Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО МИРА'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
преступность коррупционной направленности / сфера образования / новые технологии / цифровизация системы противодействия / факторы / детерминирующие преступность / эпоха цифровых технологий / совершенствование системы предупреждения / corruption-related crime / education / new technologies / digitalization of the counteraction system / factors determining crime / the era of digital technologies / improvement of the prevention system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Расул Ахмедович Гусейнгаджиев, Майя Гамидовна Диева

Показана одна из глобальных, сложно решаемых, социальных проблем современности – предупреждение преступности коррупционной направленности. На основе криминологического анализа определены особенности преступности коррупционной направленности в сфере образования в условиях цифрового мира. Криминологический анализ преступности коррупционной направленности в сфере образования нацелен на определение эффективных направлений противодействия данному явлению в условиях цифровой трансформации. Развитие цифровых технологий и их влияние на образование способствует внедрению таких инноваций и в правовую систему. Цель исследования – определение возможностей цифровых технологий в пресечении коррупционных проявлений в сфере образования. Рассмотрены возможности противодействия коррупционным схемам в условиях системного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере. Предложены некоторые направления совершенствования системы предупреждения преступности коррупционной направленности в сфере образования на основе анализа факторов, ее детерминирующих. В научном сообщении предложены изменения в законодательство, направленные на повышение эффективности уголовно-правовых норм, определяющих ответственность за коррупционные посягательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Corruption-Related Crime Prevention in the Field of Education in the Digital World

In the digital world, the emergence of organized crime in all spheres of life of the population is inevitable. The education system is no exception, as evidenced by numerous targeted studies. This article is also devoted to one of the global, difficult-to-solve, social problems of our time – the prevention of corruption-related crime. On the basis of the criminological analysis, the features of corruption-oriented crime in the field of education in the digital world are determined. The criminological analysis of the corruption-related crime in the field of education is aimed at identifying effective ways to counter this phenomenon in the context of digital transformation. With the development of digital technologies and their impact on education, it has contributed to the introduction of such innovations into the legal system, including the system of combating corruption-related crime in this area. In this regard, the purpose of the study is to determine the possibilities of digital technologies in suppressing corruption in the field of education. In accordance with the purpose of the study, the methods and directions of countering corruption-related crime using digital technologies are analyzed; the possibilities of countering corruption schemes in the context of the systematic introduction of information and communication technologies in the educational sphere are considered. The article suggests some directions for improving the corruption-oriented crime prevention system in the field of education based on the analysis of the factors that determine it, and taking into account the requirements and features of the digital age. In the digital world, the preventive role of criminal legislation is increasing. The article proposes amendments to the legislation aimed at improving the effectiveness of criminal law norms defining responsibility for corruption encroachments. At the same time, in the era of new technologies, socio-economic, moral and ideological measures play a primary role in the system of preventing corruptionoriented crime in the field of education. First of all, it is the improvement of the welfare of education workers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО МИРА»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 343.3; 343.8 Р01: 10.17277/ргауо.2023.04.рр.433-441

Показана одна из глобальных, сложно решаемых, социальных проблем современности - предупреждение преступности коррупционной направленности. На основе криминологического анализа определены особенности преступности коррупционной направленности в сфере образования в условиях цифрового мира. Криминологический анализ преступности коррупционной направленности в сфере образования нацелен на определение эффективных направлений противодействия данному явлению в условиях цифровой трансформации. Развитие цифровых технологий и их влияние на образование способствует внедрению таких инноваций и в правовую систему. Цель исследования - определение возможностей цифровых технологий в пресечении коррупционных проявлений в сфере образования. Рассмотрены возможности противодействия коррупционным схемам в условиях системного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере. Предложены некоторые направления совершенствования системы предупреждения преступности коррупционной направленности в сфере образования на основе анализа факторов, ее детерминирующих. В научном сообщении предложены изменения в законодательство, направленные на повышение эффективности уголовно-правовых норм, определяющих ответственность за коррупционные посягательства.

Ключевые слова: преступность коррупционной направленности; сфера образования; новые технологии; цифровизация системы противодействия; факторы, детерминирующие преступность; эпоха цифровых технологий; совершенствование системы предупреждения.

Расул Ахмедович Гусейнгаджиев, заместитель начальника отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции России

по Республике Дагестан, Махачкала, Россия;

rasik89@list.ru

Майя Гамидовна Диева, канд. юрид. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой «Безопасность и правопорядок», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; maychi1982@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО МИРА

Введение

Криминологические исследования направлены на поиск направлений совершенствования системы противодействия. Не являются исключением исследования, направленные на поиск наиболее действенных мер проти-

водействия преступности коррупционной направленности. Такая необходимость связана с тем, что «коррупция представляет общественно опасное, негативное социально-правовое явление, которое представляет угрозу не только национальной, общественной и экономической безопасности отдельных стран, но и системе межгосударственных связей» [11, с. 116]. Несмотря на снижение преступности в целом в Российской Федерации, официальная статистика показывает рост преступности коррупционной направленности, среди которой наиболее распространенным деянием стало получение взятки работниками сферы образования.

Обсуждение

Преступность коррупционной направленности в сфере образования является особо опасным явлением. Особая опасность коррупции в системе общего образования в том, что дети вовлекаются в данную сферу со школьной скамьи. Такое негативное явление способствует неправильной социализации подрастающего человека, у которого складывается мнение о насилии коррупции во всех институтах общества. В связи с этим можно прийти к выводу, что коррупция в системе общего образования грозит национальным интересам российского государства. «Именно коррупция стала основным препятствием в развитии системы общего образования и для повышения его качества» [2, с. 15].

Преступность коррупционной направленности в сфере образования имеет те же черты, как во всех других сферах, и поэтому противостоять данному явлению необходимо комплексно. В эпоху цифровых технологий система противодействия особо не меняется, хотя они «создают беспрецедентные возможности для изменения модели антикоррупционной политики со смещением акцентов <...> в пользу разработки механизмов технической невозможности, экономической несостоятельности и нецелесообразности коррупционных действий, связей и отношений» [4, с. 52]. В первую очередь, меры, направленные на минимизацию коррумпированных преступлений, должны быть ориентированы на изменение объективных социальных условий, способствующих данным проявлениям, а также на формирование личности с правомерным поведением, учитывая, что сфера образования обеспечивает нравственно-этическую основу общества, физическое и духовное развитие подрастающего поколения.

В цифровом обществе, прежде всего, первостепенное значение в системе противодействия преступности коррупционной направленности в сфере образования имеют социально-экономические меры, которые направлены на улучшение жизнедеятельности работников данной области. Важным социально-экономическим направлением системы противодействия преступности коррупционной направленности в сфере образования является последовательное решение проблемы социальной защищенности педагогических работников и улучшение их жизнедеятельности.

Как известно, во многих субъектах Российской Федерации на региональном уровне федеральные власти начали многомасштабную борьбу с преступлениями коррупционной направленности в разных областях жизни. Но, без создания благоприятных условий жизнедеятельности педагогических работников невозможно снизить уровень преступности в сфере образования. Возникает необходимость создания экономической безопасности для реализации педагогических проектов. В этой связи пе-

дагогические работники должны находиться в экономически безопасном положении.

В рамках организационно-управленческого направления противодействия преступности коррупционной направленности в сфере образования можно выделить организацию четкого учета и отчетности в данной области. Как известно, многие преступления совершаются при реализации национальных проектов в сфере образования. В связи с этим в теории профилактики преступлений своевременно указывают на необходимость «формирования новой системы государственного управления в социальной сфере, субъекты которой непосредственно сосредоточены на оперативном и качественном решении стратегических и проблемных вопросов, возникающих при реализации национальных проектов» [9, с. 25], в том числе в сфере образования.

В рамках организационно-управленческой разновидности противодействия преступности коррупционной направленности в сфере образования исследователи [7, 12, 13] совершенно справедливо предлагают использовать информационные технологии блокчейн. «Программные решения, которые используются в настоящее время, носят централизованный характер. Обработка информации в таких системах происходит централизованно, то есть через единый центр работы с информацией. Поэтому существующие информационные технологии призваны снизить коррупционные риски» [7, с. 63]. Благодаря блокчейну создается прозрачная и подотчетная система, в которой вся информация находится на виду. Помимо этого, блокчейн помогает отследить денежные потоки и их источники.

В последние десятилетия, в период зарождения и развития цифровых технологий, ученые изучают проблему использования искусственного интеллекта в сфере выявления и пресечения фактов коррупционных сделок, «экспериментируя с разнообразными подходами на стыке больших данных и алгоритмов комбинаторики, с одной стороны, и феноменов психологии и социологии, с другой, регистрируя латентные факторы, обуславливающие негативные влияния на общество и экономику» [5, с. 241]. Возможности искусственного интеллекта неограниченны при выявлении закономерностей, указывающих на коррупционные схемы. Таким образом, «данный метод является инструментом выявления и противодействия коррупции» [5, с. 243].

В системе правовых мер противодействия преступности коррупционной направленности в сфере образования особую роль играет взыскание незаконно полученной выгоды. В этом ракурсе эффективно предупредительным средством является конфискация имущества.

По мнению многих исследователей, восстановление в отечественном законодательстве конфискации имущества в качестве вида уголовного наказания сыграет положительную роль в решении проблем противодействия коррупции в стране. И, на наш взгляд, конфискация имущества при совершении преступлений коррупционной направленности является эффективным сдерживающим фактором противодействия данным деяниям во многих зарубежных государствах. Поэтому следует включить все преступления коррупционной направленности в ст. 104.1 УК РФ. В. В. Аста-нин справедливо предлагает «расширить перечень преступлений

(ст.ст. 201, 285.1, 289, 291 УК РФ), в случае совершения которых может применяться конфискация имущества в соответствии со статьей 104.1 УК РФ» [1, с. 13].

Несмотря на то что в составы преступлений коррупционной направленности внесены определенные изменения, в данных уголовно-правовых нормах остались законодательные пробелы. На недочеты законодателя указывают ученые, одновременно предлагая пути их исправления. По мнению А. Е. Лебедева, «среди недостатков действующего уголовного законодательства можно выделить неоправданное сужение круга субъектов коррупционных преступлений» [6, с. 194]. А. И. Мизерий обосновывает необходимость «введения уголовной ответственности для других категорий лиц, учитывая, что большинство простых граждан, непосредственно обращаются с рядовыми государственными и муниципальными служащими (главными, ведущими специалистами и т.д.), не относящимися к категории должностных лиц» [8, с. 175]. По мнению А. Е. Лебедева, можно устранить данный пробел, если указать «после слов "должностным лицом" фразу "государственным служащим или служащим органов местного самоуправления"» [6, с. 195].

По нашему мнению, необходимо внести некоторые изменения в ст.ст. 204, 290, 291.1 и 291.2 УК РФ для совершенствования системы защиты интересов государственной власти. В преступлениях коррупционной направленности следует в качестве квалифицирующего обстоятельства указать «лицом, занимающим руководящую должность», в качестве особо квалифицирующего обстоятельства - «лицом, имеющим судимость за совершение преступлений коррупционной направленности».

В целях устранения трудностей в следственной и судебной практике при квалификации преступлений коррупционной направленности следует уточнить предмет взятки. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом может быть незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав» [14]. Как правильно отмечают исследователи, в некоторых случаях предметом взятки выступает помощь в устройстве на работу, учебу, открывающие перспективы характеристики. Поэтому, важно «в качестве единого предмета взяточничества и коммерческого подкупа следует закрепить не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды, услуги или работы имущественного характера, но и разнообразные выгоды и услуги неимущественного характера» [6, с. 194].

Следует отметить, что в рамках правовых мер противодействия преступности коррупционной направленности в сфере образования важное значение имеет и формирование антикоррупционной культуры. Правда, невозможно формировать антикоррупционную культуру на основе уголовно-правовых и административных санкций. «Альтернативой здесь становится поиск технологий "мягкой силы" последовательно реализуемых в правовой антикоррупционной политике. В проекте "мягкой силы", основанном на смарт-технологиях информационного общества, можно говорить о постепенном формировании принципиально новой модели антикоррупционной правовой политики» [4, с. 56], направленной на воспитание антикоррупционной культуры. Как правильно отмечают ученые, ан-

тикоррупционная культура должна воспитывать нетерпимость коррупции во всех сферах нашей жизни.

В свою очередь, формирование антикоррупционной культуры определено в качестве основной меры по профилактике коррупции в ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Существенный сдвиг в системе профилактики коррупции в сфере образования начался с принятия Правительством РФ Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся (распоряжение от 29 января 2019 г. № 98-р). Особенно импонирует перечень мероприятий, обозначенных в Программе, для формирования антикоррупционной культуры. Данная Программа регламентирует организационные основы просветительской деятельности в обозначенной сфере с использованием возможностей цифрового мира. «Цифровые технологии позволяют реализовать ранее недоступные в публичном управлении и правовом регулировании организационные, стимулирующие, ограничительные меры, эффективность которых принципиально выше традиционных методов антикоррупционной политики» [4, с. 56].

В системе формирования антикоррупционного формирования весомое значение имеет распоряжение Минобрнауки России от 14.12.2021 № 475-р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы», согласно которому в каждом образовательном учреждении составляется свой план антикоррупционного просвещения учащихся. Соглашаясь с мнением ученых, отметим, что именно антикоррупционное образование формирует осведомленность граждан в вопросах, связанных с коррупцией. Как отмечает В. А. Номоконов, нетерпимость к коррупции «формируют не только обнародование коррупционных фактов и сообщения о наказании коррупционеров, но и личный пример руководителей страны, регионов, вузов и т.д.» [10, с. 47]. К сожалению, трудно формировать антикоррупционное сознание у подрастающего поколения, когда заражены коррупцией почти все слои общества, особенно высшие эшелоны власти.

В рамках исследования обращаем внимание на положительный опыт некоторых вузов по формированию антикоррупционной культуры. В институте права и управления ГАОУ ВО «МГПУ» функционирует проект по формированию антикоррупционной культуры у подрастающего поколения. По сообщению организаторов в соответствии с основными задачами в рамках проекта «Школа права» проводятся уроки и правовые кве-сты по правовым темам среди учащихся общеобразовательных организаций в целях формирования антикоррупционной культуры. Такие мероприятия проводятся совместно с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, «которые заинтересованы в формировании антикоррупционной культуры у подрастающего поколения» [3, с. 8].

Заключение

Резюмируя изложенное, отметим, что главную роль в системе противодействия преступности коррупционной направленности в сфере образования играет правовое образование и просвещение граждан, формирование у них уважительного отношения к закону, антикоррупционной культуре, способствующей неприятию коррупционных отношений. Никакие

меры противодействия не способны привести к положительным результатам, «если не изменить коррупционный климат в обществе, не проводить просветительскую работу с общественностью и постепенно не преодолевать коррупционную установку» [2, с. 18]. Помимо главного вывода, мы пришли к некоторым другим предположениям на основе проведенного исследования преступности коррупционной направленности в сфере образования.

1. Преступность коррупционной направленности в сфере образования -это социальное высоколатентное явление, связанное с подкупностью работников данной системы, имеющее негативные последствия для общества.

2. Организация системы профилактики преступления коррупционной направленности в сфере образования в рамках социально-экономических и организационных мер включает: а) минимизацию негативных последствий экономических кризисов на сферу образования; б) реализацию поэтапных региональных систем социального контроля за расходованием средств в сфере образования; в) сотрудничество и координацию всех специализированных и неспециализированных субъектов профилактики преступлений коррупционной направленности в сфере образования; г) усиление контроля за расходованием средств при реализации крупных проектов для развития системы образования; д) совершенствование системы повышения квалификации работников системы образования; е) совершенствование системы правовой и виктимологической пропаганды в целях снижения преступлений коррупционной направленности в сфере образования.

3. В рамках правовых мер противодействия преступности коррупционной направленности следует:

- внести некоторые изменения в ст.ст. 204, 290, 291.1 и 291.2 УК РФ для совершенствования системы защиты интересов государственной власти;

- указать в ст.ст. 204, 290, 291.1 и 291.2 УК РФ в качестве квалифицирующего обстоятельства «лицом, занимающим руководящую должность», в качестве особо квалифицирующего обстоятельства - «лицом, имеющим судимость за совершение преступлений коррупционной направленности»;

- считать предметом преступлений, предусмотренных ст.ст. 204, 290, 291.1 и 291.2 УК РФ, помимо денег, ценных бумаг, иного имущества, выгоды, услуг или работы имущественного характера, также выгоды и услуги неимущественного характера.

- восстановить конфискацию имущества как уголовное наказание;

- включить все преступления коррупционной направленности в ст. 104.1 УК РФ.

Список литературы

1. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 37 с.

2. Зиядова Д. З. Коррупция в системе образования как следствие социального кризиса // Антикоррупционная политика в сфере образования: практика применения и перспективы развития: науч. тр. (Москва, 25 декабря 2015 г.). Саратов, 2015. № 6. С. 15 - 19.

3. Коррупция: понятие, виды и ответственность: учеб. пособие / В. М. Алиев, В. И. Гладких, Р. С. Данелян [и др.]. 2-е изд. М.: Книгодел, 2021. 64 с.

4. Кравченко А. Г., Овчинников А. И., Мамычев А. Ю., Воронцов С. А.

Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 52 - 63. doi: 10.7256/ 2454-0595.2020.6.33458

5. Крылова Д. В., Максименко А. А. Использование искусственного интеллекта в вопросах выявления и противодействия коррупции: обзор международного опыта // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 241 - 254. doi: 10.24412/2070-1381-2021-84-241-255

6. Лебедев А. Е. Коррупция: законодательные пробелы и пути их преодоления // Бизнес в законе. 2007. № 4. С. 192 - 194.

7. Маринкин Д. Н., Плотников Р. В. Информационные технологии блок-чейн как способ борьбы с коррупцией в современной России // Вестник Прикам-ского социального института. 2019. № 1(82). С. 61 - 64.

8. Мизерий А. И. Уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупцией // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: сб. ст. по материалам Междунар. конф. (Н. Новгород, 6 - 8 дек. 2000 г.). Н. Новгород, 2001.

9. Мышко Ю. А. Реализация приоритетных национальных проектов в социальной сфере // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 6. С. 25 - 27.

10. Номоконов В. А. Коррупциогенные факторы в сфере образования // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: сб. науч. статей по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума (Красноярск, 26-27 декабря 2018 г.). Красноярск, 2019. С. 42 - 47.

11. Рарог А. И. Борьба с коррупцией и качество уголовного закона // Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного закона: сб. материалов Первой Всерос. науч.-практ. конф. 2014. С. 115 - 122. Текст: электронный. URL: https://studref.com/578467/pravo/rarog_borba_korruptsiey_kachestvo_ugolovnogo_ zakona (дата обращения: 01.12.2023).

12. Сафонова С. Г., Кочуев Н. М. Коррупция как социально-экономическая проблема современного общества // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2018. № 2-2(28). С. 61 - 63.

13. Шарков Ф. И., Захарова В. И., Овчиев Р. М. Информационно-коммуникационные механизмы борьбы с коррупцией // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1 (92). С. 124 - 128.

14. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019). URL: vsrf.ru>documents/own/8355/ (дата обращения: 23.08.2023).

References

1. Astanin V.V. PhD of Doctor's thesis (Law), Moscow, 2009, 37 p. (In Russ.)

2. Ziyadova D.Z. Antikorruptsionnaya politika v sfere obrazovaniya: praktika primeneniya i perspektivy razvitiya: nauch. tr. [Anti-corruption policy in the field of education: practice of application and development prospects: scientific. tr.], (Moscow, 25 December 2015), Saratov, 2015, no. 6, pp. 15-19. (In Russ.)

3. Aliev V.M., Gladkih V.I., Danelyan R.S. [et al.]. Korrupciya: ponyatie, vidy i otvetstvennost': uchebnoe posobie [Corruption: concept, types and responsibility: textbook. allowance], 2-e izd., Moscow: Knigodel, 2021, 64 p. (In Russ.)

4. Kravchenko A.G., Ovchinnikov A.I., Mamychev A. Yu., Vorontsov S.A. [The use of digital technologies in the field of anti-corruption], Administrativnoye i munitsipal'noye pravo [Administrative and municipal law], 2020, no. 6, pp. 52-63. doi: 10.7256/2454-0595.2020.6.33458 (In Russ., abstract in Eng.)

5. Krylova D.V., Maksimenko A.A. [The use of artificial intelligence in identifying and combating corruption: a review of international experience], Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik [Public Administration. Electronic newsletter], 2021, no. 84, pp. 241-254. doi: 10.24412/2070-1381-2021-84-241-255 (In Russ., abstract in Eng.)

6. Lebedev A.Ye. [Corruption: legislative gaps and ways to overcome them], Biznes v zakone [Business in law], 2007, no. 4, pp. 192-194. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Marinkin D.N., Plotnikov R.V. [Blockchain information technologies as a way to combat corruption in modern Russia], Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta [Bulletin of the Prikamsky Social Institute], 2019, no. 1(82), pp. 61-64. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Mizeriy A.I. Korruptsiya v organakh gosudarstvennoy vlasti: priroda, mery protivodeystviya, mezhdunarodnoye sotrudnichestvo: sb. st. po materialam Mezhdunar. konf. [Corruption in government bodies: nature, countermeasures, international cooperation: collection. Art. based on materials of the International. conf.] (N. Novgorod, 6-8 December 2000). N. Novgorod, 2001. (In Russ.)

9. Myshko Yu.A. [Implementation of priority national projects in the social sphere], VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2006, no. 6, pp. 25-27. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Nomokonov V.A. Aktual'nyye voprosy protivodeystviya korruptsii v sfere obrazovaniya: sb. nauch. statey po materialam IV Sibirskogo antikorruptsionnogo foruma [Current issues of combating corruption in the field of education: collection. scientific articles based on materials from the IV Siberian Anti-Corruption Forum], (Krasnoyarsk, 26-27 December 2018), Krasnoyarsk, 2019, pp. 42-47. (In Russ.)

11. Available at: https://studref.com/578467/pravo/rarog_borba_korruptsiey_ kachestvo_ugolovnogo_zakona (accessed 01 December 2023).

12. Safonova S.G., Kochuev N.M. [Corruption as a socio-economic problem of modern society], Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Don State Agrarian University], 2018, no. 2-2(28), pp. 61-63. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Sharkov F.I., Zaharova V.I., Ovchiev R.M. [Information and communication mechanisms for combating corruption], Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie [Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management], 2018, no. 1(92), pp. 124-128. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Available at: vsrf.ru>documents/own/8355/ (accessed 23 August 2023).

Problems of Corruption-Related Crime Prevention in the Field of Education in the Digital World

R. A. Gusengadzhiev, Deputy Head of the Department for Regional Legislation and Registration of Charters of Municipal Entities of the Office of the Ministry of Justice of Russia for the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia,

rasik89@list.ru

M. G. Dieva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Acting Head of the Department of Security and Law and Order, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

maychi1982@mail.ru

In the digital world, the emergence of organized crime in all spheres of life of the

population is inevitable. The education system is no exception, as

evidenced by numerous targeted studies. This article is also devoted to

440

ПРАВО: McropMfl u coBpeMeHHOCTb. T. 7, № 4. 2023

one of the global, difficult-to-solve, social problems of our time - the prevention of corruption-related crime. On the basis of the criminological analysis, the features of corruption-oriented crime in the field of education in the digital world are determined.

The criminological analysis of the corruption-related crime in the field of education is aimed at identifying effective ways to counter this phenomenon in the context of digital transformation. With the development of digital technologies and their impact on education, it has contributed to the introduction of such innovations into the legal system, including the system of combating corruption-related crime in this area. In this regard, the purpose of the study is to determine the possibilities of digital technologies in suppressing corruption in the field of education. In accordance with the purpose of the study, the methods and directions of countering corruption-related crime using digital technologies are analyzed; the possibilities of countering corruption schemes in the context of the systematic introduction of information and communication technologies in the educational sphere are considered.

The article suggests some directions for improving the corruption-oriented crime prevention system in the field of education based on the analysis of the factors that determine it, and taking into account the requirements and features of the digital age. In the digital world, the preventive role of criminal legislation is increasing. The article proposes amendments to the legislation aimed at improving the effectiveness of criminal law norms defining responsibility for corruption encroachments. At the same time, in the era of new technologies, socio-economic, moral and ideological measures play a primary role in the system of preventing corruption-oriented crime in the field of education. First of all, it is the improvement of the welfare of education workers.

Keywords: corruption-related crime, education, new technologies, digitalization of the counteraction system, factors determining crime, the era of digital technologies, improvement of the prevention system.

© Р. А. Гусейнгаджиев, 2023 © М. Г. Диева, 2023

Статья поступила в редакцию 21.10.2023

При цитировании использовать:

Гусейнгаджиев Р. А., Диева М. Г. Проблемы предупреждения преступности коррупционной направленности в сфере образования в условиях цифрового мира // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 4. С. 4з3 - 441. doi: 10.17277/pravo.2023.04.pp.433-441

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.