ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПЕНСИОНЕРАМ Виноградова М.Ю.
Виноградова Мария Юрьевна - студент, кафедра прокурорского надзора и криминологии, юридический факультет, Институт магистратуры и аспирантуры, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: автор статьи дает краткую характеристику права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и акцентирует внимание на важности обеспечения бесплатной медицинской помощи пенсионерам. Рассматривается проблема противоречий между законодательными актами в изучаемой сфере. Ключевые слова: здоровье, бесплатная медицинская помощь, программа государственных гарантий.
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью правового регулирования вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи пенсионерам.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - одно из важнейших конституционных прав человека. Данное право отнесено Конституцией Российской Федерации к основным правам и свободам человека.
Под правом на охрану здоровья и медицинскую помощь понимается
«гарантированная конституцией возможность каждого лица сохранить и укрепить свое физическое и душевное здоровье, получить в любое время квалифицированную медицинскую помощь по профилактике и лечению болезней и травм». Право на охрану здоровья и медицинскую помощь отнесено Конституцией Российской Федерации к основным правам и свободам человека (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ) [1].
Смысл нормы ст. 41 Конституции Российской Федерации заключается в том, что такая важная составляющая охраны здоровья, как медицинская помощь, должна быть обеспечена государством всем и каждому и в полном объеме, медицинская помощь должна быть своевременной, а медицинские услуги - качественными(позитивно влиять на здоровье человека).
Охрана здоровья граждан представляет собой неотъемлемое условие жизни общества, а государство несет ответственность за такой уровень оказания медицинской помощи, который бы гарантировал сохранение и поддержание здоровья, предупреждал инвалидность и преждевременную смерть.
В настоящее время основные проблемы в сфере здравоохранения - это качество медицинской помощи и ее бесплатность. Особую актуальность данные проблемы приобретают при наступлении пенсионного возраста, когда доход человека, как правило, снижается и ухудшается состояние здоровья.
Одним из источников финансирования учреждений здравоохранения в Российской Федерации является Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [2], которая служит гарантом реализации конституционных прав граждан России на получение бесплатной медицинской помощи. В соответствие с Программой, органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают соответствующие территориальные программы, содержащие, в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, источниками финансирования которых будут являться средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований [3].
Одновременно, Министерством здравоохранения России разрабатываются профстандарты для гериатров, разрабатывают программы ординатуры по
специальности «гериатрия» и дополнительное профессиональное образование для терапевтов и врачей общей практики. Оказание гериатрической помощи в лечебных учреждениях с лицензией по профилю «гериатрия» должно повысить качество жизни пожилых людей. Особенностью оказания гериатрической помощи станет тесное сотрудничество специалистов-гериатров с другими врачами, социальными работниками и родственниками. С 2018 года гериатрическая помощь включена в тарифы обязательного медицинского страхования [4, с.93].
В связи с наличием большого количества нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения и медицинской помощи выявлены противоречия в их содержании.
Так, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам меицинской помощи устанавливаются категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно. Среди граждан, имеющих право на бесплатную медицинскую помощь программой названы новорожденные, несовершеннолетние, студенты, беременные женщины. Пенсионеры в качестве субъектов получения бесплатной медицинской помощи не обозначены. При этом гериатрическая помощь включена в тарифы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, необходимо привести в соответствие друг с другом различные законодательные акты для обеспечения бесплатной медицинской помощи пенсионерам.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422; 2018. № 49 (часть I). Ст. 7509.
3. Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // СЗ РФ, 2018. № 51. Ст. 8013.
4. Отришко М.О. Основные изменения в оказании бесплатной медицинской помощи гражданам РФ в 2018 году // 21 век: фундаментальная наука и технологии Материалы XV международной научно-практической конференции, 2018. С. 93-94.