__ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ^ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники e-mail: [email protected] ИВАНОВ Дмитрий Анатольевич, соискатель Московского университета МВД России
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Авторы статьи, анализируя нормативные правовые акты о лизинге, полагают, что отождествление в законодательстве Российской Федерации двух терминов -«финансовая аренда» и «лизинг» - несовершенно; нормативным правовым актом, предназначенным для регулирования лизинга, является Федеральный закон от 11 сентября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)»; Гражданский кодекс РФ (часть вторая) не должен противоречить Федеральному закону от 11 сентября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)»; в Российской Федерации необходимо принять федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме лизинга».
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», финансовый лизинг, лизинг, комплексное правоприменение.
ERIASHVILI Nodari Darchoevich,
doctor of Economics, candidate of juridical Sciences, candidate of historical Sciences, laureate of RF Government prize in science and technology IVANOV DMITRIJ Anatol'evich, the applicant of the Moscow University of the MIA of Russia
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LEASING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The authors, analyzing normative legal acts on leasing, I believe that the identification in the legislation of the Russian Federation of two terms - «financial lease» and «leasing» - is imperfect; the regulatory legal act, designed to regulate leasing is the Federal act of 11 September 1998, «On financial lease (leasing)»; Civil code of the Russian Federation (part two) must not contradict the Federal act of 11 September 1998, «On financial lease (leasing)»; in the Russian Federation must adopt a Federal law «On investment activity in the Russian Federation implemented in the form of a lease».
Key words: the Russian Federation legislation, regulatory legal act, a Federal law, the Civil code of the Russian Federation, Federal law «On financial lease (leasing)», financial leasing, leasing, comprehensive enforcement.
УДК - 347 ББК - 67.404
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017
Предметом данной статьи является лизинг и его правовое регулирование в Российской Федерации.
Вначале о состоянии теории о лизинге.
Группой авторов-единомышленников (Л.А. Головнина, А.А. Зубарев, Е.Г. Мальцева, А.И. Лысенко, О.Ю. Голубев) в одной научной публикации предпринята попытка «нахождения некого компромисса между диаметрально противоположными точками зрения, существующими в экономической среде, — сознательным принижением лизинга и трактовкой его как одного из рядовых видов арендных операция, с одной стороны, и полным дистанцированием его от аренды - с другой» [9, с. 148].
По мнению А.А. Костиной и И.М. Маркина, лизинг является «эффективным и гибким инвестиционным инструментом, позволяющим вести расширенное воспроизводство и инновацию при условии ограниченности финансовых ресурсов у малых предприятий» [14, с. 154].
В «первом учебнике по лизингу недвижимости» обнаруживаем следующие обобщающие суждения: «Накопленный за два десятилетия опыт предоставления преференций в сфере российского лизинга свидетельствует о целесообразности распространения ряда правил на ведение инвестиционной деятельности в стране... Проведенный анализ показал, что лизинг недвижимости может активно использоваться в проектном финансировании. Считаем, что намерения Банка России осуществлять регулятивные функции в области лизинговой деятельности могут быть полезными» [3, с. 4, 334-343].
Однозначен вывод Г.А. Корнийчука: «В настоящее время лизинговая деятельность находит все более широкое применение. Этому способствуют, во-первых, активная пропагандистская кампания государственных органов, призывающая хозяйствующие субъекты использовать лизинг, и, во-вторых, реальные преимущества лизинга, позволяющие инвестировать средства, необходимые для обновления производственных фондов, и получать нужное оборудование, не отвлекая оборотные средства на эти операции» [13].
Правоприменитель П.С. Долгополов определяет понятие «лизинг»: «Лизинг является разновидностью сделок аренды и именуется финансовой арендой. Чаще всего этот вид аренды применяется для коммерческих целей, так как является эффективным инструментом кредитования и налоговой оптимизации, но подобная цель не является обязательным условием лизинга. С 2011 года требование об использовании предмета лизинга исключительно для предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве отсутствует» [10].
Правоприменитель А.А. Воронцова сфокусировала внимание на «предмете» лизинга [2]. Автор одной научной публикации высказала несколько суждений относительно значения лизинга: «Успешное проведение экономических реформ в РФ во многом зависит от решения задачи технического переоснащения, от нахождения источников инвестиций, обеспечивающих обновление производственно-технической базы при недостаточности собственных ресурсов. Способом, доказавшим свою эффективность и признаваемым одним из ключевых механизмов финансирования бизнеса в настоящее время, является лизинг. Распространенность лизинга объясняется экономическими причинами в ситуации, когда возрастающая конкуренция заставляет производителей искать иные, помимо традиционной продажи, пути реализации товара, а иные участники оборота не заинтересованы в приобретении необходимого им имущества в собственность либо не способны его приобрести. Интерес к лизингу возрастает в связи с появившейся возможностью лизинга имущества не только в предпринимательских, но и в иных целях, не противоречащих закону <10>. Эта правовая новелла создает основу использованию механизма лизинга для улучшения материальной базы бюджетных учреждений, что позволит им участвовать в решении задач модернизации экономики страны» [12].
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации о лизинге (мы раз-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
деляем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин [5, с. 119-123]).
В нормативном правовом акте, по юридической силе приравниваемом к федеральному закону [8, с. 28-30; 7, с. 27-30], в Гражданском кодексе (часть вторая от 22 декабря 1995 г. [17], введена в действие с
I марта 1996 г. [18]), в гл. 34 «Аренда», обнаруживаем структурный элемент (§ 6) «Финансовая аренда (лизинг)» (ст. 665670), в которой отождествляются два термина - «финансовая аренда» и «лизинг»: по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются в ст. 665 Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Положение абзаца третьего ст. 665 ГК РФ (часть вторая), содержащего бланкетную норму, - «Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», - однозначно противоречит правилам комплексного правоприменения [4, с. 332-354; 6, с. 28-37; 22; 23].
Нормативным правовым актом, предназначенным для регулирования лизинга, является Федеральный закон от 11 сентября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» [19].
В статье 2 Федерального закона от
II сентября 1998 г. дано разъяснение нескольких «основных понятий»: «В настоя-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017
щем Федеральном законе используются следующие основные понятия: лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель... обязуется приобрести в собственность указанное арендатором. имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг».
Известный комментатор значительного количества нормативных правовых актов указал на истоки принятия Федерального закона от 11 сентября 1998 г.: «Начало нормативному правовому регулированию лизинга (от английского to lease — «сдавать в аренду») в России положил Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», которым в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, Правительству РФ было поручено разработать и утвердить временное положение о лизинге. Во исполнение указанного поручения Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» было утверждено Временное положение о лизинге» [1]. Действительно, в преамбуле Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» [15] (в соответствии с Указом Президента РФ № 524 от 22.04.1999 г. утратил юридическую силу [20]) речь шла о лизинге («.в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития
частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, постановляю.»). В соответствии с названным выше Указом Президента РФ принималось постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» [16] (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 794 от 12.07. 1999 г. утратило юридическую силу [21]), в преамбуле которого упоминается Указ Президента РФ № 1929 от 17 сентября 1994 г. («...в целях дальнейшего развития и государственной поддержки предпринимательства, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сферах товарного производства и услуг населению, активизации инвестиционного процесса в стране и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Правительство Российской Федерации постановляет.»).
Еще одна группа комментаторов высказала следующие суждения: «Преамбула к комментируемому Закону емко, лаконично и четко указывает на три взаимообусловленные цели его принятия: 1) развитие форм инвестиций в средства производства на основе лизинга; 2) защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса; 3) обеспечение эффективности инвестирования. Лизинг можно рассматривать как один из видов финансирования российских субъектов экономической деятельности в целях приобретения ими новых средств производства. Наиболее популярным видом такого финансирования в настоящее время является банковский кредит (при этом лизинг с экономической точки зрения иногда рассматривается как разновидность кредитования), однако ряд преимуществ, вытекающих из особенностей договора лизинга, обусловливает широкое распространение этого договора во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации. К преимуществам лизинга следует отнести: возврат в короткие сроки стоимости основных
средств; оплату лизинговых платежей из выручки, полученной от эксплуатации оборудования; мгновенное обновление основных производственных фондов без значительных единовременных денежных затрат; получение от лизингодателя целого комплекса услуг, сопутствующих передаче лизингополучателю имущества; отсутствие необходимости кредитных гарантий или залога, возникающих при обычном кредите, и пр.» [11].
Таким образом, в ГК РФ (часть вторая) и Федеральном законе от 11 сентября 1998 г. относительно регулирования лизинга обнаруживаются противоречия, которые необходимо разрешать в пользу Федерального закона от 11 сентября 1998 г. как нормативного правового акта, специально предназначенного для регулирования лизинга.
Изложенное позволяет высказать несколько суждений.
Во-первых, ввиду несоответствия правилам формальной логики, представляется, что отождествление в законодательстве Российской Федерации двух терминов — «финансовая аренда» и «лизинг» — несовершенно.
Во-вторых, нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования лизинга, является Федеральный закон от 11 сентября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)».
В-третьих, все иные нормативные правовые акты, регулирующие лизинг, в том числе и ГК РФ (часть вторая), не должны противоречить Федеральному закону от 11 сентября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)».
В-четвертых, нормативным правовым актом, предназначенным для регулирования лизинга, должен являться Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме лизинга».
Список литературы:
[1] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.
[2] Воронцова А.А. Предмет лизинга // СПС «КонсультантПлюс». 2017.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
[3] Газман В.Д. Лизинг недвижимости: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом Высшей школы экономики, 2016.
[4] Галузо В.Н. Избранное. 25 лет научного творчества (1993-2017). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
[5] Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.
[6] Галузо В.Н. О некоторых проблемах комплексного правоприменения в сфере образования в Российской Федерации // Научно-практический журнал «Диалог». 2017. № 2.
[7] Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4.
[8]Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8.
[9] Головнина Л.А., Зубарев А.А., Мальцева Е.Г., Лысенко А.И., Голубев О.Ю. Лизинг как один из видов инвестирования в нефтегазодобыче: Монография. Тюмень: ТюмГНТУ, 2015.
[10] Долгополов П.С. Лизинг // СПС «Кон-сультантПлюс». 2017.
[11] Зуева М.В., Холкина М.Г., Канцер Ю.А., Тишин Р.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2016.
[12] Кабанова И.Е. Правовое регулирование лизинга недвижимости в Российской Федерации: Монография. М.: Юстицинформ, 2013.
[13] Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга. М.: Дашков и К, 2009.
[14] Костина А.А., Маркин М.И. Лизинг для малого бизнеса (политэкономический и институциональный аспект): Монография. Ярославль: Издательский Дом ЯГТУ, 2016.
[15] СЗ РФ. 1994. № 22. Ст. 2463.
[16] СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2591.
[17] СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2017. № 14. Ст. 1998.
[18] СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
[19] СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394; 2017. № 43 (часть II). Ст. 6229.
[20] СЗ РФ. 1999. № 17. Ст. 2124.
[21] СЗ РФ 1999. № 29. Ст. 3757.
[22] Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические пробле-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017
мы): Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1993.
[23] Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Монография. М.: МВШМ МВД РФ, 1993.
Spisok literatury:
[1] Borisov A.N. Kommentarij k Federal'-nomu zakonu «O finansovoj arende (lizinge)» (postatejny'j). M.: Yusticinform, 2005.
[2] Voroncova A.A. Predmet lizinga // SPS «Konsul'tantPlyus». 2017.
[3] Gazman V.D. Lizing nedvizhimosti: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Izdatel'skij Dom Vy'sshej shkoly' e'konomiki, 2016.
[4] Galuzo V.N. Izbrannoe. 25 let nauchnogo tvorchestva (1993-2017). M.: YuNITI-DANA, 2017.
[5] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 5.
[6] Galuzo V.N. O nekotory'x problemax kompleksnogo pravoprimeneniya v sfere obrazovaniya v Rossijskoj Federacii // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Dialog». 2017. № 2.
[7] Galuzo V.N. O roli normativnogo pravovogo akta v sisteme prava Rossijskoj Federacii // Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2009. № 4.
[8] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakono-datel'stva v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya // Zakon i pravo. 2009. № 8.
[9] Golovnina L.A., Zubarev A.A., Mal'ceva E.G., Ly'senko A.I., Golubev O.Yu. Lizing kak odin iz vidov investirovaniya v nefte-gazodoby'che: Monografiya. Tyumen': Tyum GNTU, 2015.
[10] Dolgopolov P.S. Lizing // SPS «Konsul'tantPlyus». 2017.
[11] Zueva M.V., Xolkina M.G., Kancer Yu.A, Tishin R.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 29 oktyabrya 1998 g. № 164-FZ «O finansovoj arende (lizinge)» (postatejny'j) // SPS «Konsul'tantPlyus». 2016.
[12] Kabanova I.E. Pravovoe regulirovanie lizinga nedvizhimosti v Rossijskoj Federacii: Monografiya. M.: Yusticinform, 2013.
[13] Kornijchuk G.A. Dogovory' arendy', najma i lizinga. M.: Dashkov i K, 2009.
[14] Kostina A.A., Markin M.I. Lizing dlya malogo biznesa (polite'konomicheskij i
institucional'ny'j aspekt): Monografiya. Yaroslavl': Izdatel'skij Dom YaGTU, 2016.
[15] SZ RF. 1994. № 22. St. 2463.
[16] SZ RF. 1995. № 27. St. 2591.
[17] SZ RF. 1996. № 5. St. 410; 2017. № 14. St. 1998.
[18] SZ RF. 1996. № 5. St. 411.
[19] SZ RF. 1998. № 44. St. 5394; 2017. № 43 (chast' II). St. 6229.
[20] SZ RF. 1999. № 17. St. 2124.
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; ^редактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;
^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;
^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.
[21] SZ RF 1999. № 29. St. 3757.
[22] Yakupov R.X. Pravoprimenenie v ugolovnom processe Rossii (yuridicheskie problemy'): Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M.: YuI MVD RF, 1993.
[23] Yakupov R.X. Pravoprimenenie v ugolovnom processe Rossii (yuridicheskie problemy'): Monografiya. M.: MVShM MVD RF, 1993.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017