Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ВОПРОСЫ / ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПРАКТИКЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носкова Ю.А.

Приведен анализ сложности применения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

реализации, признанные международным сообществом. Законом были предусмотрены даже повышенные гарантии защиты в случае, когда причиняется вред жизни и здоровью или же имуществу граждан. Это проявилось в том, что была установлена десятилетняя ответственность не только перед потребителем, но и перед другими лицами вне зависимости от наличия договора между ними.

Помимо указанного Закона о защите прав потребителей, источником регулирования отношений с потребителем выступают также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, руководящие принципы для защиты интересов потребителей, закрепленных в Резолюции от 09.04.1985 г. N 39/248, принятой на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

История развития защиты прав потребителей берет свое начало еще в древние времена, свои предпосылки оно получило еще во времена Хаммурапи, люди уже тогда понимали всю необходимость регулирования данной сферы. Само понятие «потребитель» появилось значительно позже после появления различных норм регулирующих данную сферу. На протяжении всей истории развития данной сферы были предусмотрены санкции за нарушение прав покупателя и приобретателя услуг, что является не маловажным.

Список использованной литературы:

1. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [Электронный ресурс] : (приняты 09.04.1985 резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Российская Федерация. Законы. О защите прав [Текст] : федер. закон от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ / Российская Федерация. Законы //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. Ст. 140.

4. Чурочкина, О. С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) [Текст] / О. С. Чурочкина // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 22-26

© Носкова Ю.А., 2022

УДК 366.54

Носкова Ю.А.

магистрант 2 курса ВИУ РАНХиГС, г. Волгоград, РФ

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация

Приведен анализ сложности применения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Ключевые слова

Проблемы правоприменения, защита прав потребителей, применение законодательства,

вопросы, возникающие на практике.

Анализируя теоретическую часть вопроса о защите прав потребителя, мы видим, как хорошо урегулирован механизм защиты прав потребителей, но так ли хорошо он работает на практике?

Давайте рассмотрим момент, связанный с покупкой сложной копировальной техники именуемой многофункциональным устройством (МФУ). Мы идем в магазин и выбираем товар, у которого примерно совпадают цена и качество. Вот перед нами отличный вариант, по привлекательной цене и мы не задумываясь его приобретаем. Далее мы сталкиваемся с проблемой под названием чипированный

картридж (такие картриджи не подлежат заправки). Задумываясь о приобретении нового картриджа, мы узнаем его цену и впадаем в ужас, ведь купив два картриджа, которого хватит на месяц стабильного пользования, мы получаем стоимость самого МФУ. Получается, что потребителя завлекают низкой ценой и тщательно умалчивают о стоимости обслуживания приобретаемого товара.

Разве это допустимо с точки зрения права? При таком раскладе мы видим явную дальнейшую зависимость потребителя от производителя данного товара, так как потребителя вынуждают каждый раз приобретать несоразмерно дорогой картридж. Стоимость заправки картриджа в разы меньше.

Согласно статье 10 Закона «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить потребителю необходимую, достоверную и полную информацию о приобретаемом им товаре. В идеале, продавцы (производители, изготовители) обязаны уведомить потребителя о том, во сколько ему обойдется обслуживание данного МФУ.

В текущий временной период, плюсом к данной проблеме, еще упало то, что как сообщают общественные СМИ, на рынке образовался дефицит таких чипов, а как следствие, можно спрогнозировать повышение цены на них, что усугубляет еще сильнее положение потребителей, находящихся в зависимости от производителя.

К сожалению, таким приемом пользуется большая часть производителей (продавцов, изготовителей), что само по себе законно, ведь в законе отсутствует прямой запрет.

Решить такую проблему можно путем внесения изменений в законодательство.

Рассмотрим пример связанный с ЭВМ. В мире современных технологий, мы часто приобретаем программы для компьютера. Приобретая программу - мы приобретаем лицензию на использование этой программы. Но что делать, если во время использования выясняется, что программа не обладает заявленными возможностями или же она не может быть установлена на компьютер в силу того, что просто система ее не поддерживает? Может ли потребитель вернуть уплаченные деньги за приобретенный товар? Почти все компании без исключений работающие в данной сфере дают примерно один ответ, что пользователь приобретает не товар, а право пользования товаром. Тем самым, компания предоставила право пользования в ответ на ваше вознаграждение (приобретение лицензии), а значит договор считается исполненным. Тем самым, мы видим, что компании активно пользуются тем, что вопрос регулирования данной сферы остается открыт, а в Законе «О защите прав потребителей» нет прямого указания на то, что понимать под товаром (работой, услугой).

Данное обстоятельство требует законодательного урегулирования, ведь в данных правоотношениях участвует потребитель, а значит, они должны подчиняться Закону «О защите прав потребителей», для этих целей необходимо в частности дать определение, что понимать под товаром (работой, услугой) в выше упомянутом Законе.

Исходя из данных примеров, мы видим, что хоть и вопрос о защите прав потребителей урегулирован законодательно довольно хорошо, все равно возникают правоприменительные проблемы, недостаточность регулирования в какой-то сфере общества, порой даже недостаточность полномочий у органов по защите прав потребителей.

Список использованной литературы:

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12.12. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Российская Федерация. Законы. О защите прав [Текст] : федер. закон от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ / Российская Федерация. Законы //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. Ст. 140.

© Носкова Ю.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.