Происходит разрушение глобальной стратегической стабильности. Создание американцами национальной ПРО связано с военным освоением космического пространства, значит - с его милитаризацией. Ведь те, против кого создается национальная или региональная ПРО, будут искать и найдут способы ее преодоления. Меч всегда, в конечном счете, сильнее щита. Национальная политика должна эти моменты учитывать, и соответствующие выводы отражены в Концепции.
Недооценка опасности терроризма привела к тому, что эта угроза превратилась в акт агрессии международного терроризма против России и на территории России, причем, в ее самом масштабном и жестком проявлении. Эта проблема также получила отражение в Концепции.
В Концепции отмечено, что уровень и масштабы угроз в военной сфере возрастают. В целом военная политика России основывается на безоговорочной приверженности нормам международного права, принципам ООН и ОБСЕ и имеет главным образом оборонительный характер.
В Концепции определено, какими должны быть силы общего назначения и ядерные силы России. Решению задачи сдерживания подчиняется все, что планируется и исполняется в военной сфере.
Важно понять, что Россия все подчиняет достижению целей сдерживания и всей своей мощью, решительно и твердо даст соответствующий отпор агрессору. Сама же она никогда не станет агрессором, что обеспечивается как ее законодательством, так и настоящей Концепцией национальной безопасности.
Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ С ТЕРРИТОРИЙ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАДИОНУКЛИДАМИ
Д.В. МАСЛОВ, аспирант кафедры права МГУЛа
Научный руководитель Г.П. СЕРОВ
Основными источниками- правового регулирования использования древесины с территорий загрязненных радионуклидами являются Конституция РФ, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесной Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, Федеральные законы РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О радиационной безопасности населения».
Содержание указанных правовых норм должно предусматривать решение следующих проблем:
обеспечение радиационной безопасности населения и территорий;
сохранение генетического фонда (растений, животных и человека);
обеспечение рационального использования и воспроизводства лесных природных ресурсов в целях эффективного функционирования лесопромышленного комплекса.
Большинство государственных стандартов в области охраны природы были утверждены в 80-е гг., но с того времени лишь небольшая часть из них была подготовлена к пересмотру и утверждена. Основные недостатки этих стандартов сводятся к тому, что современные виды природоохранной деятельности (например, лицензирование и сертификация) и наиболее опасные виды антропогенного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы (загрязнение территорий радионуклидами и вредными химическими веществами, радиоактивными отходами, электромагнитным излучением и др.) в структуре нормативных документов государственной системы природоохранных стандартов до сих пор не находят должного отображения [1]. Наверное, именно по этому по данным Рослесхоза в 23-х субъектах Российской Федерации из лесного фонда, частично загрязненного радионуклидами, только в 1998 г. по главному лесопользованию было заготовлено около 12,4 млн. м3 древесины, то есть около 14% от общего объема всей древесины, заготавливаемой в настоящее время в России [3].
Данные цифры говорят о масштабах реальной радиационной опасности в данной сфере - какое количество древесины, загрязненной радионуклидами, было использовано населением не только России, но и зарубежных стран, куда она была продана или могла быть продана.
Основными факторами, способствующими попаданию загрязненной радионуклидами древесины на мировой и отечественный рынок, являются:
обеспечение радиационной безопасности населения и территорий;
недостаточность радиационного контроля;
несанкционированные (незаконные) порубки и вывоз леса и пиломатериала;
вывоз за рубеж лесоматериалов и продажа их по демпинговым ценам;
существование проблем согласования системы стандартизации РФ и развитых стран Мирового Сообщества.
Данные факторы порождены экономическим кризисом и резким падением социального уровня жизни российского населения, недоработанностью правовой и нормативной базы, а главное - несоблюдением действующего законодательства.
В силу этого, создаются благоприятные условия для правонарушений. Неизбежно возникают заинтересованные физические и юридические лица, формирующие устойчивые цепочки продажи лесоматериалов, в том числе ценных пород дерева, по бросовым ценам в зарубежные страны. По данным органов госконтроля за лесами в республиках, краях, областях и автономных образованиях, использование лесосырьевых ресурсов совместными предприятиями, товариществами, акционерными обществами и другими предпринимательскими структурами ведется с грубым нарушением законодательства и правовых норм. Вскрыты факты незаконного экспорта древесины с использованием поддельных копий лесорубочных билетов, незаконной заготовки, скупки, контрабандной вывозки корней и семян редких и исчезающих видов растений.
Главное радиобиологическое свойство радионуклидов заключается в том, что они являются «двойниками» или близкими аналогами химических элементов, выполняющих важные биологические функции в живых организмах. Так, стронций-90 является близким аналогом кальция и входит в состав костных тканей; цезий-137- химический аналог калия - поглощается преимущественно мышечными тканями, йод- 131 включается в процесс функционирования щитовидной железы и т.п. В природных условиях целый ряд элементов, необходимых живым организмам, присутствует в микроколичествах. Поэтому живые организмы обладают способностью активно захватывать и накапливать в тканях и клетках таких микроэлементов значительно больше, чем в окружающей среде [2].
Радиационному облучению неизбежно подвергаются работники лесного комплекса. Загрязненная радионуклидами древесина попадает в жилище человека в виде мебели, строительных материалов, предметов интерь-
ера, разнообразной печатной и другой продукции. Радионуклиды в организм человека попадают через органы дыхания и пищеварения, в том числе по биологическим (пищевым) цепочкам. В результате происходит внутреннее хроническое облучение организма. Оно практически полностью поглощается тканями.
При формировании нормативной базы, направленной на обеспечение выполнения основных требований экологической безопасности населения, в производственном процессе заготовки и использования древесины следует учитывать, существующую разницу видовой чувствительности той или иной породы древесины к радиоактивному загрязнению. Так, например, известно, что среди древесных пород хвойные - самые чувствительные к радиоактивному излучению. В зависимости от сезонных условий и распределения дозы ионизирующего излучения во времени летальная доза для сосны варьирует от 15 Гр. при остром облучении в период вегетации до 100 Гр. при хроническом облучении [5]. Лиственные породы более выносливы к радиационной нагрузке. Так, если хвойные погибают при облучении с разовой дозой в 2000 рад, то берёзы лишь при облучении в 9 раз больше. Радиоактивное загрязнение земель лесного фонда в результате ядерных аварий и испытаний ядерного оружия выявлено на площади более 3,5 млн. га. Из них: в Чернобыльской зоне- 1,0 млн. га; в Уральском регионе - около 0,5 млн. га; в Томской области - более 10 тыс. га, в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и в Алтайском крае - 2 млн. га. На указанных территориях расположено более 140 лесхозов, 380 лесничеств.
Лес обладает способностью прочно удерживать радионуклиды, предотвращая тем самым их вынос за пределы загрязненной территории. Однако процесс самоочищения лесов идет крайне медленно [4].
Как показывает анализ, существующий институт правовой ответственности за нарушения действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды, природных ресурсов и здоровья населения не
обеспечивает в полной мере функционирования механизма государственного принуждения. Хотя Уголовный Кодекс РФ содержит главы: «Экологические преступления», «Преступления против общественной безопасности», «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», нормы которых предусматривают уголовную ответственность в виде штрафа или лишения свободы, реальная правоприменительная практика ничтожна.
Отсюда вытекает необходимость совершенствования института юридической ответственности за экологические правонарушения в лесном комплексе, в первую очередь, по двум следующим направлениям: обеспечение радиационной безопасности населения и территорий; интересах всех субъектов лесных отношений: предприниматели, население, государство; решение частной проблемы правового регулирования использования древесины, получаемой с территорий, загрязненных радионуклидами, в том числе, с помощью повышения уровня правосознания среди населения и предпринимателей.
Литература
1. Гаврилов В.В., Князева Т.Ф. Экологическое нормирование и стандартизация // Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей природной среды / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. - М., 1999. - С. 212 - 216.
2. Радиоактивные лесные пожары / Под ред. С И. Душа-Гудыма. - М., 1999. - С. 26.
3. Челимов А.И., Мухамедшин К.Д., Безгулов В.К., Сныткин Г.В. Сертификация древесины по радиационному признаку как основа получения нормативно чистой лесной продукции // В сб. Материалы III Международного симпозиума «Строение свойства и качества древесины - 2000». - Петрозаводск, 2000. - С. 292 - 294.
4. Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В.И. Данилова - Данильяна. -М., 1997.
5. Ядерная энциклопедия / Под ред. А.А. Ярошин-ской.-М., 1996.-С. 270.