Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования, возникающие при разрешении споров по установлению границ Федерального государственного учреждения «Национальный парк Югыд ва»: вопросы судебной практики'

Проблемы правового регулирования, возникающие при разрешении споров по установлению границ Федерального государственного учреждения «Национальный парк Югыд ва»: вопросы судебной практики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
583
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ / УЧАСТКИ ЗЕМЕЛЬ / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ / ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ / КОМИТЕТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО / ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО «ДЕВСТВЕННЫЕ ЛЕСА КОМИ» / СУД / ПРОКУРАТУРА / МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МПР РФ)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Оксана Викторовна

В статье рассматриваются и анализируются вопросы судебной практики, связанные как с созданием в Республике Коми национального парка «Югыд ва», так и с неоднократными попытками изменить его территорию. За годы, прошедшие с момента создания данной особо охраняемой природной территории в 1994 году, также неоднократно имели место попытки изменения правового статуса «Югыд ва», что недопустимо и противоречит федеральному законодательству. Точку в череде бесконечных разбирательств поставил 21 августа 2013 г. Верховный суд РФ. Однако возможность обжаловать данное решение в первой инстанции в апелляционной коллегии Верховного суда РФ дает основание полагать, что до полного разрешения конфликта еще далеко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of arising of dispute resolution on the establishment of borders of the Federal state institution «the national Park Yugyd VA»: issues of judicial practice

In article the questions of jurisprudence connected as with creation in the Komi Republic of national park "Yugyd Va National Park", and with numerous attempts to change its territory are considered and analyzed. For the years which have passed from the moment of creation of this especially protected natural territory in 1994, attempts of change of legal status of "Yugyd Va National Park" that is inadmissible also repeatedly took place and contradicts the federal legislation. Point in a train of infinite trials I put on August 21, 2013. Supreme Court of the Russian Federation. However opportunity to appeal against this decision in the first instance in appeal board of the Supreme Court of the Russian Federation suggests that to a full resolution of conflict is still far.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования, возникающие при разрешении споров по установлению границ Федерального государственного учреждения «Национальный парк Югыд ва»: вопросы судебной практики»

10. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС, ЭКОЛОГИЯ

10.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ЮГЫД ВА»: ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ1

Воронцова Оксана Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Коми республиканская академия государственной службы и управления

Место работы: Коми республиканская академия

государственной службы и управления

mart.73@Jist.ru

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются вопросы судебной практики, связанные как с созданием в Республике Коми национального парка «Югыд ва», так и с неоднократными попытками изменить его территорию. За годы, прошедшие с момента создания данной особо охраняемой природной территории в 1994 году, также неоднократно имели место попытки изменения правового статуса «Югыд ва», что недопустимо и противоречит федеральному законодательству. Точку в череде бесконечных разбирательств поставил 21 августа 2013 г. Верховный суд РФ. Однако возможность обжаловать данное решение в первой инстанции в апелляционной коллегии Верховного суда РФ дает основание полагать, что до полного разрешения конфликта еще далеко.

Ключевые слова: особо охраняемые природные

территории, национальный парк, правовой режим, общественные природоохранные организации, геологоразведочные работы, участки земель, изъятие земель, границы территории, Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми», суд, прокуратура, министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР РФ).

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ARISING OF DISPUTE RESOLUTION ON THE ESTABLISHMENT OF BORDERS OF THE FEDERAL STATE INSTITUTION «THE NATIONAL PARK YUGYD VA»: ISSUES OF JUDICIAL PRACTICE

Vorontsova O., candidate of legal Sciences, associate Professor state-legal discipline Komi Republican Academy of state service and management

Place of employment: Komi Republican Academy of state service and management

mart.73@list.ru

Annotation: In article the questions of jurisprudence connected as with creation in the Komi Republic of national park "Yugyd Va National Park", and with numerous attempts to change its territory are considered and analyzed. For the years which have passed from the moment of creation of this especially protected natural territory in 1994, attempts of change of legal status of "Yugyd Va National Park" that is inadmissible also repeatedly took place and contradicts the federal legislation. Point in a train of infinite trials I put on August 21, 2013. Supreme Court of the Russian Federation. However opportunity to appeal against this decision in the first instance in appeal board of the Supreme Court of the Russian Federation suggests that to a full resolution of conflict is still far.

Keywords: protected areas in the national Park, the legal regime, environmental NGOs, exploration, plots of land, confiscation of lands, the boundaries of the world heritage Committee, UNESCO world heritage site «Virgin forest of Komi», the court, Prosecutor's office, Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation (MNR of Russia).

23 апреля 1994 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 3772 в Республике Коми был создан национальный парк «Югыд ва». Цель создания национального парка была прописана в данном нормативном правовом акте следующим образом: сохранение уникальных природных комплексов Приполярного и Северного Урала, имеющих большое экологическое, историческое и рекреационное значение3. Во исполнение указанного постановления

1 Данная работа выполнена с использованием справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Постановление Правительства РФ от 23.04.1994 N 377 (ред. от 09.10.1995) «О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России» // Собрание законодательства РФ, 09.05.1994, N 2, ст. 116.

3 Данный вопрос уже поднимался ранее. Например, в соответствии с Постановлением Совета Министров Коми АССР от 28 сентября 1990 года № 200 «О создании государственного природного национального парка в Коми АССР», были определены конкретные границы земельных участков, предоставляемых национальному парку. В частности, согласно указанному постановлению на территории, подведомственной Интинскому Горсовету в территорию парка включались кварталы (речные бассейны) № 143, 152, 153, 156, 163, 167 - 194 Интинского лесничества Печорского лесхоза. В границы указанных кварталов полностью входила территория месторождения Чудное, в частности земельный участок, по которому

Федеральной службой лесного хозяйства России был издан приказ № 111 от 23.05.95 года о создании парка «Югыд ва» за счет земель Печорского и Вуктыльского лесхозов. В приказе, как и в постановлении Правительства Российской Федерации, было определено, что общая площадь парка составляет 1891701 га. (Печорский лесхоз - 991544 га, Вуктыльский лесхоз - 900157 га).

Национальный парк «Югыд ва» - крупнейший национальный парк России, расположенный на западном макросклоне Приполярного и Северного Урала. Он сохраняет самый крупный из оставшихся в Европе массивов первичных лесов (территория 32 600 км2), облик которых почти не изменен антропогенной деятельностью. В лесном массиве протекает несколько рек. Фауна лесов включает более 200 видов птиц, а также многие редкие виды рыб и млекопитающих, флора - сотни видов растений, в том числе охраняемых. Общая площадь парка 1 891 701 га, в том числе площадь акватории 21 421 га4.

Необходимо отметить, что национальный парк «Югыд ва» находится под юрисдикцией международной Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) об охране всемирного культурного и природного наследия, заключенной 16 ноября 1972 г. в Париже5, поскольку входит в пределы объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми».

Несмотря на положительные тенденции развития рекреационного потенциала, национальный парк «Югыд ва» изначально имел ряд серьезных проблем, основными из которых являлись установление точных его границ и решение вопроса о сочетании индустриального освоения территории парка с его задачами и целями. На территории национального парка «Югыд ва» в течение многих лет, в том числе и до создания парка осуществлялась деятельность по разведке и добыче золота.

Золотопалладиевое коренное месторождение «Чудное» наряду с другими золоторудными и золотороссыпными объектами было выявлено «Полярноуралгеологией» в 1994 году в результате поисковых и поисково-оценочных работ на Алькесвожском участке. Участок расположен на хребте Малдынырд, в бассейнах рек Балбанъю и Лимбекою, левых притоков р. Кожим. С середины 90-х годов из-за «Чудного» между чиновниками, горнодобывающими производствами - с одной стороны, и «зелеными» - с другой, стал разгораться конфликт. По мнению экспертов, причина его возникновения была заложена изначально, с образования национального парка «Югыд ва». При создании парка были выделены участки традиционной хозяйственной деятельности. На них производилась добыча кварца, золота и кварцитопесчаников, а также геологоразведочные работы на золото (в том числе на рудопроявлениях Росомахинское, Самшитовое (ныне часть месторождения «Чудное»). В результате достигнутых

соглашений производственные предприятия имели возможность продолжать эти работы.

Совету министров Коми, Федеральной службе лесного хозяйства и др. предписывалось уточнить границы национального парка .

Как уже было отмечено, в 1995 году территория национального парка вместе с примыкающим к нему на юге Печоро-Илычским государственным заповедником и его буферной зоной были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом же году был принят федеральный закон № 33-ф3 «Об особо охраняемых природных территориях»7, который закрепил, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности (ст. 12), а также установил режим особой охраны территорий национальных парков (ст. 15). Кроме того, в соответствии с законом на территории национальных парков запрещалась любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурноисторическим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций и т.д. (п. 2 ст. 15).

Однако к тому моменту после многолетних работ уже была установлена высокая перспективность выявленных ранее золоторудных проявлений, поэтому поисковые работы на «Чудном» находились в самом разгаре.

9 января 1997 года Главы Республики Коми издал Указ № 1 «Об уточнении границ национального природного парка «Югыд ва» Федеральной службы лесного хозяйства России», согласно которому из его территории изымалась часть земель на севере «Югыд ва» в бассейне верховьев реки Кожим с предприятиями горнодобывающей промышленности и присоединялась новая территория вдоль южной части парка. Как отмечает руководитель программ общественной некоммерческой независимой международной организации Гринпис России по особо охраняемым природным территориям М. Крейндлин, в соответствии с данным нормативным актом из территории парка было изъято более 200 тыс. га (относящихся, в том числе, и к заповедной зоне парка), несмотря на прямое противоречие действовавшему на тот момент федеральному законодательству .

Документы об уточнении границ «Югыд ва» ушли в Правительство Российской Федерации. Узнав об этом, «зеленые» распространили сообщение, в котором указывалось, что уже существует проект добычи золота в бассейне Кожима, входящем в земли отторгаемого Печорского лесхоза, тогда как на территории национального парка запрещалось проведение геологоразведочных работ и добыча полезных ископаемых. Совместно с Комитетом спасения Печоры

позднее принято решение о предоставлении в аренду ЗАО «Голд

Минералс». Это подтверждается картой национального парка «Югыд ------------------------------------------------------------

ва» с нанесенными лесными кварталами, содержащейся в

официально изданной брошюре «Девственные леса Коми» первый 6 http://www.mskomi.rU/n/artide.php/8363 Чудеса вокруг Чудного.

российский объект всемирного природного наследия» (Москва, 2009, Власти Коми осадой взяли золото. Молодежь Севера № 08 (7442) 26

^N5-88236-090-0) (стр.8). февраля 2010г.

4 http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 22.08.2013г.) Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, N 12, ст. 1024.

5 http://www.greenplaneta.ru/node/68 (дата обращения 22.08.2013г.) 8 http://biodat.rU/doc/zap-step.htm#r7 (дата обращения 22.08.2013г.)

они обратились к правительству Коми с требованием отозвать документы об уточнении границ национального парка. Правительство РФ поручило действующему в то время Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ) провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ парка. В заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы было зафиксировано, что речь в них идет об изменении юридически закрепленной территории национального парка, а это противоречит существующему природоохранному законодательству. Горнодобывающим компаниям были даны предписания о приостановлении всех работ в границах «Югыд ва»9.

В связи с обращениями общественных природоохранных организаций, а также широким общественным резонансом, Генеральная прокуратура России поручила прокуратуре Республике Коми опротестовать упомянутый Указ Главы Республики. Удовлетворяя заявление прокурора Республики Коми, суд признал недействительным Указ Главы Республики Коми № 1 от 9 января 1997 года «Об уточнении границ национального природного парка «Югыд ва» Федеральной службы лесного хозяйства России» с момента его издания, указав следующее. Субъекты Российской Федерации не могут принимать собственные нормативные акты по учреждению парков, изменению их территории, площади. Издав Указ № 1 от 9 января 1997 года «Об уточнении границ национального природного парка «Югыд ва» Федеральной службы лесного хозяйства России», Глава Республики Коми на нормативном уровне изменил территорию парка «Югыд ва» и не принял во внимание, что таковое изменение возможно только путем принятия Правительством Российской Федерации соответствующего

постановления. Так, из приложения к Указу № 1, являющегося его неотъемной частью, пункта 1 самого Указа следует, что территория национального природного парка устанавливается на площади в 1891701 га в границах земель Печорского лесхоза (771901 га), Вуктыльского лесхоза (953324 га) и Печоро-Илычского лесхоза Троицко-Печорского района (166476 га). Таким образом, Указ № 1 от 9 января 1997 года Главы Республики Коми императивно установил изъятие части территории национального парка в его северной части и присоединение новой территории вдоль его южной части. Постановление же Правительства Российской Федерации по этому вопросу ни до издания Указа, ни после его издания не принималось. Расценить Указ Главы Республики Коми как уточняющий границы парка нельзя, поскольку под уточнением границ в постановлении Правительства Российской Федерации и приказе № 111 Федеральной службы лесного хозяйства России понимается определение в натуре демаркационной линии парка в пределах земель Печорского и Вуктыльского лесхозов. Исходя из изложенного, суд посчитал, что Указ Главы Республики Коми №1 от 9 января 1997 года затрагивает исключительную компетенцию федеральных органов исполнительной власти, не соответствует действующему

федеральному законодательству и подлежит признанию недействительным с момента его издания10.

По данным газеты Молодежь Севера11 в 1998 году по инициативе Минприроды и Минпромтранса рК и предварительному согласованию с Комитетом по лесам были подготовлены материалы по выведению некоторых участков геологоразведочных и горнодобычных работ из национального парка за счет излишков площади в определенных границах парка. На этом основании в 1999-2001 годах 2-ой Московской лесоустроительной экспедицией «Центрлеспроект» были проведены лесоустроительные работы, связанные с отграничением от «Югыд ва» 19 участков месторождений горнорудной промышленности в бассейне р. Кожим. 12 апреля 2001 года в Министерстве природных ресурсов РФ (МПР РФ) прошло совещание по вопросу уточнения границ «Югыд ва», в результате которого на свет появились письмо Главе РК о необходимости утверждения границ парка и приказ МПР РФ об утверждении положения о «Югыд ва», в соответствии с которым зона традиционной промышленной деятельности исключалась из первоначального перечня функциональных зон; приводилось описание границ парка с выделением из его территории 19 земельных участков, которые находились под разработками и потенциальными месторождениями полезных ископаемых, включая россыпное золото.

В марте 2004 года в Инте прошли общественные слушания «Геологическое изучение района и освоение месторождения «Чудное», проект которого был предложен «Голд Минералс» и поддержан МПР РК. Экологи заявили об отсутствии предмета для обсуждения, поскольку месторождение расположено на территории национального парка «Югыд ва». Между тем представление проекта, по сути, стало предлогом для дальнейших шагов по обоснованию изменения границ национального парка.

21.04.2004 г. под председательством руководителя департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР РФ А. Амирханова было проведено совещание (протокол № 33-01-3/1300), в соответствии с которым МПР РФ соглашалось с необходимостью исключения из земель национального парка участков, на которых велись геологоразведочные работы, а также участков промышленной добычи оптического кварца, строительного камня и коридоров прохождения транспортных коммуникаций, при условии прекращения добычи рассыпного золота и включения всех участков, изымаемых из парка, в его охранную зону. Данное решение было принято с учетом позиции тогдашнего руководства МПР РФ и являлось компромиссным вариантом решения проблемы. Тем не менее, до 2004 г. это решение выполнено так и не было, а вопрос об изменении границ парка не поднимался. Однако 18 ноября 2004 г. новым Главой Республики Коми издано постановление № 206 «Об утверждении границ национального парка «Югыд ва»12.

Данным постановлением (пункт 1) утверждаются границы национального парка «Югыд ва» согласно приложениям 1 и 2. В соответствии с примечаниями к

9 http://www.mskomi.rU/n/article.php/8363 Чудеса вокруг Чудного. Власти Коми осадой взяли золото. Молодежь Севера № 08 (7442) 26 февраля 2010г.

10 Решение Верховного Суда РК от 1 декабря 1998г. № 3-19 // СПС «КонсультантПлюсКоми». Судебная практика.

11 http://www.mskomi.ш/n/artide.php/8363 Чудеса вокруг Чудного.

Власти Коми осадой взяли золото. Молодежь Севера № 08 (7442) 26

февраля 2010г.

http://komi.news-city.info/docs/sistemsg/dok_oerrnb.htm

приложению 1, «в районе расположения национального парка «Югыд ва» размещены участки земель Печорского и Вуктыльского лесхозов общей площадью 36201 га, находящиеся в пользовании строителей и эксплуатационщиков государственных трасс газопроводов, разработчиков полезных ископаемых». В постановлении указано, что оно издано во исполнение поручения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.08.2004 № ВС-62-27/5762, которым МПР России подтвердило свою позицию, изложенную в протоколе совещания при руководителе департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России от 21.04.2004 г. № 33-01-3/1300. Однако, по мнению руководителя программ общественной некоммерческой независимой международной организации Гринпис России по особо охраняемым природным территориям М. Крейндлина, площади участков, предусмотренных постановлением, не соответствуют площадям, указанным в протоколе. Так, площадь участка «Алькесвож» в соответствии с протоколом составляет 4905 га, а в соответствии с постановлением - 11838 га; площадь участка

«Северороссомахинское» по протоколу - 835 га, а в соответствии с постановлением - 4885 га; площадь участка «Южнороссомахинский» по протоколу - 6352 га, а в соответствии с постановлением - 6758 га; площадь участка «Газопровод Ямал-Центр» по протоколу - 4000 га, а в соответствии с постановлением - 6901 га. Таким образом, постановление главы Республики Коми от 18 ноября 2004 г. № 206 не соответствовало даже согласованному с МПР РФ варианту уточнения границ, т.е. опять налицо незаконное изъятие земель национального парка13.

Новое правительство региона продолжало рассматривать возможность строительства на базе Алькесвожского перспективного участка предприятия по добыче и переработке золотых руд мощностью около 1 млн. т в год и не скрывало готовность помочь инвесторам в получении лицензий и разрешений на золотодобычу. Алькесвожский участок был включен в перечень участков недр по лицензированию в 2004-2005 годы. Средняя пробность золота - 880. На участке предполагалось провести геологическое изучение с последующей

разведкой и добычей золота. Проектом занялось все то же «Голд Минералс»14.

В августе 2004 года на IV Всемирном конгрессе финноугорских народов активисты Гринпис устроили

масштабную акцию протеста. «Зеленые» протестовали против, на их взгляд, незаконного решения Главы РК об изъятии из территории нацпарка земель Печорского лесхоза, перспективных для добычи полезных

ископаемых, что предусматривалось распоряжением № 176-р, подписанным главой РК незадолго до форума, в соответствии с которым устанавливались новые границы нацпарка, по согласованию с российским МПР. Делегатам форума раздавалось обращение, которое, помимо Гринпис, поддержали Коми правозащитная комиссия «Мемориал», Комитет спасения Печоры, общественное движение коми-ижемцев «Изьватас» и Комитет защиты среды обитания населения Ижемского района15.

13 http://biodat.rU/doc/zap-step.htm#r7 (дата обращения 22.08.2013г.)

14 http://www.mskomi.ш/n/artide.php/8363 Чудеса вокруг Чудного. Власти Коми осадой взяли золото. Молодежь Севера № 08 (7442) 26 февраля 2010г.

Там же

Неправительственные организации и отдельные граждане, обеспокоенные будущим своей Республики, направили обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и подготовили иск в суд об отмене указанного постановления. Рассмотрев представление Прокурора Республики Коми от 20 мая 2005 года об устранении нарушений природоохранного и земельного законодательства в части приведения в соответствие с федеральным законодательством постановления Правительства Республики Коми от 18 ноября 2004 г. № 206 «Об утверждении границ национального парка «Югыд ва», Правительство Республики Коми постановило признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 18 ноября 2004 г. № 206 «Об утверждении границ национального парка «Югыд ва»16.

В ноябре 2008 года руководитель администрации муниципального образования городского округа «Инта» издал постановление «Об утверждении проекта границ земельного участка на территории Национального парка «Югыд ва» предполагающее изъятие 1 900 га земель национального парка «Югыд ва», а также включение участка «Чудное» в состав промышленных земель муниципалитета. Согласно официальному сообщению GV Gold, первые разведанные запасы золота месторождения «Чудное» составляли 2,3 тонны (74 тыс. унций). Месторождение обладает значительным геологоразведочным потенциалом в 80,3 тонны (2,58 млн. унций), может отрабатываться открытым способом и характеризуется высоким содержанием золота в руде (4-9 г на тонну). На первом этапе Компания планировала инвестировать в развитие проекта в РК порядка 71 млн. долларов США, в том числе 12,2 млн. долларов на геологоразведку и 58,8 млн. долларов в кап строител ьство17.

В связи с этим Центр всемирного наследия ЮНЕСКО затребовал у Минприроды России объяснения в связи с очередной попыткой урезать территорию объекта всемирного природного наследия «Девственные леса Коми», поскольку это неминуемо могло причинить серьезный ущерб природным комплексам. В свою очередь, это могло стать прямым нарушением Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Вновь перед этой международной организацией мог встать вопрос о переводе «Девственных лесов Коми» в список «Всемирное наследие под угрозой»18.

Гринпис России также направил запрос в МПР РФ и Генпрокуратуру РФ. Прокуратура РФ обязала мэра Инты отменить постановление, но без суда на этом этапе тоже не обошлось19.

16 Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 20.03.2006, № 3, ст. 4331 // СПС «КонсультантПлюсКоми».

17 http://www.mskomi.rU/n/artide.php/8363 Чудеса вокруг Чудного. Власти Коми осадой взяли золото. Молодежь Севера № 08 (7442) 26 февраля 2010г.

18 http://www.ecocommunity.ru/news.php?id=15139

19 Согласно определению Верховного Суда Республики Коми от 20

августа 2009 года № 33-3884\09 в ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ

администрацией МО ГО «Инта» было принято решение об образовании земельного участка рудного поля «Чудное» на территории, находящейся в распоряжении МО ГО «Инта» и не

входящей в состав земель особо охраняемых природных территорий, являющихся федеральной собственностью. Данный довод судом не был признан обоснованным. Таким образом, тот факт, что земельный участок, на котором расположено месторождение «Чудное»

14 января 2010 года приказом № 3 Минприроды России утвердило новое Положение о федеральном государственном учреждении «Национальный парк Югыд ва». Соответствующий приказ подписал временно исполняющий обязанности Министра природных ресурсов и экологии РФ Семен Леви. В результате принятия данного акта территория национального парка «похудела» почти на 2000га, причем не где-нибудь на границе с неохраняемыми землями, а в глубине парка. А всего через месяц компания «Голд минералс» получила лицензию на разведку месторождения на правах первооткрывательства и на добычу золота20.

Если посмотреть по карте, изъятый участок находился в границах особо охраняемой территории. Из-за этого его не раз сравнивали с дыркой от бублика. Компания «Голд Минералс» начала на «Чудном» геологоразведочные работы, которые, как и опасались экологи, стали оказывать влияние на остальную территорию. Снимки из космоса зафиксировали помутнение воды в водоемах и изменения ландшафта, в том числе произведенные тяжелой техникой. Международные наблюдатели и экологи неоднократно заявляли о недопустимости проводимых работ, но результата это не приносило: ответом были формальные ответы из надзорных органов21.

Летом 2012 года в Санкт-Петербурге состоялась 36-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди прочего, обсуждалось внесение «Девственных лесов Коми» в список «Всемирное наследие под угрозой». Комитет не пошел на радикальные меры, дав России возможность исправить ситуацию. В решении записано: «Комитет всемирного наследия глубоко сожалеет, что страна-участница Конвенции не выполнила ключевые рекомендации миссии ЮНЕСКО, а именно немедленно не отменила планировавшуюся добычу золота на территории объекта и не пересмотрела изменения границ, которые лишили юридического охранного статуса четырех территорий внутри объекта, включая 19,9 кв. км района добычи золота... Выражает свою огромную озабоченность в связи с тем, что после 35-й сессии были начаты полномасштабные подготовительные работы для добычи золота на территории объекта... Вновь напоминает о своей установленной политике, согласно которой добыча полезных ископаемых несовместима со статусом всемирного наследия... и призывает вовлеченные в процесс горнодобывающие компании не продолжать добычу золота на территории объекта». К 1 февраля 2013 года Россия должна была представить в Центр всемирного наследия детальный отчет о сохранности объекта с описанием прогресса в остановке золотодобычи и отмене изменений границ. По сведениям Гринпис России, взрывные работы на «Чудном» продолжались все это время22. Эксперты отмечали, что в связи с проведением взрывных работ участились камнепады, вода в озере Грубепендиты и ручьях стала сильно замутненной, в водоемы попали частицы мышьяка, ртути, свинца, которые образуются при разведке золота. Дальше концентрация этих веществ, по

(земельный участок с кадастровым номером 11:18:0501001:153) входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, подтверждается вступившим в законную силу решением суда // http://rudocs.exdat.com/docs/index-471005.html

20 http://rpn.gov.ru/node/310 (дата обращения 22.08.2013г.)

21 http://siktivkar.bezformata.ru/listnews/opredelilas-izyatie-zemel-

.ru/data/news/18039/

yugid/6824839/

22 http://www.bnkomi

мнению ученых, будет только увеличиваться. Все это неизбежно попадет в реки парка Балбанью и Кожим.

Все это стало основанием для того, чтобы обратиться в очередной раз Прокуратуру Республики Коми, что и было сделано представителями международной

неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - Гринпис» 14 февраля 2012г.23, а также в Генеральную прокуратуру России24 14 июня 2012г. Поскольку надзор за деятельностью Минприроды РФ органы прокуратуры Республики Коми не осуществляют, информация по результатам проверки, проведенной на основании обращения, была направлена в Генеральную прокуратуру РФ25. Генеральная прокуратура признала незаконным решение Минприроды РФ об изъятии из состава парка 1,9 тысяч га земель для золотодобычи. Кроме того, было установлено, что деятельность компании «Голд минералс» осуществляется с нарушениями действующего законодательства. Как указано в письме прокуратуры, ЗАО «Голд Минералс» осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без проекта предельно-допустимых выбросов и соответствующего разрешения. При наличии склада горюче-смазочных материалов объемом 125 куб. метров у предприятия отсутствовал план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории месторождения «Чудное». «Минприроды России, допустив изменение площади и территориального расположения национального парка путем изъятия части территории для разработки золоторудного месторождения «Чудное», не обеспечило должную охрану, сохранение и передачу объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» будущим поколениям, чем нарушило требования ст. 4, 5 и 6 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. ... По данным фактам Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Минприроды России подготовлена информация о необходимости устранения нарушений

законодательства», - гово2эится в ответе Генпрокуратуры от 31 августа 2012 года 6 Гринпис также направил в Минприроды России обращение с требованием внести изменение в положение о парке в части отмены изъятия земель27.

23 http://rudocs.exdat.com/docs/index-471005.html

24 http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/forest/world-heritage/Greenpeace_Komi.pdf

25 http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/forest/world-he ritage/Pro kuratu ra_Ko mi.pdf

26 http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/forest/world-heritage/Genprokuratura_Komi.pdf

27 Мы понимаем, что до прекращения всех работ и восстановления первоначальных границ парка еще далеко, поскольку лоббисты золотодобычи, явно имеющие покровителей среди высших российских чиновников, наверняка будут пытаться саботировать это решение, — прокомментировал решение надзорного органа руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. Тем не менее, мы будем добиваться окончательного юридически оформленного решения об отмене изъятия земель парка. Если они этого не сделают, в чем я практически уверен, мы будем обращаться в Верховный суд РФ для отмены данного приказа Минприроды в судебном порядке. Думаю, что Генпрокуратура будет вынуждена поддержать нас, а тогда шансы у нас достаточно высоки. Процесс этот, конечно, длительный. Предсказать, сколько он продлиться, невозможно. Но будем надеяться, что в течение года решение будет найдено. http://www.bnkomi.ru/data/news/15561/ Генпрокуратура

В ответе, подготовленном Минприроды РФ было указано, что на момент создания национального парка межевание границ не проводилось. Оно состоялось уже в 2009 году, при этом площадь особо охраняемой природной территории осталась неизменной. По итогам межевания границ земельные участки нацпарка были поставлены на кадастровый учет с последующей регистрацией права, и по документам месторождение «Чудное» расположено вне его границ. В Минприроды РФ посчитали, что разговоры о масштабах экологического ущерба сильно преувеличены, поскольку месторождение занимает всего одну десятую процента от площади парка. Официальный ответ Минприроды России, подписанный замминистра Ринатом Гизатуллиным, содержал достаточно лаконичную информацию: «Когда создавался объект «Девственные леса Коми», его границы были нанесены схематически на старые картографические материалы и разработаны с высокой долей погрешности и неточности. После землеустроительных и кадастровых работ площадь объекта не изменялась, а всего лишь была уточнена. Поэтому информация об изъятии участка с месторождением «Чудное» из границ нацпарка не соответствует действительности»2 . В связи с этим представители Гринпис запросили у Генпрокуратуры точку зрения на ответ из Минприроды, в котором требование устранить нарушения фактически игнорируется, и обратились в Верховный суд РФ.

21 августа 2013 года Верховный суд РФ признал добычу золота в национальном парке «Югыд ва» незаконной29. Суд первой инстанции удовлетворил иск отделения «Совета Гринпис» к Минприроды РФ об оспаривании пункта 38 приложения №2 приказа Минприроды РФ от 14.01.2010 №3. Согласно этому положению из территории парка «Югыд ва» исключается территория золоторудного месторождения «Чудное». Доказательством причастности участка ко всей территории национального парка оказалась карта, подтверждающая, что при создании «Югыд ва» месторождение «Чудное» входило в его границы.

Остается добавить, что несмотря ни на что, точка в этой истории не поставлена. Хочется надеяться, что возможность обжаловать решение Верховного суда РФ в первой инстанции в апелляционной коллегии Верховного суда РФ не изменит то, что достигнуто, несмотря на такие трудности.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 33-03 «Об особо охраняемых природных территориях» Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, N 12, ст. 1024.

2. Постановление Правительства РФ от 23.04.1994 N 377 (ред. от 09.10.1995) «О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России» // Собрание законодательства РФ, 09.05.1994, N 2, ст. 116.

3. Чудеса вокруг Чудного. Власти Коми осадой взяли золото. Молодежь Севера № 08 (7442) 26 февраля 2010г.

4. Решение Верховного Суда РК от 1 декабря 1998г. № 3-19 // СПС «КонсультантПлюсКоми». Судебная практика.

5. Постановление Главы Республики Коми от 18 ноября 2004 г. № 206 «Об утверждении границ национального парка «Югыд ва» // http://komi.news-city.info/docs/sistemsg/dok_oerrnb.htm

согласилась с Гринпис в вопросе золотодобычи на «Чудном». 26.09.2012 (Дата обращения 22.08.2013г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 http://www.bnkomi.rU/data/news/18039/

29 http://www.rg.rU/2013/08/22/reg-szfo/lesa-anons.html

6. Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 20.03.2006, № 3, ст. 4331 // СПС «КонсультантПлюсКоми»

7. Определение Верховного Суда Республики Коми от 20

августа 2009 года № 33-3884\09 // СПС

«КонсультантПлюсКоми». Судебная практика.

Reference list:

1. The federal law No. 33-FZ "About especially protected natural territories" Collection of the legislation of the Russian Federation, 20.03.1995, N 12, Art. 1024.

2. The resolution of the Government of the Russian Federation of 23.04.1994 N 377 (an edition of 09.10.1995) "About creation in the Komi Republic of national park "Yugyd Va National Park" of Federal service of forestry of Russia"//Collection of the legislation of the Russian Federation, 09.05.1994, N 2, Art. 116.

3. Miracles round Strange. The authorities of Komi a siege took gold. Youth of the North No. 08 (7442) 26 of February, 2010.

4. The decision of the Supreme Court of RK of December 1, 1998 No. 3-19//"Konsultantpluskomi's" Union of Right Forces. Jurisprudence.

5. The resolution of the Governor of the Komi Republic of November 18, 2004 No. 206 "About the statement of borders of national park "Yugyd Va National Park"//http://komi.news-city.info/docs/sistemsg/dok_oerrnb.htm

6. Sheets of regulations of public authorities of the Komi Republic, 20.03.2006, No. 3, Art. 4331//"Konsultantpluskomi's" Union of Right Forces

7. Definition of the Supreme Court of the Komi Republic of August 20, 2009 No. 33-3884\09//"Konsultantpluskomi's" Union of Right Forces. Jurisprudence.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью О. В. Воронцовой «Проблемы правового регулирования, возникающие при разрешении споров по установлению границ Федерального государственного учреждения «Национальный парк Югыд ва»: вопросы судебной практики»

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных как с охраной окружающей среды в целом, так и особо охраняемых природных территорий в частности. Как справедливо отмечает автор, за годы, прошедшие с момента создания данной особо охраняемой природной территории в 1994 году, попытки изменить территорию национального парка «Югыд ва» предпринимались органами государственной власти и местного самоуправления неоднократно.

Следует отметить, что глубокому анализу исследуемых вопросов способствовало использование в работе большого объема эмпирического материала. Автор в хронологической последовательности исследовал различные материалы - от указов Г лавы Республики Коми, Постановлений Правительства РФ и многочисленных положений федеральных законов до обращений представителей общественных организаций и актов судебных органов, ознакомиться с которыми можно, пройдя по ссылке, указывающей электронный адрес сайта, на котором данные материалы расположены. Это в свою очередь облегчает восприятие материала и позволяет даже неспециалисту лучше понять круг вопросов, исследуемых автором.

Проведенное автором исследование проблем правового регулирования, возникающие при разрешении судебных споров по установлению границ Федерального государственного учреждения «Национальный парк Югыд ва» обладает новизной, представляет определенный научный интерес, вследствие чего рекомендуется к публикации как самостоятельная научная работа.

Доктор юридических наук, профессор Казанский (Приволжский) федеральный университет

А. Ю. Епихин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.