Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / франшиза / договор коммерческой концессии / правообладатель / франчайзер / франчайзи / интеллектуальная собственность / гостиничная цепь / обязанности правообладателя / бренд / товарный знак

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцевс Д.Н., Коновалова Е.Е.

В статье рассматривается развитие франчайзинга в России. Описываются тенденции развития франчайзинга в гостиничном бизнесе в России. Приведены данные федеральной службы государственной статистики в части развития гостиничной отрасли. Выявлены основные проблемы развития франчайзинга в гостиничном бизнесе. Анализируются договор коммерческой концессии. Перечислены проблемы правового регулирования франчайзинга в гостиничном бизнесе в России. Проанализирована ответственность франчайзера при разработке и продаже франшизы в гостиничном бизнесе. В ходе проведенного анализа определены пути решения перечисленных проблем, тенденции и перспективы развития франчайзинга в индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ В РОССИИ»

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ В РОССИИ

Зайцевс Д.Н.

Директор по развитию ООО «Альянс проект»

г. Набережные Челны, Российская Федерация

магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

diana23-84@mail.ru

Научный руководитель:

Коновалова Е.Е.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. ги

Аннотация. В статье рассматривается развитие франчайзинга в России. Описываются тенденции развития франчайзинга в гостиничном бизнесе в России. Приведены данные федеральной службы государственной статистики в части развития гостиничной отрасли. Выявлены основные проблемы развития франчайзинга в гостиничном бизнесе. Анализируются договор коммерческой концессии. Перечислены проблемы правового регулирования франчайзинга в гостиничном бизнесе в России. Проанализирована ответственность франчайзера при разработке и продаже франшизы в гостиничном бизнесе. В ходе проведенного анализа определены пути решения перечисленных проблем, тенденции и перспективы развития франчайзинга в индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, договор коммерческой концессии, правообладатель, франчайзер, франчайзи, интеллектуальная собственность, гостиничная цепь, обязанности правообладателя, бренд, товарный знак

Усовершенствование правового регулирования франчайзинга в России является одним из важных вопросов в гостиничном бизнесе в связи с прогрессивным развитием отрасли. С уходом из страны крупных зарубежных брендов началось активное расширение российских франчайзинговых сетей. Также расширять сеть российским предпринимателям в гостиничном бизнесе помогает государство в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [6].

Политическая обстановка в стране и мире привела к стремительному развитию внутреннего туризма, что в свою очередь ведет к росту гостиничных предприятий. О чем свидетельствуют итоги совещания Правительства от 26.07.2023 года, о развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации, на котором выявлен потенциал роста внутреннего и въездного туризма, что соответственно, позволяет выйти на цель - 140 млн. туристических поездок к 2030 году [5]. Также обращаясь к данным

Федеральной службы государственной статистики можно еще раз убедиться в стремительном росте отрасли [7]. Значение введенных в действие объектов туризма (гостиниц) по количеству мест с 2017 года выросло практически в 2 раза (рис.1).

Рисунок 1 - Кол-во введенных мест в гостиницах по данным Федеральной службы государственной статистики от 08.11.2023г. [7]. Даже с учетом сложного «пандейминого» периода и введенных санкций, в отношении России, численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения за последние пять лет увеличилась на 50 млн. (рисунок 2) [7]

Рисунок 2 - Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения в РФ по данным Федеральной службы государственной статистики от 02.06.2023г. [7]

Таким образом, чтобы поддержать рост отрасли в долгосрочной перспективе, важно создать необходимое количество номерного фонда. Данные факты приводят предпринимателей к заинтересованности инвестировать в гостиничный бизнес. Силаева А.А. и Коновалова Е.Е. в своей работе также отмечают, что франчайзинговая форма ведения бизнеса является наиболее выгодным и перспективным направлением, которое не требует столь значительных капиталовложений и представляет массу преимуществ для франчайзи - это узнаваемый бренд, опыт управляющей компании, рекламная поддержка, единый call-центр и ряд других привилегий. В то время как в условиях нарастающей конкуренции создание собственных предприятий стало неоправданно рискованным делом для предпринимателей [8]. К такому же мнению пришли и представители Российской Ассоциации Франчайзинга, т.к. франчайзинг позволяет быстро развивать отрасли, отвечающие массовому спросу потребителей, за счет выстроенных бизнес-моделей, доверия потребителей к бренду, узнаваемости бренда и действующей рекламы. Данный факт, доказывает и оборот рынка франчайзинга в России по итогам 2022 года, который вырос на 19%, а число работников франшизных сетей выросло на 9%. Таким образом, общее число франчайзинговых сетей в нашей стране, к началу 2023 года составило 3249, то есть на 5% больше, чем годом ранее [11].

Об интересе к ведению бизнеса по франшизе также свидетельствует и статистика от «Franshisa.ru» (рисунок 1).

Рисунок 3 - Количество франшиз в России по данным Franshisa.ru

на начало 2023 года [11] В отечественном франчайзинге, как и в международном, франчайзеры продают больше идею, чем готовый и хорошо упакованный бизнес. Такая ситуация будет

продолжаться до тех пор, пока не выявятся лидеры в каждой индустрии. По мнению сооснователя компании «TopFrancЫse», эксперта по франчайзингу и продвижению франшиз, Виктора Большакова, к 2025-ому году «псевдофраншизы» и те компании, которые фокусируются именно на продаже, а не на развитии сервиса внутри своей франшизы, уйдут с рынка, улучшая качество самих франшиз. Таким образом, останутся те, для кого франчайзинг станет стратегическим инструментом развития бизнеса, а не способом зарабатывания денег на паушальных взносах. А также появится определенная система оценки франшиз, которая поможет сделать рынок франчайзинга более прозрачным. Именно к этому необходимо стремиться на рынке гостиничных услуг, не допуская развития средств размещения, не соответствующих законодательству РФ.

В настоящее время франчайзинг в России находится на начальном этапе развития и является одной из наиболее обсуждаемых тем на российском гостиничном рынке. Однако данные обстоятельства не пугают предпринимателей, желающих работать на условиях франчайзинга, что порождает предложение со стороны франчайзеров. Но большинство крупных гостиничных операторов не готовы передать свой бренд начинающим предпринимателям, не имеющим опыта работы в индустрии гостеприимства, так как под угрозой может оказаться имидж бренда, которым они дорожат. Поэтому возникает риск выхода на рынок франчайзинга недобросовестных франчайзеров, главной целью которых является получение максимального количества паушальных взносов. В связи с этим необходимо рассмотреть основные проблемы правового регулирования франчайзинга в гостиничном бизнесе в России.

Одной из важных проблем является отсутствие в российском законодательстве такого понятия, как «франчайзинг». Поэтому единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга за пределами России, — это договор коммерческой концессии, условия и порядок заключения которого регулируются гл. 54 ГК РФ [1].

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). Однако, основная часть функционирующих в России сетей франчайзинга данный договор не применяют, а включают его в пакет документов, который подписывается партнерами. Все это затрудняет использование франчайзинга в России и ставит под удар бренд

франчайзера, т.к. в современном мире бренды являются одними из самых дорогостоящих и ценных активов компаний. Потребители часто выбирают торговую марку, которой уже доверяют, а задача франчайзи соответствовать их ожиданиям. В связи с этим прямая ответственность франчайзера следить за надлежащим использованием своего бренда, как со стороны самого франчайзера, так и со стороны франчайзи. Для развития гостиничного бизнеса данный аспект является гарантом качества предоставляемых услуг, т.к. при грамотно упакованной франшизе можно выделить основные преимущества франчайзинга:

- быстрое и стабильное развитие бизнеса в различной местности;

- отсутствие рисков, поскольку ведение бизнеса лежит на плечах франчайзи;

- узнаваемость, которая обусловлена доверием множества гостей сети, что влияет на заполняемость;

- готовая бизнес-стратегия;

- конкурентоспособные программы по маркетингу;

- проработанные системы продаж.

Важно обратить внимание на правовое регулирование франчайзинга в гостиничном бизнесе с целью предоставления именно качественных услуг, что согласно Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» приведет к достижению целевых показателей в рамках Национальной цели [4]. Для этого рассмотрим понятие бренда, которое, как и франчайзинг тоже отсутствует в российском законодательстве. Однако франчайзинг в гостиничном бизнесе не может существовать без бренда, а бренд не может активно развиваться без франчайзинга.

Многие страны мира используют определение бренда, которое было дано Американской ассоциацией маркетинга: «имя, термин, знак, символ или дизайн» или их комбинацию, предназначенную для идентификации товаров и услуг одного продавца или группы продавцов и для их отличия от товаров других продавцов» [12]. Другими словами, бренд создает образ более выгодной покупки с точки зрения минимизации рисков. Бренд связан с имиджем, репутацией компании, качеством услуг, в то время как товарный знак узкоспециализирован. С точки зрения развития гостиничного бизнеса с помощью франчайзинга необходимо развивать именно понятие бренда в своей компании. Но в России бренд не подлежит регистрации, с целью защиты интеллектуальной собственности.

Наиболее близким по определению с брендом стоит товарный знак, который согласно ст. 1477 ГК РФ Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, означает: «обозначение, служащее для индивидуализации

товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» [3]. В российском законодательстве только товарный знак проходит государственную регистрацию в Роспатенте, с целью защиты интеллектуальной собственности и дальнейшего его развития.

Так, товарный знак, чтобы стать узнаваемым брендом компании, должен пройти несколько этапов:

1. Первым этапом будет регистрация будущего бренда в качестве товарного знака с целью закрепления желаемого обозначения.

2. Вторым этапом будет активное продвижение своего бренда на рынке. Однако, продвижение своей продукции под конкретным брендом может начаться и до его официальной регистрации. Таким образом, первый и второй этапы могут проходить параллельно друг с другом.

3. На последнем третьем этапе происходит превращение товарного знака в непосредственно бренд, обладающий в сознании потребителей определенным имиджем, совокупностью присущих ему свойств и характеристик, узнаваемостью [13].

В результате изучения договора коммерческой концессии и товарного знака, как двух основных аспектов при развитии франчайзинга в гостиничном бизнесе, следует отметить, что для решения проблем на уровне законодательства необходимо разработать закон о франчайзинге, исходя из мировой практики. По мнению автора Сайбель Я.В. франчайзинг в России сталкивается с проблемой слабой защищенности интеллектуальной собственности. Несовершенство законодательства в этой сфере отражается на невозможности полного сохранения коммерческой тайны. Боясь разглашения коммерческой тайны, владельцы франшизы не включают в договор концессии все данные, которые касаются ведения бизнеса. В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, необходимо учитывать образцы всех схем франчайзинга [9, С. 118].

Еще одной из важных проблем правового регулирования является наличие на рынке франчайзинга России некомпетентных франчайзеров. В связи с тем, что договор коммерческой концессии предусматривает прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения предпринимательства, необходимо осознавать важность данного факта. Нельзя допустить развитие гостиничного бизнеса в России, покупая франшизы у правообладателей, которые нацелены лишь на получения паушальных взносов и роялти, не зная всех правовых аспектов гостиничной деятельности. Это может привести данный рынок к незаконному, неграмотному и недобросовестному ведению бизнеса в сфере гостеприимства.

Так, в соответствии с планом по выявлению незаконных гостиниц и хостелов по поручению губернатора в Московской области за последние два года только в Подмосковье было снесено 19 незаконных объектов, занимающихся гостиничной деятельностью. А в 2023 году при проверке четырех сотен земельных участков нашли 255 объектов размещения, занимающихся незаконной гостиничной деятельностью [14].

Об оказании небезопасных услуг в гостиницах возбуждено уголовное дело в Санкт-Петербурге в ноябре 2023 года. Производство ведется по ч.1 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). При этом были допущены нарушения требований пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологические нормы [14].

Данные нарушения связаны с тем, что гостиничный бизнес требует больших вложений, а основную часть инвестирования составляют именно требования к техническому оснащению здания, пожарной, антитеррористической безопасности, к оснащению номеров и общих зон, прописанных в Постановлениях Правительства РФ. Данный факт может отпугивать потенциальных франчайзи, в связи с этим, многие недобросовестные франчайзеры утаивают часть информации до подписания договора коммерческой концессии, с целью получить больше паушальных взносов.

Так появляется следующая проблема коммерческой концессии - преддоговорные отношения по раскрытию информации и защита будущего пользователя от недобросовестных правообладателей. Предприниматель вынужден сам собирать информацию о правообладателе, которая, как правило, весьма скудна. И ему приходиться принимать решения исключительно на свой страх и риск, не имея никаких гарантий. Исходя из статьи 1031 гл. 54 ГК РФ, по договору коммерческой концессии в обязанности правообладателя входит передача пользователю технической и коммерческой документации и предоставление иной информации, необходимой пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии [1]. Однако данная статья все же не регулирует необходимый объем информации, который подлежит передаче пользователю, что видно из определений:

Техническая документация - набор документов, используемых при проектировании (конструировании), изготовлении и использовании объектов техники: зданий, сооружений, промышленных изделий, включая программное и аппаратное обеспечение [1];

Коммерческая документация - документы, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для совершения сделок [1].

Подобная правовая неопределенность может быть основанием для нарушения прав сторон договора коммерческой концессии. В связи с этим, по мнению автора Евдокимовой В.А. один из механизмов защиты участников правовых отношений по договору франчайзинга от недобросовестности может быть представлен требованием к франчайзеру обязательно раскрывать наиболее важную информацию о себе, франчайзинговой сети и своей франшизе. Ведь на сегодняшний день в России франчайзеры часто скрывают различную информацию под предлогом коммерческой тайны. Поэтому обязательная форма раскрытия информации может быть нацелена на их систематизацию, и, если она будет включать ложные сведения, придется нести ответственность в соответствии с законом [10].

В связи с тем, что в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» на 1 рубль бюджетных средств планируется привлечь 4 рубля частных инвестиций. Поэтому очевидно, что в отрасль придут принципиально новые инвесторы, и большинство из них не связаны с турбизнесом. В соответствии с данным фактом важно внести ясность в договор коммерческой концессии об ответственности за контролем постоянно изменяющегося законодательства в гостиничном бизнесе, с целью исключить недобросовестных франчайзеров, которые нацелены только на получение прибыли от паушальных взносов и обезопасить потенциальных франчайзи.

В том числе организации, которые специализируются на разработке франшиз, необходимо также обязать изучать правовое поле в области гостиничных услуг, с целью развития качественных объектов размещения, в связи с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" С изменениями и дополнениями от 14 июля 2023 г. [2]. Также необходимо проверять франчайзера перед разработкой франшизы на соответствие требованиям ведения гостиничной деятельности его действующих объектов, что будет подтверждать серьезность намерения стратегического развития гостиничного бизнеса в соответствии с законодательством РФ.

В заключении следует отметить, что прежде чем принять решение о ведении гостиничного бизнеса по модели франчайзинга, важно разобраться не только в экономических и коммерческих моментах, но и в основополагающих юридических аспектах данного вида предпринимательства.

Таким образом, можно заключить, что существующее на сегодняшний день законодательство, регламентирующее правовые отношения по договору коммерческой концессии, требует внесения поправок, которые затрагивали бы многие аспекты ведения гостиничного бизнеса. Совершенствование законодательства в части франчайзинга

необходимо и для развитие индустрии гостеприимства, при котором контроль за качеством и безопасностью предоставляемых гостиничных услуг ложится не только на органы власти, но и на самих правообладателей-франчайзеров.

Литература

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 12 сентября 2023г.) Гл. 54. Коммерческая концессия.

2. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (с изм. и доп. от 14 июля 2023г.).

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023) Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"

5. Правительство России http://government.ru/news

6. Национальные проекты РФ https://национальныепроекты.рф

7. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru

8. Силаева А.А. Развитие франчайзинга в сфере туризма / А. А. Силаева, Е. Е. Коновалова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7(45). - С. 79-89.

9. Сайбель Я.В. Франчайзинг в индустрии гостеприимства: проблемы и перспективы развития / Я. В. Сайбель // Актуальные вопросы современной экономики. -2020. - № 11. - С. 117-125.

10. Евдокимова В.А. Налоговые и правовые риски при осуществлении франчайзинговой деятельности // Экономика и социум. - 2019 - №5 - С. 60.

11. Статистика Российский франчайзинг 2023. https://franshiza.ru

12. American marketing association https://www.ama.org

13. Закон.ру https://zakon.ru

14. Профессиональный портал TourDom.ru https://www.tourdom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.