Научная статья на тему 'Проблемы правового воспитания сотрудника полиции'

Проблемы правового воспитания сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / SERVICE IN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / POLICE / DEFORMATION / PROFESSIONAL TRAINING / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлюк Р.Н., Панкратова Н.Д.

Данная статья раскрывает наиболее важные аспекты, находящих своё отражение в правовом воспитании сотрудника полиции. Правовое воспитание сотрудника полиции рассматривается как этически правовой феномен. Проводится научные анализ проблем правового воспитания сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal education of police officer

The article reveals the most important aspects of legal education of the police officer. This problem is described ethically as a legal phenomenon. The author conducts the scientific analysis of the problems of legal education of the police officer.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового воспитания сотрудника полиции»

Педагогические науки

УДК 342:377

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ 1

Р. Н. Самойлюк, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород,

Россия)

e-mail: romaN7771777@yandex.ru

Н. Д. Панкратова, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород,

Россия)

e-mail: Models-Dream@yandex.ru

Аннотация. Данная статья раскрывает наиболее важные аспекты, находящих своё отражение в правовом воспитании сотрудника полиции. Правовое воспитание сотрудника полиции рассматривается как этически - правовой феномен. Проводится научные анализ проблем правового воспитания сотрудника полиции.

Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, сотрудник полиции, деформация, профессиональная подготовка, правовое воспитание.

Поступая на службу в полицию, каждый гражданин Российской Федерации должен иметь представление о том, что с определенного момента, а именно - с принятия присяги, он непосредственно является государственным служащем и эталоном правильного поведения. В представленной нами точке зрения мы говорим именно об обязанности сотрудника полиции быть готовым к работе и сотрудничеству с гражданским обществом, а также своим примером показывать высокий уровень своей профессиональной грамотности.

В первую очередь данное поведение исходит от самого сотрудника и его личного отношения к службе: условно можно подразделить всех граждан, поступающих на службу в полицию, на три категории [5, C.45]:

1) граждане, прошедшие аттестацию с принятием ФЗ «О полиции» и, таким образом, прошедшие определенную квалификацию, значительно разграничивающую службу в милиции от службы в полиции;

2) граждане, которые переводятся из иного подразделения и желающие продолжить службу в полиции;

3) граждане, ранее не проходившие службу в полиции.

Данное разграничение принципиально необходимо в виду следующих факторов, наиболее ярко влияющих на отношение сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей:

- максимальная информированность кандидатов на службу о специфике деятельности полиции и требованиях к его индивидуальным качествам;

- квалифицированная профессиональная подготовка;

- отношение к передаче опыта и лучших традиций органов внутренних дел старшими поколениями;

1 Статья представлена М. М. Хусяиновым, (Нижний Новгород) рецензент к. псх. н. Л.ф. Чупров (Черногорск, Россия).

- готовность к правовому сотрудничеству при взаимодействии с гражданами.

Правовое воспитание сотрудника полиции во многом влияет на формирования осознанного правомерного поведения граждан [3, С.83]. Проблема правового воспитания сотрудника полиции в данном ракурсе, рассматривается как осведомленность полицейского о том, что он является так называемым «образцом правильного поведения» не только с точки зрения закона, но и норм морали, данное поведение выражается в принятии и им правильных и справедливых решений в различных ситуациях связанных с его служебной деятельностью и умению выстроить правовой диалог с гражданами.

Анализируя два последних десятилетия истории России, следует выделять несколько аспектов формирования личности молодежи в возрасте от 17 лет. В сравнении со студентом, курсант имел всегда отличительные черты, которые его определяли как дисциплинированного и обучаемого на основах бескорыстия, честности, порядочности и самопожертвовании.

Существует несколько проблем, противостоящих становлению правовому воспитанию современного сотрудника полиции: одной из таких и, несомненно, наиболее важных является профессиональная деформация сотрудников полиции. Ошибочно полагая, что единичный пример противоправного и порочащего честь сотрудника полиции поведения располагает к себе представителей целой службы - неверный шаблон существующий уже несколько десятков лет, который до сих пор имеет место быть в практической деятельности сотрудника полиции [2, С.248].

Следующей проблемой, негативно влияющей на правовое воспитание сотрудника полиции как блюстителя закона - является совершение в ходе осуществления должностных полномочий коррупционных преступлений. К примеру, в ходе уголовного судопроизводства зачастую можно столкнуться с использованием процессуальных полномочий для реализации корыстных устремлений [1, С.335-337]. Описательно продемонстрировав в новостях ни менее десяти подобных случаев за 3- 5 лет у каждого гражданина России формируется устойчивое мнение по этому поводу. Приведенное ранее мнение распространено не только на службу полиции, а так же и на сотрудников иных служб.

Правовая неосведомленность сотрудников, пробелы в знаниях, недостаточная квалификация, просторечие в общении с гражданами так же мешает формированию верного и реального образа полицейского в представлении народа. Услышав однократно от сотрудника любой службы (стоит это подчеркнуть) неграмотную речь, возможно произнесенную «не в то время и не в том месте» каждый самостоятельно и мгновенно формирует мысль об однообразном поведении сотрудников всей системы.

Стоит отметить, что сотрудники полиции - не идеальные роботы, как это иногда принято понимать, и в их действиях, иногда имеет место быть выражение их точки зрения по каким- либо вопросам. Если в таком случае в этом усматривается отсутствие у сотрудника нравственных идеалов, а также несоблюдение ими моральных норм, то, несомненно, это оставляет огромный отпечаток об общем впечатлении от действий сотрудника полиции. Естественно, это никак его не оправдывает, поведение сотрудника полиции, но при работе с гражданами полицейский пропускает через себя весь тот негатив, который ему высказывают граждане, жертвуя при этом своей нервной системой в первую очередь.

В заключении необходимо обозначить еще одну не маловажную проблему правового воспитания сотрудника полиции - это завышение самооценки, собственной значимости. К данной проблеме относят, в основном, начальников подразделений и служб, под руководством которых находится в среднем не менее 100 сотрудников и работников полиции, так же, сотрудники, непосредственно занимающиеся охраной общественного порядка наиболее подвержены данной проблеме. В таком случае пути решения проблемы мы видим в том, что необходимо заниматься воспитанием нового поколения сотрудников полиции, вырабатывать в них положительные моральные качества, которые будут способствовать правильному восприятию и осознанию собственной значимости при выполнение своих служебных обязанностей.

Существующие проблемы в деятельности сотрудников полиции на современном этапе развития общества, возможно, решить лишь тогда, когда произойдет перевоспитание не отдельных сотрудников, а целого поколения сотрудников принимаемых на службу в полицию.

Литература:

1. Афанасьев А.Ю. Корыстные устремления в уголовном процессе // Молодой ученый. 2015. № 14.

2. Ивановская Л. Должностная инструкция: традиционный и неформальный подход к оформлению // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2008. №4.

3. Самойлюк Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль. 2015. №4. С. 53-69. URL: wwenews.esrae.ru/12-118

4. Хусяинов Т.М. Профессиональная социализация студентов юридического факультета: теоретический анализ // Вестник Нижегородской правовой академии. 2014. №2(2). С. 46-47.

5. Шайхутдинова Н.П. Проблемы правоприменения модельного термина «работник» // Трудовое право. 2008. № 3.

Samojljuk R.N., Pankratova N.D. Problemy pravovogo vospitanija sotrudnika policii // Nauka. Mysl'. - № 5. - 2015.

© Р. Н. Самойлюк, 2015. © Н. Д. Панкратова, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. The article reveals the most important aspects of legal education of the police officer. This problem is described ethically as a legal phenomenon. The author conducts the scientific analysis of the problems of legal education of the police officer.

Keywords: service in Internal Affairs Agencies, police, deformation, professional training, legal education.

Сведения об авторах

Ростислав Николаевич Самойлюк, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Нижегородская академия МВД России.

Наталья Дмитриевна Панкратова, курсант факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, Нижегородская академия МВД России.

— • —

Подписано в печать 10.11.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.