактивного загрязнения окружающей среды после чернобыльской ава-

рии позволило достичь существенного прогресса в развитии методов радиационного мониторинга на базе применения современной техники и информационных технологий. Исследование закономерности миграции радионуклидов в природных средах позволяет составлять более достоверные прогнозы изменения радиационной обстановки.

Разработанные научные основы ведения агропромышленного производства на загрязненных территориях позволили прекратить производство продукции с превышением радиологических стандартов и снизить дозы внутреннего облучения для населения, проживающего на загрязненных территориях, не менее чем на 30—40%. Разработанная рациональная система лесопользования на загрязненных территориях предусматривает, с одной стороны, сохранение биоразнообразия и экологических функций лесов, а с другой стороны — активное ведение лесного хозяйства с получением радиационно безопасной древесины.

Наблюдения за состоянием здоровья сотен тысячлиц, подвергшихся облучению, позволило выявить многие основные закономерности влияния малых доз на организм человека. Используемые в настоящее время дозовые критерии и санитарно-гигиенические нормативы по радиационной защите получены на основе этих исследований.

Необходимость выполнения значительного объема работ по радиационному контролю способствовало достижению прогресса и в этой области. Были созданы массовые (бытовые) радиометры, новые образцы дозиметров, достоверно регистрирующих малые дозы облучения, экспресс-анализаторы изотопного состава, новое поколение средств наземной и воздушной ради-

ационной разведки с использованием геоин-формационных технологий, улучшена картография результатов измерений. Получили дальнейшее развитие средства индивидуальной защиты, в первую очередь газо-пылезащитные респираторы, специальнае защитная одежда от радиоактивных веществ, костюмы с автономным жизнеобеспечением, новое поколение медицинских средств радиационной защиты.

Особое развитие после чернобыльской аварии получили технологии и средства дезактивации. В Чернобыле впервые были апробированы различные робототехнические устройства для работы в особо опасных условиях. Наиболее эффективные технологии дезактивации представлены в таблице.

Заключение

Трагедия Чернобыля наглядно продемонстрировала ущербность технократического пути развития цивилизации. Был окончательно развеян миф о безопасности «мирного» атома. По масштабам экологических и экономических последствий чернобыльская катастрофа превзошла урон, нанесенный ядерными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. В этих городах в настоящее время полностью восстановлена инфраструктура и живут люди, в то время как вокруг Чернобыльской АЭС территория площадью около 30 тыс. га на долгие годы выведена из хозяйственного пользования. В то же время масштабность проблем, решаемых в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, способствовала формированию новых подходов к обеспечению техногенной безопасности, основанных на теории анализа и управления ри-

Таблица

Интегральные показатели различных способов дезактивации, используемых при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Объект дезактивации Способ дезактивации Коэффициент дезактивации

Высокозараженная местность Снятие верхнего слоя грунта 10—100

Внутренние помещения АЭС Обработка селективными комплексообразующими растворами 10—20

Нанесение снимаемых защитно-аккумулирующих покрытий 10—50

Грунтовые дороги Грейдирование 10—100

Техника Двухстадийный режим с использованием моющих растворов и водяного пара под давлением до 100 атм. 10—20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибрежная зона Предотвращение перехода радионуклидов в воде путем обработки сорбентами 10

Сельхозугодья Перепашка, внесение сорбентов, удобрений 3—5

Пылеобразующие участки местности Локализация радионуклидов с применением полимерных рецептур и латексов 100

П

ПР

ском. В настоящее время усилиями многих современных ученых сформулированы научные основы управления рисками. Квалифицированный учет рисков чернобыльской аварии и успешное внедрение достижений науки управления рисками позволит избежать столь масштабных катастроф в атомной энергетике.

Литература:

1. Чернобыль: пять трудных лет. /Сборник материалов о работах по ликвидации последствий на ЧАЭС. — М.: Издат, 1992.

2. Иванов В.К., Цыб А.Б. Медицинские последствия аварии на ЧАЭС для ликвидаторов и населения загрязненных радионуклидами территорий России: Прогноз и фактические данные национального регистра./ Глава книги «Чернобыль: 15 лет спустя». — М.: Контакт-культура, 2001.

3. Герасимова Н.В., Блинов Б.К., Зиборов А.М. Защита населения и реабилитация территорий пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС./ Глава книги «Чернобыль: 15 лет спустя», — М.: Контакт-культура, 2001.

4. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 г. — М.: МЧС России, 2005.

Литература по проблемам анализа риска

Ю.А. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

В книге изложены вопросы источников и рисков разливов нефти на суше, внутренних водоемах и в море вследствие аварий, чрезвычайных ситуаций природного характера, военных действий и террористических актов. Отражены требования международных и российских правовых актов в области борьбы с разливами нефти. Большое внимание уделено организации борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов с отражением требований планов ликвидации разливов нефти на суше и на море. Приведены рекомендации международной ассоциации представителей нефтяной промышленности в области организации борьбы с разливами нефти и конкретный опыт организации борьбы с аварийными разливами нефти в США.

В книге также описаны основные технологии и средства ликвидации разливов нефти.

Книга может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами разлива нефти, специалистам, главам администраций регионов и работникам органов управления гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организующих работы по предупреждению и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на территории России.

* ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.