Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации'

Проблемы правового регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дробов Дмитрий Евгеньевич

Статья посвящена анализу проблем возникающих в процессе оформления разрешения на работу для иностранных граждан. Автором предлагаются пути решения проблем в сфере трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации»

УДК 342.95

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.Е. Дробов*

Статья посвящена анализу проблем возникающих в процессе оформления разрешения на работу для иностранных граждан. Автором предлагаются пути решения проблем в сфере трудовой миграции.

Ключевые слова: трудовая миграция; иностранный работник; использование и привлечение иностранной рабочей силы.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ATTRACTING AND USING OF FOREIGN LABOR IN THE RUSSIAN FEDERATION

D.E. Drobov

This article analyzes the problems encountered in the process of work permits for foreign nationals. The author suggests ways to solve problems in the field of labor migration.

Keywords: labor migration; foreign worker; the use and hire of foreign workforce.

Не секрет, что основными факторами роста масштабов незаконной трудовой миграции являются законодательные и процедурные препятствия для законного пребывания и трудоустройства иностранных работников в России, так называемые

— административные барьеры. Связь нелегальной занятости иммигрантов и деструкции организационно-институциональной системы страны носит двухсторонний характер [1]. Нелегальная миграция не только способствует теневизации экономики, но и нарушает хозяйственный строй страны, стимулирует широкое распространение произвола работодателей. Возникший при этом своеобразный квазирыночный уклад основан на теневых отношениях и многовариантных формах принудительного труда иммигрантов [2, с. 158].

Существенное увеличение количества иностранных работников в Российской Федерации в последнее время актуализировало вопросы правового регулирования труда иностранных граждан. Иностранные граждане, как правило, — это дешевая рабочая сила, которая может стать весьма дорогой: административные взыскания (штрафы) за

нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, очень велики.

Новое российское миграционное законодательство, вступившее в силу с 15 января 2007 г., ставит перед собой цель упрощение процедуры миграционного учета, порядка привлечения и использования труда иностранных работников, в том числе выдачи разрешений на работу для иностранцев, въезжающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке. Благодаря данным нововведениям в сфере миграционного законодательства уже за первый год применения данных норм увеличилось число иностранных работников, легально осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Нельзя не согласиться с мнением А.В. Никишенко, который утверждает, что существует целый ряд подводных камней, которые делают процесс оформления разрешения на работу для иностранного гражданина весьма непредсказуемым по времени и конечному результату [3].

Масштабы нелегальной трудовой миграции при наметившейся тенденции к ее уменьшению

* Дробов Дмитрий Евгеньевич, адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: dmitriy.spb@bk.ru

остаются относительно большими, соразмерными с легальной трудовой миграцией, что представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, экономическому и социальному развитию страны, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. И причин для этого множество.

Прежде всего, практика применения столкнулась с нехваткой сотрудников и «окон» для приема мигрантов. Многочисленные очереди и длительные часы ожидания в коридорах территориальных органов ФМС России по нескольку дней ведут к нарастанию напряжения среди иностранцев. Вместо предусмотренных десяти дней, отведенных на выдачу иностранному работнику разрешения на работу, данная процедура зачастую затягивается на более длительные сроки, вплоть до месяца. А иностранцы не могут ждать столь длительный срок, поэтому и предпочитают устраиваться нелегально. Кроме того, сложившаяся ситуация содействует росту коррумпированности среди государственных служащих. В связи с этим было бы целесообразным внести изменения в российское миграционное законодательство, определив обязанность иностранных граждан получать разрешение на работу еще до въезда в Российскую Федерацию, в стране их гражданской принадлежности, что, в свою очередь, способствовало бы борьбе не только с вышеназванными явлениями, но также и с широко распространенной проблемой несоответствия целей въезда иностранных граждан на территорию России фактически осуществляемой ими деятельности [1].

Предоставление трудовым мигрантам, прибывшим в безвизовом порядке, права самостоятельно получать разрешение на работу, их свободный выход на рынок труда требует легальной сети эффективных посреднических инфраструктур в сфере трудоустройства. Их функции выполняются преимущественно теневыми посредниками со всеми вытекающими из этого последствиями [4]. С аналогичной проблемой сталкиваются и работодатели, обращающиеся за услугами по найму иностранного персонала в подобные «неблагонадежные» фирмы.

В качестве выводов можно отметить следующее.

Переход на уведомительный способ легализации иностранных граждан по месту пребывания, а также уведомительный способ о привлечении и использовании для осуществления трудовой

деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, позволяет работодателю в самый короткий срок: в течение 10 дней со дня заключения трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином — уведомить территориальный орган ФМС России или орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте Российской Федерации.

В такой же короткий срок (10 рабочих дней) территориальный орган ФМС России обязан выдать иностранному гражданину разрешение на работу при наличии надлежаще оформленных документов или уведомить его об отказе в выдаче такого разрешения, четко сформулировав причину отказа.

В российском законодательстве отсутствуют действенные меры ответственности работодателей за неоформление трудового договора в установленный законом срок, за непередачу работнику второго экземпляра трудового договора, за выплату «серой» заработной платы, за необе-спечение надлежащих условий труда, что в итоге способствует серьезным деформациям рынка труда в России, ущербу российской экономики, социальной сферы.

Несмотря на то, что меры административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, в частности за нарушение порядка привлечения иностранной рабочей силы, ужесточились, работодателей, незаконно нанимающих иностранцев, меньше не стало. Объясняется это тем, что, для того чтобы зарегистрировать одного иностранного работника, работодателю необходимо потратить значительное количество времени, сил и денежных средств. В условиях значительной потребности работодателя в иностранной рабочей силе официальное трудоустройство работника и получение всей разрешительной документации становится для работодателя экономически невыгодным, теряется смысл привлечения «дешевой» рабочей силы. В такой ситуации работодатели ищут возможности обойти закон и избежать ответственности, что при вездесущей коррупции часто не составляет для них труда.

Возникшая ситуация породила проблему легализации трудовых мигрантов. Ситуация до недавнего времени осложнялась тем, что если выполнять все правила, установленные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом

положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующими порядок получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, то у работодателей все служебное время было бы посвящено получению различных разрешений. Это - во-первых.

Во-вторых, привлечение нелегалов на работу «освобождает» работодателя от соблюдения норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым он обязан создать нормальные условия для проживания иностранных работников, обеспечения условий техники безопасности на производстве, выдачи страхового свидетельства, оказания им помощи в получении медицинского полиса и закреплении работников за определенной поликлиникой для оказания им необходимой медицинской помощи, а также соблюдении других правил социальной защиты трудовых мигрантов [5].

В-третьих, использование нелегальных работников означает, что в этих случаях работодатель заинтересован и имеет возможность не выплачивать в соответствующий бюджет все виды налогов.

Но главный фактор наличия проблемных моментов в сфере миграционного законодательства Российской Федерации и его несовершенства -это отсутствие основополагающего документа в сфере миграции. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и процесс совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации. То есть недостаточно четко обозначен «вектор», определяющий направление развития и

совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации. Попытки сделать это мы можем наблюдать в посланиях Президента России, в публичных выступлениях руководства страны, в различных принимаемых на высоком уровне документах, таких, как, например, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. [6], и др. А ведь стране нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны. В результате в ходе совершенствования нормативно-правового регулирования в миграционной сфере не исключены системные ошибки. Поскольку невозможно разработать и принять надлежащий законодательный или иной нормативный акт, не имея представления, укладывается он в общее правило или нет (при отсутствии самого общего правила) [7].

В настоящее время важное значение имеет эффективность контроля за миграцией населения, активное противодействие негативным тенденциям в развитии миграционной обстановки в интересах законных мигрантов и населения страны. Для создания благоприятных условий социально-экономического развития в области трудовой миграции должны быть решены следующие ключевые вопросы: создание единого органа государственной власти, в компетенцию которого будут входить все вопросы, касающиеся регулирования миграции, в том числе внешней трудовой миграции; проведение политики, ориентированной на привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы, наиболее адаптированной к жизни в России.

Литература

1. Архипова К.Ю. Проблемы правоприменительной деятельности в сфере привлечения и использование труда иностранных работников [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.03.2011).

2. Метелев С. Е. Между народная трудовая миграция и развитие российской экономики: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-272 с.

3. Никишенко А.В. Проблемы квотирования иностранной рабочей силы в России // Трудовое право. - 2009. № 2. - С. 67-72.

4. Витковская Г. О задачах Международной Организации по Миграции и некоторых итогах исследований в области миграции трудовых ресурсов в Россию // Трудовая миграция

— важнейшее направление деятельности профсоюзов. Материалы семинара Всеобщей

конфедерации профсоюзов по вопросам трудовой миграции в странах СНГ 27 февраля 2007 г. — Москва, 2007. С. 52-61.

5. Бородин С.С. Трудовая миграция в Российской Федерации: возможные пути ее решения [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.03.2011).

6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-Р «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Перечня проектов по их реализации» (в ред. от 14.12.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2008. -№48. Ст. 5639.

7. Смагин П. Поможет миграционная стратегия? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ialm.ru/pages/id390.html (дата обращения: 10.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.