ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕГТЯРЁВ Александр Валерьевич КИСЕЛЁВ Артём Константинович
Аннотация. Дана оценка состояния деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму. Показана общественная опасность данного социального явления. Излагается авторское видение перечня преступлений террористической направленности.
Annotation. The article evaluates the activity state of law enforcement agencies for counterterrorism and shows public danger of this social phenomenon. The article represents the author’s vision of the list of terrorist crimes.
Ключевые слова: преступления террористической направленности, социальная значимость борьбы с террористическими преступлениями, терроризм.
Key words: terrorist crimes, social significance of counteraction with terrorist crimes, counterterrorism, terrorism.
Уровень преступности в Российской Федерации продолжает оставаться высоким и составляет около 230 преступников на 100 тысяч населения. Одним из видов правовой политики России в сфере обеспечения государственной безопасности многие ученые1 отмечают политику в сфере противодействия терроризму. Терроризм - важнейшая из угроз на сегодняшние дни.
По данным Национального антитеррори-стического комитета (далее - НАК), в Российской Федерации в 2009 году возбуждено
15 уголовных дел по ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)2, в 2010 году - 36, в 2011 году - 30. «В 2012 году предотвращено свыше 80 преступлений террористической направленности, в том числе
16 террористических актов», - сообщил заместитель главы аппарата НАК Олег Жидков3.
Террористические преступления - резонансные и в соответствии с законодательством Российской Федерации являются одним из оснований введения в действие Федерального
конституционного закона» О чрезвычайном положении»4. Наряду с Конституцией Российской Федерации5 и УК РФ Федеральный закон «О противодействии терроризму» (далее -№ 35-Ф3)6 определяет правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
«Ключевую роль в противодействии террористической угрозе, защите интересов государства и общества, безусловно, играет ФСБ. Необходимо в упреждающем порядке получать информацию о любых видах преступных планов, своевременно реагировать на попытки дестабилизации социально-политической ситуации в стране в целом и, конечно, особая забота для нас - Северный Кавказ», - сказал В.В. Путин на встрече 18 июня 2012 года с высшими офицерами по случаю их назначения на вышестоящие должности и присвоения им высших воинских (специальных) званий7.
Имеющие место факты терроризма привели к тому, что в общей системе преступлений условно определилась группа преступле-
1 См. например: Ирошников Д.В. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности (теоретический аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011 ; Бошук В.А. Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации : принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : по состоянию на 10.01.2014 г. // СЗ РФ. 17.06.1996 г. № 25.
3 Национальный антитеррористический комитет. URL: http:// №ak.fsb.ru/№ac/media/terrorism_today/history.htm (дата обращения: 20.03.2013).
4 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» : одобрен Государственной Думой 26 апреля 2001 г. : одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г. // СЗ РФ. 04.06.2001 г. № 23. Ст. 2277.
5 Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. : по состоянию на 26.01.2012 г. // Российская газета. 1993. № 237.
6 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» : принят Государственной Думой 26 февраля 2006 г. : одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. // СЗ РФ. 13.03.2006 г. № 11. Ст. 1146.
7 Голос России. ШЬ: http://rus.ruvr.ru/2012_07_18/81987044/ (дата обращения: 10.11.2013).
ний, именуемая преступлениями террористической направленности или террористического характера. Уголовный закон не содержит понятия преступления террористической направленности, также в нем отсутствует и перечень составов преступлений террористической направленности.
«Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» (ст. 3 № 35-Ф3).
Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной груп-ппы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Проанализировав уголовный закон, можно составить условный перечень преступлений террористической направленности (он же - основной перечень), предусмотренный УК РФ:
- ст. 205 УК РФ «террористический акт» (видовой объект (далее - ВО) - общественная безопасность);
- ст. 205.1 УК РФ «содействие террористической деятельности» (ВО - общественная безопасность);
- ст. 205.2 УК РФ «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» (ВО - общественная безопасность);
- ст. 206 УК РФ «захват заложника» (ВО -общественная безопасность);
- ст. 208 УК РФ «организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» (ВО - общественная безопасность);
- ст. 210 УК РФ «организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем» (ВО - общественная безопасность);
- ст. 211 УК РФ «угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» (ВО - общественная безопасность);
- ст. 220 УК РФ «незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами» (ВО - общественная безопасность);
- ст. 221 УК РФ «хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ» (ВО - общественная безопасность);
- ст. 277 УК РФ «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ВО - основы конституционного строя и безопасности государства);
- ст. 278 УК РФ «насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (ВО - основы конституционного строя и безопасности государства);
- ст. 279 УК РФ «вооруженный мятеж» (ВО - основы конституционного строя и безопасности государства);
- ст. 360 УК РФ «нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (ВО - мир и безопасность человечества).
Кроме этого, формулировка «вооружение террористов» как составная часть террористической деятельности, закрепленная в № 35-ФЗ, дает возможность отнести преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, к вышепредставленному перечню преступлений террористической направленности. А также ввиду того, что компьютерные технологии развиваются быстрыми темпами, терроризм может приобретать информационный характер. В данном ключе следует рассматривать преступления в сфере компьютерной информации.
Следует заметить, что только три состава преступления напрямую связаны с осуществлением террористической деятельности, предусмотренные ст. 205, 205.1, 205.2 УК РФ. Остальные составы преступлений связаны с террористической деятельностью посредственно, то есть предусмотренные в них деяния будут
террористической направленности лишь при присутствии цели воздействия на государственные органы власти, органы местного самоуправления и международные организации, связанной с устрашением населения и (или) иными формами противоправных действий.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России «О едином учете преступлений»8, а также в целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в России, введены в действие с 11 сентября 2013 года перечни статей УК РФ, используемые при формировании статистической отчетности, в том числе перечень № 22 преступлений террористического характера9.
В данном перечне преступления террористического характера предусматриваются следующими составами преступлений: ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 207, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 360 УК РФ. То есть из вышепредставленного основного условного перечня преступлений террористической направленности, предусмотренного УК РФ, Указанием Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 года условно изымается ст. 210 УК РФ «организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем» и добавляются:
- ст. 207 УК РФ «заведомо ложное сообщение об акте терроризма»;
- ст. 281 УК РФ «диверсия»;
- ст. 282.1 УК РФ «организация экстремистского сообщества»;
- ст. 282.2 УК РФ «организация деятельности экстремистской организации».
По статьям 282.1 и 282.2 УК РФ возникает вопрос - можно ли их отнести к преступлениям террористической направленности? В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»
8 Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29 декабря 2005 г. // Российская газета. 2006. № 13. 25 янв.
9 Указание Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».
от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ10 экстремистская деятельность включает в себя террористическую деятельность. Указанием Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 года ст. 282.1 и 282.2 УК РФ предусматриваются как в перечне № 20 преступлений экстремистской направленности, так и в перечне № 22 преступлений террористической направленности. Соответственно возникают противоречия.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» от 9 февраля 2012 года № 1 (г. Москва) определяет перечень преступлений террористической направленности, предусмотренный: ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 36011. То есть из вышепредставленного основного условного перечня преступлений террористической направленности, предусмотренного УК РФ, данным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации условно изымается ст. 210 УК РФ «организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем» и добавляется ст. 227 УК РФ «пиратство», так как Конвенция ООН пиратство определяет одной из характеристик преступлений террористической направленности.
Налицо три различных перечня преступлений террористической направленности. Ввиду того, что еще не сложилось единого представления о преступлениях террористического характера, возникают противоречия как на законодательном уровне, так и среди силовых структур.
На сегодняшние дни в общей системе преступлений условно определилась группа, именуемая преступлениями террористической направленности. Но российское законодательство не содержит понятия «преступления террористической направленности», также в нем не утвердился единый перечень составов преступлений террористической направленности.
10 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» : принят Государственной Думой 27 июня 2002 года : одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. // Российская газета. 2002. № 138-139. 30 июля.
11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» (г. Москва) // Российская газета. 2012. № 35. 17 февр.
Ввиду этого следует внести в законодательство поправки. Должно иметь место профессиональное толкование положений законодательства о противодействии терроризму, на основании которого среди всех государственных органов и лиц, участвующих в противо-
действии терроризму, должно сформироваться единообразное понимание соответствующей проблематики.
Следуя правильной политике в этом вопросе, наше будущее будет без терроризма, а терроризм без будущего.