Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования разрешённого использования земель муниципальных образований'

Проблемы правового регулирования разрешённого использования земель муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
496
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЕШЁННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PERMITTED LAND USE / LAND LEGISLATION / URBAN DEVELOPMENT LEGISLATION / NORMATIVE-LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поставная Наталья Павловна

Статья посвящена проблеме правового регулирования разрешённого использования земель территорий муниципальных образований. Проанализированы недостатки в существующих нормативно-правовых актах, регулирующих эти отношения. Показано, что совершенствование правового регулирования разрешённого использования земель одно из существенных условий обеспечения баланса частных и публичных интересов муниципальных образований. Автор поддерживает точку зрения ряда исследователей о необходимости совершенствования правового регулирования зонирования территорий муниципальных образований применительно ко всем категориям земель и видам их разрешённого использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PERMITTED USE OF LANDS OF MUNICIPALITIES

The article deals with the legal regulation of permitted use of lands on the territory of municipalities. The shortcomings in the existing normative legal acts, which regulate these relations, have been analyzed. It is shown that the improvement of legal regulation of the permitted use of land is one of the essential conditions of ensuring the balance of private and public interests of municipalities. The author supports the viewpoint of a number of researchers on the need of improving the legal regulation of municipalities’ zoning, so that it would concern all categories of land and any type of their permitted use.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования разрешённого использования земель муниципальных образований»

Проблемы правового регулирования разрешённого использования земель муниципальных образований

Н.П. Поставная, к.ю.н., Оренбургский ГАУ

Социально-экономическая значимость земли предопределяет современное направление государственной политики России — эффективное вовлечение земли в экономический оборот с соблюдением при этом частных и публичных интересов. Создание правовых условий возникновения частной собственности на землю привело к тому, что значительная часть территорий муниципальных

образований перешла в собственность граждан и юридических лиц. Вместе с тем население муниципальных образований заинтересовано в эффективном использовании и развитии территории своего проживания вне зависимости от того, кто является её собственником. Поэтому в использовании земель территорий муниципальных образований заинтересовано население этих территорий. Баланс публичных и частных интересов в регулировании этих отношений должен обеспечиваться право-

выми нормами. Эта идея осознана и воспринята государством в принятых в России нормативных правовых актах. Несмотря на обилие нормативных актов, регулирующих эти отношения, особенности правового применения и предлагаемые изменения в действующие нормативные акты вызывают многочисленные научные дискуссии.

Острота этих дискуссий возросла с принятием в первом чтении проекта Федерального закона № 432575-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Среди новаций данным проектом предлагается переход деления земель на категории и установление правового режима на основе градостроительного зонирования. В настоящий момент Земельный кодекс РФ (п. 2 ст. 7) определяет правовой режим земель исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведений которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. С отменой деления земель на категории предлагается правовой режим земель определять в соответствии с разрешённым использованием. Действующие в настоящее время правовые нормы, устанавливающие общие принципы и порядок определения разрешённого использования земель, полностью не содержат законодательного определения понятия разрешённого использования земель, нет единого мнения в доктрине по вопросу регулирования правового режима использования земель через виды разрешённого использования. Не сложилось единой точки зрения на вопрос о необходимости отмены деления земель на категории, отсутствуют аргументированные доводы о том, почему в современных условиях правовой режим использования земель не может определяться исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого их использования.

Г.А. Волков считает, и его мнение мы разделяем, что в отсутствие кадастрового учёта, установленных границ земельных участков или учёта принадлежности их к той или иной категории переход от деления земель на категории к установлению правового режима земель только на основе территориального (градостроительного) зонирования представляется преждевременным и повлечёт расцвет разного рода злоупотреблений [2].

В одном из пунктов экспертного заключения на проект вышеуказанного федерального закона, принятого на заседании при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 19.03.2012, указано, что одним из ярко выраженных векторов проекта является «экспансия» правил, относящихся к сфере законодательства о градостроительной деятельности, в область права земельного и отчасти гражданского [3].

Согласно ст. 83 ЗК РФ территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Развитие этих территориальных зон также должно строиться на основе планирования. Законодатель разделил ряд вопросов правового регулирования территориального планирования между Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ. С.А. Боголюбов обращает внимание на необходимость уяснения соотношения и взаимодействия между собой норм земельного и градостроительного законодательства по регулированию использования земель поселений. Им сделан вывод о том, что законодательство о градостроительной деятельности может использовать нормы земельного права, но не дополнять, изменять или исправлять их — это прерогатива ЗК РФ [4]. Эту позицию мы разделяем, и поэтому ставим под сомнение необходимость регулирования нормами градостроительного законодательства отношения по использованию земель территорий муниципальных образований (территориальное планирование, планирование и межевание, зонирование территорий, отдельных земельных участков для определения вида их разрешённого использования). Наличие зачастую разрозненных норм об отдельных видах зонирования, видах зон способствует появлению в юридической литературе различных подходов к категории «зонирование», отмечает Е.С. Болтанова [5]. Так, некоторые авторы отождествляют «зонирование территорий» (поименованное в ЗК РФ) с градостроительным зонированием (регулируемым ГК РФ). Разделяя мнение, что это разные понятия, полагаем, что на законодательном уровне должно быть разработано определение понятия «земельно-правовое зонирование территорий» для последующего определения видов разрешённого использования зон этих территорий.

Вместе с тем в отдельных научных исследованиях предлагается полная отмена института категории земель. Например, исследуя правовую природу института разрешённого использования, Л. Куликова обоснованно отмечает, что в подходах к институту разрешённого использования земельных участков отсутствует системность и предлагает заменить институт категории земель на институт разрешённого использования земельных участков [6]. При этом разрешённое использование земель предлагается рассматривать как совокупность установленных видов и параметров допустимого использования земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости. Мы не согласны с такой позицией и полагаем, что с сохранением категории земель необходимо нормами земельного законодательства установить порядок определения разрешённого использования земель по каждой категории земель. Применение в правовом регулировании земельных отношений таких инструментов, как деление земель на категории и виды разрешённого использования

независимо от видов собственности, предлагаем рассматривать как ограничение в использовании земель в публичных интересах, что должно быть предусмотрено нормами земельного законодательства на федеральном уровне.

Порядок определения вида разрешённого использования необходимо распространить на все категории земель с наделением полномочиями по утверждению этого порядка всех уровней публичной власти.

В настоящее время наиболее проработанным представляется порядок определения вида разрешённого использования земель населённых пунктов, но и он нуждается в корректировке правовыми нормами земельного законодательства. Излишние ограничения в использовании данной категории земель, установленные нормативно-правовыми актами всех уровней публичной власти, препятствовали осуществлению строительства объектов недвижимости, и это, полагаем, послужило основанием к принятию Федерального закона № 80-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Согласно данному закону Правительство Российской Федерации должно утвердить исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, включая подготовку документации по планировке территории. В дальнейшем перечнем будут регулироваться ограничения в разрешённом использовании земель населённых пунктов территорий муниципальных образований.

Дополнительные ограничения в разрешённом использовании земель территорий муниципальных образований могут возникнуть с принятием ФЗ № 131 от 05.05.2014 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Этот закон вводит в Градостроительный кодекс РФ новый термин — нормативы градостроительного проектирования. Под этим термином понимается совокупность расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения регионов, муниципалитетов определёнными объектами и расчётных показателей максимально допустимого уровня

территориальной доступности таких объектов для населения. Ранее принятые на региональном и муниципальном уровне названные нормативы должны быть приведены в соответствие с указанным законом. Однако с их учётом проводилось территориальное планирование использования земель территорий муниципальных образований, принимались градостроительные регламенты. Данные нормативно-правовые акты будут дополняться и изменяться, что соответственно снизит эффективность вовлечения земли в экономический оборот. Это свидетельствует о непоследовательности в регулировании разрешённого использования земель территорий муниципальных образований нормами градостроительного законодательства, и необходим системный подход в регулировании этих отношений правовыми нормами земельного законодательства.

Масштабные изменения в нормах действующего земельного законодательства, вызванные ФЗ № 171 от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенным образом изменят действующую процедуру образования, оборота, перераспределения земельных участков. Однако вопросы правового регулирования разрешённого использования земель нормами земельного законодательства и в этом правовом акте остались непроработанными и, полагаем, требуют дальнейшего развития.

Литература

1. Проект Федерального закона № 432575-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http:/base.garant.ru (дата обращения 25.06.2014).

2. Волков Г.А. Проблемы совершенствования земельного законодательства // Экологическое право. 2012. № 1. С. 25—28.

3. Экспертное заключение по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 19.03.2012 (протокол № 105). URL: http: // basexonsultant. ru (дата обращения 25.06.2014).

4. Земельное право: учебник / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Высш. образование, 2006. 324 с.

5. Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель. М.: РИОР ИНФРА-М, 2014.

6. Куликова Л. Правовая природа института разрешённого использования // Хозяйство и право. 2013. № 10. С. 118—121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.