Научная статья на тему 'Проблемы прав человека в российском демократически устроенном обществе'

Проблемы прав человека в российском демократически устроенном обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1749
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ / ЧЕЛОВЕК / MAN / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / FREEDOMS / ENSURING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричёк Е.В.

Рассматриваются общетеоретические и практические проблемы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в контексте устоявшихся постулатов и реалий. Представлен ряд предложений, необходимых для того, чтобы демократически устроенное общество сформировалось и эффективно отстаивало свои интересы, способствуя поступательному и динамичному развитию страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN DEMOCRATICALLY ORGANIZED SOCIETY

The article is devoted to General theoretical and practical problems of ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation in the context of established postulates and realities. It presented a number of proposals necessary to democratically arranged a company formed and effectively defended their interests, contributing to the progressive and dynamic development of the country.

Текст научной работы на тему «Проблемы прав человека в российском демократически устроенном обществе»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^

ПРОБЛЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКИ УСТРОЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е.В. КИРИЧЁК

докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук, доцент

Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Научный консультант: заместитель начальника Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор

Гончаров И.В.

E-mail: Kirichek79@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются общетеоретические и практические проблемы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в контексте устоявшихся постулатов и реалий. Представлен ряд предложений, необходимых для того, чтобы демократически устроенное общество сформировалось и эффективно отстаивало свои интересы, способствуя поступательному и динамичному развитию страны.

Ключевые слова: права, свободы, человек, гражданин, проблемы, общество, государство, обеспечение, Российская Федерация.

THE PROBLEM OF HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN DEMOCRATICALLY ORGANIZED SOCIETY

E.V. KIRICHEK

doctoral candidate of chair of state and legal disciplines of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate ofjurisprudence, associate professor

Annotation. The article is devoted to General theoretical and practical problems of ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation in the context of established postulates and realities. It presented a number of proposals necessary to democratically arranged a company formed and effectively defended their interests, contributing to the progressive and dynamic development of the country.

Key words: rights, freedoms, man, citizen, problems, society, the state, ensuring, Russian Federation.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время, это — непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности»1.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой

сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, уровня экономики, развитости демократии, культуры, других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими элитами, т.е. субъективными факторами, в сочетании с действующими закономерностями.

Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых, с одной стороны, личность должна иметь возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой, — должны признаваться и соответствующим образом почитаться общегосударственные цели —

№ 11 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

21

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

то, что объединяет всех. Подобный оптимальный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека, их уважение, соблюдение и защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, предпосылки устойчивости и стабильности и считают, что данные права не должны зависеть от периодически меняющихся властей. Они выше, за ними приоритет, верховенство. Весь современный мир движется по такому магистральному пути.

Исходя из этого, в основе всех проводимых в России преобразований, реформ, провозглашенных лозунгов и целей, выработки экономических программ, политического курса должно лежать, прежде всего, человеческое измерение. Ведь давно сказано: «человек — мера всех вещей»; «все процессы реакционны, если рушится человек»2. Эти древние истины бесспорны, очевидны и в современных условиях.

Сам человек должен соотносить осуществляемые им права и свободы с правами и свободами других лиц. Иными словами, каждому предоставлена свобода выбора путей и способов осуществления своих групповых и индивидуальных интересов в определенных границах имеющейся свободы, ибо «подлинная свобода всегда осознает свои границы»3, а «свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей»4. Иные правила привели бы к столкновению интересов и конфликтам. Отсюда вытекает задача защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина не только от властей, но и от других лиц — таких же граждан.

Модель демократического правового государства, которую планируется воплотить в России и которая базируется на ряде основополагающих идей и принципов, центральное место отводит неотчуждаемым, неотъемлемым правам человека и другим общечеловеческим ценностям, признаваемым мировым сообществом. Провозглашение человека высшей ценностью общества и государства, реализация этого принципа в повседневной жизни позволяют определить параметры развития российской государственности, приоритетные направления во

взаимоотношениях личности и государства, личности и общества.

Успех реформ в стране во многом зависит от готовности и способности государства, его структур и, в первую очередь, правоохранительных органов воспринимать свое назначение как служение каждому человеку, охранять и защищать его права и свободы, обеспечивать безопасность, ибо сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека и гражданина. Только демократическое правовое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общественными задачами. Ведь не может отдельный человек, гражданин, отдельная семья оказать противодействие росту системного неблагополучия, изменив протекающие макропроцессы. Такое по плечу только крупным структурам, способным к самоорганизации, т.е. гражданскому обществу, слабость которого мы с глубоким сожалением наблюдаем.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в России — это не второстепенная побочная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение человека, создать ему достойные условия жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политическом процессе, социальную защищенность.

Самое трудное, что предстоит преодолеть, — отказ от приоритета интересов государства по сравнению с интересами отдельной личности, что насаждалось в течение всех лет советской власти. При этом интересы государства, по существу, отождествлялись с интересами общества. Отсюда отказ от индивидуалистических притязаний, проведение политики коллективизма, жертвенности личными потребностями и интересами во имя общественного блага. Эти представления легли на благодатную почву российского менталитета, которому, наряду с высокой духовностью, присущи начала коллективизма, равенства, солидарности и общенародного счастья.

Новый этап в развитии российской государственности связан с признанием общегуманистических ценностей, в том числе идеи уважения прав человека, его правовой защищенности, автономии

22 -Вестник Московского университета МВД России- № 11 / 2013

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

личности, существования сферы, свободной от вмешательства государства, от произвола должностных лиц. Это диктует необходимость нового подхода к проблемам прав и свобод человека и гражданина в демократически устроенном обществе.

Права человека — необходимое условие обеспечения его свободы, достоинства, нормальных условий жизнедеятельности — не имеют психологической и нравственной опоры в общественном сознании граждан страны. В каждом случае неисполнения права, его нарушения осуществляется посягательство и на интересы человека и гражданина, и на интересы общества. В конечном счете, безнаказанность такого рода посягательств дает разрушительный эффект, окончательно подрывая веру в устойчивость государственных и правовых начал общества.

Р. Иеринг совершенно справедливо отмечал, что борьба человека за право есть обязанность правомочного по отношению к самому себе: «Сопротивление наглому, затрагивающему самою личность беззаконию, т.е. нарушению прав, носящему по своему приему характер его попрания, характер личного оскорбления, есть обязанность. Это обязанность правомочного по отношению к самому себе, потому что таково повеление нравственного самосохранения; это обязанность по отношению к обществу, потому что таково необходимое условие существования права»5.

Наряду с этим, необходимо формирование в обществе правовой культуры, т.е. знания прав, уважения их, практических навыков использования не в ущерб свободе и интересам других людей и жизненно значимым интересам общества. Наконец, важно умение защищать свои права законными способами и средствами. Безусловно, такая культура создается на протяжении многих поколений и не может возникнуть одномоментно. В данной связи заслуживает быть выделенной мысль Б.А. Кистяковского: «Своего рода полного развития правовое государство достигает при высоком уровне правосознания в народе и при сильно развитом в нем чувстве ответственности. В правовом государстве ответственность за нормальное функционирование государственного порядка и государственных учреждений лежит на самом народе»6. О многом говорит тот

факт, что в рейтинге вузов мира на 2012—2013 гг. по версии одного из самых авторитетных изданий — приложения газеты Times — Times Higer Education — в первые две сотни не попал ни один российский университет. МГУ стоит на 214-м месте, а Санкт-Петербургский госуниверситет вышел за пределы 400 лучших вузов мира7. Есть над чем задуматься. Есть к чему стремиться. «Мы должны войти в число ведущих стран по инновационному развитию», — подчеркнул Д.А. Медведев. В частности, пояснил он, российские университеты должны оказаться в мировой сотне лучших, а по электронным технологиям Россия должна быть «в первой десятке стран»8.

Поэтому ставка на совершенствование личности и человечества в целом важна, но она бессильна изменить ситуацию, если ее не оснастить четко ориентированными нормами и институтами, которые будут направлять поведение, деятельность людей, и в процессе этой социальной деятельности, воздействуя на сознание, изменять его, гуманизировать, прививать ему общечеловеческие ценности. Главным условием постепенного изменения индивидуального и общественного сознания является развитие свободы, которая предстает как пространство права и морали. Только в условиях свободы возможно реальное обеспечение прав человека и гражданина, существование демократического правового и социального государства как важнейших институтов, обеспечивающих устойчивое развитие, разумный компромисс между разнонаправленными интересами.

Роль различного рода институтов, процедур, сдержек и противовесов в предотвращении общественных потрясений и катастроф, в достижении компромиссов и консенсусов прекрасно показал К. Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги»: «Институты неизбежно являются результатом компромисса между обстоятельствами, интересами и т.п., хотя как личности мы должны сопротивляться такого рода воздействиям»9. Р. Арон, отмечая, что духовные свободы и демократические процедуры дают защиту против власти и произвола, подчеркивал, что они, прежде всего, дают возможность просветить людей, сделать их способными к здравомыслию и нравственности: «Политические свободы позволяют сделать людей не конформи-

№ 11 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

23

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

стами или мятежниками, но критическими и ответственными гражданами»10.

Способность таких институтов, как права человека, право, правовое государство, формировать высокие человеческие качества, здравомыслие, ответственность, солидарность, преодолевать эгоизм и крайние проявления индивидуализма, примирять конфликты и согласовывать интересы трудно переоценить. Эти институты могли сформироваться на основе осознания человечеством зыбкости и неустойчивости своего существования, необходимости создания механизмов обеспечения стабильности общества. Сформировавшись и упрочившись, эти инстшуты оказывают обратное воздействие на развитие общественного и индивидуального сознания, создают уверенность в защищенности личности и общества11.

Социальная действительность имеет свое ценностное содержание, воплощенное в различные нравственные, правовые и политические формы. Истинно правовое мировоззрение нельзя свести лишь к нормам и знаниям о них. Оно предполагает оценки и ценностное видение права (прав и свобод) и нравственности. При этом первичной в духовном смысле по отношению к праву (правам и свободам) является нравственность: невозможна оценка правовых явлений вне вечных нравственных ценностей, идеалов. Таким образом, правовые знания всегда так или иначе соединены с нравственностью, иногда в скрытом виде. Такой подход к праву (правам и свободам) приобретает особую актуальность в периоды духовного кризиса, утраты ценностных, культурных ориентиров. Утрата ценностного аспекта нравственного и правового сознания представляется духовным кризисом, отражающимся в экономике, политике и других сферах общества.

Отношение государства, его структур к правам и свободам человека и гражданина является ярким показателем природы существующего политического строя. И пока права и свободы человека и гражданина не на бумаге, а на деле не приобретут приоритет, не станут высшей ценностью, не будут выступать ограничителем всевластия государства,

общество не может быть охарактеризовано как де-

12

мократическое, а государство — правовое12.

Вместе с тем, это не говорит о том, что прав и свобод не существует. Они есть. Другое дело, как

они претворяются в жизнь и обеспечен ли процесс их реализации.

Нам бы очень не хотелось смещать дискуссию в сторону обсуждения публикаций («Миф о праве», «Миф о свободе», «Миф о правовых ценностях» «Миф о правах человека» и т.д.), появившихся в некоторых юридических журналах, в которых многие правовые явления существующей действительности освещены как мифологические. Складывается впечатление, что то, о чем мы говорим наяву как о реальном, на самом деле, по мнению отдельных авторов, не существует, является некой фикцией. Видимо таково моральное состояние нашего общества. А, как известно, каково это моральное состояние, таково и право. Более того, в контексте нашего повествования, необходимо отметить, что там, где на общегосударственном уровне, на уровне единой для всего народа нормы наличествует то, что созвучно правам и свободам человека и гражданина — там они реально есть и процесс их реализации гарантирован. А называть эти правовые явления мифами, фикциями, патологиями — ненормально, а также бестактно, аморально, контрпродуктивно.

Ненужно двигаться в сторону деградации, в сторону превращения общества в примитивное сборище, и ограничиваться сколь угодно справедливыми констатациями несовершенства российской правовой действительности.

Необходимо противостоять деградации социальной жизни, воздействовать на общество так, чтобы оно не превращалось в своеобразную криминальную структуру. И только при переломе общественных неблагоприятных тенденций мы можем рассчитывать на уменьшение разрыва между правовым идеалом и нашей действительностью. Иного метода борьбы за утверждение правового идеала нет и быть не может13.

Нерешенность перечисленных и других проблем приводит к неблагоприятному самочувствию людей в новых условиях российской действительности, социальному дискомфорту и неуверенности в «завтрашнем дне».

Та тяжелая ситуация с правами и свободами человека и гражданина, которая создалась в нынешней России, — закономерный результат и ее предшествующего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние

24 -Вестник Московского университета МВД России- № 11 / 2013

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

годы. Выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установленной после ее осуществления, в работе «Восстановление святынь» писал: «Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных общественных и бытовых основ. <...> нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души»14.

Преодоление этой ситуации зависит не только от государства, которое не располагает сегодня ни мощным, надежным механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина, ни достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой ситуации. Необходимо обеспечить гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого человека, направленные на борьбу против нарушений прав и свобод, на установление юридической ответственности за такие действия. А для этого необходимо обладать знаниями о правах и свободах человека и гражданина и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности каждого в отдельности взятого гражданина, общества и государства.

Таким образом, необходимо отметить, что степень защищенности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и ее субъектах зависит от совершенства правовых механизмов их обеспечения, от экономического потенциала нашего общества. На современном этапе все это может быть осуществлено путем обеспечения первоочередности решения проблем законодательного регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, средств и условий их обеспечения; совершенствования состава действующих конституционных прав и свобод человека и гражданина; развития системы конституционного надзора за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий и средств обеспечения действия прав и свобод

человека и гражданина в государстве. Реализация усилий и мер государственно-правового характера с учетом этих направлений деятельности позволит сформировать надежный и эффективный многоуровневый организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина как в Российской Федерации в целом, так и в ее субъектах.

Все сказанное подводит нас к мысли о том, что если Российской Федерации и необходима национальная идея, то нет ничего более мудрого, разумного и полезного чем провозглашение в качестве таковой всемерное уважение достоинства человека и гражданина, обеспечение их конституционных прав и свобод. У государства нет, и не может быть более важной, более насущной задачи, чем эта. Более того, решение этих и других проблем позволит государственной власти сплотить народ и направить энергию в сознательное, созидательное русло, а удовлетворяя интересы каждого конкретного человека и гражданина, повышая их благосостояние; только так государственная власть добьется эффективного и поступательного развития нашей страны в сторону благополучия, процветания и цивилизованности.

1 Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С. 23.

2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 542.

3 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 168.

4 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3. С. 96.

5 ИерингР. Борьба за право. М., 1991. С. 16.

6 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 569.

7 См.: АграновичМ. Трудности перевода. В какие международные рейтинги могут попасть российские вузы // Российская газета. 2012. 6 ноября.

8 Выступление Дмитрия Медведева на заседании Государственной Думы // Российская газета. 2012. 9 мая.

9 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 201—202.

10 Арон Р. Эссе о свободах: «универсальной и единственной формы свободы не существует» // Полис. 1996. № 1. С. 137.

11 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2000. С. 27—28.

12 Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономи-ческие, социально-психологические аспекты / Конституция Российской Федерации: совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С. 35.

13 Зорькин В.Д. В хаосе нет морали. Смута основана на лжи. И рождает ложь. Этим она отличается от пози-тивных революций // Российская газета. 2012. 11 декабря.

14 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 576—577.

№ 11 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.