Научная статья на тему 'Проблемы повышения квалификации научно-педагогических работников'

Проблемы повышения квалификации научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рохлина Е.К.

В статье рассматривается сложившаяся ситуация в области повышения квалификации на примере вузов Санкт-Петербурга. Преобразования в образовательной среде, новые требования к выпускникам высших учебных заведений повлекли за собой ряд нововведений в части требований к профессорско-преподавательскому составу вузов. Несмотря на то, что стандарты ФГОС регулярно обновляются, исследователи отмечают несоответствия отраслевым и образовательным стандартами. На данном этапе система повышения квалификации в РФ находится в стадии формирования: нет четкой схемы (с одной или несколькими моделями), которая обеспечила бы регулярное и качественное повышение квалификации по профилю «педагог высшей школы». В связи c этим, представляется своевременной и актуальной разработка стандартов повышения квалификации для научно-педагогических работников вузов (в частности, по иностранным языкам), а также методов контроля и критериев оценки уровня профессионального мастерства, что подтверждено данными опроса научно-педагогических работников вузов Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рохлина Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения квалификации научно-педагогических работников»

186

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

14. Ерохин А. М. Религиозное сознание в контексте общественных отношений // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 2 (81). - С. 18-22.

15. Ерохин А.М. Научно-информационный аспект исследования социокультурного развития общества в области культуры и искусства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 2. - С. 123-128.

16. Говердовская Е.В., Добычина Н.В. Взаимные референции между реальным и виртуальным пространством: новая коммуникационная среда // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 7. - С. 118-124.

17. Бакланов И.С., Яценко А.Л. Роль социальных сетей в процессах глобализации // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т XII, № 4 (59-60). -С. 309-315.

18. Джиоева Д.А., Камалова О.Н. Значение сенсорных технологий в жизнедеятельности человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 1. - С. 136-143.

19. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. - 2015. - Т. 1. - № 2 (21). - С. 156-159.

20. Колосова О.Ю. Природная среда и общество в контексте исторического развития // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 13. - С. 266-270.

21. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. «Науки о природе» и «науки о духе»: судьба старой дилеммы // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 1 (80). - С. 10-16.

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

© Рохлина Е.К.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается сложившаяся ситуация в области повышения квалификации на примере вузов Санкт-Петербурга. Преобразования в образовательной среде, новые требования к выпускникам высших учебных заведений повлекли за собой ряд нововведений в части требований к профессорско-преподавательскому составу вузов. Несмотря на то, что стандарты ФГОС регулярно обновляются, исследователи отмечают несоответствия отраслевым и образовательным стандартами. На данном этапе система повышения квалификации в РФ на-

* Доцент кафедры Повышения квалификации по иностранным языкам, кандидат филологических наук.

Современные проблемы науки и образования

187

ходится в стадии формирования: нет четкой схемы (с одной или несколькими моделями), которая обеспечила бы регулярное и качественное повышение квалификации по профилю «педагог высшей школы». В связи c этим, представляется своевременной и актуальной разработка стандартов повышения квалификации для научно-педагогических работников вузов (в частности, по иностранным языкам), а также методов контроля и критериев оценки уровня профессионального мастерства, что подтверждено данными опроса научно-педагогических работников вузов Санкт-Петербурга.

Ключевые слова профессиональные стандарты, профессиональные компетенции, система повышения квалификации, критерии оценки, методы контроля.

Введение

Принципы разработки стандартов и применение стандартов для отраслей индустрии отражены в национальной рамке квалификаций и отраслевых рамках квалификаций. Национальная система квалификаций РФ, находящаяся в стадии формирования, призвана обеспечить официальное признания результатов обучения независимо от места и формы обучения. Отраслевая рамка квалификаций предназначена для объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан и позволяет в частности, разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов. Проблема соотношения образовательных стандартов и профессиональных стандартов рассматривается в ряде статей. При этом исследователи отмечают несоответствия, вызванные принципиальными различиями в подходах к созданию профессиональных и образовательных стандартов, обусловленных расхождениями в мировоззрении, целях1 менеджеров и академического сообщества [1; 6].

На сегодняшний день введен в действие профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее Стандарт 514). Стандартом 514 предусмотрено, что одним из особых условий допуска к работе является регулярная аттестация на соответствие занимаемой должности (Статья 48 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598). В целом, согласно Стандарту 514, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений для осуществления обобщенных трудовых функций 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 должен соответствовать квалификационным уровням не ниже2 6.2

1 Для класса менеджеров характерно тактическое мышление и постановка краткосрочных целей.

2 При этом в Стандарте 514 введено условие «под руководством специалиста более высокой квалификации» (Стандарт 514, с. 4).

188

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

по ЕТС, а педагоги, работающие по программам подготовки «Кадров высшей квалификации» от 7.2. до 8.3 [5, с. 51-65]. В настоящее время в РФ разработаны и введены в действие профессиональные (отраслевые) стандарты, но нет стандартов повышения квалификации по профильным направлениям. Разработка стандартов повышения квалификации является сложным и трудоемким процессом, который должен начинаться с анализа потребностей как самих специалистов, так и социальных институтов, производственных организаций РФ. Для обеспечения полноценного повышения необходимо решить следующее: 1) что должны включать в себя стандарты повышения квалификации; 2) какие модели (траектории) повышения квалификации должна обеспечивать национальная система повышения квалификации для педагогов высшей школы, каковы критерии и средства (методы) оценки; 3) кто, где, за чей счет подготовит экспертов.

В западной практике используется термин непрерывное профессиональное совершенствование /развитие (и более емкий термин lifelong learning).

Дискуссионная часть

При наличии стандартов критерии оценки того или иного феномена понятны, при этом могут возникать сложности с измерением и обеспечением достижения должного уровня качества (набора свойств). Обеспечение и оценка уровня подготовленности специалистов, прошедших подготовку по программам высшего образования, включая программы «Подготовка кадров высшей квалификации» (аспирантура, ординатура), регулируются стандартами ФГОС. В Стандарте 514 есть указание на ФГОС, который должен использоваться при подготовке кадров, но не при обучении в рамках повышения квалификации. В дальнейшем, если такой специалист остается работать в качестве преподавателя вуза к нему применяется Стандарт 514, согласно которому педагогу высшей школы «Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» [5, с. 53, 63].

Как определить, что специалист, успешно подготовку по программе аспирантуры, и, соответственно, имеющий «высшую квалификации», действительно ее повысил? Каков должен быть перечень различий между уровнями квалификации? Возможно ли разработать некий единый стандарт повышения квалификации для научно-педагогических работников? Правомерно говорить о профессиональном совершенствовании, расширении спектра компетенций за счет освоения умений смежных дисциплин: «Не случайно идет речь об обучении в течение всей жизни» (Ср. lifelong learning) [3, с. 41]. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) НПР следует рассматривать как возможность последовательного совершенствования педагогического мастерства и необходимость расширения знаний и умений в предметной области. И если знания и умения в предмет-

Современные проблемы науки и образования

189

ной области могут измеряться отраслевыми стандартами повышения квалификации (инженерное дело, медицина и т.п.), то уровень (квалификация) в области преподавания, включая научное руководство, должны измеряться единым стандартом повышения квалификации педагога высшей школы.

Опыт внедрения программ повышения квалификации для преподавателей отдельных дисциплин, в частности, математики описан и проанализирован в статье В.И. Ефанова и его коллег [2]. Об опыте обучения иностранным языкам по программам повышения квалификации будет сообщено далее в данной статье.

При всех различиях между академическими дисциплинами, есть ряд общих профессиональных компетенций педагога высшей школы (трудовые функции 3.8-3.10): 1) умение выбирать релевантные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, 2) корректировать рабочую программу, план изучения учебного курса, дисциплины (модуля) на основании анализа образовательного процесса и его результатов, 3) знание нормативной документации, 4) владение основами эффективного педагогического общения, знание законов риторики и требований к публичному выступлению, особенностей научного и научно-публицистического стиля [5, с. 53-65]. Какие компоненты (компетенции) логично рассматривать как составляющие повышения профессиональной компетенции педагога высшей школы, научно-педагогический кадров различных специальностей, а также научных сотрудников вузов? Прежде всего, как указано в Стандарте 514, в соответствии с реалиями современной образовательной среды это умения применять ICT (ИКТ, информационно-коммуникационные технологии) для обеспечения [5, с. 55]. Кроме того, в соответствии с требованиями современного образовательного пространства научно-педагогические кадры в целом должны владеть методическая компетенцией, лингвистической и лингвостилистической компетенциями (с целью публикации статей и кратких научных сооб-щений1) и на родном, и на иностранном (как правило, английском) языках. Подобные требования есть и в стандартах европейского сообщества [12].

Научно-педагогическим работникам СПбГУ (и других вузов) возможность повысить свою квалификацию по иностранным языкам до уровня, позволяющего выполнять профессиональные задачи, представляет Кафедра повышения квалификации. В течение 6 лет были разработаны, апробированы и усовершенствованы дополнительные образовательные программы «Английский язык в постдипломном образовании», «Подготовка лекционных курсов и семинарских занятий на английском языке» и «Подготовка к

1 Некоторые журналы SCOPUS, например, Review of Higher Education публикуют в одном номере и статьи объемом до 20 страниц, и краткие научные сообщения (объемом не более 3 страниц), т.е. академические произведения разных жанров (и форматов) (см. Рохлина, Тримбл Особенности различных типов научных статей: тенденции развития http://www.filolnauki.ru/ ru/archive/2015/vypusk№5(sentyabr)/463/).

190

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

сдаче международных экзаменов». В рамках освоения этих программ научно-педагогические работники СПбГУ имеют возможность повысить методическую, лингвистическую, лингвостилистическую и социокультурную компетенции. О возникновении необходимости, процессе разработки и апробации, а также результатах внедрения этих программ был сделан доклад на международной конференции International Conference for Teaching and Education (Boston, USA, 2015) и в опубликованной по материалам доклада статье [11].

С целью совершенствования содержания, адаптации методики к потребностям аудитории, оптимизации практического освоения материала, а также развития программ повышения квалификации был проведен опрос «Об организации повышения квалификации научно-педагогических работников (НПР) по иностранным языкам», в котором приняли участие 50 преподавателей и научных работников трех вузов Санкт-Петербурга1 в возрасте 25-65 лет.

Ваш возраст

ю

7.5 5

2.5 0

20 25 30 35 40 45 50 55 60

Рис. 1. Возраст участников опроса

Среди участников есть представители разных поколений, областей знания и форм занятости в образовательной деятельности.

Подавляющее большинство участников опроса считает, что повышение квалификации по иностранным языкам необходимо, особенно по программам «Английский язык в постдипломном образовании» и «Подготовка лекционных курсов и семинарских занятий на английском языке». Респонденты отметили не только английский, но и другие европейские языки, в частности, немецкий и французский. Один участник опроса высказал предложение организации подобных курсов на китайском языке, и один участник счел достаточным освоение программ только на английском языке.

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Современные проблемы науки и образования

191

Занимаемая должность

старший

преподаватель

доцент

профессор

научный

сотрудник

ассистент

специалист УМР

инженер-

исследователь

Рис. 2. Должности участников опроса

Нужны ли стандарты повышения квалификации НПР по ИЯ

50

37.5 25

12.5 0

Рис. 3. Мнение участников опроса о необходимости стандартов ПК

Более 70 % респондентов считают, что стандарты повышения квалификации НПР должны включать владение иностранным языком (преподавание на иностранном языке, выступление на конференциях, публикация статей).

По результатам опроса НПР готовы повышать квалификацию каждые три года при условии, что работодатель обеспечит (в соответствии с законодательством РФ) такую возможность. Респонденты отметили готовность проходить тренинги, стажировки, сдавать квалифицирующие экзамены при условии, что им будет обеспечена такая возможность. На сегодняшний день общей практикой является прохождение процедуры избрания по конкурсу не раз в пять лет, как это предусмотрено Статьей 332 ТК РФ, а каждый год или раз в два года в зависимости от уровня квалификации и занимаемой должности.

192

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Критериями оценки мастерства преподавателя в вузах Санкт-Петербурга является прежде всего умение публиковать статьи на иностранных языках. Второе место занимают знания в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ / ICT) и умение создавать электронные (онлайн) курсы, работать по системе дистанционного (удаленного) образования, читать лекции на английском языке, использовать мультимедийные средства обучения.

В СПбГУ проводится тренинг преподавателей с целью освоения новых методов и технологий обучения, внедрение интегрированных курсов обучения и средств контроля качества обучения на базе используемых вузом электронных платформ управления образовательным процессом, а именно: SAKAI, Blackboard, Moodle. Для системы повышения квалификации преподавателей английского языка как иностранного TESOL разработан стандарт «использование технологий в обучении английскому языку», где так же, как и в Стандарте 514, определяются различные уровни профессионального мастерства педагогов в зависимости от их умений в области применения ИКТ в обучении. Принципиальное отличие от данного стандарта заключается в том, что он учитывает участие студентов в учебном процессе: для студентов разных уровней предписаны определенные наборы умений в области ИКТ.

В СПбГУ есть несколько кафедр, предлагающих программы дополнительного образования в области администрирования, однако эти программы не предназначены для специалистов «высшей квалификации», а именно профессоров, доцентов, заведующих кафедрами. К сожалению, работодатель не предоставляет преподавателям возможности филологического факультета профессионального развития, прохождения обучения по программе «Образовательный менеджмент в области филологии». Данная программа, обеспечиваемая Кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ, является магистерской. Также не рассчитана на научно-педагогических работников программа «Master of Business Administration», обеспечиваемая Высшей школой менеджмента СПбГУ. Тем не менее, умения в области администрирования - неотъемлемая часть профессионализма педагога высшей школы [5, с. 56, 68].

В профессиональных стандартах указаны разряды и «обобщенные трудовые функции», умения и знания, а также отмечается повышать квалификации не реже одного раза в три года. Однако, не говорится о том, в какой форме надлежит осуществлять контроль и оценку повышения квалификации, кто обладает экспертной компетентностью, как должен осуществляться мониторинг учебных планов и программ.

Заключение

Создание схемы и моделей повышения квалификации и разработка методов контроля - решаемые задачи: есть научно-техническая база, профессио-

Современные проблемы науки и образования

193

нальные стандарты, есть национальные отраслевые стандарты. Для этого достаточно сформировать из научно-педагогических кадров ведущих вузов РФ рабочие группы экспертов, как это было сделано при создании профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Проблема детализации содержания стандартов повышения квалификации педагогов высшей школы является нерешенной на сегодняшний день. Для профессорско-преподавательского состава должны быть разработаны стандарты повышения квалификации, включающие общие компетенции для педагогов высшей школы (методика проведения лекций, семинаров, научного редактирования). В части профильных дисциплин, включающих узкоспециальные навыки (применение особых методов анализа, оборудования, разработка инноваций в отрасли), и особенно для научных сотрудников целесообразно применять отраслевые стандарты1. Дальнейшее профессиональное развитие также может быть связано с академическим менеджментом: подготовка руководителей научных проектов, кафедр, лабораторий, кураторов, инструкторов для начинающих преподавателей [10].

Проблема на сегодняшний день нерешаемая - реализация2. Разработанная схема / модели, а также система оценки и сертификации должны быть легитимными. При этом, как уже было отмечено выше, согласно 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для дополнительных образовательных программ, включая дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации), не предусмотрены государственные стандарты.

Что касается повышения квалификации преподавателей иностранных языков (лингвистической, лингвостилистической и методической компетенций), есть апробированные схемы (например, Великобритания), на основе которых возможно создать адаптивные к Российской академической среде (и нуждам высшей школы, общества) модели [13]. Сертификация в данном случае может быть проведена в форме международных экзаменов, например, для филологов по методике преподавания иностранного языка. Кроме того, МГУ и СПбГУ имеют право разрабатывать свои стандарты, таким образом, сертификат государственного образца, выдаваемый при успешном освоении и прохождении аттестации по ДОП, обеспечиваемым кафедрами

1 Стандарт 514 предписывает владение таким объемом общеакадемических и узкоспециальных знаний и умений, что дальнейшее повышение квалификации становится бессмысленным.

2 Во-первых, среди нормативных актов СПбГУ нет специальных регулятивных документов по дополнительному профессиональному образованию http://edu.spbu.ru/normativnye-akty. html#local.

Во-вторых, возраст научно-педагогических работников, занимающих административные должности, а именно, деканов факультетов, руководителей филиалов (кафедр, институтов), в некоторых случаях превышает установленный по Определению Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 213 65 и 70 лет соответственно.

194

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

этих вузов, следует считать достаточным для подтверждения повышения уровня квалификации по профилю «педагог высшего профессионального образования».

Список литературы:

1. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. - 2015. -№ 6. - C. 26-31

2. Ефанов В.И., Магазинникова А.Л., Несмелова Н.Н. Об опыте повышения квалификации преподавателей математики // Высшее образование в России. - 2015. - № 7. - C. 26-30.

3. Донских О. А. Дело о стандартах // Высшее образование в России. -2015. - № 6. - C. 36-43.

4. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://professions.org.ru/.

5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», рег. № 514 от 08.09.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov.

6. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. -C. 31-36.

7. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trudkod.ru/.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Healey D. et al. TESOL Technology Standards Framework. Alexandria: Teachers of English to Speakers of Other Languages, 2008. 48 p.

10. Preparing Faculty for Academic Management. Needs Assessment & Benchmarking [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hrweb.berke-ley.edu/sites/default/files/attachments/07academicmanagement.pdf.

11. Rokhlina E.K. Essential Aspects of Teaching English in Teacher Professional Development Programs [Электронный ресурс] // Journal of Teaching and Education. - 2015. - Vol 4, № 2. - P. 363-366. - Режим доступа: http://www.uni-versitypublications.net/jte/0402/html/H5V881.xml.

12. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.enqa.eu/ wp-content/uploads/2013/06/ESG_3edition-2.pdf.

13. The UK Professional Standards Framework for teaching and supporting learning in higher education. 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.heacademy.ac.uk/sites/default/files/downloads/ukpsf_2011_english.pdf.

Современные проблемы науки и образования

195

Благодарности

Автор выражает благодарность всем участникам опроса «Об организации повышения квалификации научно-педагогических работников (НИР) по иностранным языкам». Автор выражает благодарность Асмолову А.Г и Клинк О.Ф. за предоставление копии стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и пояснения о применении данного документа при разработке образовательных программ, а также копии Ириказа от 8 сентября 2015 года N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Иедагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»».

креативный компетентный

СПЕЦИАЛИСТ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ - ОСНОВА ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД)

© Шитов С.Б.*

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва

Подготовка техническими вузами креативных компетентных спе-циалистов-исследователей является одной из основных задач современности, поскольку устойчивое социально-экономическое и духовное развитие на пути к обществу знания невозможно без высокопрофессиональных кадров, отвечающих современным запросам развития экономики, науки, техники и технологий.

Ключевые слова креативный специалист, компетенция, общество знания.

Основной задачей вузов является подготовка креативных компетентных специалистов-исследователей. Исследовательская деятельность студентов должна стать основополагающей в формировании будущего специалиста, т.к. она обладает всеми необходимыми атрибутами, способствующими его личностному и профессиональному совершенствованию. Следовательно, образовательный процесс в вузах должен предполагать инновационную составляющую.

В современном мире большое внимание уделяется высшему образованию в целом и инженерному образованию в частности.

Профессор кафедры Философии, доктор философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.