Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования заёмного труда'

Проблемы правового регулирования заёмного труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЕМНЫЙ ТРУД / CONTINGENT LABOR / ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) / CONTRACT ON PROVISION OF LABOR FOR WORKERS (PERSONNEL) / КОНВЕНЦИЯ МОТ N 181 / ILO CONVENTION N 181 / ЧАСТНОЕ АГЕНТСТВО ЗАНЯТОСТИ / PRIVATE EMPLOYMENT AGENCY / ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА / HOST PARTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканян А.Э.

Статья посвящена проблемам использования труда заемных работников, правовым гарантиям их трудовых прав и изменениям, внесенным в законодательство Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 116-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OUTSTAFFING

The article is devoted to the problems connected with the employment of contingent workers, the guarantees of their labor rights and amendments to legislation by the federal law of 5 may 2014 N FZ-116.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования заёмного труда»

УДК 349.2

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЁМНОГО

ТРУДА

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OUTSTAFFING

Восканян А.Э.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Voskahyan A.E.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: Статья посвящена проблемам использования труда заемных работников, правовым гарантиям их трудовых прав и изменениям, внесенным в законодательство Федеральным законом от 5 мая 2014 года N116-ФЗ.

Ключевые слова: заемный труд, договор о предоставлении труда работников (персонала), Конвенция МОТ N 181, частное агентство занятости, принимающая сторона.

Annotation: The article is devoted to the problems connected with the employment of contingent workers, the guarantees of their labor rights and amendments to legislation by the federal law of 5 may 2014 N FZ-116.

Key words: contingent labor, contract on provision of labor for workers (personnel), ILO Convention N181, private employment agency, host party.

Согласно ч. 1 ст. 56.1 Трудового кодекса, которая вступит в силу с 1

января 2016 г. (п. 3 ст. 5 Закона N 116-ФЗ), заемный труд в России запрещен. Однако, более детально проанализировав проект уже принятого закона не сложно сделать вывод о том, что в данном случае произошел не запрет, а более детальная регламентация и некоторое ограничение применения заемного труда, которое провёл законодатель. [1]

За нарушение данного запрета на заемный труд компании грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Вызывает желание возразить странная конструкция ст. 56.1 о запрещении заемного труда (хотя законодатель не впервые использовал такое построение нормы - ст. 113 ТК РФ сформулирована так же). Сначала провозглашается, что заемный труд запрещен. Далее идет определение заемного труда. А из прочтения части третьей этой статьи вытекает, что все-таки временно направлять работников к другим физическим или юридическим лицам можно, только называться это будет не договор о заемном труде, а договор о предоставлении труда работников (персонала).

Однако до недавнего времени законодательно данные отношения не были урегулированы вообще, что порождало достаточно противоречивую и проблемную практику. [2, с. 34] Конвенция МОТ N 181 от 19 июля 1997 г. "О частных агентствах занятости" в России до сих пор не ратифицирована. В некоторых странах, которые также не ратифицировали данную Конвенцию, данный факт не мешает применять такие формы использования труда работников. Например, в США разрешено предоставление персонала не более чем на 15 дней. В Бельгии, если труд заемного работника используется более 6 месяцев, такой сотрудник становится постоянным

В последние годы экономическая политика направлена на модернизацию и инновацию промышленной сферы, что вызывает необходимость совершенствования трудового законодательства и поиска

новых форм кадровых технологий, сохраняя при этом благоприятные условия для развития бизнеса. Использование, прежде всего, заемного труда очень привлекательно для работодателей, поскольку предоставляет целый ряд преимуществ: снижает налогооблагаемую базу, минимизирует его организационные траты и социальные расходы. Широкое использование заемного труда в последнее десятилетие вызвало необходимость исследований по данному вопросу, целью которых в первую очередь является сочетание эффективности такой схемы использования труда работников и соблюдения гарантий трудовых прав.

По словам одного из авторов законопроекта, председателя думского Комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева, заемный труд -это не что иное, как способ ухода от социальных гарантий работникам. Он приводит классический пример, когда металлургический комбинат нанимает работников не в свой штат, а в некое дочернее агентство занятости. При этом работник формально не является сотрудником металлургического комбината, а стало быть, на него не распространяются льготы и гарантии, которые положены тем, кто трудится на вредном производстве.

Установлено, что условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников, не должны быть хуже условий оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию. [3, с. 1419]

К примеру, центр кадровых решений в городе Ростове-на-Дону на своем официальном сайте размещает некую привлекательную статью, основными тезисами которой является следующее содержание: "Оптимизация бизнес-расходов, возможность сократить штат, фактически не расставаясь со своими сотрудниками, не платить лишние налоги, не

обеспечивать сотрудникам оплачиваемый отпуск каждый год и экономить на услугах по соцпакету - все это реальные схемы современного бизнеса."

Ранее, использование такой схемы было связано с тем, что дружественные компании применяли упрощенную систему налогообложения (УСН), в связи с чем освобождались от уплаты ЕСН. Не платила налог и компания - арендатор персонала, поскольку она никаких выплат работникам не производила (деньги перечислялись дружественной компании по договору аутстаффинга). [4] Однако налоговиков такое положение вещей, естественно, не устраивало, и они доначисляли налог и штрафовали недобросовестные компании (например, Постановления Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 1229/09 и от 25.02.2009 N 12418/08). Вместе с этим, сейчас ЕСН отменен и работодатели отчисляют взносы во внебюджетные фонды, а это не предусматривает такого основания для освобождения от уплаты взносов, как применение УСН.

Согласно новому закону будет запрещено брать заемных работников в случаях, если:

- основной коллектив объявил забастовку;

- основным работникам компании-заказчика задерживается выплата зарплаты;

- компания-заказчик находится в состоянии банкротства.

Численность арендованных сотрудников не должна превышать 10%

среднесписочной численности работников принимающей стороны.

Сторонники заемного труда говорят, что одним из его достоинств является сокращение безработицы и повышение экономической эффективности. Однако заемный труд не решает проблему безработицы, напротив, использование заемных работников свидетельствует о сокращении постоянных рабочих мест и замене их местами временными, которые в зависимости от экономического положения работодателя то создаются, то ликвидируются. Это, конечно, удобно для предпринимателя,

но не решает проблемы безработицы. В пользу использования заемного труда выдвигается аргумент, что работники, которые в другой ситуации не могли бы получить вообще никакой работы (например, студенты, которые могут работать лишь несколько часов в неделю в свободное от учебы время), имеют возможность трудоустроиться хотя бы в качестве заемных работников. Российскому бизнесу заемный труд интересен в первую очередь с финансовой точки зрения - уменьшения расходов на рабочую силу (не платить взносы в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования). Еще одно преимущество - льготы для субъектов малого бизнеса (выведение персонала за штат). Отсутствует необходимость проводить спецоценку условий труда (что само по себе затратно), по результатам которой работодатель вынужден был бы предоставлять льготы работникам и в некоторых случаях платить по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд.

Традиционно против применения в России заемного труда выступают профсоюзы, поскольку, по их мнению, общие интересы, лежащие в основе коллективного регулирования трудовых отношений, возникают только у постоянных работников конкретной организации. Заемных же работников между собой в принципе ничего не объединяет, они разобщены, поэтому ими легко манипулировать. Социологические исследования показывают, что большинство заемных работников не удовлетворены своим статусом и предпочли бы работать по "обычным" стабильным трудовым договорам. [5]

Таким образом, данный закон не решает всех вопросов и тем самым не позволяет работодателю эффективно использовать договоры о предоставлении персонала в своей деятельности.

В частности, вызывает сомнения применение нормы, предусматривающей, что условия оплаты труда предоставляемых работников не могут быть хуже условий оплаты труда других

предоставляемых работников, выполняющих ту же трудовую функцию. [6, с. 72-75] Неясно, как агентство сможет выполнять данное требование и отслеживать, какие условия оплаты труда установлены работникам, предоставленным другими агентствами.

В частности крайне отрицательно относится к использованию заемного труда и Федеральной службы по труду и занятости, в частности, она рекомендует принимать меры по включению в коллективные договоры положений, направленных на защиту работников от аутстаффинга, в том числе посредством установления ограничений для привлечения сторонних организаций и их работников на работы, выполнение которых возможно силами штатного персонала. Что, в частности, реализуется в Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы", где прямо предусмотрен запрет на использование заёмного и труда, в том числе до урегулирования коллективного трудового спора.

В любом случае, у кадровых агентств, компаний и сотрудников , предстоящем 2015году предстоит определиться с целесообразностью и выгодностью использования закрепленных законом возможностей по использованию предоставляемого персонала, первые должны успеть получить аккредитацию, а вторые и третьи - осознать, как они будут взаимодействовать в дальнейшем.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N ФЗ-116 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2014.

2. Негребецкая О.В. О перспективах аутстаффинга // Зарплата. -2014. - № 8. С. 34.

3. Коршунова Т.Ю. Осторожно - аутстаффинг // Кадровик. -2012. -№

3. С. 14-19.

4. Жерукова А.Б. Правовые аспекты и социальные проблемы регулирования трудовых отношений в России в условиях мирового финансового кризиса// Северо-Кавказский юридический вестник. - 2011.-№ 1. - С. 66-71.

5. Скудутис М.Н. Сотрудинк "в долг" // Расчет. -2014. -№ 4. -С. 1619.

6. Сулейманова Г.В. Проблемы правового регулирования заемного труда//Северо-Кавказский юридический вестник. - 2014. - № 3. - С.72-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.