Научная статья на тему 'Проблемы повышения качества микропространства и благоустройства в крупном городе'

Проблемы повышения качества микропространства и благоустройства в крупном городе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
660
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ПРОГРАММЫ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ЛИЦО ГОРОДА / ФАСАДЫ ДОМОВ / MICROSPACE / PUBLIC SPACE / LANDSCAPING / LANDSCAPING PROGRAMS / THE FACE OF THE CITY / THE FACADES OF HOUSES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гатауллин Ринат Фазлтдинович

В данной работе впервые дано понимание социально-экономического содержания микропространства как элемента общественных благ и роста его качества, обусловленных работами по благоустройству. Систематизирован мировой опыт благоустройства, выявлены общемировые и общероссийские тенденции в этом направлении работ. В качестве общемировых тенденций рассмотрены: · глобализация, обеспечение конкурентоспособности каждого города в общемировом пространстве; · обеспечение разумности, создание удобной для каждого жителя жизненной среды (проекты «Умный город»); · достижение гуманности, когда общий успех в жизнедеятельности города определяется активной позицией его жителя (проекты «Живой город»). Представлен анализ выполнения программ по благоустройству г. Уфы, сформулированы основные задачи в предстоящий период в данной области, что включает сохранение нынешнего уровня озеленения, осуществление реконструкции улиц, жилых домов и прочих элементов общественного пространства, приобретение городом собственного лица. В качестве ключевых индикаторов выполнения работ по благоустройству г. Уфы на период до 2030 года, названы показатели: · сохранения нынешнего уровня озеленения города; · осуществления реконструкции улиц и жилых домов, общественного пространства, придание городу собственного лица; · увеличения числа парковочных мест. Повышение качества микропространства означает более высокий уровень удовлетворения личных потребностей в данных видах общественных благ, что означает создание функциональной дифференциации существующих элементов пространства, ориентация работ по их реконструкции на особенности потребностей всех социальных групп, имеющих различные виды досуга, различные модели потребительского поведения и выбора места работы, а также разную транспортную мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improving the quality of micro-space and landscaping in a large city

In this paper, for the first time given an understanding of the socio-economic content of the micro-space as an element of public goods and the growth of its quality due to landscaping. Systematized international experience of improvement identified global and national trends in this area of work. As global trends are considered: · globalization, ensuring the competitiveness of each city in the global space; · ensuring the reasonableness, creation of comfortable for each resident of the living environment («Smart cities»); · achievement of humanity, when the overall success in the life of the city is determined by the active position of its residents (projects «Living city»). The analysis of accomplishment of programs on improvement of Ufa is presented, the main tasks in the forthcoming period in this area that includes preservation of current level of gardening, implementation of reconstruction of streets, houses and other elements of public space, acquisition by the city of own person are formulated. As key indicators of accomplishment of works on improvement of Ufa for the period till 2030, indicators are called: · maintain the current level of greening of the city; · mplementation of reconstruction of streets and houses, public space, giving the city its own face; · increasing the number of Parking spaces. Improving the quality of micro-space means a higher level of satisfaction of personal needs in these types of public goods, which means the creation of functional differentiation of existing elements of space, the orientation of their reconstruction on the features of the needs of all social groups with different leisure activities, different models of consumer behavior and choice of employment, as well as different transport mobility.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения качества микропространства и благоустройства в крупном городе»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/43ECVN418.pdf DOI: 10.15862/43ECVN418 (http://dx.doi.org/10.15862/43ECVN418) Статья поступила в редакцию 29.08.2018; опубликована 17.10.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Гатауллин Р.Ф. Проблемы повышения качества микропространства и благоустройства в крупном городе // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/43ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/43ECVN418

For citation:

Gataullin R.F. (2018). Problems of improving the quality of micro-space and landscaping in a large city. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https://esj.today/PDF/43ECVN418.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/43ECVN418

Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УФИЦ РАН по теме «Нивелирование пространственной поляризации разноуровневых территориальных систем в условиях формирования технологического прорыва» (№ госрегистрации AAAA-A17-117021310209-5)

УДК 332.1 ГРНТИ 06.61.53

Гатауллин Ринат Фазлтдинович

ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Уфа, Россия Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Заведующий сектором «Экономики и управления развитием территорий»

Доктор экономических наук, профессор E-mail: gataullin.r2011@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7459-9728 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=664921

Проблемы повышения качества микропространства и благоустройства в крупном городе

Аннотация. В данной работе впервые дано понимание социально-экономического содержания микропространства как элемента общественных благ и роста его качества, обусловленных работами по благоустройству. Систематизирован мировой опыт благоустройства, выявлены общемировые и общероссийские тенденции в этом направлении работ. В качестве общемировых тенденций рассмотрены:

• глобализация, обеспечение конкурентоспособности каждого города в общемировом пространстве;

• обеспечение разумности, создание удобной для каждого жителя жизненной среды (проекты «Умный город»);

• достижение гуманности, когда общий успех в жизнедеятельности города определяется активной позицией его жителя (проекты «Живой город»).

Представлен анализ выполнения программ по благоустройству г. Уфы, сформулированы основные задачи в предстоящий период в данной области, что включает сохранение нынешнего уровня озеленения, осуществление реконструкции улиц, жилых домов и прочих элементов общественного пространства, приобретение городом собственного лица.

Страница 1 из 11

43ECVN418

В качестве ключевых индикаторов выполнения работ по благоустройству г. Уфы на период до 2030 года, названы показатели:

• сохранения нынешнего уровня озеленения города;

• осуществления реконструкции улиц и жилых домов, общественного пространства, придание городу собственного лица;

• увеличения числа парковочных мест.

Повышение качества микропространства означает более высокий уровень удовлетворения личных потребностей в данных видах общественных благ, что означает создание функциональной дифференциации существующих элементов пространства, ориентация работ по их реконструкции на особенности потребностей всех социальных групп, имеющих различные виды досуга, различные модели потребительского поведения и выбора места работы, а также разную транспортную мобильность.

Ключевые слова: микропространство; общественное пространство; благоустройство; программы по благоустройству; озеленение; лицо города; фасады домов

Понятие микропространства больше распространено среди архитекторов [1]. Существует мнение, что «микро-пространства представляют собой элементарные (самые мелкие) частицы социального пространства города» [2]. При этом в качестве границ микропространства принимаются архитектурные элементы сооружений. Виды микропространства воспринимаются как тропы, углы, площадки, стенки [2].

Данное определение микропространства как элемента архитектуры не выражает его социально-экономическое содержание и не может использоваться при подготовке стратегий муниципальных образований, в которых значительное место принадлежит разделу пространственного развития.

Экономическое пространство рассматривается как социально-экономическая определенность с присущими ей свойствами, имеющая границы в виде разрывов в их проявлении. В зависимости от выбранных критериев может быть выявлено множество типов пространства [3].

В качестве критерия выделения микропространства от общей совокупности пространственных отношений можно использовать подход разграничения микро- и макроэкономики. Центральным субъектом в микроэкономике является человек со всей совокупностью его потребностей [4]. В макроэкономике - территориальное сообщество людей с соответствующими потребностями [5].

На наш взгляд, микропространство - та его часть, который непосредственно используется для удовлетворения соответствующих потребностей личности. Самым низовым звеном в этом является личная комната члена семьи в квартире. Возможна ситуация, когда человек занимает квартиру один, проживая отдельно. Ситуация, когда человек не имеет собственную комнату означает его ущемленное состояние.

Следующим уровнем микропространства является квартира, в которой человек удовлетворяет свои потребности в тепле, в воде, в безопасности и т. д. Удовлетворяя данные потребности человек уже вступает в определенные отношения с другими членами семьи. В случае коммунальной квартиры - с соседями по квартире, когда возникает уже другое качество данного блага (как общественного).

Подъезды, лифты являются еще одним уровнем микропространства, когда человек свои потребности удовлетворяет совместно с соседями. В этом случае микропространство приобретает характер общественного блага более высокого порядка.

Совместно с еще большей группой соседей происходит удовлетворение потребности человека в отдыхе, в парковке личного автомобиля используя придомовые территории.

Улицы, парки, скверы, тротуары служат к еще большему кругу людей, образуя общественные блага еще более высокого порядка.

Всякое благо является результатом производства. В данном случае немаловажное значение имеют работы по благоустройству или надлежащему содержанию объектов микропространства. При выполнении данного вида работ при реконструкции объектов микропространства может произойти и приращение их полезности или потребительной стоимости. Способность удовлетворять больший объем потребностей, как мы считаем, и является критерием качества микропространства.

Накопленный опыт говорит о богатой палитре возможных направлений работ по благоустройству или повышению качества микропространства.

Анализ общемировых и общероссийских тенденций в благоустройстве

Развитие российских городов в постсоветский период можно характеризовать как поворот в сторону общемировых тенденций, среди которых следует отметить:

• глобализацию, обеспечение конкурентоспособности каждого города в общемировом пространстве;

• обеспечение разумности, создание удобной для каждого жителя жизненной среды (проекты «Умный город»);

• достижение гуманности, когда общий успех в жизнедеятельности города определяется активной позицией его жителей (проекты «Живой город»).

Проекты «Умный город - Smart city» начали использоваться в США уже в 1990-е гг., в сообществах Паоло-Альто и Блэксбург (Вирджиния). В Манчестере (Великобритания) были достигнуты органическое единство работ по реализации стратегий городского развития и информации, что позволило обеспечить связанность в функционировании городских технологических и коммуникационных сетей [6].

В Сингапуре такие проблемы развивающегося города как плохая организация транспорта, наличие множества изношенных зданий, отсутствие парковок (весь перечень проблем российских городов) решались на основе следующих принципов:

• долгосрочное перспективное планирование;

• ориентация органов власти на общие интересы стейкхолдеров в городе (включая население);

• привлечение возможности бизнес-структур для реконструкции городской среды;

• гибкая реакция на изменяющиеся условия для решения вышеназванных проблем

[7].

Развитая правовая база по осуществлению работ по благоустройству и реконструкции существующих жилых домов создана в Германии. Эти работы в стране выполняются строго под контролем государственных органов [8].

В настоящее время существуют международные организации, отстаивающие сохранность европейского архитектурного наследия, куда входит и Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS).

Важным является не только обеспечение сохранности исторических зданий, но и повышение уровня их комфортности, на что в целом и направлены меры по благоустройству и реконструкции существующего жилья.

Благоустройство оказывает большое влияние на организацию нормального, здорового отдыха жителей города, создают его эстетический каркас. В этом особую роль играет озеленение. В Европе озеленения исторических центров городов осуществляют путем реконструкции и разуплотнения застроенных районов. В городах Южной Европы все шире используется такая форма как зеленые крыши, а также сады и скверы, устроенные на платформах подземных гаражей. Создаются «зеленые оазисы» высоко над землей, в лоджиях и на балконах, подвесные сады. 1

Зарубежный опыт говорит о необходимости «превращения негативного качества в позитив». Широко для укрепления городов используют водные акватории [9].

Благоустройство производится согласно утвержденным проектам, в котором определены не только источники финансирования, но и юридические механизмы решения возможных проблем с собственниками земли и зданий.

В европейских городах очень большое внимание уделено и проблемам чистоты [10].

В Лондоне озеленением занимаются частные компании и сами жители. Основная проблема, стоящая перед российскими городами - освоение новых функций, которые соответствуют современным требованиям. Это - обеспечение высокого качества представляемых каждому человеку общественного пространства, коммунального благоустройства и эстетического оформления, которое удовлетворит большинство его граждан.

Представляет интерес сооружение «Экологических парковок». В Москве компания «ИНСТЕК» используя зарубежный опыт начала работы по обустройству экологических парковок. Немецкая технология системы ТТЕ-system позволяет сохранить зеленый газон и укрепить грунт для парковки автомобилей (весом до 3 т). В Москве комплексное благоустройство включает:

1. реконструкцию и ремонт фасадов и подъездов зданий;

2. организацию дорожно-транспортной сети;

3. реконструкцию озеленения;

4. устройство газонов и цветников;

5. освещение дворов, включая художественную подсветку;

6. размещение элементов и малых архитектурных форм детских спортивно-игровых площадок;

7. комплектация дворов элементами городской мебели;

8. организация площадок для выгула собак;

9. обеспечение парками индивидуального транспорта;

1 Зарубежный опыт благоустройства и озеленения городов [Электронный ресурс]. - URL: https://poisk-ru.ru/s41388t7.html.

10. обустройство мест мусоросбора.2

Каждый комплекс благоустройства представляет собой содержание соответствующих проектов.

В г. Краснодаре была реализована муниципальная целевая программа «Зеленый пояс и цветочный наряд Краснодара», который позволил решение экологических проблем соединить с улучшением эстетического вида города.3

Защите зеленого пояса города уделяется большое внимание в г. Нижнекамске, где была проведена инвентаризация зеленых насаждений, создана соответствующая электронная карта.4

В настоящее время благоустройство представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, повышение комфортности условий проживания для его жителей, единого архитектурного облика города. Конечной целью работ по благоустройству должно стать создание «Города для людей», когда каждый может эффективно использовать для удовлетворения своих потребностей все пространство города.

Уфа среди других городов республики отличается высоким уровнем благоустройства. В столице Башкортостан насчитывается 4955 многоквартирных жилых домов при общей площади дворовых территорий 16,5 млн кв. м., из них асфальтовое покрытие имеют 6,9 млн кв. м. В настоящее время число освещаемых дворов - 292 ед., или 7,2 % от их общего числа. При этом в г. Уфе сегодня освещаются 832 улицы или 49,1 % от их числа. Как показывают результаты социологического опроса, проведенного в рамках подготовки для Уфы «Стратегии - 2030 г.», наибольшие нарекания вызывает у населения именно освещение дворов (30,8 % из числа опрошенных) и улиц (11 % - отрицательные ответы из их же числа).

Количество благоустроенных дворовых территорий составляет 1812 ед., что составляет 36,6 % от их числа, в которых проживает 37,4 % населения. Общая площадь благоустроенных дворовых территорий в городе составляет 2,2 млн кв. м. Нуждается в благоустройстве 1852 дворовых территорий.

Количество и площадь территорий, специально оборудованных для отдыха, общения, спортивными площадками, детскими площадками и т. д. составляет 489 ед.

Благоустроенными дворовыми территориями считаются обеспеченные твердым покрытием, позволяющие осуществить передвижение в любую погоду, оснащенные мебелью для детских площадок и отдыха, урнами для сбора отходов и озеленением. Доступ к перечисленным благам в пределах пятиминутной ходьбы имеет 29,9 % населения.

2 Особенности инженерного оборудования территорий при реконструкции [Электронный ресурс] // Познайка. URL: https://poznaYka.org/s93388ti.html.

3 Постановление Администрации МО г. Краснодар от 29 августа 2011 года №6113 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Зеленый пояс и цветочный наряд Краснодара» на 2011-2014 годы.

4 Решение Нижнекамского городского Совета Нижнекамского муниципального района РТ от 27.12.2006 года №32 «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района».

Страница 5 из 11

Благоустройство г. Уфы

43ECVN418

Объекты благоустройства в Уфе в большинстве своем были построены в 1960-1990 гг. и за эти годы пришли в негодность. В зоне отдыха большинства дворов отсутствует необходимый набор мебели и обустроенные спортивно-игровые площадки с травмобезопасным оснащением.

На территории Уфы имеются 93 парков, скверов, набережных с площадью 14 млн кв. м (8 парков на площади 99,0 га, 36 скверов общей площадью 52,2 га, 3 сада на 8,9 га, 2 бульвара на 2,0 га, 21,8 тыс. га - городских лесов и лесопитомник на 60,0 га и т. д.). Из них благоустроено 60 млн кв. м или 42,9 % от их общей площади. (в благоустройстве нуждается 57,1 % от площади общественных территорий). Степенью озеленения города удовлетворены 57,6 % опрошенных уфимцев, в то же время благоустройством общественных территорий в той или иной степени не удовлетворены 20,4 % из их числа.

В анализируемый период число парков и скверов в городе росло, как и площади под ними (рис. 1). Рост численности населения в городе приводит к постепенному снижению площади зеленой зоны в расчете на душу населения, что превращает в актуальную проблему сохранение площади зеленых насаждений.

Рисунок 1. Площадь объектов общественного пространства, закрепленных за МУП «Горзеленхоз» ГО г. Уфа в 2008-2017 гг. (источник: составлено автором)

Социологический опрос показал, что 77,7 % населения устраивает существующая сеть парков, скверов и зон отдыха. В то же время актуальными являются создание новых парковых зон и скверов в Кировском, Ленинском и Октябрьском районах города и реконструкция парковых зон в Калининском, Орджоникидзевском районах.

В целях благоустройства были реализованы муниципальные программы:

• «Капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям на территории городского округа г. Уфы Республики Башкортостан» (с 2011 г.).

• «Развитие жилищно-коммунального хозяйства транспортного обслуживания и мониторинг состояния среды обитания и здоровья населения городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» (с 2013 г.).

• «Формирование современной городской среды городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» (с 2017 г.).

Наибольшая сумма расходов на цели благоустройства в г. Уфе были осуществлены в 2011-2012 гг., что составило 1019,4 млн руб. или 53 % всех затрат за анализируемый период (таблица 1).

За это время было благоустроено 945 дворовых территорий. Все это говорит об имеющемся потенциале города в осуществлении благоустройства дворовых территорий.

Таблица 1

Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в 2008-2017 гг.

Годы Фактическая сумма выполнения, в млн руб. Количество объектов, шт.

2008 59,4 44

2009 48,1 44

2010 46,2 62

2011 574,5 682

2012 444,8 263

2013 196,6 115

2014 156,1 79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 75,1 52

2016 1,5 1

2017 336,5 157

Всего 1938,8 1499

Источник: составлено автором

На вопрос об удовлетворенности с уровнем благоустройства дворов и улиц г. Уфы получены следующие ответы: удовлетворены - 16,8 %, скорее удовлетворены - 41 %, скорее не удовлетворены - 28,2 %, не удовлетворены - 13,2 %, затруднились ответить - 0,8 % опрошенных.

Особенностью второго этапа работ по благоустройству дворовых территорий является упор на оборудование детских игровых и спортивных площадок, украшение дворов с использованием малых архитектурных форм. В свою очередь, на первом этапе (до 2022 г.) на передний план выходит ремонт фасадов домов.

Объем выполненных видов работ по благоустройству в городе сильно колеблется по годам (рис. 2).

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Всего

° Поставка детских игровых и спортивных площадок, шт. п Число домов, в которых был произведен ремонт фасадов, ед.

Рисунок 2. Выполнение видов работ по благоустройству дворовых территорий в 2008-2017 гг. (источник: составлено автором)

В 2008-2010 гг. большое внимание было уделено ремонту фасадов (49 % от всего ремонта за анализируемый период).

При этом в эти годы поставка детских игровых и спортивных сооружений составило 14 шт. или чуть меньше 3 % от их ввода.

В 2015-2017 гг. выявилась тенденция сокращения числа домов, в которых был отремонтированы их фасады. При этом, в 2016-2017 гг. весь ремонт фасадов был проведен за счет средств собственников. В 2008-2017 гг. за счет собственников было отремонтировано 200 домов, против 181 домов отремонтированных за счет бюджета города (из них 135 домов - в 2015 г.).

За счет средств федерального бюджета были отремонтированы фасады 494 домов. До 2014 г. данный источник финансирования преобладал, после этого от этой схемы отказались.

На период до 2024 г. во всех дворовых территориях должен быть проведен ремонт проездов, обеспечено освещение, установлены скамейки и урны для мусора (минимальный перечень работ). После этого благоустроенные дворы будут переданы жильцам и станут частью общедомового имущества. В дальнейшем жильцы сами будут платить за благоустройство и содержание в порядке дворовых территорий.

Организация парковок для хранения личных автомобилей, создание детских спортивных площадок даже сегодня признано как дополнительные работы, которые выполняются при финансировании с участием самих жильцов.

С учетом вышесказанного действующая программа «Формирования городской среды городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» требует корректировки к 2024 г. с учетом необходимости обеспечения полного охвата дворовых территорий ремонтными работами в соответствии с минимальным их перечнем.

Согласно утвержденной концепции «Строительство паркингов, организации парковок (парковочных мест), автостоянок для хранения автомобильного транспорта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период 2012-2020 годы» на территории городского округа имеются 87157 машино-мест, расположенные в том числе рядом с объектами притяжения транспорта.

На основании нормативов градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан для хранения легковых автомобилей в частной собственности в местах организованного хранения автотранспортных средств, требуется не менее 350 машино-мест из расчета на 1000 жителей. Иными словами, для населения Уфы требуется 388500 машино -мест.

Обеспеченность парковками районов в г. Уфе представлена в таблице 2. На сегодня она в городе составляет 22,4 %.

Около 60 % территории городского округа охвачены разработанными проектами планировок, в рамках которых предусмотрены существующие и перспективные места для организованного хранения автотранспорта, суммарная численность которых составляет 199401 шт.

Таблица 2

Обеспеченность парковками районов в г. Уфе, ед.

Наименование районов ГО г. Уфы Гаражные кооперативы Многоуровневые паркинги Подземные автостоянки, в т. ч. под жилыми домами

Кол-во объектов Кол-во машино-мест, всего Количество машино-мест кол-во объектов кол-во машино-мест кол-во объектов кол-во машино-мест

в том числе металлические в том числе капитальные

Демский 19 5260 2181 3079

Калининский 106 24714 20521 4193 2 112 2 50

Кировский 62 9201 7165 2036 4 1336 49 2147

Ленинский 38 9418 6541 2877 17 812

Октябрьский 88 11574 7671 3903 10 2879 39 975

Вестник Евразийской науки 2018, №4, Том 10 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2018, No 4, Vol 10 https://esi.today

Наименование районов ГО г. Уфы Гаражные кооперативы Многоуровневые паркинги Подземные автостоянки, в т. ч. под жилыми домами

Кол-во объектов Кол-во машино-мест, всего Количество машино-мест кол-во объектов кол-во машино-мест кол-во объектов кол-во машино-мест

в том числе металлические в том числе капитальные

Орджоникидзевский 125 9275 3948 5327 2 578 22 556

Советский 73 4277 2174 2103 1 394 62 3599

Всего: 517 73719 50201 23518 19 5299 191 8139

Источник: составлено автором

В 2008-2017 гг. в г. Уфе выявлены следующие тенденции в развитии благоустройства:

• объем работ по благоустройству дворовых территорий по годам колеблется в сотни раз;

• число домов, в которых был произведен ремонт фасадов составил в 2011 гг. 14 ед. (min), в 2009 г. - 252 ед. (max);

• выросло число парков и площадь парков и скверов;

• увеличилось число парковок.

При подготовке и реализации проектов по благоустройству г. Уфы необходимо учитывать разнообразие рельефа, богатую растительность и высокий уровень озеленения города, наличие рек и естественных водоемов в его черте и общественную активность населения.

По доле положительных ответов на вопрос об участии в реализации общественных проектов первое место (17 % опрошенных) занимает желание участвовать в работах по благоустройству. Это говорит о потенциале проекта «Живой город» в Уфе.

Проблемная часть в развитии благоустройства города определяется дефицитом финансовых ресурсов, низким уровнем благоустройства по некоторым направлениям: высокая доля неосвещаемых улиц и дворов, дефицит парковочных мест, требуемыми объемами работ по ремонту фасадов домов, реконструкции скверов и парков, а также отсутствием единой концепции по эстетическому оформлению города.

Сегодня 23,7 % из числа опрошенных уфимцев приоритетным направлением развития города признают создание комфортной городской среды (второе место по значимости).

Целью развития благоустройства г. Уфы является повышение уровня комфортности города для проживания и эстетичности оформления общественного пространства. Ее реализация предполагает решение следующих задач:

• сохранение нынешнего уровня озеленения;

• осуществление реконструкции улиц и жилых домов, придание городу собственного лица;

• увеличение числа парковочных мест, осуществление реконструкции парков и скверов.

Заключение

Потребность в обеспечении элементами микропространства в нынешних условиях приобретает все более растущее значение. В связи с этим в разрабатываемых Стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2030 года разделы пространственного развития требуют большего внимания. При разработке отдельных проектов необходимо учесть мировой опыт, достижения отдельных городов нашей страны.

Предлагаемые проекты должны иметь системный характер, базироваться на комплексном анализе существующих проблем и быть направленными на их решение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крашенинников А.В. Социально-пространственная структура пешеходного пространства / Международный электронный научно-образовательный журнал «AMIT» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/4kvart12/ krasheninnikov/ abstract.php.

2. Крашенинников А.В. Микро-пространства городской среды // Международный электронный научно-образовательный журнал «AMIT» [Электронный ресурс]. -URL: http ://www.marhi .ru/eng/AMIT/2014/4kvart 14/krash/abstract.php.

3. Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: монография / под общей редакцией д.э.н., проф. Р.Ф. Гатауллина. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2016. - 216 с.

4. Булатов А.С., Бартенов С.А., Соколова О.В. Микроэкономика. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.

5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. - М.: ДиС, 2010. - 624 с.

6. Бойкова М.В., Ильина И.Н., Салазкин М.Г. Будущее городов: города как агенты глобализации и инноваций // Форсайт. - 2011. - Т.5. - №4. - С. 32-48.

7. Николаевская И.А. Благоустройство территорий. - М.: Академия, 2006. - 272 с.

8. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - М.: Наука, 1996. - 470 с.

9. Негробов О.Л. Экологические основы оптимизации и управления городской средой. Экология города. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 272 с.

10. Алексеева-Бескина Т.Н. Искусственная среда обитания и парадоксы феномена города // Муниципальная власть. - 2005. - №4. - С. 80-82.

Gataullin Rinat Fazltdinovich

Ufa federal research Centre of Russian academy of sciences, Ufa, Russia Institute of social and economic researches - subdivision E-mail: gataullin.r2011@yandex.ru

Problems of improving the quality of micro-space and landscaping in a large city

Abstract. In this paper, for the first time given an understanding of the socio-economic content of the micro-space as an element of public goods and the growth of its quality due to landscaping. Systematized international experience of improvement identified global and national trends in this area of work. As global trends are considered:

• globalization, ensuring the competitiveness of each city in the global space;

• ensuring the reasonableness, creation of comfortable for each resident of the living environment («Smart cities»);

• achievement of humanity, when the overall success in the life of the city is determined by the active position of its residents (projects «Living city»).

The analysis of accomplishment of programs on improvement of Ufa is presented, the main tasks in the forthcoming period in this area that includes preservation of current level of gardening, implementation of reconstruction of streets, houses and other elements of public space, acquisition by the city of own person are formulated.

As key indicators of accomplishment of works on improvement of Ufa for the period till 2030, indicators are called:

• maintain the current level of greening of the city;

• mplementation of reconstruction of streets and houses, public space, giving the city its own face;

• increasing the number of Parking spaces.

Improving the quality of micro-space means a higher level of satisfaction of personal needs in these types of public goods, which means the creation of functional differentiation of existing elements of space, the orientation of their reconstruction on the features of the needs of all social groups with different leisure activities, different models of consumer behavior and choice of employment, as well as different transport mobility.

Keywords: micro-space; public space; landscaping; landscaping programs; landscaping; the face of the city; the facades of houses

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.