Научная статья на тему 'Проблемы, предпосылки, условия партнерства государства и частного сектора в экономике'

Проблемы, предпосылки, условия партнерства государства и частного сектора в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА / КОНЦЕССИИ / ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ / МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ / КОНТРАКТАЦИЯ / PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND THE PRIVATE SECTOR CONCESSION / THE OWNERSHIP OF INFRASTRUCTURE FACILITIES / THE MODEL OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / THE ORGANIZATIONAL ECONOMIC MANAGEMENT MODEL PARTNERSHIPS / CONTRACTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерофеев П. Ю.

Рассматриваются вопросы партнерства государства и частного сектора. Освещены проблемы прав собственности на инфраструктурные объекты, условия концессии и контрактация выполнения функций федерального, регионального или муниципального учреждения частным подрядчиком. Рассмотрена модель государственно-частного партнерства и организационно-экономическая модель управления партнерскими отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems, prerequisites, conditions of partnership between the state and the private sector in the economy

The article is devoted partnership of public and private sector. Covers the problems of ownership of infrastructure facilities and conditions for concession and contracting functions of federal, regional or local government agency to private. Considers a model of public-private partnerships and organizational economic management model partnership.

Текст научной работы на тему «Проблемы, предпосылки, условия партнерства государства и частного сектора в экономике»

П. Ю. Ерофеев1

ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ

Актуальность партнерства государства и частного сектора в экономическом возрождении России обусловлена необходимостью стимулирования развития производства, наполнения рынка товарами, наиболее полно удовлетворяющими потребности населения. В активно развивающейся российской экономике по мере роста общественных потребностей все сильнее ощущается недостаточность возможностей бюджетного финансирования крупных строительных проектов, реализация которых вследствие их масштабности и социальной значимости не может быть осуществлена предпринимательскими структурами без участия государства [1].

В сложившейся экономической ситуации прямое государственное участие в таком процессе и тем более его координацию предпочтительно осуществлять посредством государственно Пчастного партнерства (ГЧП), так как устойчивое развитие страны напрямую зависит от рационального и эффективного взаимодействия ее экономических агентов. Сферы применения институциональных форм ГЧП разнообразны. Сотрудничество государства и бизнеса может проходить в рамках различных организационных структур, с разнообразным диапазоном задач и компетенций. На способность к кооперации влияют следующие факторы:

• проработанная и адаптированная законодательная база;

• система взаимосвязей между всеми кооперирующимися объектами;

• финансовая поддержка со стороны рынка и государства;

• методы комплексной оценки результативности;

• результативность (эффективность) отношений.

В России наиболее яркими представителями системы взаимодействия являются наукограды. В систему государственных научных центров входят 60 организаций. Многие из них относятся к сфере высоких технологий и выполняют фундаментальные исследования для родовых технологий. Некоторые пытаются заниматься маркетингом своей научно-технической продукции. В России действуют также почти 70 инновационно-технологических центров, главная функция которых - поддержка малых предприятий. Несмотря на это, система взаимодействия государства и бизнеса остается не развитой [2, 8].

В то же время все ведущие экономисты настаивают на необходимости концентрации усилий государства и бизнеса на освоении новых конкурентоспособных технологий и продуктов, перехода к инновационному развитию страны, повышения роли и ответственности государства за выбор и реализацию стратегии, за содействие повышению инновационной активности предпринимателей. Только на этой основе можно обеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития [9, 10]. Для решения указанной проблемы требуется объединение государственной собственности, ресурсов отечественного и иностранного капитала с передовой зарубежной техникой, технологией, культурой производства и управления. Одним из таких мероприятий институционального характера является партнерство государства и частного сектора [4]. Особое значение оно имеет для отраслей строительства, производственной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности и остро нуждающихся в инвестициях.

Для строительства крупных объектов как в развитых, так и в развивающихся странах обычно объединяются мощные частные строительные, финансовые, проектные, инвестиционные и иные компании. Наряду с национальными фирмами привлекаются и иностранные участники. В состав учредителей таких компаний, как правило, входят государственные, территориальные и муниципальные органы власти. Иногда они

1 Главный инженер ООО «Югорскремстройгаз», канд. экон. наук. E-mail: p.erofeev@rsgaz.ru

располагают контрольным пакетом акций, что позволяет государству не только оказывать финансовую помощь проекту, но и осуществлять эффективный внутренний контроль за ходом его реализации. Чем крупнее и значимее проект, тем, как правило, большую роль в нем играет государство. Чаще всего государство поручает частной компании полное управление своим объектом на условиях концессии, долгосрочного инвестиционного контракта и т. п. При этом оно оставляет за собой контрольные функции в рамках действующего законодательства и договора с частной компанией [12].

Идея государственно-частного партнерства была сформулирована в экономической программе Правительства Российской Федерации в середине 2004 г. Было принято решение о создании нескольких крупных национальных проектов в области ТЭК, сельского хозяйства, транспорта и др., основанных на ГЧП. По замыслу ГЧП должно было стать одним из наиболее значимых механизмов реализации задачи по удвоению ВВП за 10 лет.1 Данная позиция была поддержана Президентом РФ в его ежегодных посланиях.

В рамках ГЧП разделение обязанностей между государством и частным капиталом может варьироваться [4] от исполнения негосударственными компаниями функций подрядчика до полной передачи отдельных видов государственной деятельности в частные руки. При этом государство перекладывает часть рисков на компании частного сектора, одновременно пользуясь опытом и творческими возможностями последнего. Дополнительным преимуществом такого партнерства для государства может быть сокращение потребностей в бюджетном финансировании проектов. В свою очередь, частные компании получают новых заказчиков и потребителей или даже целые рынки сбыта, обычно более стабильные по сравнению с традиционными рыночными нишами.

Подобные проекты чаще всего являются инфраструктурными: строительство дорог, инженерных коммуникаций, систем утилизации отходов; предоставление информационных, коммунальных и медицинских услуг; возведение зданий и спортивных сооружений. Это обусловлено тем, что инфраструктурные услуги являются наиболее приближенными к рыночным среди всех функций государства. Существуют и другие примеры партнерства, когда частные компании берутся, например, за операционную деятельность в местах заключения; предпродажную подготовку активов, предназначенных для приватизации; управление энергосбережением в государственных структурах и т. д. Ожидаемый экономический эффект от применения модели ГЧП в той или иной отрасли напрямую зависит от формы партнерства. На первое место здесь выходит правильный выбор формы ГЧП для конкретного проекта.

ГЧП позволяет решить задачи:

• создания благоприятных условий для развития корпоративного сектора экономики;

• увеличения объемов инвестиций частного сектора;

• развития отдельных отраслей экономики, как правило, не являющихся на данный момент привлекательными;

• развития общей инфраструктуры экономики.

Одним из принципиальных вопросов при осуществлении такой схемы привлечения частного капитала являются права собственности. Государство должно законодательно определить, какие объекты производственной инфраструктуры остаются в государственной собственности, а какие могут быть приватизированы или переданы на долгосрочной основе в аренду, доверительное управление, концессию частному сектору.

Сегодня в одном из главных законодательных актов России - Законе о естественных монополиях - даже не затрагивается основной вопрос любой хозяйственной деятельности - о праве собственности. В нем не вводятся и не используются такие основополагающие для естественных монополий понятия, как государственная собственность и федеральная собственность. В то же время он регулирует деятельность в сферах, которые де-факто находятся в государственной собственности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по

1 www.govement.ru

магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Закон не регламентирует передачу в частную собственность объектов естественных монополий и не оговаривает соответствующие процедуры.

В определенной мере этот пробел восполнен в Земельном кодексе РФ (2001 г.). В нем сказано (ст. 87, п. 4.): «Земли промышленного и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью». Таким образом, Земельный кодекс однозначно закрепил земельные участки, занятые объектами производственной инфраструктуры, в федеральной собственности.

Недропользование в России регулируется законами о недрах и о разделе продукции. Однако, согласно Закону о разделе продукции, частная компания имеет право построить свой трубопровод (ст. 12, п. 2), а Закон о недрах такого права не предоставляет.

Отсутствие законодательно оформленного права собственности (частной, государственной, смешанной) на инфраструктурные объекты, неурегулированность передачи этих прав от государства частным компаниям объективно становится принципиальным и пока непреодолимым препятствием на пути приватизации этих отраслей или их сегментов.

Страна в целом, власть, бизнес и общество в России очень слабо готовы к партнерским отношениям в сфере производственной инфраструктуры: отсутствует комплексная подготовка институциональной основы концессий, не разрабатывается концепция, нет четкого представления о путях перехода на концессионные формы хозяйствования и возможных социально-экономических последствиях. В то же время экономический потенциал партнерств и концессий в России высокий.

В качестве приоритетных направлений концессионной политики при реформировании производственной инфраструктуры и естественных монополий в России должны рассматриваться существующие, незавершенные строительством и новые объекты производственной инфраструктуры:

• автомагистрали, мосты, туннели, путепроводы;

• строящиеся железнодорожные ветки (в основном, к новым месторождениям);

• малодеятельные железнодорожные линии;

• пригородные железнодорожные перевозки;

• инфраструктура морских портов и аэропортов;

• магистральные газо- и нефтепроводы;

• системы энергосбережения и т. д.

При этом основополагающим условием является сохранение их в государственной собственности и создание системы регулирования и контроля деятельности концессионных компаний органами государственной власти.

Россия остро нуждается в достаточно полной законодательной базе, делающей партнерства, в частности концессии, легитимными. Это может быть комплекс законодательных актов по управлению государственной собственностью, а также ряд отраслевых законов, таких, как, например, обсуждаемые в течение многих последних лет законы о морских портах, о трубопроводном транспорте, об энергосбережении, о строительстве инфраструктуры и др.

Упомянутые выше концессионные соглашения являются одной из современных форм реализации модели государственно-частного партнерства. В июле 2005 г. принят федеральный закон «О концессионных соглашениях», призванный регулировать отношения,

возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливающий гарантии прав и законных интересов сторон. Закон распространяется и на те имущественные объекты, которые не могут быть приватизированы. Концессия подразумевает сохранение права собственности государства на имущественный объект и передачу его в эксплуатацию частному лицу на 99 лет. Согласно закону, на условиях концессии могут быть переданы объекты ЖКХ, дорожная, придорожная, инженерная инфраструктура, инфраструктура энергосбережения, а также объекты образования и здравоохранения. Концессионное соглашение может быть заключено между концессионером и государством только в отношении государственного имущества. Если имущество находится в совместной собственности, то до его передачи в концессию необходимо оформить исключительные права собственности государства на передаваемый объект. Дополнением к концессии служит система управления концессионным процессом и создание организационно-экономической модели управления партнерскими отношениями, включающей:

• органы законодательной и исполнительной власти, в ведении которых находятся

вопросы партнерства и концессий, выдачи соответствующих контрактов, надзора и

контроля за деятельностью концессионных предприятий;

• финансово-экономические институты, обеспечивающие инвестирование в концессии;

• независимые организации, осуществляющие экспертизу концессионных проектов;

• управляющие компании;

• отраслевые и иные ассоциации, фонды, объединения и т. п.

Для России концессионная модель партнерства государства и частного сектора является исторически, экономически и социально приемлемой, соответствует менталитету нации, хозяйственному укладу и современному этапу развития страны. Примером могут служить законодательство и подзаконные акты периода НЭПа. В то время в сферу концессионной деятельности Советской России пришли профессионалы - носители опыта и информации о концессиях царской России, обладающие знаниями об организации концессионной деятельности в изменившихся экономических условиях, способные адаптировать старые нормативные акты к новой системе экономических отношений. Это позволило в короткие сроки реализовать концессионные проекты.

Сегодня слоя, обладающего такими интеллектуальными знаниями, в России нет. Поэтому представляется необходимым создание специального органа, способного объединить разрозненные силы ученых-экономистов, политиков, юристов-международников, хозяйственников и практиков отечественного бизнеса. Такой орган должен быть достаточно самостоятельной и полномочной структурой по типу Государственного концессионного комитета периода НЭПа. Другим путем решения этой проблемы является законодательное закрепление указом Президента РФ факта создания специальной институциональной структуры - временного межотраслевого комитета или комиссии для проведения мероприятий по введению концессионных форм управления государственной собственностью - Концессионной комиссии при Президенте РФ.

По масштабам, глубине и степени проникновения в систему хозяйственных отношений партнерство государства и бизнеса можно сравнить с приватизационными процессами, поскольку его объектом в России уже в ближайшее время могут стать организации отраслей производственной и социальной инфраструктуры, естественные монополии, недра, лесные богатства и муниципальная собственность. И от того, насколько полными и непротиворечивыми будут законодательная база, институциональная среда [4], экономическая и организационная проработка всех аспектов этой проблемы, во многом зависят успех или неудача намечающегося крупного социально-политического и экономического преобразования хозяйственных отношений в России. Реализовать идею крупномасштабного инвестиционного рывка - привлечения в промышленность и инфраструктуру России в течение последующих 10-12 лет отечественного и иностранного

капитала, технологий, передового мирового опыта, - можно только на основе международно-правового режима концессий и других форм партнерства, как это сделали Китай, Индонезия и другие страны АТР [13].

В современной экономике формы партнерства государства и частного сектора связаны прежде всего с процессом реструктуризации. Поэтому некоторые ученые считают, что оно представляет, по сути, косвенную приватизацию. Другие подчеркивают, что ГЧП не имеет никакого отношения к приватизации, и выделяют его в самостоятельную категорию [6, 15]. Основным аргументом последней группы авторов является тезис о том, что во взаимоотношениях частного сектора и государства приоритетом является не передача государственной собственности частному бизнесу, а создание условий для экономического роста за счет участия в механизме хозяйствования частного сектора. Общий же эффект достигается благодаря частным инвестициям, регулируемым государством. Проработанность всех элементов и связей между ними является залогом успеха данной модели.

На сегодняшний день наиболее удобной и многопрофильной формой ГЧП признана концессия. В общем виде - это система отношений между государством (концедентом) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), складывающихся в соответствии с действующим законодательством и договором между ними. Концедент наделяет концессионера правом осуществлять некоторые свои функции для достижения общественных целей. Наиболее ярко основные черты концессионной формы можно представить при сравнении ее с контрактной формой, тем более что многие авторы [13, 14] считают их схожими.

Таблица

Различия между концессией и административным контрактом

Контракт на проведение работ Концессия

Цель

Единственная: строительство Множественная: строительство, модернизация, реконструкция, эксплуатация, расширение, управление

Продолжительность

Краткосрочная Долгосрочная (до 70 лет)

Инвестиции

Осуществляются государством Производятся концессионером или другими инвесторами

Права собственности

Отсутствие долгосрочного владения государственной собственности Права владения и пользования государственной собственностью в течение срока концессии

подрядчиком

Риски

В большей части не отражается большинство возможных Диверсифицируются между участниками

случайностей [3]

Государство при концессионной форме ГЧП получает возможности:

• переложить функции инвестирования, строительства, эксплуатации, содержания объектов общественной собственности и частного сектора;

• создать необходимые условия для эффективного функционирования объектов, находящихся в общественной собственности;

• обеспечивать партнерство государства и частного сектора, отрегулированное законодательством;

• получать реальные доходы в бюджеты всех уровней.

При формировании концессионных соглашений необходимо выполнение следующих условий:

• отсутствие привилегий для проектов с участием государственных активов по сравнению с полностью частными проектами в данной отрасли. Из этого следует свобода входа в отрасль и невозможность получения проектами ГЧП монополии из рук государства;

• исключение государственного вмешательства или регулирования проектов ГЧП, отличного от вмешательства в другие проекты в данной отрасли и в экономике в целом;

• снижение или отмена налогов, ранее собиравшихся для финансирования продуктов или услуг, теперь производимых ГЧП; переход на оплату продуктов и услуг потребителями.

Выполнение этих условий будет способствовать переводу государственных активов в конкурентную среду, что позволит повысить эффективность их использования.

Среди прочих видов экономических отношений между государственными институтами и частным сектором трудно определить, что следует называть государственно-частным партнерством. Часто к ГЧП относят и контрактацию оказания государственных услуг коммерческим подрядчиком, и приватизацию государственных активов. Однако, контрактация выполнения функций федерального, регионального, муниципального учреждения или предприятия частным (коммерческим) подрядчиком (outsourcing) подразумевает направление на оплату оказания услуг населению тех денег, которые раньше выделялись в бюджете на оплату соответствующей работы самим государственным учреждением или предприятием. Приватизация же означает приобретение государственного имущества в собственность частной фирмы. Различные формы ГЧП включают и контракты, накладывающие обязательства на длительные сроки, и связанную с ними передачу государственного имущества в собственность или в долгосрочную аренду, и получение средств из бюджета, и оплату услуг непосредственно их потребителями, и даже национализацию. Таким образом, к ГЧП относится любое предоставление услуг или производство товара для общественных нужд, традиционно находящееся в сфере занятий государства и осуществляемое с учетом следующего:

• объединения активов и управленческих навыков государственных институтов и частного сектора;

• извлечения обоюдной выгоды, выражающейся в экономии бюджетных средств органами власти и получении обеими сторонами прибыли от использования государственных активов и прибыли на частный капитал;

• разделения прибыли (у обеих сторон появляется мотив добиваться успеха реализуемого проекта);

• равного разделения рисков между партнерами - государством и частным бизнесом.

На сегодняшний день в России применяются наиболее простые формы ГЧП, такие как

контракты на обслуживание - это отмечают специалисты «Леонтьевского центра». Причем подавляющее большинство этих контрактов, как правило, заключаются на короткий срок (от полугода до двух лет). Использование частного сектора заключается в развитии свободной конкуренции, в то время как все координирующие функции сохраняются за руководством государственных служб. Кроме того, на государственный сектор возлагаются обязанности по осуществлению капитальных вложений. Заметим, что государственно-частные партнерства будут успешными лишь в том случае, если государство будет меняться в соответствии с требованиями общества, а ограниченные попытки перенести финансовое бремя бюджетных расходов на добровольных партнеров из частного бизнеса обречены на провал [5].

В России ГЧП только начинает развиваться. На первой Конференции по государственно-частному партнерству в инновационной сфере (организаторами выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)) было подчеркнуто, что формирование эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий эффективной экономической политики. Развитие ГЧП предполагает

расширение использования лизинговых и концессионных механизмов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов, социальных программ, строительства и управления социально значимыми объектами. Приоритетными направлениями расширения практики ГЧП являются [12]:

• развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов бизнеса и при его активном участии;

• повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций и социальной сферы;

• стимулирование предпринимательской активности частного сектора в областях, обладающих наибольшим потенциалом для экономического роста.

Основными объектами для ГЧП, по определению Правительства РФ, являются:1

• производственная и транспортная инфраструктура;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• научные исследования, имеющие перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры;

• профессиональное образование и система переподготовки кадров;

• здравоохранение и социальные услуги;

•информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности, в том числе не сырьевого экспорта;

• энергосбережение.

Эффективным инструментом взаимодействия государства и бизнеса должно стать развитие общественно-государственных консультаций по вопросам формирования и реализации политики повышения конкурентоспособности на отраслевом уровне; формирования отраслевых планов государственно-частного партнерства в области софинансирования расходов на развитие программ профессионального образования; проведения НИОКР и коммерциализации их результатов; развития экспорта товаров и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо привлечение представителей бизнеса и бизнес-ассоциаций к экспертизе проектов нормативных правовых актов, формированию и оценке эффективности бюджетных целевых программ, оценке показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений в области повышения конкурентоспособности экономики. При этом государство должно оказать поддержку развитию отраслевых бизнес-ассоциаций, играющих все более важную роль в повышении конкурентоспособности компаний страны.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Состояние и перспективы инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). -С. 3-9.

2. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 3-6.

3. Асаул, В. В. Синергетический эффект объединения строительных организаций в конкурентные структуры / В. В. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 37-41.

4. Асаул, Н. А. Институциональный подход к развитию инвестиционно-строительного комплекса / Н. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 1(3). - С. 37-43.

1 www-документ [http6/bestboy.narod.ru/421/html.

5. Бондарь, Т. Вынужденное партнерство / Т. Бондарь // Политический журнал. -2005. - №9.

6. Варнавский, В. Г. Партнерство государства и частного сектора в инвестиционном процессе / В. Г. Варнавский, В. Б. Кондратьев, Ю. В. Куренков// Особенности инвестиционного развития России. - М.: Наука, 2005. - С. 48-67.

7. Гончаров, А. Б. Реформирование государственной собственности в РФ / А. Б. Гончаров, А. М. Соколов // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). -С. 2937.

8. Гордеев, Д. А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 52-58.

9. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(l7). - С. 47-55.

10. Каргина, О. С. Проблемы собственности и критерии эффективности государственного предпринимательства в российской экономике / О. С. Каргина // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 59-65.

11. Кощеев, В. А. Государственное предпринимательство в строительстве / В. А. Кощеев //Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 57-62.

12. Голиченко, О. Г. Национальная инновационная система России : состояние и пути развития / О. Г. Голиченко. - М.: Наука, 2006. - 396 с.

13. Особенности инвестиционной модели развития России / В. Б. Кондратьев, Ю. В. Куренков, В. Г. Варнавский [и др.]; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. -М.: Наука, 2005. - 309 с.

14. Письмак, В. Новые формы организации инновационного процесса / В. Письмак // Экономист. - 2003. - № 9. - С. 53-65.

15. Яковец, Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва / Ю. Яковец // Экономист. - 2002. - № 5. - С. 3-11.

The list of the literature

1. Asaul A. N. Status and prospects of investment and construction activities in Russia / Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 3-9.

2. Asaul A. N. The problems of innovation development of the domestic economy / / Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 53-63.

3. Asaul V. V. Synergetic effect of association of construction companies in the competitive structure of the // Economic revival of Russia. - 2007. - № 3 (13). - P. 37-41.

4. Asaul N. A. Institutional approach to the development of investment □construction complex //Economic revival of Russia. - 2005. - № 1 (3). - P. 37-43.

5. Bondar T. Stimulated Partnership / political magazine. - 2005. - № 9.

6. Varnavskiy V. G. Partnership of public and private sector in the investment process / Features of Investment Development in Russia / Kondratiev V.B., Kurenkov Y.V., Varnavskiy V.G. - M.: Nauka, 2005. - p. 48-67.

7. Gorchakov, A. B., Sokolov A. M. Reforming state property in Russia // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 29-37.

8. Gordeyev, D. A. Problems of development of new institutional forms and relationships in the innovation activity in Russia // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 52-58.

9. Gordeyev, D. A. Formation of local systems of innovation in business // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 47-55.

10. Kargina, O. S. Issues of ownership and performance criteria for the state of entrepreneurship in Russia's economy // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 5965.

11. Koshcheev, V. A. Public enterprise in the construction // Economic revival of Russia. -2007. -№ 3 (13). - P. 57-62.

12. National innovation system of Russia: state and development trends / OG Golichenko; Department of Social Sciences Academy of Sciences, Russia Research Institute of

Economy, Politics and Law in the scientific and technical sphere. - M.: Nauka, 2006. - 396 p.

13. Features of the investment model of development of Russia / V. B. Kondratiev, Y. V. Kurenkov, V. G. Varnavskiy etc.; Institute of World Economy and International Relations RAN. -M.: Nauka, 2005. - 309 p.

14. Pismak, B. New forms of organization of the innovation process / / The Economist. -2003. -N 9. - P. 53-65.

15. Yakovets, Yu. Strategy scientific breakthrough innovation / Economist. - 2002. - N 5. - P. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.