Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования режима транзита энергоносителей в страны участницы Евросоюза и возможные пути их решения'

Проблемы правового регулирования режима транзита энергоносителей в страны участницы Евросоюза и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ УЧАСТНИЦЫ ЕВРОСОЮЗА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ / EU COUNTRIES / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / ENERGY RESOURCES / INTERNATIONAL AGREEMENT / INTERNATIONAL ENERGY CHARTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимова Елена Вячеславовна

В статье автор сделал попытку осветить основные положения Международной Энергетической Хартии, проблемы, связанные со вступлением Российской Федерации в эту организацию и пути их преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE REGIME OF ENERGY TRANSIT TO THE EU COUNTRIES AND POSSIBLE SOLUTIONS

In the article the author made an attempt to high lightthemainprovisionsoftheInternational Energy Charter and the problems associated with the entry of the Russian Federation into the International Energy Charter, as well as ways to overcome the problems associated with the entry of the Russian Federation into the International Energy Charter

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования режима транзита энергоносителей в страны участницы Евросоюза и возможные пути их решения»

УДК 341.1/8

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА ТРАНЗИТА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ В СТРАНЫ - УЧАСТНИЦЫ ЕВРОСОЮЗА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Максимова Елена Вячеславовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры гражданского права и процесса, к.ю.н., доцент, e-mail: elenamaxsimova@yandex.ru

В статье автор сделал попытку осветить основные положения Международной Энергетической Хартии, проблемы, связанные со вступлением Российской Федерации в эту организацию и пути их преодоления

Ключевые слова: страны - участницы Евросоюза; международные организации; энергоносители; международный договор; Международная Энергетическая Хартия

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE REGIME OF ENERGY TRANSIT TO THE EU COUNTRIES AND POSSIBLE SOLUTIONS

Maximova Elena V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Civil Law and Civil Procedures, PhD, Docent, e-mail: elenamaxsimova@yandex.ru

In the article the author made an attempt to light the main provisions of the InternationalEnergy Charter and the problems associated with the entry of the Russian Federation into the International Energy Charter, as well as ways to overcome the problems associated with the entry of the Russian Federation into the International Energy Charter

Keywords: EU countries; international organizations; energy resources; international agreement; International Energy Charter

Для цитирования: Максимова Е.В. Проблемы правового регулирования режима транзита энергоносителей в страны - участницы Евросоюза и возможные пути их решения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 9-11.

В 1980-х гг. премьер-министр Нидерландов гражданин Рууд Любберс предложил создание общепринятой правовой основы для развития энергетического сотрудничества между странами Западной Европы и СССР; как следствие этого, в 1991 г. в Гааге была подписана Европейская Энергетическая Хартия - политическая декларация, формулирующая общие принципы и цели для дальнейшего сотрудничества в энергетическом секторе между государствами-подписантами [1].

В период с 2009 по 2012 гг. с целью развития и расширения международного сотрудничества в области энергетики потребовался новый импульс, а именно модернизация Энергетической Хартии. С 2012 г. страны - участницы Энергетической Хартии поэтапно включались в этот процесс. Основная задача состояла в создании новой политической декларации для привлечения государств, находящихся за пределами первоначального территориального охвата Европейской Энергетической Хартии. Переговоры по новой политической декларации продолжались и в 2013, и 2014 гг., но лишь 20-21 мая 2015 г. в Нидерландах, в городе Гааге, состоялась Министерская Конференция («Гаага II»), в ходе которой и была подписана Международная Энергетическая Хартия [2].

В Министерской Конференции приняло участие около 80 государств; в общей сложности единогласно документ подписали 62 государства, а также Европейская комиссия и Экономическое сообщество западноафриканских государств [3].

В результате проведения данной Конференции еще 18 государств и Экономическое сообщество западноафриканских государств впервые были вовлечены в Энергетическую Хартию. Среди этих государств Международную Энергетическую Хартию подписали делегаты из Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдовы, Туркменистана, Украины и Узбекистана. Одним из основных достижений Конференции стало подписание Международной Энергетической Хартии Китаем, а также принятие Хартии Ираном - членом Организации стран -экспортёров нефти. В последующие годы, благодаря созданию новой политической декларации, процесс сотрудничества, инициированный Хартией, расширился на такие государства, как Колумбия, Чили и Камбоджа [4].

Так, первоначально процесс разработки Международной Энергетической Хартии выстраивался преимущественно в трансатлантическом измерении, которое со временем трансформировалось в измерение, преимущественно евроазиатское или евразийское [5].

Российская Федерация, которая в настоящее время поставляет газ и нефть почти во все страны Западной Европы, не принимает участие в хартий-ном процессе и не подписывает Международную Энергетическую Хартию. Для этого имеются свои политические и экономические причины.

Россия была активным участником хартийно-го процесса вплоть до 2003-2004 гг. Одновременно с переговорами по договору об Энергетической

Ь1

ж >

у

н

а

ъ

ig

н а я

s н

н

M м

а

Ц

s я

Cd

а

М

к а

я

е а

ÜJ

п

Максимова Е.В.

Хартии (ДЭХ) в начале 1990-х гг. Европейский союз начинал подготовку Первого энергопакета (принят в 1996-1998 гг.). В 2003 г. был принят Второй энергопакет ЕС, после этого положения договора об Энергетической Хартии и энергетического законодательства Европейского союза (ЕС) разошлись. После этого разошлись и представления России, и ЕС о соподчиненности положений договора об Энергетической Хартии и законодательства ЕС. В 2004 г., после вступления в ЕС бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), разногласия между Россией и ЕС усугубились. Третий энергопакет ЕС, принятый в 2009 г., еще более усугубил эти разногласия и их интерпретацию сторонами. В итоге пострадал хартийный процесс, и Россия вышла из состава участников Хартии.

В январе 2006 и 2009 гг. произошли российско-украинские газовые кризисы, связанные с нарушением Украиной транзита газа. В результате российское руководство публично обвинило Энергетическую Хартию в несостоятельности, неспособности предотвратить транзитный кризис и наказать нарушителя транзитных положений договора об Энергетической Хартии. Эта критика отчасти была справедлива: при переговорах по ДЭХ в начале 1990-х гг. участникам не приходило в голову, что транзит может быть целенаправленно прерван. В предшествующие 25 лет, с начала поставок еще советского газа в Западную Европу в 1968 г. даже в условиях холодной войны, поставки через железный занавес осуществлялись бесперебойно. Как следствие, по итогам январского транзитного кризиса 2009 г. было предложено разработать многосторонний дополнительный протокол к Энергетической Хартии, но Россия и ЕС предпочли двустороннее соглашение о механизме раннего предупреждения кризиса в сфере энергетики [6].

В 2009 г. Россия совершила ошибку, выйдя из временного применения ДЭХ, в котором находилась с 1994 г., и лишила себя преимуществ, предоставляемых этим инструментом, например, по защите российских компаний от «рисков либерализации» на рынке ЕС. Все больше компаний ЕС, защищаясь от таких рисков, подают иски в международные арбитражные трибуналы против государств ЕС на основании статьи 26 ДЭХ. Один из примеров упущенных возможностей - история с многострадальным трубопроводом OPAL, которая подпадает под статью 13 ДЭХ - ту статью, на основании которой акционеры ЮКОСа подали в 2004 г. иск против России [7].

В 2004 г. Конференция по Энергетической Хартии (высший орган хартийного сообщества) при активном участии России решила регулярно адаптировать хартийный процесс к новым реалиям энергорынков. В 2009 г., выходя из временного применения ДЭХ, Россия предложила взамен ДЭХ разработать Конвенцию по обеспечению международной энергетической безопасности. Хар-тийное сообщество не приняло эту идею. Страны

ДЭХ сосредоточились на выработке новой взаимоприемлемой совокупности политических принципов, сведенных в Международную Энергетическую Хартию (МЭХ), которая была подписана в мае 2015 г., однако Россия от этого процесса устранилась, а после решения Арбитражного суда в Гааге, в июле 2014 г., по делу ЮКОСа и вовсе приостановила свое участие. [8].

Хартийный процесс без России выживет, а для нашей страны неучастие означает постепенное смещение ее на обочину интеграционных процессов в мировой энергетике и лишение возможностей использовать защитные инструменты для повышения собственной энергобезопасности, например для защиты от санкций [9].

В целях более эффективного формирования единого евразийского энергетического пространства важно, чтобы Россия вступила в члены этой организации и ратифицировала Договор к Энергетической Хартии [10].

Очевидно, что для укрепления сотрудничества РФ со странами - участницами Евросоюза и странами - участницами Международной Энергетической Хартии, а также транзита энергоносителей, то есть для успешной реализации поставок российского газа в другие страны, необходимо предпринять ряд мер правового характера.

Во-первых:

- заключить межправительственное трехстороннее соглашение с другими странами;

- заключить межправительственные двухсторонние соглашения в форматах по поводу поставок и по поводу транзита;

- создать меры предупреждения кризисных ситуаций, например совместную комиссию, в которую бы входили представители России и стран - участниц Хартии;

- создать комплексные меры для эффективного урегулирования споров, в том числе специальную группу экспертов, которая должна будет представлять объективные отчёты о ходе ведения переговоров.

За основу данного проекта можно принять модельное межправительственное соглашение, разработанное Секретариатом Энергетической Хартии, так как его договорная структура исчерпывающая. Касательно конкретных вопросов, таких как создание совместных предприятий, условий потребления газа страной транзита, можно ориентироваться на отдельные формулировки положений других соглашений.

Во-вторых, следует обозначить, под действие какой нормы Налогового кодекса РФ подпадают услуги по обеспечению транспортировки нефти трубопроводным транспортом по территории государств -участников соглашений о Таможенном союзе (услуги агентирования). Имеется в виду внесение изменения в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, дополнив ее подп. 1.3 следующего содержания: «Относительно услуг по транспортировке трубопроводным транспортом товаров, помещенных под таможенный режим

10

Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (72) 2019

экспорта и вывозимых с территории РФ как этим видом транспорта, так и иными видами транспорта, в счетах-фактурах, выставляемых продавцами данных услуг, должна указываться ставка налога 0 %, независимо от наличия на данный момент у продавцов документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки».

В-третьих, необходимо отрегулировать вопросы, связанные с определением конкретных сроков согласования землеотвода и возможных оснований отказа в предоставлении конкретного земельного участка. Имеется в виду внести изменение в п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ, дополнив ее подп. 4 следующего содержания: «В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов».

В-четвертых, необходимо отрегулировать вопросы, связанные с определением порядка расчета компенсаций (ущерба) при изъятии земель, предоставленных для размещения объектов транспорта, в том числе с порядком отчуждения земельных участков для государственных нужд. С этой целью следует внести изменение в п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ, дополнив ее подп. 5 следующего содержания: «В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; установления охранных зон».

Думается, данные предложения по совершенствованию правового регулирования режима транзита энергоносителей в рамках Международной

Энергетической Хартии будут способствовать

повышению уровня транзита в области энергетики, а также укрепления сотрудничества с другими странами.

Библиографический список:

1. Семилютина Н.Г. Международное и национально-правовое регулирование перемещения капиталов и Конституция России // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 39-51.

2. Международная Энергетическая Хартия по состоянию на 17.09.2013 // URL: https://www.encharter.org (дата обращения: 08.04.2019).

3. Шиянов А.В. О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор // Международное публичное и частное право. 2018. № 5. С. 7-10.

4. Айтов П.Б. Международное частное право: учебник. М: Проспект. 2015. 216 с.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 18.10.1995. № 42. Ст. 3923.

6. Договор к Энергетической хартии от 17.12.1994 // URL: https://energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/ Legal/ECT-ru.pdf (дата обращения: 08.04.2019).

7. Ковлер А.И. Европейская интеграция: федералистский проект. М: Статут. 2016. 216 с.

8. Ануфриева Л.П. Право ВТО: теория и практика применения: монография. М: НОРМА. ИНФРА-М. 2016. 528 с.

9. Меньшенина Н.Н. Международное право: учеб. пособие для вузов. М: Издательство Юрайт. 2018. 101 с.

10. Бессонова А.И. Доктрина государственного иммунитета как способ защиты государственного имущества от исполнения по решениям международных инвестиционных арбитражей // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 12. С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.