Известия ТРТУ
Тематический выпуск
РАЗДЕЛ IV.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ
Макаренко С. Н.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Вопрос о природе муниципальных органов власти является дискуссионным. Высказывается мнение о том, что местное самоуправление — это особого рода государственная власть. Она содержит в себе два начала: с одной стороны, государственный тип управления, с другой стороны — общественное самоуправление. Согласно другой точке зрения, муниципальные органы имеют негосударственную природу. Они должны действовать, хотя и в единой системе, но независимо от органов государственной власти. Видимо, доля истины есть и в одной, и в другой точках зрения.
Законодательная база недостаточно четко представляет систему муниципальных органов. Суть проблемы в том, что представительные и административные муниципальные органы не всегда эффективно могут взаимодействовать друг с другом. Задача усложняется тем, что принцип разделения властей не проецируется на органы местного самоуправления. Формально местная администрация представляет собой исполнительнораспорядительный орган власти, а представительные органы в большей степени выполняют функции законодательной власти.
Статья 14 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно», иначе говоря, уставом муниципального образования.
Законодательная база в отношении территориальных органов общественного самоуправления является наименее разработанной. Глава 8 Устава города Таганрога предусматривает создание территориальных органов самоуправления: ТОСов и КОСов. Порядок создания, полномочия и структура ТОСов определяется «Положением об органе территориального общественного городского управления населения», которое должна принимать городская Дума.
20 февраля 1997 года был принят Областной Закон «О территориальном общественном самоуправлении в Ростовской области», где в главе IV указывается лишь то, что органы местного самоуправления должны содействовать органам территориального самоуправления в осуществлении их полномочий. Но сама идея образования органов территориального общественного самоуправления пока не находит широкого применения на практике. Инициатива должна исходить от населения. Видимо, наиболее целесообразно образовывать общественные объединения граждан не по
Раздел IV. Проблемы правового обеспечения муниципального управления и правовой информатики
принципу совместного проживания, а по принципу общих интересов (профессиональных или бытовых).
Таким образом, законодатель на федеральном уровне сознательно не стал рассматривать все тонкости местного самоуправления, давая возможность муниципальным органам самим определять характер как внут-риструктурных, так и внешних взаимодействий. Однако это приводит к произвольной самодеятельности на местах, где каждый сам для себя устанавливает «правила игры».
Выход из этой ситуации, как минимум, требует: во-первых, чтобы законодательная база на федеральном уровне не отставала от законотворческой деятельности на местах. Это не означает возврат к “вертикали” управления, а лишь координацию действий муниципальных органов. Эту задачу должен выполнять Департамент по вопросам местного самоуправления Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям. Например, очень нужен закон о порядке наделения органов самоуправления отдельными государственными полномочиями. Нужен также закон о государственных минимальных стандартах, что является финансово-экономической основой местного самоуправления.
Во-вторых, эффективное функционирование органов местного самоуправления невозможно без создания системы подготовки кадров для муниципальной службы. Это требует создания солидной материальнотехнической и учебно-методической базы.
В-третьих, необходимо создание системы информационного обеспечения органов местного самоуправления, так как отсутствие полноценной и достоверной информации тормозит работу.
В-четвертых, необходимо устранить несогласованность, а порой и противостояние между областными органами власти и городскими органами самоуправления. Иногда областные органы сосредоточивают у себя все вопросы правового регулирования и финансирования города. Здесь возможно заключение договора о разграничении предметов ведения между городом и областью.
Даже если только перечисленные условия будут выполнены, это станет несомненным успехом.
Земченков Н. Ф.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Конституция России относит местное самоуправление к основам конституционного строя и выделяет его в качестве самостоятельной формы прямого осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении, его принцип закреплен в Основном законе стран и тем самым установлена новая независимая от государства система власти народа для решения вопросов местного значения. Местное самоуправление становится важнейшим фактором стабилизации жизни стран, целостности государства, формой непосредственного народовластия.
Для реализации возможностей, заложенных в формуле самоуправления, предстоит большая нормотворческая работа на муниципальном уровне для регламентации повседневной жизнедеятельности местных общин. Сюда относятся вопросы организации местного самоуправления, разделение предметов ведения с другими властными структурами, формирование местных бюджетов, местных органов власти и т. д. Цель этой работы — закрепить и урегулировать территориальные, вещные, власт-