Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения экологического страхования недропользования в условиях глобализации экономики'

Проблемы правового обеспечения экологического страхования недропользования в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ECOLOGICAL INSURANCE / GLOBALIZATION / ENVIRONMENT / SUBSURFACE USE / FOREIGN INVESTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полянская Ирина Геннадьевна, Кокарева Мария Станиславовна

В статье обоснована необходимость развития одного из важнейших направлений экологической безопасности – экологического страхования. Особенно актуальным этот процесс становится в условиях глобализации экономики, когда в международные хозяйственные связи вступают несколько государств, у каждого из которых сформировалась своя нормативно-правовая среда. Отмечается, что данный вид страхования в мировой практике получил достаточное развитие. Этому способствовало создание соответствующей нормативно-законодательной базы. Анализ и изучение последней может служить основанием формирования практически отсутствующего в настоящее время экологического страхования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of law support of environment insurance of the nature use in conditions of economy globalization

In the paper the necessity is substantiated of development of one of the most important directions of ecological safety – environment insurance. The process becomes particularly actual in conditions of economy globalization when several states enter international economic contacts and, in the case, every state has its own formed normative – legal structure. It is noted that the mentioned type of insurance has got sufficient development in the world practice. It was promoted by creation of a proper normative-legislative base. Analysis and studying of the latter may serve as a basis in formation of the environment insurance in Russia, being absent in practice now.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения экологического страхования недропользования в условиях глобализации экономики»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК I BapaGuunл О II Гмччип 8. i Лу/с^к-«^

№ Я Н Гпой.1П1.ц.»с управление М : М1ИМО-Уипвсрснтст.200b 251»с.

2. Гм'уОсрстщ'ниый \)ок пи) «О состоянии м использовании нианых ресурсов PoctufU. soft Феле раннии200Й голу», М.; МИД.Иркрсщ!, 2009 Л5~с 3 Датшк-Ланихмя В. И, Лает К С Поколение воды: экологический. «конимическш». социальный н политический аспекты М Наука. 221с.

4. Дот/миым и. .1. Ратнигнс ИЖрОрмаИНОИНОИ

сети водного сегтора ни . сррнторнн СИ I Бюлле-кнь «Пснолыоыние и ичрана природных ресурсов в России». 2004 & I С. 105-108.

5. С<\(ит-рапп/; \t. Я Ралипие мсждуиароа цотосотруанич&лна i ш решения аетучиьных проблем, свяэшшыл; оолоЙ Бюллетень «Использопанне и охрани природных ресуерво I» России»». 20<W NV6 Г. 15-16

6. Cuilioilm JJ О. Совершеистиовлние государственного регулирования п сфере испольтова ник и охраны »мднык ресурсов граи\.чраннчных водных обьекто» Важное хозяйство России. 2009. У» I С ff-КЭ.

УДК 330.15:368

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

И. Г. Полянская, М. С. Кокарсва

В плгьс обосномна необходимое^ развит» одного т важнейших направлений чко.'кчИчсской безопасности экологическою страхования. Особенно актуальны-м ихп процесс сталодитсн и условиях | лоболишши »коночнм». копи в мсждунарошшсхозяйственныесвяти вступают исско лхо государств. У taofctOfo н» к.Мпры\ сформировалась своя Н^рмяпшИО-праВоваА Lfn.43. ОЫЩШК», ЧТО JBIIitUll hlL'l страхования п мировой практике понучил достаточное развитие "»тому способствовали сохшиiи» соответствующей НОрмаИЖНО'ТикОИОЛЛГСНЫтЙ баш Чнллш it ««учение последней МОЖС1 служит» осповоиисм формирования ирсипическл огсутствуцииего в настоящее время экологическогострахования в России.

¿¿чнтыыемола'- экологическое cipaxoeau не, глобализация,окружающаясрсла. недропользование, иностранные инвестиции

In the paper tbe necessity is subMantutfid ofdcvclopnjcni of one of she mo«a important directions o( ecological safety environment insurance. Tbcptocrtsbcconic» particularly actual u condirions of cconomv globalization when several state* enter interna uonal cconctmc contacts and. in ihc case, every state has its own fonned normative legal itmcture. Ii i? noted tluit die mentioned type of insurance ha» cot sufficient development in Ihr world practice It was promoted by creation of a proper normative-legislative base. Analysis and studying of the latter nu\ serve as a basis :n formation of t)iс environment insurance in Russia, being absent in practice now.

Key worth ecological insurance, globalization, environment, rmbsuriocc иъс. foreign investment

В последнее время вопросам гдобплича-пни, как теоретическим, ти* и практическим, уделяется большое внимание что «полис объяснимо ( стили* и процесс i лобализадпи оказываются тянутыми практически пес страны посредством формирования новых международных oiношений, которые должны

f?Г_

учитывать интересы всех участников. Иными стонами, речь ндет о необходимости установления единых правил игры в мировой экономике. о ледуисй роли мнрохотяЙствснных опюшенио 'Это ртпосится и к процессу недропользования.

Одновременно активно обсуждается судьба национального государства и условиях

глобалн танин В С' Загашвилн. например, уверен, «По и с с гол и я государство обладгет веси полного!! власти, а передачи части суверенитета международным и наднациональным органам ничего не меняет, поскольку делегированные полномочии могу г бы п. отозваны |2].

Ю. Шишков отмечает, что о .той щ фундаментальных характеристик процесса глобализации является размывание и ослабление регулирующих функции национального государства и трансформация »гой традиционной формы организации мнрооого соннучг; Й некую новую форму III) Он же, и раните этих рассуждений. считает, чго -<в нате время происходят лпл параллельных процесса постепенное усиление и усложнение государственного вмешательства в 1кономнку т и ноннонильные процессы к одновременное сужение объема регулируют»* функции государств вследствие частичного протекании их к наднациональным регуляторам». Все чшце в .»гон связи описывая глобализацию, я научных публикациях авторы задаются вопросом о соотношении ныгол от нес и издержек ллн национальной экономики.

Говора о недропользовании о условиях глобализации, следует отметить, чго * се и здержкам справедливо можно отнести усиление экологической нагрузки в мире в условиях высоких "»колошчески* рисков п процессе лобычи и транспортировки полетных ископаемых, *>ю проблема, котирую мировое сооб-шество. в целях сохранения дологической безипасност и. должно решать сообща. там числе в пи. 1С транснационального регулятора, к которому напрямую отностгтся норчтлтнвпо-правовое обеспечение и его важнейшее направление - экологическая безопасность

Особенно актуальным нот аспект стать виток потому, что и условия», интернационализации и глобализации процесса педро-иолькнмния участвуют субъеггы нескольких государств. При этом н каждом государстве существует своя нормативио-законолатсльилл база, более или менее совершенная Кроме •ого. с у шествует прагму шсство международного права по отношению к национальному при реализации международных проектов

К примеру, в соглашениях о разделе продукции <С РП )(«Сахалин-1 м я ..Сахалин-*»-заключенных на основе Закона РФ ог 30 ле-

кабря 1995 i St 225-«l'J "О соглашениях о разделе продукции», н части разрешения спорных вопросов преимущество отдается арбитражным системам других стран, учасгвуюшнх в coi зашеннп, л не российской системе

И соглашении «Сахалин-2» определено, •га» соглашение регламентируется »г толкуется и соответствии с »акоиодатольством штага Нью-Йорк. США. бе» учета соогвсгсгвуюши.ч норм коллизионного права, Любые споры, в гом числе и снизанные с охраной окружающей срелы. разрешаются путем взаимных кон.уль-таннй сторон. 11 случае невозможное и» разрешения спора вопрос передаете« на разрешение «арбитраж в Стокгольме, Швеция, в соответствии с арбитражным регламентом Юнисграл

По соглашению «Cuxamni-I», арбитражные процедуры проводятся в Стокгольме со-тласно условиям соглашения и праву Англии, в соответствии с арбитражным регламентом Юннстрвл р7 |.

Потенциальные инвесторы, вклалмкля свой капитал в процесс нелрополмовиния в друг их странах, в обязательном порядке должны опенивагь возможные выгоды и потери от вложения своих средств не голько в произ-но.детво. но и и мероприятия но устранению возможного воздействия на окружающую среду Установки па компенсацию ущерба должны быть п обяшелииом порядке прописаны и осповоиоЛапиоших материалах, особенно по международному сотрудничеству

<*>тсутсгвие в таконолатсльстве отдельны \ стран жестки\ требовании по компенсации убытков мгрязиения может давать повод потенциальным инвесторам л /н рассуждений о возможности вложения средств лишь г разните производство, для извлечения максимальной прибыли нс учитывая воздействие на окружающую среду. I) свою очередь и-тес-горы. зная важность мои проблемы, с адиой стороны, сомневаясь в неопределенности ответственности за нарушение природоохранного законодательства, с друзой сгороны. расхолаживаются. Когда же возникает необходимость оазяла ущерба, .«то йьщ'вэет недоумсиие.

Большое значение приобретает такой механизм отвсгствеипостн участников нелро-мильзования за шгрязненне окружающей сре-ли. как -дологическое страхование. В самом широком смысле иод экологическим сгракова-

мнем можно понимать wiHi mío иное, как иополыонание механизма страховании для тагтшты экологических рисков» [9J Институт »кологнчсСюло страхования применяется хм пред отвращении и ликвидации последствий жолошческнх и стихийны* бедствий, аварий и катастроф. Отличительной чертой страхования является вотможноегь компенсации непредвиденного чрезвычайною ущерба.

С'угь страхования «включается в объединении финансовых ресурсов отдельных собственников и пелях компенсации возможных

ибмтхюв О 'ЧЦТЯ? l|illUa.lliVlHUt prx'ypi'ltA UOI VI

входить отчисления част страховых премий страховыми компаниями на предупреждение мероприятия и прибыли от онераиий страхования экологических рисков и средства создаваемых запасных фондов для кредитования мероприятий по со крашению объемов гагряшенпя и смягчению нх последствий.

Экологическое страхование обеспечивает права государства как собственника природных ресурсов на по.иержаиие приемлемого качества окружающей среды и необходимого уровня воспроизводства природных ресурсов, в том числе и минерально-сырьевых Гахие права закрепляются соответствующим за кон о-дшельством Нормативно-правовой механизм жологнчсского страхования должен четко очерчивать меру «мвстсгвенностн юридических и фи шческих |иц и те или ины: действия или противодействия приведшие г нарушении) »колотнческого равновесии, через затри *-нсиис и нанесение ущерба окружающей среде.

Экологическое страхование как вид страхования возникло в мировой практике в Ой-70-х годах XX иска Оно впервые было lawpcnтено a международных травовых нормах, а не в нормативно-правовых актах национальных правовых систем, »то объясняется прогрессивностью международною шконодагсльсгвл. которое ранее законодатели:!» отдельных государств обратило внимание на жалотчесяие проблемы ti прежде всею, на проблем) воюеигення вреда, причиненного экологическим правонарушением. Исключением является законодательство США. закрепившее в 50-х годах страхование ядерных рисков.

В международном законодательстве отношения по экологическому страхованию

предусмотрены в Конвенции об ущербе, причиненном иностранными юздушными судами третьим чипам на поверхности Государство. рагшЫишровавшее Конвенцию могло требовать от организации эксплуатирующей судно покрытия путем страхования или i.ipaHiiiH другою обеспечения огветет-ненностн га ушерб. причиненный на его территории . Ihmmt отвстствсиис-сти устанав-ливался о соответствии с определенным)« правилами

Лру и*' нормативно-таконода тельным •пои ы гфлрг «коэогтнткпгп гпрахпялнич и области транспортировки минерально-сырьевых ресурсов, является Международная конвенция о гражданской ответственности ta ушерб от загрязнения нефтью |5J России относится к числу стран, ратифицировавших згу конвенцию. В соответствен с зонной конвенцией собственник судна, перевозящий более 2000 тонн нефти, должен для покрытия своей ответственности «а ущерб от загрязнения осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение (гарантии банка свидетельство, выданное международным компенсационным фондом) Только при наличии страхового обяза1ельсгва выдается свидетельство, необходимое для осуществления международных перевозок и входов в порты других государств.

В мировой практике экологическое страхование недропользовании в составе прироло-нол ыовиния предусматривает возмещение убытков, наносимы* окружающей природной срсде и населению >а счет средств участников процесса, и не за счет госбюджета В структуре расходов государственного бюджета расходы ИИ мши ту окружающей среды составляют менее ч. км таблицу).

' )то ласт возможность государству направлять больше денег на прсаептнвгше мероприятия. (. ушсствует добровольное и обязательное страхование Широко представляю добровольное страхование ответственности за возмещение ущерба от загрязнения окружающей среды в рамках общего страхования гражданской ответственности предприятий. Обязвгсль иое страхование сушссгвуст в Бельгии. Поргу пини Обсуждается n I ерманнн

В Европе индустрия тколо! нческого страхования получила доспггочпое развитие. чему

Vtr.iMii.iii яге расходов их охрану окружающей с рели 1« юсу зврстмснном бюджете стран «восьмерки» к 2008 г.

С V,! к< рххлто». ч

Германия

Консоли л провал и ш( бюджет 1,1

Фелсрольнми бюаяоег ил

Итшш»

Консо шлиромшши бюдвет 1.7

Федеральный бюджет 0^5

Клиоля

КсивдтЯПрПМЩЛл! мцмв. 1.М

Федеральны« бюдяап №

Россия

КкнсилпаНрпмшиы! Гни лес: о.}

Федеральный бюляшт 0.2

«Госгпшслнос тороаеветш Великобритания

Коисолианроваии мй Гмо мсс! Т 7

ФедссвдтмА бюя*ст 1.0

США

Консп (млкропанный бюзхег (1

Фелеральныб бюджет и

Франция 1.7

КпнсолиднроьдмнМЙ бЮЧ*СТ

Федеральный бюджет <1,4

яп01к1я

Консолидирована ыи бю.-.жст 3.5

Федералишан бюджет п

П/шчсчинис Группа восьми в цифрах: стгтт со М Росстат. 2009 < XX-.чу

способеIкивало создание соответствующей законодательной базы, эффективной системы судебного преследования :»а «колот ичеекме

правонарушения и формирование рачинтогл

экономического сознания (9].

Здесь ярко выражена превентивная (предупредительная) функция .»колотнчсского страхования К преваттивиым мероприятиям в экологическом страховании относятся мероприятия по установке и модернизации очистных сооружений, совершенствованию систем контроля за выбросами, совершенствованию производственною оборудования и гсхноло-I ни. переходу па менее опасные технолог ичес-кие процессы, консервииип отходов, финансированию аварийных и ремонты», служб о их подготовке к действиям и чрезвычайны! ситуациях

В Германии, например, с компаниями, не застраховавшими экологические риски, на основании действующею «иконолигсльсгва. не будут сотрудничать лелавыс партнеры. Поэтому еще н середине 90-х I XX и. собственники н управляющие предприятий, используют)« г во инае, хмельные ресурсы и ресурсы не |р м

I ерманнн исправно выплачивали страховые платежи по договорам страхования на случай внезапною или аварийного загрязнения в размере, не меньшем 1.4 млн немецких марок ы событие, с ежегодной страховой суммой до 6,0 млн немецких марок, при »гом исключал (а три па ни судебную шшпу За ожидаемые н неаварийшае случаи загрязнении иланакн сосгдвлялн не менее 4,2 млн немецких марок 1а собшис с ежегодной страховой суммой .ю (2 млн немецких марок (12]

В европейских странах система страхования экологических рисков включает в себя несколько нндов страховой шииты:

• страхование отвегствсиностн аварийное (внсэтнос) и постепенное шгрязнсиие окружающей среды в рамках страхования обшей ответственности:

• страхование ответственности только та аварийное (внезапное) загрязнение окружающей среди в рамках страхования общей ответственности;

• страхование ответственности та аварийное внезспное и постепенное «агряэиепис окружающей среды « рамках экологического страхования.

В последнее ерем» наблюдается теплен-1шя перехода на страхование рисков в рамках «©Логического страхования По зсснертным оценкам, международный ежегодный оборот мирового рынка экологических услуг составляет около 150 млрд долларов. Лидерами яиля-Ю1Ся Японии. Германия и страны Центральной í-вропы |9j.

В США система экологического страхования направлена больше на возмещение действительного ущерба, нанесенного претория» нем. Здесь су шсствуо децентрализован» пая система прецедентного прааа. характерп-туюшаяся отсутствием федеральною страхового икоиодатсльстна н наличием шко-нодагельсчва штата в области страхования, Каждый штат создаст свои судебные npcue-дсн1ы, иногда нрошворсчашпс друг другу. И с пяти е »тим пмсо место полная юридическая неотрегу жриванноегь Однако объем экологического страхования н США шачи->елыпай. более I млрд долларов.

Зарубежный практический опьп проведения -экологического страхования в части ответственности ju вред окружающей природной среде покатал еще один важный момент: г. 90 % случаев страховщики финансируют расходы на мероприятия по уменьшению последствий свершившегося страховогособы-1НЯ. |см самым сокращая его распространение и уменьшая сто последствия

Другой формой обеспечении теологического страхования является снсгсм» страховых фондов. L »той целью создаются спетшльные пулы (Япония. Фрштия. Голпандпт. Швсння. \нглия>. Кроме юю. в экономически ранимых странах имеет место взаимное страхование промышленных ко.мпиннй путем создания объединенных страховых фондов или собственных резервных фондю Собственные рс-icpfUTbic фонды формируются для возмещения ущерба от загрязнения срезы тошжо финансово состоятельными крупными компаниями и корпорациями.

В России с переходом ни рыночные отношения также возникла необходимость в зьоло-гическом страховании п связи с высокой степенью экологической опасности, низким уровнем капиталовложений в природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий аварий и чрезвычайных ситуаций

На сегодняшний день к правовым основам экологического страхования в Российской Федерации относятся:

• Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» Лу 7-ФЗ oí 10.01 2002 г

• Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов« Si 116-ФЗ от 21.07.199" г.,

• Постановление Правительства РФ Ns IЗХ"? от 22 11 1996 г «О первоочередных мерах по развитию рынка страхпваипя а Росс и йс ко lí Фсдерани и >'.

• Приказ Госкомэкологии России №

от 05 II 1997 i «Об организации работ но обязательному страхованию ответственности за причинение вреда окружающей природной среде н результате аварии на опасном производственном объекте в Российской Федерации»;

• ПрнкЛ) Госкомэкологии Хс 1 ?К от ld.0j.199M i. .»Об ортаиизаинн -кенеримента по отработке механизма экологического страхования» и др.

» Федеральный закон РФ от 2 января 20001 Л« 27-ФЗ «О присоединен ни Российской Федерации к Протоколу 1992 г, об изменении международной конвенции от гражданской ответеj исиносги за ущерб от загрязнения нефтью 19ъ9 i и денонсации Российской Федерацией конвенции о гражданской шнек i ценности tu ущерб o i ллряшсипя нефтью 1909 i >•

Федеральный такой РФ «Об охране окружающей среды» установил, что и целях зашн-ш имущественны л интересов юридических и физических шн на случай «колошчсскнх рисков осуществляется обязательное государственное экологическое страхование U раннгтис этого закона Министерством охраны окружающей прирОДион сре за и природных ресурсов и Росгосстрахом были утверждены Гипоные положения о иорядмг добровольного экологического страховании в РФ.

Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных Объектов" закрепил положение о том, что организации. эксплуатирующие такие объекты, обязаны страховать ответ ст пенное и. ja причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лип и окружающей природной среде в случае проинюдсгвенной аварии.

Однако фактически и российском законодательстве определение экологического cipa*

ховання не закреплено, тем более оно не закреплено в законодательстве «О кедрах». Об экологическом страхован ни уиомннаегся в Федеральном законе «О соглашениях о разделе нролуктжн». где вводится обяшельтч! (нспэсуларсгвсниое) экологическое страхование при ОСУШСсТВЛснни нецропользования в соответствии с условиями раздела продукций Соглашение должно предусматривать обязательство инвестор.« по «страхованшо ответе -нснности по возмещению ущерба « случае аварий, повлекших та собой вредное влияние на окружающую природную среду*. В Законе РФ «О котпзтттенгалыюм шельфе» также пре-дусмотрены статьи об обязательном страховании вреда, причиненного окружающей средне н процессе эксплуатации гсхнигенныл объектов.

Получается, «по ни один нт действующих нормат инно- законодательных актом не предоставляет в полной мерс основании тля правовою регулирования эхолотпчсскот-о страхования Что является причиной для принятия, в первую очередь. Федеральною закона «Об обязательном экологическом страховании», в котором наряду с другими видами деятельности должна быть определена деятельность добывающих отраслей и предприятий ТЖ.

В РоссшЦ в отлнЧне от мировои практики страхования, нет примера существования страховых экологических пулов. Нельзя сказать, чго правовая база для их создания отсутствует Скорее она разработана пелостя-точно. Специалисты и области правового обеспечения страховой деятельности считаю» «действующая редакция ст. 1Д.1 Закона Российской Федерации от 27.11 1Ч'>2 " № 4015-1 «Об организации страхового 1ела в РоссийскойФедерации»!вред от II 2007), предусматривающая создание страхового пула на основании договора простого товарищества, не отвечает потребнос тям рынка страховых услуг. Даипая норма не позволяет и подпои мерс использовать в рамках пула те механизмы сотрудничества сэрлювшикоп. ксгорие необ ходнмы длк достижение цели обеспечения финансовой устойчивости страховых операций^ [8|. Л. Соловьев считает, что ь пой си-гучтннн для страховки организаций прошс заключать соглашение о сотрудничестве.

договоры о взаимодействии, во избежание попадании под жесткие требования, предъяв-ляемые сфахогюму пулу как простому товариществу.

Основной нелью закона об экологическом страховании является, прежде всего, создание реального механизма фннанеэфоваин* затрат на восстатншленне природной сречы, природных и природво-аэгтропогепных объектов Страховщик. тастрлхованший зоологическую ответственность, не будет нроизаолить страховую выплату в никуда он должгн будет ошнт-чпвап- фактические расходы tu носстановле-ние природной среды в соотвстствнн с планом восстановительных работ поелг их выпоЛИе-»1110 или осуществлять финансирование НО смете (101

Ирниатне Закона »'Об обязательном экологическом страховании» для России имеет огромный государственный шттсрес опте и потому, что сырьевая направленность российской экономики. судя по всему, будет продолжаться. по крайней мере, в среднесрочной перепекшие. Причем •» добывавших регионах нового освоения татртпнснис окружающей среды может находиться как на месте добычи так и распространяться ни огромные территории. задействованные для переработки периичного сырья. В результате загрязнение смешается на всс более уязвимые природные территории. «Особую опасноеIV представляет то. чго в топливной промышленности продукты загрязнения улавливаются и утилизируются и наименьшей степени» (1] Предприятия же в настоящее время не несут ответственности в полном объеме та причиненный окружающей среде вред, и ног вред комнененрует государство (ложе для обанкротивши*«« добывающих компаний». «К тому же. если нефтедобывающая промышленность является лидером по количеслиу инвестиций в основные фонты природоохранного назначении ю пиона* находится на одном >тз последних мест».

Для осуществления процесса экологического страхование помимо нормативно право пых необходим ряд методических материалов, которые в совокупности составляю? систему экологического страхования. Кручнипна И, П. к ключевым компонентам системы экологического страхования относит; «I Определение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чcl кой правовой ( гражданской и уголовной» ответственности хозяйствующих субъектов та негативное воздействие на окружающую среду. 2 Независимо оцененный экслогнчес-кий риск хотяйственной >< иной деятельности; 3 Оценка экологического ущерба» |3|. Она же придерживается мисник, что отлпч пгслытымп особенностями действующей системы »KotlO-мнчесмой OUchwh экологического ущерба являются. во-первых, покомпонентный подход и. как следствие. отсутствие комплексности в расчетах, во-вторых, преобладание нормативных методов опенки и. n-гретьнх. отсутствие законодательно признаваемых методов оценки ущерба (вреда), причиняемого жизни и здоровью людей raipctHCHHCM окружающей природной среды, н методов оиенкн компенсации jKocHCTCMHbix услуг (методов оценки жосис-тсм и их функций),

К методикам, в которых пропиши механизм комплексной опенки экологического вреда, относятся Методика оценки ущерба от аварий на магистральных нефтепроводах \ 1495 г.); Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий i оценки •кономнчсского ущерба, прнчиненно о народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды i (983 т.) Применение их лс-

illll-t fO нрпб fl'^nrOMItl.tKI ПИИ iy и* M«»i»rtrvnurm-

вня применительно к изменившимся со времени их принялня социально-экономическим условиям.

Разработка методических рекомендаций по оценке экологического ущерба н включение их в процесс совершекствтшания нормягннно-законолательного сопровождения экс логического страховании являете» предметом формирующеюся в пистовшее время устойчивого направления научных дологических нсследо-тштнтй в 1Той области знаний Ут» каСае7ся а том числе и вопроса исподмопапня м^хашпмв страхования .тая компенсации вреда, нанесенного окружающей срсдс в результате деятель-

НОСТН. СВЯЗЛ1ШПЙ С исдропользов-энисм.

Таким образом, экологическое страхование. являясь важнейшим инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей среды, требует постоянного развития. Мировая практика этого пила страхования свидетельствует о значительном превосходстве по отношению к российскому

Это и международные нормативно-законодательные акты, и нормативно-законодательные акты на уровне отдельных зарубежных государств.

Сушеовующая в России нермагнвно-таконодательная база. Как в области охраны окружающей среды, гак и » области регулирования природоохранной деятельности, включая "колоптческое страхование, требует, наряду со шачнтельной доработкой, совместимости с международными подходами и правовой базой в других странах

Участие отдельных стран i условиях глобализации и между народных соглашениях тт проектах требует, с одной стороны, гармонизации норм и правил охраны окружающей среды и механизма экологического страхования с национальным законодательством других стран С другой стороны, перед мировым сообществом crom задача поиска и разработки единого межлунаролтшго механизма регулирования экологической безопасности, в том числе при оомоши экологического страхования.

Проблемными остаются вопросы разработки и принятия международных законов об экологическом страховании, тле были бы прописаны направления экологическою страхования недропользования в условиях глоба-лизаиНн Именно в условия* гЛобзлНзапИй сохранение экологической безопасности является важнейшим условием развития общества.

Ы1ЬЛ HOf РАФ11Ч1СКИЙ (. 11 HOOK

I, Битюкоми II Р Простраисгвошые трансформации антропогенного воздействия в Сосснн н период экономическогороста Пространственная экономика. 2005. № 3. <

2 Защитили В. С Государство не новом этапе шяюдшческойглобалпташш 'Мировая экономика тт международные отношения. 20пч. № 5 С. 47-7Х

3 Кручитна II. В Совершена воианисчкоио-мических инструментов управления охраной окру-Алюшетт среды и природопальюааннсы и условиях tn-pi-пч i:i I< детпМЧимшу рязянтнм / Менеттюнг

в России и ы. рубежом 2010. № r« i 95-101

4 Об ущербе, н[тчитгмном инс трапными кот/)шнычн ¿лчшмн третьим типам на тюиерхноь-тн: Конвенция от 7 октября 1952 г. Сборник международных договоров СССР St.. I9M4 Выи XXXVIIl С 104

5 i J ,умл/сд<шстц ifmutnncmetuutoctnu за ущерб or raí ря шеи и я нефтью. Конвенция or марш

i •/Сборникмеждународных договоров СС< Р М , 1975 Вып. XXXI VIL

6 .ПаннколВ. С Глобализация i юн пин кн. сущность. проявления, вызовы и впвшШюстн аля России Ярославль. СКЮ Изд. дом <Вер\пяя Волга». 2609. 368 с.

~ Ссиием Р С. Правовое регулирование инвестиционной деятельности В России; состояв не и перспективы развития Ьи.иес Менеджмент Право, 2009. St I С 55-54

Я. Союлье* А Страховые пулы Финансовая ratera .4JV

ч. (in/Hixot'iinuí с Pin e mi. I lepcHCKTHiiu pasan-гия экологического страхования в России Электронный ресурс Ihnpv 'alligsuraDce га|

10. ( тешрошЛ. tí.. BujHAiuaósc A. tí. Проблемы но смешения вреда ириролнон среде Проблемы горного земельного и »ко.логическою г.рани М. МАКС Пресс, 2009 Выи. 7. С. ¡98-207.

11 Шишки*Ю Г поболи сшии враг илнСОЮ)-инк ра твнвигошихсЯ стран • Мировая экономика н международные отношения 20<м. /fe 4. С. 3¿-57.

12 Около! нческое страхование н России II Материалы к Первой всероссийской конференции * Теория и практика эхологичсскоги страхования». М Министерство охраны окружающей срезы н природных ресурсов Российской Федерации; Институт проблем рынка Российской академии наук, IW. 221.

УДК 330.15

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАТНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Г. А. Игнатьева. М. Н. Ншап.сиа

В статье рассматриваются эоггросм шмепеиня системы платности недропользования в историческом аспекте Анализируются вносимые нояиинк с петиции их влияния на экономические взаимоотношения в сфере недропользования.

Ключевыесяоаа: плотность недроиолькиыння. типы шинелей, рекгообразующие факторы, налоговое бремя.

5озпе changes ш live «л-мст of pay mem of «¿»oil development зге comuJcrvd in the paper in histarlca} aspect. 'П»е introduced mnnv¿lions «re «muly/cd Prom a poslriort oftheir influencv onto economicтсЬйюМЫр» in the sphere ol subsoil u*c

Key worir. payntem ol Mubyoil use. types of payments, rent-forming factors. taxation burden.

В условиях административно-командной системы пользование недрами бы ю беенлкт-ным Все природные ресурсы, в т ч. минеральные, были собственностью государства, которое директивно управляло процессом недропользования. В силу вышесказанного вопрос о ценности природных ресурсом н платности нх использования не рассматривал-ся н не требовал своего решения. Основы платного природопользования, как н недрополь-тонания. были заложены в ряде законов и подзаконных актом, принятых в 1991-1995 годих В частности, использование механизма п.и г-ностн погаоШсшш минеральных ресурсов было

•акреплено Федеральным -законом «О недрах» (1992 т.) раздел V «Платежи при пользовании недрами»

Как следует из мировой нраыикн, платежи за природные ресурсы рассматриваются о качестве одной из наиболее приемлемых форм реализации экономических взднмоог ношении в сфере природопользования. По своему экономическому содержании) они представ тяют собой нормативы, регулирующие, во-первых, взаимоотношение между субъектами (предприятия, организации, физические лила), претендующими на получение права польэоавння природными ресурсами, н собственниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.